Занятие 2. Философия Просвещения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 2. Философия Просвещения



План

1. Основные проблемы философии Просвещения.

2. Английское просвещение: Т. Гоббса, Дж. Локка.

3. Французское Просвещение: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций,

Д. Дидро.

 

Цель занятия: показать основные проблемы философии Просвещения, познакомиться с основными философскими концепциями Просвещения.

 

Задачи:

1. Познакомиться с основными проблемами философии Просвещения.

2. Разобрать позиции Т. Гоббса и Дж. Локка на проблему общественного договора.

3. Рассмотреть философские концепции французского просвещения.

 

Основные проблемы философии Просвещения.

Просвещение – это политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества.

Для этой эпохи характерной чертой была вера в безграничные возможности разума и в здравый смысл, причем в самом широком значении: в сфере природы, индивидуальной и общественной жизни человека. По убеждению просветителей, «свету разума» доступны все аспекты бытия. Представление о природе у просветителей носило механистический характер. Новизна заключалась в утверждении материализма. Отказ от метафизики привёл к тому, что в основе биологической жизни мыслители и учёные того времени видели физические процессы, которые понимали как механическое движение.

Одной из главных задач эпохи Просвещения была задача воспитания гражданина, который сознательно служит обществу, исходя из собственных, а не навязанных ему свыше побуждений. Именно поэтому просветители уделяли большое внимание проблемам воспитания и образования, создавали различные педагогические концепции.

Родоначальниками Просвещения были Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт и Дж. Локк. Выдающиеся французские просветители – Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Д’ Аламбер.

Философия английского Просвещения: Т. Гоббс и Дж. Локк

Т. Гоббс (1586-1679). Государство, которое Гоббс называет Левиафаном, не вечно, оно создано человеком по своему образу и подобию. Этот искусственный человек могуществен, его власть неограниченна, что делает его земным божеством.

Согласно Гоббсу, все люди равны от природы. Однако поскольку они эгоисты и стремятся не только сохранить собственную свободу, но и подчинить один другого, то возникает ситуация «войны всех против всех». Это делает жизнь «беспросветной, звериной и короткой». В таком государственном состоянии не может быть собственности, справедливости или несправедливости, поскольку в обществе все процессы определяются инстинктами и наиболее нужными добродетелями выступают коварство и сила. Чтобы выжить в этой войне, люди объединяются, передав полномочия центральной власти. Таким образом, государство – это результат действия общественного договора. Договор между людьми завершается выбором правителя или верховного органа – от этого зависит форма правления, – который помогает положить конец войне. Поскольку государство отражает желание всех объединившихся, то против него не в силах бороться отдельные люди. Наступает мир. Лучшей формой государства Гоббс считал абсолютную монархию.

Оппонентом Гоббса выступил Дж. Локк, ставший на защиту людей. В естественном состоянии люди свободны, равны и независимы. В естественном состоянии царят свобода, собственность и труд, без которых человек не может реализовать себя. Конечно, естественному человеку свойственны эгоизм и индивидуализм, но при этом все располагают одинаковыми правами и обязанностями. Свобода есть результат общественного договора. Основное условие свободы: никто не имеет права ограничивать другого в жизни, здоровье, имуществе; никто не имеет права принуждать кого-либо к чему-либо. Индивидуальная свобода не абсолютна, она сопряжена с ответственностью перед другими. Это относится и к власти правителя, который получил её на основе делегирования ему обществом части своих прав, что делает такую власть тоже зависимой от естественного закона. Договор, по Локку, и отражает согласие сторон уважать следствия, вытекающие из естественного закона. И если какая-то сторона нарушает договор, например, правитель, то другая тоже имеет право отказаться от принятых на себя обязательств. Иными словами, люди могут расторгнуть договор с правителем в том случае, когда последний не соблюдает основные положения договора.

 

Французское Просвещение: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций, Д. Дидро

Вольтер резко критиковал Церковь как общественный (социальный) институт, но признавал необходимость веры в Бога как в перводвигателя Вселенной и высшего морального авторитета. Философ не допускал самой возможности существования общества вне религии: «Если бы не было идеи о Боге, её бы следовало измыслить; но она начертана перед нами во всей природе!».

Жан Жак Руссо (1712 – 1778) источник всех социальных зол видел в частной собственности. В первоначальный период существования человечества, в «естественном состоянии», все люди были равны. Частной собственности не было и никто ни от кого не зависел. Характерной чертой первобытного равенства была нравственная неиспорченность людей.

Согласно Руссо, ближайшими последствиями возникновения частной собственности стали: конкуренция, стремление к обогащению за счёт других, столкновение интересов. Таким образом, современное общество, его культура оказывают негативное влияние на формирование человека как личности, оправдывая существующее социальное неравенство.

Клод Андриан Гельвеций (1715 – 1771), материалист и атеист, работал над созданием теории социальной среды. Он выдвинул тезис: воспитание создаёт всё! Эта теория неравенства людей объясняла неравенством социальных условий, продуктами которых они являются. Следовательно, после уничтожения неравенства социальных условий на земле должно воцариться равенство людей.

Д. Дидро (1713 – 1784) в своей философской повести «Племянник Рамо» описывает общественного паразита Рамо, проповедующего гедонизм - этическое учение, согласно которому смысл жизни заключается в стремлении к наслаждениям.

 

 

Тема 7. Немецкая классическая философия (2 часа)

План

1. Работа с понятиями.

2. Общая характеристика философии И. Канта.

3. И. Кант: теория познающего субъекта.

4. Этическое учение Канта. Обоснование автономной морали.

5. Г. В. Ф. Гегель: учение о методе.

6. Система Г. Гегеля.

 

Цель занятия: познакомиться с философскими концепциями И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля.

 

Задачи:

1. Работа с понятиями.

2. Показать основные проблемы философии И. Канта.

3. Разобрать основные особенности философии Г. Гегеля.

 

Раскрыть понятия:

Апперцепция -понятие,обозначающее воздействие всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений.

Антиномия- противоречие между двумя положениями, каждое из которых соответствует теории.

Априорный- доопытный.

Апостериорный -послеопытный (на основе опыта).

Имманентный- внутренне присущий какому-либо предмету, явлению.

Трансцендентальный- изначально присущий рассудку, не приобретённый из опыта, но обуславливающий опыт и предшествующий ему.

Атеизм -система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное;отрицание всякой религии.

Автономная мораль- мораль, правила которой устанавливаются самим человеком.

Гетерономная мораль - мораль, правила которой вырабатываются другими людьми, которые являются «священными» и обязательными для индивида.

 

Общая характеристика философии И. Канта.

Основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724 – 1804) родился и всю жизнь провёл в Восточной Пруссии в Кенигсберге.

В своих философских воззрениях Кант был дуалистом и агностиком. Он утверждал, что познавательные способности человека имеют свои пределы. Основные работы Канта: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). Слово «критика» употребляется здесь в смысле «ограничение».

Кант считал, что духовные интересы человека выражаются следующими философскими вопросами:

1) что я могу знать? (метафизика, т. е. философия)

2) что я должен делать? (мораль)

3) на что я смею надеяться? (религия)

4) что такое человек? (антропология).

Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей (феномены) и вещи, как они существуют сами по себе («вещи в себе»). Мы познаём мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Познанию доступны только феномены, составляющие содержание нашего опыта.

И. Кант: теория познающего субъекта.

Согласно Канту, процесс познания насчитывает три этапа:

1. чувственное познание. Здесь человек имеет дело с ощущениями.

2. рассудочное познание. Рассудок, полагает Кант, это способность мыслить в определённой независимости от чувственных впечатлений.

3. разумное познание. Разум ставит цели и руководит рассудком в процессе познания.

 

Этическое учение Канта. Обоснование автономной морали

Человек – житель двух миров: чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого. В чувственно-воспринимаемом мире царит причинно-следственная связь. Умопостигаемый мир подчиняется законам этики.

В человеческом разуме есть три идеи: идея свободы воли, идея существования Бога и идея бессмертия души.

Человек есть «цель сама по себе». Он способен определять себе цель и достигать её, невзирая ни на какие препятствия.

Этическое учение Канта базируется на категорическом императиве: «Поступай только так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать всеобщим законом».

Этика Канта – этика долга. «Проникнись сознанием морального долга», призывает философ, «следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки». Именно долг перед человечеством и перед своей совестью заставляет нас вести себя нравственно.

 

Г. В. Ф. Гегель: учение о методе

Философ разработал диалектический метод. Для Гегеля диалектика – это учение о развитии и становлении идей. Идея – это суть вещей, любых, в том числе и понятий. Это суть и объекта и субъекта.

Г. Гегель понимает диалектику как логику идей, как восхождение от абстрактных (бедных, односторонних) идей к всё более конкретным (многообразным).

Исходное положение этой диалектики – принцип тождества бытия и мышления (объекта и субъекта). Гегель постулирует существование «Абсолютного Понятия» («Абсолютной Идеи», «Мирового Разума», Логоса или Бога), в котором осуществлено тождество субъекта и объекта. Это есть наивысшее состояние бытия. Оно, разумеется, отличается от субъективных человеческих понятий. Все природные вещи – суть порождения абсолютной идеи.

Гегель сформулировал абстрактную формулу любого процесса развития: утверждение или полагание (тезис)® отрицание этого утверждения (антитезис) ® отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).

 

Система Г. Гегеля.

Система Гегеля — это попытка построить целостную систему философских дисциплин, в которых отражаются основные этапы диалектики Абсолютной Идеи. В своем развитии она проходит ступени: логическую, природную и духовную.

Наука логики соответствует бытию Абсолютной Идеи по себе, до того, как ею были порождены природа и чело­веческое сознание. Она объединяет три частных учения.

В учении о бытии анализируются категории качества, количества, меры, формулируется закон перехода количественных изменений в качественные.

В учении о сущностирассматривается понятие противоречия, раскрывается закон взаимопревращения противоположностей.

В учении о понятииклассифицируются формы суждений, ана­лизируются виды умозаключений и т.д.

Вторая ступень – Философия природы. Гегель воспринимает природу как систему ступе­ней, где каждая опирается и вытекает из предыдущей. Основные ступени соответствуют предметам следующих наук — механике, физике и органике (биологии).

Третья ступень — Философия духа. Здесь Абсолютная Идея достигает своего высшего развития, т.е. полноты, и становится разумной. Эта часть делится на три раздела.

В учении о субъективном духе(антропология, феноменоло­гия, психология) дается учение о человеке, его сознании.

В учении об объективном духерассматривается право, мо­раль, нравственность.

В учении об абсолютном духе исследуются искусство, рели­гия, философия.

Вершиной творчества Гегеля считается книга «Феноменология духа», в которой философ ставит задачу преодоления индивидуального сознания. Ведь только для такого сознания и существует противоположность субъекта и объекта.

 

Тема 8. Марксистская философия (2 часа)

План

1. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

2. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса:

а) философия природы;

б) Проблема отчуждения и пути её решения;

в) общество и история.

 

Цель занятия: познакомиться с немецкой материалистической философией Л. Фейербаха и марксизмом.

 

Задачи:

1. Дать представление о философских взглядах Л. Фейербаха.

2. Показать основные проблемы философии К. Маркса и Ф. Энгельса.

 

Антропологический материализм Л. Фейербаха

Немецкий философ-материалист Л. Фейербах (1804 – 1872) в центр своей философии поставил человека, как высший продукт природы. Его антропология имела чисто биологическую основу. Дух и тело составляют единый организм. После его смерти дух (душа, сознание, разум или нечто иное) отдельно от тела существовать не может.

В проблеме познания Фейербах занимает сенсуалистическую позицию.

Философия Фейербаха пронизана гу­манизмом. Христианская заповедь «воз­люби ближнего» возводится им в ранг фи­лософского морального закона. Не Бог, аименно человек есть первый и высший объект любви для каждого. Отсюда этическая формула — «человек человеку — Бог». Этика Фейербаха лишена аскетизма. Высшее естественное стремление человека — стремление к счастью. Но оно, по мнению философа, невозможно за счет других людей. Следовательно, необходимо со­гласование своих желаний с интересами человечества. Эгоизм дол­жен быть уравновешен альтруизмом.

 

Диалектический материализм К. Маркса:

Основные работы немецкого мыслителя К. Маркса (1818 – 1883): «Экономико-философские рукописи»(1844 – 1845), «Немецкая идеология»(1845 – 1846), «Введение в критику политической экономии»(1859), «Капитал»(1867). Другом и помощником Маркса был Ф. Энгельс (1820 – 1895).

а) философия природы

Опираясь на материализм Фейербаха и диалектику Гегеля, Маркс и Энгельс разрабатывают новую концепцию материализма — диалектический материализм. Природа первична и состоит из материи. Бог и высшие духовные существа отрицают­ся. Материя существует вечно и никем не создавалась. Она есть единственная субстанция Сознание (духовное начало) — свойство высокоразвитой материи. Оно воз­никает на высших стадиях эволюции природы. Развитие природы, человека и общества подчиняется законам диалектики. В своем развитии природа проходит множество последовательных стадий, высшая из которых — стадия разумной жизни.

б) антропология и теория познания.

Происхождение человека объясняется естествен­ными природными причинами. Маркс принимает теорию Дарвина. Энгельс развивает ее с позиций диалектического материализма и, кроме биологических факторов, обосновывает решающее значение социально-практического фактора — трудовой деятельности, благодаря которой человек и выделился из животного мира. Природа человека в марксизме — чисто биологическая. Caмостоятельное духовное начало в нем отрицается. Продолжение жизни в каком-либо виде после биологической смерти не признаётся.Сущность человека — социально-историческая, так как разумным существом, личностью он становится только в обществе.

в) общество и история.

В практической деятельности человека роль отводится производственной деятельности. Именно она, по мнению Маркса, и определяет уровень развития и тип организации общества. Такие типы он называет общественно-экономическими формациями. В работах Маркса встречаются различные классификации формаций. В общем виде это: доклассовое общество — классовое общество — бесклассовое общество (т.е. коммунизм).

Развиваются они по объективным историческим законам. Материализм и диалектику Маркс распространяет на общественно-историческое развитие. Его причина — практическая деятельность людей, которые стремятся обеспечить свои потребности и улучшить условия жизни. Постепенно это приводит к кризису: производительные силы, которые развиваются быстрее, вступают в конфликт с производственными отношениями. Происходит диалектическое отрицание изжившей себя формации, т. е. социальная революция.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.96.184 (0.013 с.)