Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 18. Социальная философия↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Основная литература: см. список работ по курсу. Дополнительная литература:
Арефьева Г.С. Общество как объект социально-философского анализа. М., 1995. Ахиезер А.С. Что же такое общество? / А.С. Ахиезер, И.Т. Яковенко // ОНС. 1997. № 3. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994. Васильев Л.С. Движущие силы и динамика исторического процесса // Общественные науки и современность, 2006, № 6. – С.124-138. Губман Б.Л. Смысл истории. Очерки современных западных концепций. М., 1991. Кемеров В.Е. Концепция социальной реальности //ВФ. 1999. № 7. Культура и рациональность. Интервью с А.В. Семеновым // Вопросы философии, 2007, № 1. – С. 16-26. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. Панарин А.С. Смысл истории // ВФ. 1999. № 9 Панфилова Т.В. Проблема смысла истории // Вопросы философии, 2006, № 12. – С.11-24. Поппер К. Нищета историцизма // ВФ. 1992. № 8-10. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1993.
Вопросы для самоконтроля: 1. Как влияет природа на возникновение общества? Сможет ли человечество преодолеть когда-нибудь зависимость от природы? 2. В чем верные моменты и каковы недостатки тезисов: "идеи правят миром" и "идеи есть не что иное, как продукт, своего рода "испарения" материального жизненного процесса людей"? 3. Как вы проинтерпретируете высказывание К. Маркса: "Люди сами творят свою историю, но не в условиях собственного выбора"? 4. Может ли великая личность изменить направление общественного развития? 5. Как понимать высказывание известного художника слова о том, что все главное творит народ, люди искусства лишь записывают это? 6. Можно ли согласиться с мнением, что в "элиты" (власти, науки, искусства) попадают лучшие из лучших, т. е. по бесспорным заслугам? 7. Как влияет на отдельного человека изоляция от общества и насколько она переносима? 8. В чём суть социальных связей и отношений? 9. Каковы основные типы взаимодействия человека и общества? 10. В чём отличие законов природы от законов общества? 11. В чем состоят различия в деятельности историка и философа истории? 12. Где существует "историческая реальность", ведь актуально ее уже нет? 13. Какие факторы определяют "образ истории" в ту или иную эпоху? 14. Какие смыслы выражены в идее "цикла": нет ничего нового под этим солнцем, и насколько они верны? 15. Каковы достоинства и слабости идеи "прогресса"?
Тема 19. Глобальные проблемы и будущее человека
Основная литература: см. список работ по курсу. Дополнительная литература:
Беляев С.К. Научный прогноз: сущность и возможности // ВМГУ. 1999. № 2. Капица С.П. Историческое время, информация, демографическая революция и будущее человечества // Общественные науки и современность, 2006, № 4. – С.137-148. Киселев Г.С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? // Вопросы философии, 2007, № 4. – С.9-24. Кантор К.М. Глобализация? – Да! Но какая? // Вопросы философии, 2006, № 1. – С.25-38. Фролов И.Э. и др. Прогноз и реальность // ВМГУ. 2001. № 5. Фукуяма Ф. Конец истории? // ВФ. 1990. № 3. Яних П. Человек и автомат: размышления о заменимости человека техничесвким устройством // ВФ. 1996. № 3. Яхнин Е.Д. Эволюция и будущее человеческого социума // Вопросы философии, 2006, № 5. – С.165-176.
Вопросы для самоконтроля 1. Почему противоречия между обществом, природой и человеком приобрели глобальные масштабы только в современную эпоху? 2. Техносфера и биосфера: общее и специфическое. 3. В какой степени глобальные проблемы выражают единство человечества, а в какой – его разобщенность? 4. Могут ли сценарии будущего быть научными? 5.Какой смысл в классификации глобальных проблем современности? 6. В чём видится причина экологической проблемы современной наукой? 7. Что представляет собой такое направление, как "географический детерминизм"? 8. Что такое ноосфера? 9. В чём противоположность понятий "природа" и "культура"? 10. Каковы научные обоснования проявления глобальных проблем современности?
Р Е К О М Е Н Д У Е М А Я Л И Т Е Р А Т У Р А О с н о в н а я
10. Современная философия науки. – М., 2006. 11. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000. 12. Философия / под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-н/Д: Феникс, 2003. 13. Философский энциклопедический словарь. М.: Энциклопедия, 1989. 14. Человек. Философский энциклопедический словарь / под ред. И.Т. Фролова. – М., 2000.
Д о п о л н и т е л ь н а я
1. Введение в философию / под ред. И.Т. Фролова. – М.: Республика, 2003. 2. Джеймс У. Введение в философию. Проблемы философии / У. Джеймс, Б. Рассел. – М., 2000. 2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.: Логос, 2003. 3. Красиков В.И. Философия как концептуальная рефлексия. Философская пропедевтика. – Кемерово, 1999. 4. Казаков Е.Ф. Антропология. – Кемерово, 2006. 5. Красиков В.И. Философия как концептуальная рефлексия: в 2 ч. / В.И. Красиков, С. Энхтуяа. – Кемерово, 1997. 6. Любутин К.Н. История западно-европейской философии / К.Н. Любутин, Ю. К. Саранчин. – М., 2002. 7. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск: НГУ. Любое изд. 8. Скирбекк Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: Владос, 2003. 10. Чанышев А.М. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.
Периодические издания
1. Вопросы философии (ВФ). 2. Философские науки (ФН). 3. Вестник МГУ (ВМГУ), серия 7 – «Философия». 4. Общественные науки и современность (ОНС). 5. Философия и общество (ФО). 6. Вестник СПб университета (ВСПБУ). 7. Человек. 8. Эпистемология и философия науки (ЭФН) INTERNET-РЕСУРСЫ
1. http://mmedia2.kemsu.ru/chairs/inter_fac/krasikov.xsql 2. www.auditorium.ru 3. www.philosophy.nsc.ru 4. www.philosophy.ru 5. www.lib.ru 6. www.library.philos.msu.ru 7. www.philosophy.allru.net 8. http://www.ruthenia.ru/logos 9. http://www.miclibriry.ru 10. http://sysrec.isa.ru/vf/index.html 11. http://www/courier.com.ru./humanities/ 12. http://mmedia2.kemsu.ru/chairs/inter_fac/krasikov.xsql Список основной учебной литературы
Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ История философии
10. Философия Сократа. 11. Учение Платона об «идее». 12. Философия Аристотеля как энциклопедическое учение. 13. Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры. 14. Теоцентризм средневековой философии. 15. Спор между номиналистами и реалистами в средневековой философии. 16. Патристика: суть учения и основные его представители. 17. Схоластика и ее роль в философии средневековья. 18. Антропоцентризм в философии эпохи Возрождения. 19. Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху Возрождения. 20. Реформация и ее влияние на становление нового философского мышления. 21. Научная революция ХУП века и ее воздействие на философию. 22. Учения Ф. Бэкона и Р. Декарта: общее и различное. 23. Монизм, дуализм, плюрализм в философии ХУП века. 24. Философские идеалы эпохи Просвещения. 25. Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы. 26. «Категорический императив» И. Канта. 27. Соотношение системы и метода в философии Гегеля. 28. Принцип историзма, разработанный в немецкой классической филосо- фии. 29. Суть антропологического принципа в философии Л.Фейербаха. 30. Философская концепция К. Маркса. 31. Философия позитивизма и основные этапы ее развития. 32. Основные принципы философии прагматизма и его представители. 33. Герменевтика как философское направление. 34. Сциентизм и антисциентизм. 35. Человек в «философии жизни». 36. Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма. 37. Проблема свободы в экзистенциализме. 38. Религиозная философия ХХ века. 39. Особенности развития русской философии и ее периодизация. 40. Значение для русской философии творчества М.В. Ломоносова. 41. Философские аспекты дискуссии «западников» и «славянофилов». 42. Философские идеи Ф. Достоевского и Л. Толстого и их влияние на ду- ховную жизнь России. 43. Философская система Вл. Соловьева. 44. «Русский космизм» как философское направление. 45. Проблема «Запад – Россия – Восток», ее философские аспекты. Философские проблемы
10. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. 11. Сознание и бессознательное. Сознание и язык. 12. Человек как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке. 13. Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность как условия существования личности. 14. Основные этапы и формы процесса познания. 15. Истина и заблуждение. Достоверность знания. Критерии истинности. 16. Наука, ее особенности и социальные функции. Философия науки. 17. Методы и формы научного познания. 18. Предсказание и прогноз. Научный прогноз. Особенности социального прогнозирования. 19. Понятия «общество» и «социальные отношения». Система социальных отношений. 20. Проблема типологии исторического процесса (О. Шпенглер, К. Маркс, А. Тойнби). 21. Культура и цивилизация: многообразие их форм, особенности взаимодействия. 22. Понятие духовной жизни общества. Закономерности формирования и функционирования духовной жизни общества. 23. Техника: ее специфика и закономерности развития. Техника и технические науки. Философия техники. 24. Понятие «информация». Информатизация: тенденции в изменении сознания, мышления, культуры. 25. Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки. Классификация глобальных проблем
Контрольные вопросы к теме 1 13. Зачем человеку нужно мировоззрение? Возможно ли существование общества или человека без мировоззрения? 14. Можно ли выработать универсальное мировоззрение – «для всех времен и народов»? 15. Может ли найти одно, истинное, определение философии? Если есть, то почему именно эта? 16. В какой мере философ является «сыном своей эпохи» и в какой мере его мысли принадлежат всему человечеству? Есть ли прогресс в философии? 17. Каковы причины появления философии? 18. Назовите основные концепции, объясняющие происхождение философии. 19. Каковы разделы философского знания и что является предметом философии? 20. В чем заключается специфика философского знания? 21. Каковы особенности исторических типов мировоззрения? 22. Назовите исторические типы философских учений. 23. Назовите основные функции философии в системе культуры. 24. В чем особенности функции самосознания культуры в философии? 13. В чем заключается особенность функции философии по формированию универсалий культуры? 14. Каково взаимодействие философии и науки в истории развития человеческого знания о мире? 15. Каково соотношение религиозной, философской и научной картин мира?
Контрольные вопросы к теме 2 13. Каковы общие черты и в чем различие между дренеиндийской и древнекитайской философиями. 14. Что объединяет брахманисткие школы и почему они выступали единым фронтом против буддистов? 15. В чем различие философского и религиозного буддизма? 16. Каковы смыслы легенды о Будде? 17. Каковы смыслы «принципа недеяния» даосов и какое влияние он оказал на людей? 18. Как объясняется мироустройство в даосизме? 19. В чем смысл семи ступеней йоги, выделенных Патанджали? 20. Существуют ли на самом деле колесо сансары и карма? 21. В чем смысл достижения нирваны? 22. Какие качества «благородного мужа» выделял Конфуций? 23. Какие основные школы Древнего Китая разрабатывали философскую проблематику? 24. Как повлияли классические представления восточной философии на западноевропейскую философию?
Контрольные вопросы к теме 3
1. В чем вы видите причины "греческого чуда"? 2. Заимствовали откуда-нибудь свои идеи греческие философы или же они исключительные оригиналы? 3. Какие основные периоды можно выделить в развитии древнегреческой, шире - античной философии? От чего они зависели? 4. Как развивались идеи субстанционального подхода у представителей Милетской школы? 5. В чем различие приоритетов и ценностей философов классического периода (Платон, Аристотель) и эллинистического? 6. Почему IV в. до н.э., творчество Платона и Аристотеля, называется "классическим"? 7. Что общего и в чем различия между стоиками и эпикурейцами в понимании человека и мира? 8. Платон и неоплатоники: общее и различное? 9. Как можно понимать высказывание: "нельзя даже единожды войти в одну и ту же реку"? 10. Как понимал «бытие» Парменид? 11. В чем смысл апорий Зенона Элейского? 12. Какова природа атомов Демокрита? 13. В чем заключаются особенности философских взглядов софистов? 14. В чём заключается понимание Сократом человеческой природы?
Контрольные вопросы к теме 4
1. Охарактеризуйте основные отличия античного и средневекового представлений о мире и человеке. 2. В чем отличие монотеистической религиозности от античной и каким образом они повлияли на характер средневековой философии? 3. Каково было влияние философии Платона и Аристотеля в разные периоды развития средневековой философии? 5. Как интерпретировалось соотношение веры и разума в разные периоды развития средневековой философии? 6. Каковы основные доказательства бытия Бога, предложенные средневековыми теологами (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский), насколько они убедительны для современного человека? 7. Каковы основные доводы теодицеи – оправдания Бога за то зло, что присутствует в мире? 8. В чем заключается концепция креационизма Августина Блаженного? 9. Что утверждал Пьер Абеляр о вере и разуме? 10.Какова роль средневековой философии в последующем развитии философской мысли?
Контрольные вопросы к теме 5
1. Каковы особенности философии эпохи возрождения? 2. Какие основные направления философии эпохи Возрождения выделяются? 3. Назовите отличительные черты натурфилософии эпохи Возрождения? 4. В чем суть концепции Н.Кузанского об «ученом незнании»? 5. Каковы основные положения учения о человеке Пико дела Мирандолы? 6. В чем идеи онтологии и космологии Джордано Бруно? 7. Назовите основные особенности развития естественнонаучного направления философии эпохи Возрождения. 8. Основные положения социально-политического направления философии эпохи Возрождения. 9. В чем смысл утопических представлений Т. Кампанеллы и Т. Мора?
Контрольные вопросы к теме 6 1.Что такое "модернизация", каково ее значение в истории человечества и каковы основные черты? 2. Каковы основные различия средневекового и новоевропейского мышления, чем они обусловлены? 3. Какие качества формирующегося новоевропейского общества обусловливали появление "рационализма" и "эмпиризма" как основных направлений новоевропейской философии, чем эти направления отличаются от современных форм рационализма и эмпиризма? 4. Как решал проблему достоверности знаний Ф. Бэкон? 5. Каковы положения агностицизма Д. Юма? 6. Как вы понимаете высказывание Декарта: "я мыслю, следовательно, существую"? 5. Прав ли Локк, когда утверждал, что у нас отсутствуют любые врожденные идеи и наше сознание до опыта - "чистая доска"? 7. В чем смысл тезиса Спинозы о том, что "субстанция является причиной самой себя?" 8. В чем суть концепции государства и теории общественного договора Т. Гоббса? 9. Назовите основные идеи просветительской философии? 10. Какова была основная тематика Французского Просвещения ХУШ века? 11. Какие были представления о природе у представителей французского материализма ХУШ века? 12. Назовите основные идеи социал-утопистов французского Просвещения. 13. Почему новоевропейская философия "гносеологична"? 14. Дайте оценку взглядам Ж. Ламетри: человек – самозаводящаяся, чувствующая и просвещённая машина. 15. Дайте оценку высказывания Д. Дидро: «человек – инструмент, одарённый способностью ощущать и памятью».
Контрольные вопросы к теме 7
9. В чём суть «коперниканского переворота», совершенного Кантом в гносеологии? 10. В чём заключается отличие между трансцендентным и трансцендентальным в философии Канта? 11. Почему раскритиковав все известные в то время «доказательства бытия Бога», Кант счёл необходимым ввести так называемые «постулаты практического разума», одним из которых является постулат Бога? 12. Возможна ли метафизика как наука сточки зрения Канта? 13. Где и как можно применять диалектику: мнение Гегеля и современной философии? 14. Каких философов немецкой классической философии вы ещё знаете и каков их вклад в развитие мировой философии? 15. Имеет ли марксизм будущее? 16. Смысл категории воли в философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше?
Контрольные вопросы к теме 8
1. Назовите основные этапы в развитии позитивистской философии. 2. Как понимать критерий фальсификации К.Поппера: «научными являются только те суждения, которые могут быть в принципе опровергнуты»? 3. В чем заключается концепция «научных революций» Т. Куна? 4. В чем заключается концепция «методологического анархизма» П. Фейерабенда? 5. Каково понимание одномерного общества и одномерного человека Г. Маркузе? 6. Каковы основные темы философского интереса религиозной философии XX века (Тиллих, Маритен). 7. Каковы основные черты философского постмодернизма? 8. Принцип деконструкции и ее процедуры Ж. Дерриды? 9. Каковы фундаментальные структуры человеческого мышления в философии структурализма Леви-Стросса и М. Фуко? 10. В чем философия бунта Альбера Камю? 11. Суть учения о пограничной ситуации в философии экзистенциализма? 12. Прав ли Фрейд, утверждая, что бессознательное в жизни людей играет «первую скрипку»? 13. В чём заключаются отличия фрейдизма от неофрейдизма? Назовите представителей неофрейдизма. 14. В чём вы видите смысл теории «открытого общества» К. Поппера? 15. В чём принципиальная новизна экзистенциалистского постулата: «существование предшествует сущности»? 16. Как понимать экзистенциалистские выражения: «человек обречён на свободу» и «свобода – бремя человека»? Контрольные вопросы к теме 9
1. Национальна ли философия или же интернациональна? 2. Есть ли "особый путь" России или же это выражение "синдрома уникальности"? 3. В чем особенности влияния православия на развитие русской философии? 4. Какова роль литераторов в развитии русской философии? 5. Какие идеи, выработанные русской философией, можно признать оригинальными? 6. Каковы резоны утверждений Н. А. Бердяева и А. Ф. Лосева о том, что русская философия не систематична, не рациональна, а русского человека интересует более "правда", нежели чем "истина"?
Контрольные вопросы к теме 10 Занятие 1
1. Существует ли "небытие"? Если небытие существует, то, что оно собой представляет и как оно связано с бытием? 2. Одна ли "реальность" или же "их" множество? По отношению к чему они "реальны"? 3. Чем, на ваш взгляд, отличается "время" от "вечности"? 4. Какие аргументы можно привести в пользу "конечности" и "бесконечности" вселенной? 5. Прав ли Кант, утверждая об априорном характере человеческих чувств "пространства-времени"? 6. Что такое субстанция? 7. В чём различие философского и естественнонаучного определения материи? 8. Как вы понимаете движение материи? Идеи механицизма и физикализма о движении? 9. Каково содержание понятия развитие? 10. Чем можно считать "жизнь" - особым веществом, особой энергией или же особой информацией? 11. Как можно сопоставить понятия "объективной", "субъективной" и "виртуальной" реальностей? Не являются ли вообще значения "реальность" функцией от социокультурного качества состояния сознания: индивидуального или группового?
Занятие 2
1. Что является источником развития в диалектической версии? 2. Диалектика и метафизика по-разному объясняют движение и развитие. А как ими, например, решается вопрос о связях? 3. Сущность и явление. Что это такое? Приведите примеры. 4. В чём отличие категорий диалектики от других философских категорий? 5. Чем отличаются понятия «система» и «объект», «система» и «структура»? 6. Какие понятия выражают основные характеристики системности? 7. В чём заключается отличие между причинными и функциональными связями?
Контрольные вопросы к теме 11
1. Каковы основные представления о сознании в истории философии? 2. Какова структура сознания? 3. В чем проявляются особенности сознания мышления человека? 4. Как понимали бессознательное представители философского психоанализа? 5. Как понимал бессознательное К.Маркс? 6. Что определяет содержание сознания по К. Марксу? 7. Какова структура общественного сознания? 8. Каково соотношение общественного и индивидуального в сознании конкретного человека? 9. Какова роль языка в антропогенезе и в человеческом развитии? 10. Мышление и язык: какова связь этих явлений? 11. Охарактеризуйте основные функции языка? 12. Где и как существует идеальное? (В индивидуальных головах, в объективном мире, в межчеловеческой деятельности и коммуникации).
Контрольные вопросы к теме 12
1. Что такое "классическая", "неклассическая" и "постнеклассическая" рациональность? 2. Согласны ли вы с высказыванием: "В нашем разуме нет ничего, чего бы ранее не содержалось в наших чувствах"? 3. Какие смыслы можно вычленить в высказывании: "Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет"? 4. Какими критериями пользуетесь вы сами в повседневной жизни, чтобы убедиться в том, что какой-либо информации можно доверять? 5. Есть ли "истины", которые никогда не изменятся, "абсолютные" или "вечные", и как это можно доказать? 6. Как можно интерпретировать в отношении познавания следующие знаменитые высказывания: "Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого", и "верую, ибо нелепо"? 7. Какое значение имеет для теории познания "принцип сомнения" Декарта: "Никогда не принимать за истину ничего, что я не признал таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению"? 8. В чем заключается специфика объекта и субъекта познания? Что такое познавательная активность? 9. Назовите ступени чувственного и рационального познания. 10. Что такое интуиция и какова ее роль в познании? 11. Каково соотношение веры и знания в процессе познания? Заблуждение и ошибка? 12. Каковы современные критерии истины?
Контрольные вопросы к теме 13
1. Как понимать выражение: "в любом безумии есть своя логика"? 2. Чем отличается объяснение от понимания? 3. Какие смыслы включены в понятия "метод" и "методология"? 4. Что такое "проблематизация" и где она применяется? 5. Какой уровень в теории является основополагающим? 6. Что общего и в чем различие между системным и структурным подходами? 7. Каковы типы рациональности? 8. Охарактеризуйте основные исторические этапы в развитии диалектики? 9. В чем специфика структурного и системного методов? 10. Может ли социальная синергетика являться методом познания общественной динамики? 11. Каковы типы социального прогнозирования? 12. Чем отличаются герменевтика как теория и метод? 13. Каковы функции теории, гипотезы и метатеории? 14. Почему философия является методологией науки? В чем проявляется взаимодействие науки и философии? 15. В чем заключен «методологический анархизм» философии науки П. Фейерабенда?
Контрольные вопросы к теме 14
1. Что такое научно-техническая революция? 2. Каковы актуальные проблемы современной науки и техники? 3. В чем заключаются основные онтологические проблемы естествознания? 4. Как влияет современное научное знание на формирование ценностей человека и культуры? 5.Каковы основные положения концепции «научных революций» Т. Куна? 6. Каковы основные различия традиционного, индустриального и постиндустриального (информационного) обществ? 7. Какие основные информационные революции (в способах фиксации и средствах передачи) пережило человечество? 8. Каково соотношение математики и теории информации 9.Можно ли интерпретировать Интернет как новый вид реальности, потенциально опасный для людей непредсказуемостью своего развития? 10. Смысл понятий «философия техники» и «философия науки»?
Контрольные вопросы к теме 15
1. Как понимать выражение: все родившееся достойно гибели? 2. Кто же человек: раб обстоятельств или же кузнец собственного счастья? 3. Можно ли прояснить взаимоотношения сексуальности и любви как душевного стремления? 4. Как понимать утверждение о том, что любовь - это болезнь духа? 5. Что имел в виду Гегель, когда определял счастье как умение устроить своё существование в соответствии с особенностями своего характера? 6. Каковы основные характеристики человеческого существования? 7. Какие из факторов антропосоциогенеза явились решающими в эволюции? 8.В чем суть фрейдовской концепции человека? 9. Что есть человек? 10. У Ницше человек ещё не завершён. Что же он такое? 11. Что означает выражение «уровень развития личности»? 12. Каковы на ваш взгляд причины человеческой агрессивности? 13. В чём причины деградации личности?
Контрольные вопросы к теме 16
1. Чем отличаются нормы от ценностей? 2. Существует ли иерархия ценностей для человека? 3. В чём различие понятий "ценность" и "ценностные ориентации"? 4. Какова взаимосвязь групповых и общечеловеческих ценностей? Всегда ли они совместимы? 5. Что означают понятия "массовая культура", "элитарная культура", "народная культура"? 6. Почему "массовая культура" стала явлением XX века? 7. Почему человек ищет смысл жизни, какие обстоятельства устройства его сознания подвигают его на эти поиски? 8. Как понимать выражение: смысл жизни в ней самой?
Контрольные вопросы к теме 17
1. Как влияет природа на возникновение общества? Сможет ли человечество преодолеть когда-нибудь зависимость от природы? 2. В чем верные моменты и каковы недостатки тезисов: "идеи правят миром" и "идеи есть не что иное, как продукт, своего рода "испарения" материального жизненного процесса людей"? 3. Как вы проинтерпретируете высказывание К. Маркса: "Люди сами творят свою историю, но не в условиях собственного выбора"? 4. Может ли великая личность изменить направление общественного развития? 5. Как понимать высказывание известного художника слова о том, что все главное творит народ, люди искусства лишь записывают это? 6. Можно ли согласиться с мнением, что в "элиты" (власти, науки, искусства) попадают лучшие из лучших, т. е. по бесспорным заслугам? 7. Как влияет на отдельного человека изоляция от общества и насколько она переносима? 8. В чём суть социальных связей и отношений? 9. Каковы основные типы взаимодействия человека и общества? 10. В чём отличие законов природы от законов общества? 11. В чем состоят различия в деятельности историка и философа истории? 12. Где существует "историческая реальность", ведь актуально ее уже нет? 13. Какие факторы определяют "образ истории" в ту или иную эпоху? 14. Какие смыслы выражены в идее "цикла": нет ничего нового под этим солнцем, и насколько они верны? 15. Каковы достоинства и слабости идеи "прогресса"?
Контрольные вопросы к теме 18
1. Почему противоречия между обществом, природой и человеком приобрели глобальные масштабы только в современную эпоху? 2. Техносфера и биосфера: общее и специфическое. 3. В какой степени глобальные проблемы выражают единство человечества, а в какой – его разобщенность? 4. Могут ли сценарии будущего быть научными? 5.Какой смысл в классификации глобальных проблем современности? 6. В чём видится причина экологической проблемы современной наукой? 7. Что представляет собой такое направление, как "географический детерминизм"? 8. Что такое ноосфера? 9. В чём противоположность понятий "природа" и "культура"? 10. Каковы научные обоснования проявления глобальных проблем современности?
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.19.115 (0.013 с.) |