Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 2. Философия ПросвещенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План 1. Основные проблемы философии Просвещения. 2. Английское просвещение: Т. Гоббса, Дж. Локка. 3. Французское Просвещение: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций, Д. Дидро.
Цель занятия: показать основные проблемы философии Просвещения, познакомиться с основными философскими концепциями Просвещения.
Задачи: 1. Познакомиться с основными проблемами философии Просвещения. 2. Разобрать позиции Т. Гоббса и Дж. Локка на проблему общественного договора. 3. Рассмотреть философские концепции французского просвещения.
Основные проблемы философии Просвещения. Просвещение – это политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества. Для этой эпохи характерной чертой была вера в безграничные возможности разума и в здравый смысл, причем в самом широком значении: в сфере природы, индивидуальной и общественной жизни человека. По убеждению просветителей, «свету разума» доступны все аспекты бытия. Представление о природе у просветителей носило механистический характер. Новизна заключалась в утверждении материализма. Отказ от метафизики привёл к тому, что в основе биологической жизни мыслители и учёные того времени видели физические процессы, которые понимали как механическое движение. Одной из главных задач эпохи Просвещения была задача воспитания гражданина, который сознательно служит обществу, исходя из собственных, а не навязанных ему свыше побуждений. Именно поэтому просветители уделяли большое внимание проблемам воспитания и образования, создавали различные педагогические концепции. Родоначальниками Просвещения были Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт и Дж. Локк. Выдающиеся французские просветители – Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Д’ Аламбер. Философия английского Просвещения: Т. Гоббс и Дж. Локк Т. Гоббс (1586-1679). Государство, которое Гоббс называет Левиафаном, не вечно, оно создано человеком по своему образу и подобию. Этот искусственный человек могуществен, его власть неограниченна, что делает его земным божеством. Согласно Гоббсу, все люди равны от природы. Однако поскольку они эгоисты и стремятся не только сохранить собственную свободу, но и подчинить один другого, то возникает ситуация «войны всех против всех». Это делает жизнь «беспросветной, звериной и короткой». В таком государственном состоянии не может быть собственности, справедливости или несправедливости, поскольку в обществе все процессы определяются инстинктами и наиболее нужными добродетелями выступают коварство и сила. Чтобы выжить в этой войне, люди объединяются, передав полномочия центральной власти. Таким образом, государство – это результат действия общественного договора. Договор между людьми завершается выбором правителя или верховного органа – от этого зависит форма правления, – который помогает положить конец войне. Поскольку государство отражает желание всех объединившихся, то против него не в силах бороться отдельные люди. Наступает мир. Лучшей формой государства Гоббс считал абсолютную монархию. Оппонентом Гоббса выступил Дж. Локк, ставший на защиту людей. В естественном состоянии люди свободны, равны и независимы. В естественном состоянии царят свобода, собственность и труд, без которых человек не может реализовать себя. Конечно, естественному человеку свойственны эгоизм и индивидуализм, но при этом все располагают одинаковыми правами и обязанностями. Свобода есть результат общественного договора. Основное условие свободы: никто не имеет права ограничивать другого в жизни, здоровье, имуществе; никто не имеет права принуждать кого-либо к чему-либо. Индивидуальная свобода не абсолютна, она сопряжена с ответственностью перед другими. Это относится и к власти правителя, который получил её на основе делегирования ему обществом части своих прав, что делает такую власть тоже зависимой от естественного закона. Договор, по Локку, и отражает согласие сторон уважать следствия, вытекающие из естественного закона. И если какая-то сторона нарушает договор, например, правитель, то другая тоже имеет право отказаться от принятых на себя обязательств. Иными словами, люди могут расторгнуть договор с правителем в том случае, когда последний не соблюдает основные положения договора.
Французское Просвещение: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций, Д. Дидро Вольтер резко критиковал Церковь как общественный (социальный) институт, но признавал необходимость веры в Бога как в перводвигателя Вселенной и высшего морального авторитета. Философ не допускал самой возможности существования общества вне религии: «Если бы не было идеи о Боге, её бы следовало измыслить; но она начертана перед нами во всей природе!». Жан Жак Руссо (1712 – 1778) источник всех социальных зол видел в частной собственности. В первоначальный период существования человечества, в «естественном состоянии», все люди были равны. Частной собственности не было и никто ни от кого не зависел. Характерной чертой первобытного равенства была нравственная неиспорченность людей. Согласно Руссо, ближайшими последствиями возникновения частной собственности стали: конкуренция, стремление к обогащению за счёт других, столкновение интересов. Таким образом, современное общество, его культура оказывают негативное влияние на формирование человека как личности, оправдывая существующее социальное неравенство. Клод Андриан Гельвеций (1715 – 1771), материалист и атеист, работал над созданием теории социальной среды. Он выдвинул тезис: воспитание создаёт всё! Эта теория неравенства людей объясняла неравенством социальных условий, продуктами которых они являются. Следовательно, после уничтожения неравенства социальных условий на земле должно воцариться равенство людей. Д. Дидро (1713 – 1784) в своей философской повести «Племянник Рамо» описывает общественного паразита Рамо, проповедующего гедонизм - этическое учение, согласно которому смысл жизни заключается в стремлении к наслаждениям.
Тема 7. Немецкая классическая философия (2 часа) План 1. Работа с понятиями. 2. Общая характеристика философии И. Канта. 3. И. Кант: теория познающего субъекта. 4. Этическое учение Канта. Обоснование автономной морали. 5. Г. В. Ф. Гегель: учение о методе. 6. Система Г. Гегеля.
Цель занятия: познакомиться с философскими концепциями И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля.
Задачи: 1. Работа с понятиями. 2. Показать основные проблемы философии И. Канта. 3. Разобрать основные особенности философии Г. Гегеля.
Раскрыть понятия: Апперцепция -понятие,обозначающее воздействие всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений. Антиномия - противоречие между двумя положениями, каждое из которых соответствует теории. Априорный - доопытный. Апостериорный -послеопытный (на основе опыта). Имманентный - внутренне присущий какому-либо предмету, явлению. Трансцендентальный - изначально присущий рассудку, не приобретённый из опыта, но обуславливающий опыт и предшествующий ему. Атеизм -система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное;отрицание всякой религии. Автономная мораль - мораль, правила которой устанавливаются самим человеком. Гетерономная мораль - мораль, правила которой вырабатываются другими людьми, которые являются «священными» и обязательными для индивида.
Общая характеристика философии И. Канта. Основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724 – 1804) родился и всю жизнь провёл в Восточной Пруссии в Кенигсберге. В своих философских воззрениях Кант был дуалистом и агностиком. Он утверждал, что познавательные способности человека имеют свои пределы. Основные работы Канта: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). Слово «критика» употребляется здесь в смысле «ограничение». Кант считал, что духовные интересы человека выражаются следующими философскими вопросами: 1) что я могу знать? (метафизика, т. е. философия) 2) что я должен делать? (мораль) 3) на что я смею надеяться? (религия) 4) что такое человек? (антропология). Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей (феномены) и вещи, как они существуют сами по себе («вещи в себе»). Мы познаём мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Познанию доступны только феномены, составляющие содержание нашего опыта. И. Кант: теория познающего субъекта. Согласно Канту, процесс познания насчитывает три этапа: 1. чувственное познание. Здесь человек имеет дело с ощущениями. 2. рассудочное познание. Рассудок, полагает Кант, это способность мыслить в определённой независимости от чувственных впечатлений. 3. разумное познание. Разум ставит цели и руководит рассудком в процессе познания.
Этическое учение Канта. Обоснование автономной морали Человек – житель двух миров: чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого. В чувственно-воспринимаемом мире царит причинно-следственная связь. Умопостигаемый мир подчиняется законам этики. В человеческом разуме есть три идеи: идея свободы воли, идея существования Бога и идея бессмертия души. Человек есть «цель сама по себе». Он способен определять себе цель и достигать её, невзирая ни на какие препятствия. Этическое учение Канта базируется на категорическом императиве: «Поступай только так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать всеобщим законом». Этика Канта – этика долга. «Проникнись сознанием морального долга», призывает философ, «следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки». Именно долг перед человечеством и перед своей совестью заставляет нас вести себя нравственно.
Г. В. Ф. Гегель: учение о методе Философ разработал диалектический метод. Для Гегеля диалектика – это учение о развитии и становлении идей. Идея – это суть вещей, любых, в том числе и понятий. Это суть и объекта и субъекта. Г. Гегель понимает диалектику как логику идей, как восхождение от абстрактных (бедных, односторонних) идей к всё более конкретным (многообразным). Исходное положение этой диалектики – принцип тождества бытия и мышления (объекта и субъекта). Гегель постулирует существование «Абсолютного Понятия» («Абсолютной Идеи», «Мирового Разума», Логоса или Бога), в котором осуществлено тождество субъекта и объекта. Это есть наивысшее состояние бытия. Оно, разумеется, отличается от субъективных человеческих понятий. Все природные вещи – суть порождения абсолютной идеи. Гегель сформулировал абстрактную формулу любого процесса развития: утверждение или полагание (тезис)® отрицание этого утверждения (антитезис) ® отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).
Система Г. Гегеля. Система Гегеля — это попытка построить целостную систему философских дисциплин, в которых отражаются основные этапы диалектики Абсолютной Идеи. В своем развитии она проходит ступени: логическую, природную и духовную. Наука логики соответствует бытию Абсолютной Идеи по себе, до того, как ею были порождены природа и человеческое сознание. Она объединяет три частных учения. В учении о бытии анализируются категории качества, количества, меры, формулируется закон перехода количественных изменений в качественные. В учении о сущностирассматривается понятие противоречия, раскрывается закон взаимопревращения противоположностей. В учении о понятииклассифицируются формы суждений, анализируются виды умозаключений и т.д. Вторая ступень – Философия природы. Гегель воспринимает природу как систему ступеней, где каждая опирается и вытекает из предыдущей. Основные ступени соответствуют предметам следующих наук — механике, физике и органике (биологии). Третья ступень — Философия духа. Здесь Абсолютная Идея достигает своего высшего развития, т.е. полноты, и становится разумной. Эта часть делится на три раздела. В учении о субъективном духе(антропология, феноменология, психология) дается учение о человеке, его сознании. В учении об объективном духерассматривается право, мораль, нравственность. В учении об абсолютном духе исследуются искусство, религия, философия. Вершиной творчества Гегеля считается книга «Феноменология духа», в которой философ ставит задачу преодоления индивидуального сознания. Ведь только для такого сознания и существует противоположность субъекта и объекта.
Тема 8. Марксистская философия (2 часа) План 1. Антропологический материализм Л. Фейербаха. 2. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса: а) философия природы; б) Проблема отчуждения и пути её решения; в) общество и история.
Цель занятия: познакомиться с немецкой материалистической философией Л. Фейербаха и марксизмом.
Задачи: 1. Дать представление о философских взглядах Л. Фейербаха. 2. Показать основные проблемы философии К. Маркса и Ф. Энгельса.
Антропологический материализм Л. Фейербаха Немецкий философ-материалист Л. Фейербах (1804 – 1872) в центр своей философии поставил человека, как высший продукт природы. Его антропология имела чисто биологическую основу. Дух и тело составляют единый организм. После его смерти дух (душа, сознание, разум или нечто иное) отдельно от тела существовать не может. В проблеме познания Фейербах занимает сенсуалистическую позицию. Философия Фейербаха пронизана гуманизмом. Христианская заповедь «возлюби ближнего» возводится им в ранг философского морального закона. Не Бог, аименно человек есть первый и высший объект любви для каждого. Отсюда этическая формула — «человек человеку — Бог». Этика Фейербаха лишена аскетизма. Высшее естественное стремление человека — стремление к счастью. Но оно, по мнению философа, невозможно за счет других людей. Следовательно, необходимо согласование своих желаний с интересами человечества. Эгоизм должен быть уравновешен альтруизмом.
Диалектический материализм К. Маркса: Основные работы немецкого мыслителя К. Маркса (1818 – 1883): «Экономико-философские рукописи»(1844 – 1845), «Немецкая идеология»(1845 – 1846), «Введение в критику политической экономии»(1859), «Капитал»(1867). Другом и помощником Маркса был Ф. Энгельс (1820 – 1895). а) философия природы Опираясь на материализм Фейербаха и диалектику Гегеля, Маркс и Энгельс разрабатывают новую концепцию материализма — диалектический материализм. Природа первична и состоит из материи. Бог и высшие духовные существа отрицаются. Материя существует вечно и никем не создавалась. Она есть единственная субстанция Сознание (духовное начало) — свойство высокоразвитой материи. Оно возникает на высших стадиях эволюции природы. Развитие природы, человека и общества подчиняется законам диалектики. В своем развитии природа проходит множество последовательных стадий, высшая из которых — стадия разумной жизни. б) антропология и теория познания. Происхождение человека объясняется естественными природными причинами. Маркс принимает теорию Дарвина. Энгельс развивает ее с позиций диалектического материализма и, кроме биологических факторов, обосновывает решающее значение социально-практического фактора — трудовой деятельности, благодаря которой человек и выделился из животного мира. Природа человека в марксизме — чисто биологическая. Caмостоятельное духовное начало в нем отрицается. Продолжение жизни в каком-либо виде после биологической смерти не признаётся.Сущность человека — социально-историческая, так как разумным существом, личностью он становится только в обществе. в) общество и история. В практической деятельности человека роль отводится производственной деятельности. Именно она, по мнению Маркса, и определяет уровень развития и тип организации общества. Такие типы он называет общественно-экономическими формациями. В работах Маркса встречаются различные классификации формаций. В общем виде это: доклассовое общество — классовое общество — бесклассовое общество (т.е. коммунизм). Развиваются они по объективным историческим законам. Материализм и диалектику Маркс распространяет на общественно-историческое развитие. Его причина — практическая деятельность людей, которые стремятся обеспечить свои потребности и улучшить условия жизни. Постепенно это приводит к кризису: производительные силы, которые развиваются быстрее, вступают в конфликт с производственными отношениями. Происходит диалектическое отрицание изжившей себя формации, т. е. социальная революция.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.104 (0.015 с.) |