Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Философия нового времени и Просвещения

Поиск

 

  1. Развитие науки и её влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф. Бэкон), рационализм (Р. Декарт).
  2. Онтологические проблемы философии (дуализм Р. Декарта, пантеизм Б. Спинозы).
  3. Философия эпохи Просвещения. Специфика просветительского рационализма, направления, представители.

 

Основная литература: см. список работ по курсу.

Дополнительная литература:

Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма //ВФ. 1989. № 3.

Заиченко Г. Локк: динамический аспект…// Человек. 1996. № 4.

Кайдаков С.В. Декарт: проблема…объекта познания // ВФ. 1986. № 6.

Кузнецов В.Н. и др. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986.

Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.

Нарский И.С. Гении Нового времени. М., 1992.

Фишер К. История новой философии: Декарт. Его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1994.

Французское просвещение и революция. М.Ю, 1989.

Хесле В. Гении философии Нового времени. М., 1992.

Шаповалов В.Ф. Рационализм Декарта // ФН. 1998. № 3-4.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Что такое "модернизация", каково ее значение в истории человечества и како­вы основные черты?

2. Каковы основные различия средневекового и новоевропейского мышления, чем они обусловлены?

3. Какие качества формирующегося новоевропейского общества обусловливали появление "рационализма" и "эмпиризма" как основных направлений новоев­ропейской философии, чем эти направления отличаются от современных форм рационализма и эмпиризма?

4. Как решал проблему достоверности знаний Ф. Бэкон?

5. Каковы положения агностицизма Д. Юма?

6. Как вы понимаете высказывание Декарта: "я мыслю, следовательно, сущест­вую"?

5. Прав ли Локк, когда утверждал, что у нас отсутствуют любые врожденные идеи и наше сознание до опыта - "чистая доска"?

7. В чем смысл тезиса Спинозы о том, что "субстанция является причиной са­мой себя?"

8. В чем суть концепции государства и теории общественного договора Т. Гоббса?

9. Назовите основные идеи просветительской философии?

10. Какова была основная тематика Французского Просвещения ХУШ века?

11. Какие были представления о природе у представителей французского материализма ХУШ века?

12. Назовите основные идеи социал-утопистов французского Просвещения.

13. Почему новоевропейская философия "гносеологична"?

14. Дайте оценку взглядам Ж. Ламетри: человек – самозаводящаяся, чувствующая и просвещённая машина.

15. Дайте оценку высказывания Д. Дидро: «человек – инструмент, одарённый способностью ощущать и памятью».

 

Тема 7. Классическая немецкая философия Х1Х века.

Марксистская философия

 

  1. Основные проблемы немецкой классической философии.
  2. Трансцендентальная теория познания И. Канта.
  3. Система абсолютного идеализма Гегеля. Диалектика, её законы и категории.
  4. Кризис традиционной формы философского знания в сер. XIX века. Формирование новых типов философствования: консервативно-традиционных, новаторско-традиционных, антиклассических.

 

Основная литература: см. список работ по курсу.

Дополнительная литература:

Асмус В.Ф. Кант. М., 1975.

Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии Гегеля // ВФ. 1995. № 1.

Ойзерман Т.И. Кант и Гегель как исторические личности // Вопросы философии, 2006, № 11. – С.140-155.

Ойзерман Т.И. Проблема активности в философии Канта // ВФ. 1981. № 11.

Ойзерман Т.И. Учение Канта о «вещах в себе»… // ВФ. 1974. № 4.

Гулыга А.В. Гегель. М., 1986.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1996.

Длугач Т.Б. Иммануил Кант: от ранних произведений к «критике чистого разума». М., 1990.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М., 1986.

Лавров А.А. Философия Ницше // ФН. 1997. № 1.

Подорога В. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: С. Кьеркегор, Ф. Ницше, М. Пруст, Ф. Кафка. М., 1995.

Чанышев А.Н. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра. М., 1990.

Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М., 1992.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чём суть «коперниканского переворота», совершенного Кантом в гносеологии?

2. В чём заключается отличие между трансцендентным и трансцендентальным в философии Канта?

3. Почему раскритиковав все известные в то время «доказательства бытия Бога», Кант счёл необходимым ввести так называемые «постулаты практического разума», одним из которых является постулат Бога?

4. Возможна ли метафизика как наука сточки зрения Канта?

5. Где и как можно применять диалектику: мнение Гегеля и современной философии?

6. Каких философов немецкой классической философии вы ещё знаете и каков их вклад в развитие мировой философии?

7. Имеет ли марксизм будущее?

8. Смысл категории воли в философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше?

Тема 8. Современная философия Запада

  1. Психоанализ и его эволюция.
  2. Антропологическая философия в XX веке. Парадигмальные установки.
  3. Экзистенциализм: основные проблемы, представители.
  4. Сциентистская философия в XX веке: Карл Поппер, «философия науки».
  5. Религиозная философия XX века.

 

Основная литература: см. список работ по курсу.

Дополнительная литература:

 

Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода //ВФ. 1992. № 8.

Автономова Н.С. Концепция бессознательного… //ФН. 1985. № 5.

Грюнбаум А. Сто лет психоанализа: итоги и перспективы // ВФ. 1997. № 7.

Грязнов А.Ф. Феномен аналитической философии // ВФ. 1996. № 4.

Койре А. Философская эволюция Мартина Хайдеггера // Логос. 1999. № 10.

Лавров А.А. Философия Ницше //ФН. 1997. № 1.

Лакатос И. Методология научных исследовательских…// ВФ. 1995. № 4.

Маритен Ж. О человеческом знании //ВФ. 1997. № 5.

Памяти Карла Поппера. Статьи // ВФ. 1995. № 10.

Смирнов С.А. Современная антропология // Человек. 2003. № 4-5.

Черная Л.А. «Новая философская антропология» Шелера… // ВФ. 1999. № 7.

Эйдлин Ф. Карл Поппер (1902-1994)…// ВМГУ. 1997. № 6.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные этапы в развитии позитивистской философии.

2. Как понимать критерий фальсификации К.Поппера: «научными являются только те суждения, которые могут быть в принципе опровергнуты»?

3. В чем заключается концепция «научных революций» Т. Куна?

4. В чем заключается концепция «методологического анархизма» П. Фейерабенда?

5. Каково понимание одномерного общества и одномерного человека Г. Маркузе?

6. Каковы основные темы философского интереса религиозной философии XX века (Тиллих, Маритен).

7. Каковы основные черты философского постмодернизма?

8. Принцип деконструкции и ее процедуры Ж. Дерриды?

9. Каковы фундаментальные структуры человеческого мышления в философии структурализма Леви-Стросса и М. Фуко?

10. В чем философия бунта Альбера Камю?

11. Суть учения о пограничной ситуации в философии экзистенциализма?

12. Прав ли Фрейд, утверждая, что бессознательное в жизни людей играет «первую скрипку»?

13. В чём заключаются отличия фрейдизма от неофрейдизма? Назовите представителей неофрейдизма.

14. В чём вы видите смысл теории «открытого общества» К. Поппера?

15. В чём принципиальная новизна экзистенциалистского постулата: «существование предшествует сущности»?

16. Как понимать экзистенциалистские выражения: «человек обречён на свободу» и «свобода – бремя человека»?

 

Тема 9. Русская философия

1. Особенности формирования и основные периоды развития русской философии.

2. Славянофилы (И. Киреевский, А. Хомяков) о самобытности пути русского народа, цельное познание и цельный человек, историософия.

3. Философия всеединства Соловьёва: учение о богочеловечестве, Софии, этическая версия.

4. Русская религиозная философия и её основные направления во 2 пол. XIX – нач. XX века (В. Соловьёв, К. Леонтьев, Н. Фёдоров, Л. Шестов, Н. Бердяев, П. Флоренский).

 

Основная литература: см. список работ по курсу.

Дополнительная литература:

Акулинин В.И. Философия всеединства. От Соловьёва к П.А. Флоренскому. Новосибирск, 1990.

Асмус В.Ф. Владимир Соловьёв. М., 1994.

Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В. Соловьёва //ВФ. 1996. № 6.

Гвоздев А.В. Концепция цельного духа Киреевского // Человек. 1998. № 2.

Гершензон М.О. Славянофильство // ВФ. 1997. № 12.

Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996.

Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1-2. СПб., 1991.

Зорина А.Д. Учение Л.Н. Толстого о смысле жизни и религия // ФН. 2006. № 8. С. 124-133.

Кузнецов П.В. Метафизический нарцисс: П.Я. Чаадаев и судьба философии в России // ВФ. 1997. № 8.

Курабцев В.Л. Философская биография Льва Шестова и особенности его философии // ВФ. 2006. № 4. С. 128-144.

Лосев /А.Ф. Владимир Соловьёв и его время. М., 1990.

Лосский Н.О. Истории русской философии. Любое изд.

Макаров В.Г. «Pax rossica». История евразийского движения и судьбы евразийцев //ВФ. 2006. № 9. С. 102-118.

Мелих Ю.Б., Введенская Е.В. Паление идей, или прометеизм Николая Фёдорова // ФН. 2007. № 3. С. 89-111.

Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // ВФ. 1992. № 2.

Сабиров В.Ш., Соина О.С. Сотериологические искания Вл. Соловьёва // Человек. 2006. № 2. С. 108-118, № 3. С. 118-128.

Семенова С.Т. Николай Фёдоров. Творчество жизни. М. 1990.

Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия. М., 1995.

Юбилейные штудии. К 130-летию со дня рождения Семена Франка // ФН. 2007. № 3. С. 5-37.

Вопросы для самоконтроля:

1. Национальна ли философия или же интернациональна?

2. Есть ли "особый путь" России или же это выражение "синдрома уникальности"?

3. В чем особенности влияния православия на развитие русской философии?

4. Какова роль литераторов в развитии русской философии?

5. Какие идеи, выработанные русской философией, можно признать оригиналь­ными?

6. Каковы резоны утверждений Н. А. Бердяева и А. Ф. Лосева о том, что русская философия не систематична, не рациональна, а русского человека интересует более "правда", нежели чем "истина"?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.240.204 (0.006 с.)