Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 1. Всемирно-исторический процесс и историческое познание.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема № 4. Средневековая цивилизация. План. 1. Общая характеристика западноевропейского Средневековья. 2. Великие географические открытия и зарождение капиталистических отношений в Европе. Реформация. 3. Особенности развития стран Востока в средние века.
Тема № 1. Всемирно-исторический процесс и историческое познание. План. 1. Предмет исторической науки. Функции исторического познания. Исторические источники и методы исторического исследования. 2. Принципы изучения исторических фактов. 3. Основные исторические концепции и подходы к изучению истории. 4. Варианты периодизации истории.
История изучает развитие человеческого общества во всей его конкретности и многообразии с целью понимания его прошлого, настоящего и будущего. Предмет истории - изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса. Исторический процесс – это ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах. Главная задача истории – обобщение и обработка накопленного человеческого опыта. Из нее вытекают другие задачи: - воспитание народа, развитие всего его потенциала; - самоидентификация общества, ориентация людей в социальном пространстве; - сохранение социальной памяти; - полное развитие способностей человека – логики, памяти, анализа, сравнения; - прогнозирование будущего, ограничение возможных альтернатив развития. История выполняет несколько социально значимых функций. Первая – познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества. Вторая функция - практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории. Русский историк В.О. Ключевский (1841-1911), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями». Третья функция – мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания. История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий. Такой подход формирует потребность осмысливать действительность не в статике, а в историческом процессе, в хронологической связи, в диалектике развития. Вспомогательные исторические: 1. Историческая география – наука, исследующая условия жизни, среду обитания людей прошлого; 2. Историческая демография – наука о динамике численности и состава населения, способах его воспроизводства в прошлом; 3. Историческая ономастика – наука об именах (ее разделы: топонимика, антропонимика). Другие вспомогательные исторические дисциплины: палеография, историческая метрология, нумизматика, бонистика, сфрагистика и др. Археология, как специальная историческая дисциплина. История науки и техники. Объективные категории истории. 1) Историческое время, расположенность событий во временном ряду, наличие между ними связей. 2) Историческое пространство, как совокупность природно-географических, экономических, политических и общественных процессов, протекающих во времени и на определенной территории. Влияние географического фактора на экономику, быт народов, психологию, особенности социально-политической и культурной жизни. 3) Исторический факт, историческое событие, исторический нарратив, явление, процесс прошлого Специальные методы исторического исследования: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный, метод исторической периодизации, ретроспективный метод и др. Появление новых методов исторического исследования («нетрадиционные методы исследования»): историко-психологический метод, математические методы в истории Общество оставляет многочисленные следы своей жизнедеятельности, многообразные свидетельства, которые являются историческими памятниками. Именно благодаря им, историк получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания. Все исторические источники можно разделить на следующие группы: 1. Письменные (надписи на камнях, металле, керамике, берестяные грамоты, рукописи на папирусе, бумаге, печатные материалы). 2. Вещественные (орудия труда, одежда, посуда, монеты, оружие, архитектурные сооружения). 3. Этнографические и фольклорные (предметы быта различных народов, устное народное творчество, предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты). 4. Лингвистические (географические названия, личные имена). 5. Кинофотоматериалы. Но любое количество источников само по себе не может передать живой картины прошлого. История – это воссоздание прошлого на основе источников, это моделирование прошлого. Основу моделирования составляют факты. Именно на фактах базируются все представления и концепции. От достоверности фактов зависит восприятие и объяснение исторической действительности, способность постижения сущности исторического процесса. В исторической науке факт рассматривается в двух смыслах: как явление, имевшее место в истории и как его отражение в исторической науке. Между ними существует тесная связь. Историк дает факту известный смысл, который зависит от его общенаучных и идейно-теоретических взглядов, общественных потребностей. Поэтому в разных системах взглядов один и тот же исторический факт получает разное толкование и разное значение. Т.о., между историческим фактом (событием, явлением) и соответствующим ему научно-историческим фактом стоит интерпретация. Именно она превращает факты истории в факты науки. Методы исторического исследования: 1. Исторический - изучение явления во взаимосвязи различных причин, рассмотрение процесса в комплексном развитии. 2. Логический - с точки зрения доказательств и опровержений. 3. Хронологический – во времени. 4. Хронологически-проблемный – изучение истории по периодам, а внутри периодов по проблемам. 5. Проблемно-хронологический, изучающий одну сторону жизни в ее последовательном развитии. 6. Синхронистический, позволяющий установить взаимосвязь между процессами и явлениями, протекающими в одно время в разных регионах. Объективность исторического познания обеспечивается научными принципами. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории. Основными научными принципами являются следующие. Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем в конечном счете стало. Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абстрактно, вне временных позиций. Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности – личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность. Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (еще его называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей. Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее. Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого. Христианская концепция истории господствовала в общественном сознании с V до середины XVIII вв. Основные проблемы и идеи связаны со смыслом и содержанием человеческой (земной) истории. С точки зрения христианства смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу, в ходе которого формируется свободная человеческая личность, преодолевающая свою зависимость от природы и заданных ее потребностей и страстей. Начав отсчет человеческой истории от грехопадения Адама и Евы и изгнания их из Рая, христианская историософия, подчеркивала различие между исторической жизнью человека и его первобытным существованием, фиксировала внимание на истории как на линейно направленном процессе. Конец истории человечеству неизвестен. Христианская историософия оставила в наследство исторической науке идею всемирной истории, совершающейся под действием универсальных закономерностей, общих для всех народов. Рационалистическая или всемирно-историческая концепция появилась в XIX в. Основная проблема этой концепции – взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе. Ее создатели – Гегель и Маркс, считали, что история универсальна, в ней действуют общие и объективные по характеру закономерности. Развитие человечества проходит следующие этапы: по Гегелю – восточный, греко-римский, германский, по Марксу – докапиталистический, капиталистический и посткапиталистический. Важнейшим институтом общества является государство. Присущий этой концепции европоцентризм значительно сокращал возможности построения картины всемирной истории, ибо не учитывал особенности иных цивилизаций. В основу культурно-исторической концепции, появившейся в конце XIX в. легла идея локальных цивилизаций Н. Данилевского, О. Шпенглера, А.Тойнби. Ее суть заключается в том, что история рассматривается как пространство, заполненное самобытными регионально-культурными организациями. Каждая из них проходит стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Эта теория способствовала преодолению европоцентризма и создала предпосылки для непредвзятого, объективного изучения неевропейских цивилизаций. Подходы к изучению истории: формационный, цивилизационный, демографический, этногенетический, географический детерминизм. Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран. Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. Так, древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) делил историю народов на пять периодов – божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже. Древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) в понимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее: зарождение, расцвет, гибель. При этом вектор истории практически отсутствует. Такой взгляд на историю идет по аналогии с жизнью человека, с кругами цивилизации, о чем будет говориться дальше. Свой вариант периодизации по типу хозяйства предложил немецкий ученый Бруно Гильдебранд (1812-1878), который делил историю на три периода: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство. Русский ученный Л.И. Мечников (1838-1888) установил периодизацию истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние века), океанический (новое и новейшее время). Маркс исходя из принципа материалистического понимания истории разработал вариант периодизации, положив в ее основу способ производства' или формационную концепцию. В соответствии с этой теорией история человечества предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической). Способ производства – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. В отличие от Маркса западные ученые XX в. рассматривали исторический процесс как чередование одних и тех же «циклов» круговорота локальных цивилизаций. Крупнейший представитель этой теории – англичанин А. Тойнби. Несмотря на то, что выделенные им 13 основных цивилизаций развиваются независимо друг от друга, все они проходят в своем развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель. Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порожденные географической средой обитания, историческими особенностями. Выделяются три основных типа цивилизации. Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени. К этому типу относится первобытное состояние общества, для него характерны адаптация, гармония человека и природы, повторение традиций и запрещение нарушать, выраженное через табу. Этот тип цивилизации в настоящее время представлен отдельными племенами, сохранившимися в различных районах земного шара, например, – в Австралии, Африке, Америке, Сибири. Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий и развитой частной собственности, наличие кастовых общин, которые не будучи связанными друг с другом, опираются на сильно централизованную власть. Прогресс в таком обществе идет циклами, замедленно. Европейский (прогрессивный). В его основе – идея непрерывного развития. Этот тип становится общим для европейских стран с распространением христианства. Для него характерны рационализм, престиж результативного труда, развитая частная собственность, рыночные отношения, классовая структура с активно действующими политическими партиями, наличие гражданского общества. Все типы цивилизации равны перед историей, им присущи недостатки и достоинства. В первом решена проблема гармонии человека и природы, но человек не самореализуется. Восточное же общество направлено на духовность, но не ценит личность. Европейская цивилизация дает человеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революции, острой социально-классовой борьбе. Американский ученый Уолт Ростоу (социолог, политолог, экономист, историк) в 60-е годы XX в. разработал теорию стадий экономического роста. Тогда он выделил пять стадий экономического роста: - традиционное общество; - период предпосылок или переходного общества; - период «взлета» или сдвига; - период зрелости; - эра высокого массового потребления. Ростоу считает, что он дал теорию истории в целом, являющуюся современной альтернативой марксизма. Общественно-экономическим формациям, выдвинутым Марксом, Ростоу противопоставляет стадии роста и идеальным типом эры высокого уровня массового потребления признает «английско-американский образец». В 70-е годы Ростоу дополнил свою схему шестой стадией – на этой стадии общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий человека. Крупнейшие представители российских исторических школ: В. Татищев, Н Карамзин, В. Ключевский,, С. Соловьев,, М. Покровский, А. Сахаров, Б Рыбаков, И. Фроянов, Л. Гумилев, Р. Скрынников, В. Буганов, Н. Павленко.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.204 (0.011 с.) |