Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Онтология: бытие, материя

Поиск

Занятие 1

  1. Концепции бытия. Бытие и реальность.
  2. Бытие, субстанция, материя.

 

Занятие 2.

  1. Системность бытия. Типы систем.
  2. Саморазвитие бытия.
  3. Детерминизм и индетерменизм.
  4. Динамические и статистические законы. Закон и закономерность.

 

Основная литература: см. список работ по курсу.

Дополнительная литература:

Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977.

Блауберг И.В. и др. Становление и сущность системного подхода. М., 1983.

История диалектики. М., 1980.

Метлов В. Диалектика в современных условиях // ФО. 1997. № 3.

Семёнов Е. Так кто же правит бал в царстве диалектики? // Диалог. 1990. № 5.

Поппер К. Что такое диалектика? // ВФ. 1995. № 1.

Рузавин Г.И. Диалектика и современное научное мышление // ФН. 1991. № 6.

 

В опросы для самоконтроля:

Занятие 1

 

1. Существует ли "небытие"? Если небытие существует, то, что оно собой представляет и как оно связано с бытием?

2. Одна ли "реальность" или же "их" множество? По отношению к чему они "реальны"?

3. Что такое субстанция?

4. В чём различие философского и естественнонаучного опреде­ления материи?

5. Как вы понимаете движение материи? Идеи механицизма и физикализма о движении?

6. Чем можно считать "жизнь" - особым веществом, особой энергией или же особой информацией?

7. Как можно сопоставить понятия "объективной", "субъективной" и "вирту­альной" реальностей? Не являются ли вообще значения "реальность" функцией от социокультурного качества состояния сознания: индивидуального или группового?

 

Занятие 2

 

1. Сущность и явление. Что это такое? Приведите примеры.

2. В чём отличие категорий диалектики от других философских категорий?

3. Чем отличаются понятия «система» и «объект», «система» и «структура»?

4. Какие понятия выражают основные характеристики системности?

5. В чём заключается отличие между причинными и функциональными связями?

 

Тема 11. Развитие в мире и мир в развитии

  1. Категории пространства и времени в современном понимании.
  2. Движение и развитие.

 

Основная литература: см. список работ по курсу.

Дополнительная литература:

Абасов А.С. Пространство и время… //ВФ. 1985. № 11.

Абрамян А.А. Понятие реальности // ВФ. 1980. № 11.

Аксёнов Г.П. О причине времени // ВФ. 1996. № 1.

Алексеев П.В. Понятие «материя» // ВФ. 1990. № 12.

Андреев И.Д. К вопросу о развитии как философской категории // ФН. 1987. № 6.

Аронов Р., Терентьев В. Существуют ли нефизические пространство и время? // ВФ. 1990. № 10.

Габричевский А.Г. Пространство и время // ВФ. 1994. № 3.

Голованова И.А. Время, вечность, момент // ВМГУ. 1993. № 5.

Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия. К постановке вопроса // ВФ. 2001. № 6.

Кутырев В.А. О континууме реальности // ВМГУ. 1994. № 5.

Лолаев Т.П. О «механизме» течения времени // ВФ. 1996. № 1.

Носов Н.А. Виртуальная реальность //ВФ. 1999. № 10.

Розин В.М. Время в горизонте современной феноменологии // ВФ. 2006. № 7. С. 140-155.

Силин А.А. Категория развития в естествознании и философии // ФН. 1997. № 2.

Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993.

Черняков А. Онтологическая дифференциация и темпоральность // ВФ. 1997. № 6.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем, на ваш взгляд, отличается "время" от "вечности"?

2. Какие аргументы можно привести в пользу "конечности" и "бесконечности" вселенной?

3. Прав ли Кант, утверждая об априорном характере человеческих чувств "про­странства-времени"?

4. Каково содержание понятия развитие?

5.Диалектика и метафизика по-разному объясняют движение и развитие. А как ими, например, решается вопрос о связях?

6. Что является источником развития в диалектической версии?

 

Тема 12. Философия сознания

 

  1. Категории «дух», «сознание», «идеальное» в философии.
  2. Структура сознания. Сознание, труд и язык.
  3. Проблема бессознательного.
  4. Общественное, массовое и индивидуальное сознание. Сходства и различия.

 

Основная литература: см. список работ по курсу.

Дополнительная литература:

Абрамян А.А. Идеально ли идеальное? // ВФ. 1987. № 10.

Васильев В.В. Мозг и сознание. Выход из лабиринта // ВФ. 2006. № 1. С. 80-95.

Жуков Н.И. Три уровня идеального // ФН. 1990. № 10.

Иванов А.В. К проблеме онтологического статуса явлений сознания // ВМГУ. 2002. № 2.

Ильенков Э.В. Идеальное // Философская энциклопедия. Т. 2. М., 1962.

Лекторский В.О. О некоторых философских уроках З. Фрейда // ФН. 2000. № 2.

Лифшиц М.А. О идеальном и реальном // ВФ. 1984. № 10.

Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // ВФ. 1990. № 10.

Мамардашвили М.К. Природа мысли // Человек. 1999. № 2.

Слободчиков В. Реальность субъективного духа // Человек. 1994. № 5.

Сознание, дух // Философский энциклопедический словарь. М. 1983.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

Суворов О.В. Разум и феномен «Я» // ВФ. 2000. № 4.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные представления о сознании в истории философии?

2. Какова структура сознания?

3. В чем проявляются особенности сознания мышления человека?

4. Как понимали бессознательное представители философского психоанализа?

5. Как понимал бессознательное К.Маркс?

6. Что определяет содержание сознания по К. Марксу?

7. Какова структура общественного сознания?

8. Каково соотношение общественного и индивидуального в сознании конкретного человека?

9. Какова роль языка в антропогенезе и в человеческом развитии?

10. Мышление и язык: какова связь этих явлений?

11. Охарактеризуйте основные функции языка?

12. Где и как существует идеальное? (В индивидуальных головах, в объективном мире, в межчеловеческой деятельности и коммуникации).

 

Тема 13. Гносеология

  1. Сознание, знание, познание. Субъект и объект познания.
  2. Структура познавательной деятельности. Виды и формы познания.
  3. Истина и знание. Концепции истины в философии. Истина, заблуждение, ложь, ошибка, правда. Абсолютное и относительное в истине.
  4. Познание, творчество, практика.

 

Основная литература: см. список работ по курсу.

Дополнительная литература:

 

Автономова Н. С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.

Бахтияров К. И. Истина и достоверность // ФН. 1991. № 12.

Бахтияров К. И. Многомерность истины //ФН. 1991. № 4.

Бескова И. А. О природе трансперсонального опыта // ВФ. 1994. № 2.

Гриценко В. Г. О диалектике дискретно-дискурсивного и образно-эмоцио­нального в познании // ФН. 1990. № 6.

Кротков К. Эпистемологические образы научной истины // ОНС. 1995. № 6. Лекторский В. А. Деятельностная концепция знания // ВФ, 1991. № 8.

Лекторский В. А. Теория познания // ВФ. 1999. № 8.

Лекторский В. А. Вера и знание в современной культуре //ВФ. 2007. № 2. С. 14-20.

Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

Роговин М. С. и др. Структурно-уровневый анализ соотношения субъек­тивных и объективных компонентов процесса познания // ВФ. 1985. № 10.

Хайдеггер Ю. О сущности истины // ФН. 1989. № 4.

Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии // ВФ. 1996. № 9.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое "классическая", "неклассическая" и "постнеклассическая" рациональность?

2. Согласны ли вы с высказыванием: "В нашем разуме нет ничего, чего бы ранее не содержалось в наших чувствах"?

3. Какие смыслы можно вычленить в высказывании: "Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет"?

4. Какими критериями пользуетесь вы сами в повседневной жизни, чтобы убедиться в том, что какой-либо информации можно доверять?

5. Есть ли "истины", которые никогда не изменятся, "абсолютные" или "вечные", и как это можно доказать?

6. Как можно интерпретировать в отношении познавания следующие знаменитые высказывания: "Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого", и "верую, ибо нелепо"?

7. Какое значение имеет для теории познания "принцип сомнения" Декарта: "Никогда не принимать за истину ничего, что я не признал таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению"?

8. В чем заключается специфика объекта и субъекта познания? Что такое познавательная активность?

9. Назовите ступени чувственного и рационального познания.

10. Что такое интуиция и какова ее роль в познании?

11. Каково соотношение веры и знания в процессе познания? Заблуждение и ошибка?

12. Каковы современные критерии истины?

 

Тема 14. Философская методология. Методологические основания науки

Занятие 1.

  1. Понятия «метод» и «методология». Философские и научные методы познания. Специфика философских методов.
  2. Диалектика и её альтернативы. Герменевтика. Объяснение и понимание. Синергетика как комплекс новых методологических идей.
  3. Характеристика основных методов эмпирического и теоретического познания.
  4. Основные формы научного познания.

 

Основная литература: см. список работ по курсу.

Дополнительная литература:

Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (динамика и связь времён). М., 1996.

Буданов В.Г. О методологии синергетики // Вопросы философии, 2006, № 5. – С.79-95.

Джохая Л.Г. Системность философских категорий // Философские науки, 2006, № 7. – С.24-45.

Огурцов А.П., Розин В.М. Методология науки: проблемы и история. М., 2003.

Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М., 2002.

Розин В.М. Философия и методология: традиция и современность // ВФ. 1996. № 1.

Ровинский Р.Е. Синергетика и процессы развития сложных систем // Вопросы философии, 2006, № 2. – С.162-170.

Синергетика: перспективы, трудности (материалы "круглого стола") // Вопросы философии, 2006, № 9. – С.3-34.

Традиции и революция в развитии науки. М., 1991.

Фейнберг Е.Л. Эволюция методологии в XX в. // ВФ. 1995. № 7.

Философия и методология науки. Ч. 1-2. М., 1994.

 

Занятие 2.

  1. Нормы научного и вненаучного знания. Понятие науки и основные аспекты её бытия.

2. Понятие научной революции. Проблема критериев научности (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, К. Поппер и др.).

  1. Рациональность. Типы рациональности, их содержательная изменчивость и историческое многообразие. Осмысление рациональности в философии: сциентизм и антисциентизм.

 

Основная литература: см. список работ по курсу.

Дополнительная литература:

Башляр Г. Природа рационализма // Новый рационализм. М., 1987.

Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.

Гиндилис Н.Л. Изменение мировоззренческих установок современной науки // ФН. 1999. № 3-4.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

Лесков Л.В. Наука как самоорганизующая система // ОНС. 2002. № 4.

Майнбергер Г.К. Единый разум и многообразие рациональностей // ВФ. 1997.№ 9.

Мамчур Е.Я. Наука: возможности и границы. М., 2003.

Научный прогресс: когнитивный и социокультурный аспекты. М., 1993.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Традиции и революция в развитии науки. М., 1991.

Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры: традиции и современность. М., 2003.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как понимать выражение: "в любом безумии есть своя логика"?

2. Чем отличается объяснение от понимания?

3. Какие смыслы включены в понятия "метод" и "методология"?

4. Что такое "проблематизация" и где она применяется?

5. Какой уровень в теории является основополагающим?

6. Что общего и в чем различие между системным и структурным подходами?

7. Каковы типы рациональности?

8. Охарактеризуйте основные исторические этапы в развитии диалектики?

9. В чем специфика структурного и системного методов?

10. Может ли социальная синергетика являться методом познания общественной динамики?

11. Каковы типы социального прогнозирования?

12. Чем отличаются герменевтика как теория и метод?

13. Каковы функции теории, гипотезы и метатеории?

14. Почему философия является методологией науки? В чем проявляется взаимодействие науки и философии?

15. В чем заключен «методологический анархизм» философии науки П. Фейерабенда?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.46.85 (0.007 с.)