Занятие 2. Основные направления зарубежной философии второй половины хiх - середины XX века. Прагматизм, психоанализ и Экзистенциализм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 2. Основные направления зарубежной философии второй половины хiх - середины XX века. Прагматизм, психоанализ и Экзистенциализм



 

План

1. Философия жизни.

2. Прагматизм.

3. Экзистенциализм.

4. Психоанализ Зигмунда Фрейда.

 

Цель занятия: Разобрать философию жизни в работах философов второй половины ХIХ - середины XX века. Познакомиться с основными положениями прагматизма, психоанализа и экзистенциализма.

 

Задачи:

1. Работа с основными понятиями

2. Рассмотреть концепции философии жизни

3. Рассмотреть прагматизм и Экзистенциализм

4. Дать представление о психоанализе.

 

Рассмотреть понятия:

Психоанализ - учение о роли бессознательного в жизни человека и развитии человечества;разработанный Фрейдом в конце XIX- начале XX в метод лечения психическихзаболеваний.

Бессознательное -совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта; у Фрейда: могущественная, иррациональная сила, антагонистичная деятельности сознания.

Либидо - понятие для обозначения сексуального желания;у Фрейда: энергия влечений, относящихся ко всему тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, себялюбие, любовь к родителям, детям и т.д. Синоним: Эрос - влечение к жизни.

Сублимация - у Фрейда: процесс переориентации либидо на иную цель, далёкую от сексуального удовлетворения, и преобразование энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность.

Комплекс - совокупность аффективно заряженных мыслей, интересов и установок личности, воздействие которых на психическую жизнь индивида как правило бессознательна.

Эдипов комплекс - совокупность психических процессов, которые формируются у мальчика в результате вытеснения (в бессознательное) в раннем детстве влечения к матери и соответственно враждебности к отцу, как к «сопернику».

Экзистенциализм - философское течение, выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий.

Свобода - способность человека мыслить и действовать независимо от внешних обстоятельств.

 

 

Философия жизни

Философия жизни - иррационалистическое философское направление конца XIX - начала XX веков, выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность.

Это понятие многозначно толкуется в различных вариантах философии жизни. Биологически-натуралистическое толкование характерно для течения, восходящего к Ницше.

Историцистский вариант философии жизни - Дильтей, Зиммель, Шпенглер - исходит из непосредственного внутреннего переживания как оно раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры.

Своеобразный пантеистический вариант философии жизни связан с истолкованием жизни как некой космической силы, "жизненного порыва" Бергсона.

Наибольшего влияния философия жизни достигла в первой четверти XX века. В дальнейшем она растворяется в других направлениях философии XX века.

Основными представителями философии жизни являются:

Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон, О.Шпенглер.

 

Прагматизм

Прагматизм (от греч. дело, действие) - философское учение, возникшее в 70-х годах XIX века в США и получившее наибольшее распространение в первой половине XX века, оказав сильнейшее влияние на духовную жизнь страны.

Основные идеи прагматизма высказал Ч.Пирс, затем эту доктрину разрабатывали У.Джемс, Дж.Дьюи и др.

Функция мысли в прагматизме - не в познании как отражении объективной реальности, а в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия (Пирс), в выборе средств, необходимых для достижения цели (Джемс) или для решения "проблематической ситуации" (Дьюи).

Пирс Чарлс Сандорс (1839-1914) - американский философ, логик, математик, естествоиспытатель.

Статьи Пирса - "Как сделать наши идеи ясными" (1876) и "Определение веры" (1877) - послужили первоисточником американского прагматизма.

Пирс определяет понятие истины как ясное, отчетливое, неопровержимое на данной стадии познания (в отличие от последующего прагматизма, определяющего истину как полезное, выгодное).

Пирс - один из основоположников математической логики (алгебры логики) и семиотики. По мнению Пирса, мы действуем, веря в то, что наши действия приведут к желаемому результату. Когда результат не достигается, мы начинаем сомневаться в тех идеях, которые лежали в основании наших действий. Действия, направленные на преодоление сомнения, Пирс называет исследованием. Цель исследования — достижение устойчивого верования, разделяемого каким-либо коллективом. То, что называют истиной, является общезначимым принудительным верованием, к которому пришло бы беспредельное сообщество исследователей данного сомнения, если бы этот процесс продолжался бесконечно.

Экзистенциализм

Экзистенциализм (от латин. существование), или философия существования - иррационалистическое направление современной философии, возникшее после I-й мировой войны в Германии (Хайдегер, Ясперс и др.) и в период II-й мировой войны во Франции (Сартр, Марсель и др.). В 40-50-х гг. получил распространение в других европейских странах, в 60-х - также и в США.

Расходясь с традицией рационалистической философией науки, экзистенциализм стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчленненую целостность субъекта и объекта. Бытие трактуется как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни даже рациональными средствами.

Основными представителями экзистенциализма являются:

М. Хайдегер, К.Ясперс, Ж.-П. Сартр, Г.Марсель

Ясперс Карл (1883-1969) - немецкий философ-экзистенциалист и психиатр. В "Общей психопатологии" (1913) Ясперс предложил пересмотр и уточнение понятий психиатрии. После 1915 года отошел от проблем психиатрии.

После разгрома фашизма Ясперс получил большую популярность в ФРГ; в ряде работ, начиная с трактата о "немецкой вине" выступал как политический моралист.

Исходный идеал Ясперса - бюргерский гуманизм. С ним связаны и преклонение Ясперса перед античной Грецией, и его симпатии к Спинозе, и его выпады против клерикализма. Свой труд мыслителя Ясперс называл не философией, а философствованием. «Коммуникация» - центральное понятие миропонимания Ясперса.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

В центре внимания австрийского психиатра и философа З. Фрейда(1856 – 1939) находится бессознательное. Фрейд считал, что большая часть психических процессов человека протекают на уровне подсознания, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящееся ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей.

Конфликт между человеком и обществом происходит внутри самой личности. Фрейд выделил три составных части личности: «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

«Оно», бессознательное – источник инстинктов, желаний, влечений и побуждений человека; подчиняется принципу наслаждения. «Оно» лишено сомнений, противоречий и отрицаний. Все инстинкты и связанные с ними влечения Фрейд разбил на две группы:

а) Эрос – половые инстинкты, инстинкты жизни, всё то что охватывается словом «любовь» (синоним либидо);

б) Танатос – инстинкты смерти, агрессии, разрушения.

«Оно» проявляет себя в снах, описках, оговорках и проч. «Оно» дано человеку с рождения.

«Сверх-Я» – внутриличностная совесть, инстанция, олицетворяющая собой установки общества; выполняет функцию цензора желаний и побуждений. «Сверх-Я» формируется в процессе социализации, когда внешние по отношению к индивиду нормы и ценности общества становятся для него внутренними убеждениями (этот процесс психологи называют интериоризацией). Маленькие дети аморальны. Под влиянием агентов социализации (в первую очередь родителей) они начинают стыдиться своих поступков и желаний, последние подвергаются цензуре «Сверх-Я». Многое, что не нравится этому «Сверх-Я», вытесняется в бессознательное. Так формируются комплексы и неврозы.

Тема 11. Философские проблемы бытия (2 часа)

План

 

1. Работа с понятиями.

2. Проблема бытия: плюрализм мнений.

3. Учение о материи.

4. Движение как всеобщий способ бытия.

5. Пространство и время. Их важнейшие свойства и взаимосвязь.

 

Цель занятия: Знакомство с основными философскими категориями и с основными философскими проблемами бытия.

 

Задачи:

1. Работа с понятиями.

2. Познакомиться с основными философскими категориями «бытие», «материя», «движение», «пространство», «время».

3. Дать представление об основных философских проблемах бытия.

 

Работа с понятиями:

Бытие -философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, т.е. вне и независимо от сознания человека.

Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях и фиксируемой приборами независимо от сознания человека.

Движение - способ существования материи, её всеобщий атрибут, «...изменение вообще, всякое взаимодействие материальных систем...» (Ф. Энгельс).

Пространство - форма бытия материи, характеризующая её протяжённость, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.

Время - форма бытия материи, выражающая длительность её существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем.

Система - комплекс взаимодействующих элементов.

Элемент - есть далее неразложимый компонент системы при данном способе её рассмотрения.

Структурность - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Системность — метод рассмотрения объектов познания с точки зрения внутренней организованности, упорядоченности.

Редукционизм - принцип сведения сложного к простому, составного к элементарного.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.013 с.)