Единство и многообразие исторического процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единство и многообразие исторического процесса



Историческое и логическое - философские категории, раскрывающие важные особенности процесса развития, а также соотношение между логическим развитием мысли и реальной историей предмета. И. выражает структурные и функциональные процессы возникновения и формирования данного объекта. Л.- те соотношения, законы, связи и взаимодействия его сторон, к-рые существуют в развитом состоянии объекта. И. относится к Л. как процесс развития к его результату, в к-ром последовательно складывающиеся в ходе реальной истории связи достигли «полной зрелости, своей классической формы» (Энгельс). И. и Л. находятся в диалектическом единстве, включающем в себя момент противоречия. Их единство выражается: 1) И. содержит в себе Л. в той мере, в какой всякий процесс развития заключает в себе свою объективную направленность, свою необходимость, приводящую н определенному результату. Хотя в начале процесса Л., как выражение развитой структуры объекта,, еще отсутствует, последовательность проходимых процессом фаз в общем и целом совпадает с тем отношением (логической связью), в к-ром находятся компоненты развившейся системы т. е. процесс как бы несет в себе свои результат; 2)Единство И. и Л. выражается в том, что соотношение и взаимозависимость сторон развитого целого своеобразно отражают историю становления этого целого, историю формирования его специфической структуры. Результат содержит в себе в «снятом» виде породившее его движение: Л. заключает в себе И, Но хотя единство И. и л. имеет решающее значение для понимания соотношения между историей объекта и его развитой формой, они совпадают лишь в общем и целом, т. к. в объекте, достигшем полной зрелости и классической формы, отпадает и утрачивается все случайное, преходящее, все те зигзаги развития, к-рые неизбежны в реально протекающем процессе. Л. есть «исправленное» И., но это «исправление» осуществляется «соответственно законам, которые дает сам действительный исторический процесс...» (Энгельс). Отсюда вытекает различие в логическом и историческом способах отображения действительности в мышлении. Различие этих способов исследова-аия - не просто и не только различие субъективных целей исследования: оно имеет свою объективную основу. Именно потому, что в самой действительности процесс и результат развития не совпадают, хотя и находятся в единстве, неизбежно различие по содержанию исторического и логического способов исследования. Задачей исторического исследования является раскрытие конкретных условий и форм развития тех или иных явлений, последовательности их переходов от одних исторически необходимых стадий к др. Задачей логического исследования является раскрытие той роли, к-рую отдельные элементы системы играют в составе развитого целого. Но т. к. развитое целое сохраняет лишь те условия и моменты своего развития, к-рые выражают его специфический характер, то тем самым логическое воспроизведение развитого целого оказывается ключом к раскрытию его действительной истории. «Анатомия человека - ключ к анатомии обезьяны» (Маркс). Вместе о тем грани, отличающие эти два способа исследования, условны, подвижны, ибо Л. в конечном счете - это то же И., только освобожденное от его конкретной формы, представленное в обобщенном, теоретическом виде, и наоборот: И.- это то же Л., только облеченное в плоть и кровь конкретного исторического развития. Диалектика И. и л. выражает существенный аспект диалектической логики, раскрывающей общие законы познания объективных процессов развития.

 

 

44. Роль народных масс в и личностей в истории.

1. Народные массы - решающая сила общественного развития, творец истории.

а) в производстве материальных благ

б) в развитии духовной культуры общества

в) в политической жизни общества.

2. Роль личности в истории. Культ личности и пути его преодоления.

1. Старая философия отрицала решающую роль народных масс в истории. Утверждалось, что историю творят отдельные выдающиеся личности: короли, полководцы, ученые…

Утверждалось, что они есть исполнители божественной воли, их окружали ореолом святости, непогрешимости.

Утверждали, что история представляет собой собрание биографий великих людей.

Официально идеологии прошлых лет пропагандировали идею враждебного отношения к народу.

Ныне некоторые идеологи говорят о народе, как о немой толпе, которой руководят слепые разрушительные инстинкты, а поэтому невозможно отказаться от принципа господства меньшинства над большинством, так как масса ленива и инертна.

Народные массы - это категория конкретно-историческая. Содержание этого понятия изменяется с переходом от одной формации к другой.

К народу относятся группы, решающие прогрессивные задачи в данную эпоху.

Развивается общество, меняются и слои населения, составляющие народ.

Общественное развитие, как и развитие природы, происходит по объективным законам.

В отличие от законов природы, законы истории реализуются людьми - существами сознательными.

Люди не могут отменить общественных законов, но они могут ускорить или замедлить их действия, их проявления, поэтому народные массы являются решающей, но не определяющей силой развития общества.

Направление и характер деятельности народных масс не произвольны.

­ В чем конкретно проявляется решающая роль народных масс в истории?

В развитии материального производства. Вне материальная культура - это плод труда многих поколений людей.Народные массы есть основная движущая сила технического прогресса, именно они, крупица по крупице совершенствовали орудия труда.Народные массы создают основу для развития духовной жизни общества.Народ - создатель, носитель и хранитель языка, а язык - это важнейший фактор, определяющий процесс духовной культуры.

в) Роль народных масс в политической жизни общества В области политики трудящиеся массы должны быть послушным орудием в руках эксплуататоров. В течение многих столетий эксплуататорские школы все делали для того, чтобы отстранить от участия и управления государством.Они стремились не допустить влияния народа на политику, а сам народ лишить политических прав.Несмотря на это, именно народ творит политическую историю и широком смысле.

 

2. Некоторые идеологи критикуют сторонников философского материализма за то, что они признают действие народных масс, но отрицают роль личности.В действительности философский материализм отвергает идеалистическое представление о том, что именно великие люди творят историю, но вместе с тем, социальная философия утверждает, что классы организуются в партии, а партии выдвигают своих руководителей, лидеров.Не всякая известная личность есть великая личность.Личность велика в той мере, в какой она понимает и отражает потребности прогрессивного общественного развития.Сила великой личности в служении интересам передовых классов.

45.Проблема периодизации исторического процесса в философии. Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Для периодизации могут избираться самые разные основания: от смены типа мышления (О. Конт, К. Ясперс) до смены способов коммуникации (М. Маклюэн) и экологических трансформаций (Й.Гудсблом). Многие учёные, начиная от мыслителей XVIII века (А.Барнав, А. Фергюсон, А. Смит) до современных постиндустриалистов вроде Д. Белла и Э. Тоффлера, опираются на экономико-производственные критерии.

Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом и покупателем стираются — «prosumer» может сам удовлетворить все свои потребности.

Формационный подход. Элемент марксистской теории исторического материализма, т.е. чредование сменящих друг друга общественно-экономических формаций, которые согласно марксистской теории, представляют собой определённые стадии общественного развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.01 с.)