Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Философская методология. Методологические↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основания науки Понятие «метода» и «методологии». Всеобщность философских методов. Диалектика как один из методов теоретического конструирования. Идеализированные допущения «диалектической картины мира»: различные концепции диалектики в философии. Логика формальная и логика диалектическая. Метафизический метод и его история. Взаимодействие диалектики и метафизики. Герменевтика как метод. Объяснение и понимание. Интерпретация текста. Философский метод и его основные приёмы: рефлексия, универсализация, тотализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, идеализация и др. Системность, противоречие, объективность, детерминизм, развитие как принципы философской методологии. Конкретность и целостность истины как идеал философского понимания. Форма и содержание. Необходимость и случайность. Сущность и явление. Возможность и действительность. Причина и следствие. Синергетика как комплекс новых методологических идей. Понятия «открытая система», «нелинейность» развития, диссипативные структуры и др. Рациональность как основное качество человеческого мышления. Формы рациональности: понимание, объяснение, описание, предсказание. Дискурс и рефлексия. Формы рациональности в контексте познавательных интеллектуальных способностей человека: открытая и закрытая рациональность; классическая, неклассическая и постклассическая. Постклассическая рационалистическая парадигма и её связь с познавательной и научной деятельностью, с социокультурным контекстом. Рациональность, творчество, практика. Аспекты бытия науки в современной эпистемологии: наука как социальный институт, наука как вид духовного производства. Наука как знание. Структура научного знания: эмпирический, теоретический, и метатеоретический уровни, их детерминанты и соотношение. Системность как фундаментальный принцип научного познания. Содержательные нормы научности: принципы верификации и фальсификации. Развитие науки. Понятие «парадигма» Т. Куна, «исследовательская программа» И. Лакатоса. Процесс развития науки (иррационализация) в версии П. Фейерабенда. Представление о методах научного познания и их классификация. Качественные и количественные методы. Методы логические, исторические и др. Значение методов исследования. Основные формы научного познания. Научный факт, проблема, гипотеза, теория. Описание, объяснение, предсказание, ретросказание. Соизмеримость научных теорий. Специфика социального познания. Типы социального прогнозирования (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки). Свобода научного поиска и социальная ответственность учёного.
Тема 15. Философские проблемы науки и техники Философия техники как одно из значимых направлений в системе философского знания. Содержание понятия «техника». Техника и техническое творчество. Техника и возможности самореализации человека. Системное осмысление феномена техники в историко-цивилизационном, культурологическом, методологическом, антропологическом, нравственно-эстетическом, аксиологическом контекстах. Техника, техническая реальность, техническое творчество. Версии генезиса техники (О. Шпенглер, Л. Мамфорд, Поршнев и др), этапов и тенденций её развития в современной цивилизации. Понятие ноосферы и техносферы, их взаимосвязь. Научные и технические революции. Характер взаимосвязи науки и техники. Понятия «научно-техническая революция», «научно-технический прогресс», «промышленная революция». Технологический детерминизм и его установки в концепции технократизма (Веблен и др.), индустриального (Арон и др.), постиндустриального (Д. Белл, Р. Тоффлер и др.) общества. Технологический детерминизм и его альтернативы. Позитивные и негативные последствия технократической цивилизации. Научное знание и техническое, их специфика, общее и особенное. Технические науки: фундаментальные и прикладные. Проблема соотношения техники и технических наук. Структура технической теории. Соотношение философии техники (Э. Капп, Ф. Бон, П.К. Энгельмейер) и философии науки. Проблема классификации наук. Философия естествознания и техники и философия гуманитарных наук. Проблемы, связанные с предметом и методами исследования, спецификой наук о природе и духе. Общенаучные проблемы и их динамика в ходе исторического процесса познания. Логико-гносеологические проблемы современной науки: периодизации; теоретизации; описания и его видов; математизации; компьютеризации; единства наук; общности идеалов и норм научности. Онтологические проблемы современной науки: уровней организации реальности; ее единства и многообразия; системности организации природы, общества, человека и культуры; редукционизма; детерминизма; глобального эволюционизма; единой картины мира. Аксиологические проблемы современной науки: суверенности науки; нравственного облика ученого; социальных последствий внедрения научных открытий. Философские проблемы естественных, точных, технических, социальных и гуманитарных наук.
Тема 16. Учение о человеке Образ человека в мифологической, религиозной, научной и философской картинах мира. Основные антропологические течения в современной философии. Отказ от понятия сущности человека в постклассической философии: ориентация на интерпретацию особенностей природы человека. Антропологический поворот в философии и парадигмальные установки философской антропологии XX века. Поиск общих оснований человечности в философии. Многокачественность, многоуровневость, многомерность человеческого бытия. Объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские концепции человека (психоаналитическая, экзистенциальная и др.). Человек как проблема для самого себя. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Крайности биологизаторских и социологизаторских версий в понимании человека. Версии происхождения человека. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Специфика человеческой деятельности. Единство человека и природы. Человек в мире труда, общения и духа. Диалектика целей и средств в человеческой жизни. Человек и личность. «Сверхчеловек» – «маленький человек», «средний человек» на весах философии и истории. Интерпретации образов человека в антропософии, теософии, оккультизма, сатанизма. Человек в системе социальных связей. Человек и человечество. Основные характеристики человеческого существования – неповторимость, способность к творчеству, свобода. Творчество и его разновидности. Талант как социокультурный феномен. Свобода и произвол; свобода и анархия; свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора. Свобода как социальный идеал и личностная ценность. Грани свободы. Личность как интегральное единство биологической, психологической, социальной сторон человека. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Индивидуализм и конформизм. Обезличенность культуры. Феномен массового человека: «слишком многие» (Ницше), «человек-масса» (Х. Ортега-и-Гассет), «одинокая толпа» (Э. Фромм) и др. Проблема типизации личности. Историческая и выдающаяся личность. Личность в эпохи социальных катастроф. Личность в компьютеризованном мире. Индивидуальность. Проблема человеческого «Я» и отчуждение человека от своего бытия. Кризис современного гуманизма.
Тема 17. Аксиология Ценности, их природа и принципы классификации. Материальные и духовные ценности. Религия, мораль, искусство, наука – составляющие духовной культуры. Генезис, эволюция, сущность, функции ценностей (философский аспект). Критерии оценки прошлого и будущего. Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма. Ценность и идеал. Основные принципы классификации ценности. Мораль и нравственность: общее и особенное. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики. Иерархия нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования или обновления нравственных ценностей. Общечеловеческие ценности. Моральный релятивизм и ригоризм. Совесть как нравственный самоконтроль. Модификации эстетических ценностей. Этические и эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Искусство как выражение эстетических ценностей. Категория красоты, возвышенного, низменного, трагического, героического и др. в искусстве. Историческая эволюция эстетического идеала. Функции искусства в культуре. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности. Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций. Свобода совести. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Межконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей. Ценностная ориентация религиозной личности в истории человечества. Религиозные и светские ценности. Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия. Проблема смысла жизни в истории философии и культуры. Социальная обусловленность ценностных ориентиров. Аксиологическое видение способов решения экологических проблем; возможностей становления ноосферы и формирования космической цивилизации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.146 (0.006 с.) |