Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закономерности возникновения философии.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Часть 1. Закономерности возникновения философии. Философия как особая форма общественного сознания, духовное явление в своем возникновении опирается на духовные компоненты: мифологию, религию, древнее искусство и эмпирические знания. Мифы, как правило, дуалистичны, описывают мироздание как единство противоположных явлений и символов: свет и тьма, Солнце и Луна, мужское и женское, правое и левое, добро и зло, космос и хаос и т. п. Значение мифологии состоит в том, что был начат поиск ответов на вопросы о тайнах рождения и смерти, происхождения мира, человека, о ценностном отношении к сущему. На уровне объективной реальности мифы вызываются недостаточной зрелостью условий для преобразований; в сознании -подменой особенного всеобщим. Философия возникла как продукт вопрошающей и недоумевающей мысли. “Удивление и есть начало философии”. Во все времена “ удивление побуждает людей философствовать”. Миф был одним из видов древнего искусства. Искусство способствовало зарождению философии через развитие феномена созерцания как первообщения человека с миром. Философия, считал К. Маркс, “сначала вырабатывается в пределах религиозной формы сознания”. У философии и религии имеется общая цель - вывести человека из сферы обыденности, придать его жизни смысл, открыть путь к самым сокровенным ценностям, увлечь идеалами. Наиболее существенная общая проблематика религии и философии - духовно-нравственная. Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций “светского” знания, “естественного” разума. “Философия есть дело разума”. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Первоначально было совокупное знание древних, именовавшееся философией. Отражая эту ситуацию, Аристотель назвал философию “госпожой наук”. Постепенно происходила специализация знаний, формировались конкретные науки, отделяясь от совокупного знания. Параллельно шло и развитие философии. Научная картина мира, особенно начиная с XIX в., строилась совместно науками и философией. Философия буквально означает “любовь к мудрости”. Считается, что слово “философ” впервые употребил Пифагор. В качестве особой науки философию обособил Платон. Первую попытку выделить ее как специфическую область теоретического знания, как учение о первопринципах сущего, предпринял Аристотель. Свою философию Кант характеризует как систему всех принципов чистого разума. В этой связи он вводит понятие чистой философии, называя ее метафизикой. Философ должен определить источники человеческого знания; объем возможного и полезного применения всякого знания; границы разума. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами: аграрно-ремесленная революция; расширение контактов на основе торговли и судоходства; разрушение общинно-родовых форм связей между людьми, появление социальных общностей требовали от индивида выработки нового типа самоопределения: ориентации не на привычку и традицию, а на собственный разум; отделение умственного труда от физического; развитие государственности, особенно древнегреческой демократии, вызвало к жизни искусство убеждения, аргументацию, строгое, последовательное систематическое мышление. Материализм и идеализм- основные напрвления в философии.Проблематика и структура философии. Соотношение мира "внешнего" и мира "внутреннего", материального и идеального выступает как универсальная формула любой философской проблемы. Философы, бравшие за основу миропонимания природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от сознания, примыкали к различным школам материализма. Важнейшие его формы: стихийный, механистический и диалектический. Материализм распространяется не только на природу, но и на человека, исходит из того, что человек материален по своему происхождению, а сознание предстает как производное от материального начала, его свойство. Корни материализма уходят в адекватное отражение действительности на основе развивающейся практики, обобщения достижений техники и науки. Позиция, по которой мир и человек объясняются исходя из духа, сознания, получила название идеализма. Объективные идеалисты (Платон, Гегель и др.) принимают за основу действительности некий всеобщий дух, а субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) - ощущения (в целом сознание) воспринимающего субъекта. Нередко эти формы идеализма переходят друг в друга. В ряде моментов идеализм перекликается с религией. У них общий исходный пункт - дух. В рамках идеализма, несмотря на его серьезные изъяны, нередко выдвигались положения, допускающие научную, материалистическую интерпретацию и имеющие важное значение, особенно при анализе диалектики, структуры и функций человеческого мышления. Материализм исходит из того, что наши знания соответствуют материальным объектам, поэтому человек способен познать мир и себя в мире. Объективный идеализм также утвердительно отвечает на вопрос о познаваемости мира, считая, что мир есть воплощение идеального начала. Человек не только отражает действительность, но и оценивает ее. Основной вопрос философии, следовательно, включает в себя проблему целей, идеалов, смысла жизни и смерти, человеческой самореализации в мире. Материализм и идеализм, диалектика и метафизика выступают как различные способы раскрытия отношения "человек - мир". Многообразие философской проблематики обусловливает сложную структуру философии. Аристотель выделял теоретическую часть философии - учение о бытии, его составе, причинах и началах; практическую - учение о человеческой деятельности; поэтическую - учение о творчестве. Этика и политика у Аристотеля образуют "философию о человеческом". Кант писал о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души», познавательной, практической и эстетической. Соответственно Кант философию понимал как учение о единстве истины, добра и красоты, преодолевая просветительскую (позже - позитивистскую) узкорационалистическую трактовку философии. Гегель также выделял три части философского знания: логику, философию природы и философию духа. В современном представлении философия теоретически осмысливает реальность и трансформируется в: а) учение о бытии - онтологию; б) учение о деятельности - праксиологию', в) теорию познания - гносеологию; г) теорию ценностей - аксиологию; д) учение о человеке - философскую антропологию; е) науку о закономерностях и движущих силах развития общества - социальную философию. В качестве ядра философии в отечественной литературе нередко называли теорию диалектики. Выделяется также история философии. Философия как особая форма общественного сознания, изучая в различных ракурсах отношение "человек - мир", поднимается до осознания всеобщих оснований бытия человека и мира, вырабатывает общие ориентиры жизнедеятельности человека, поднимается до осознания целей и смысла жизни.
Философская мысль Древнего Востока. Античная философия. Античная философия складывалась в условиях утверждения зрелых рабовладельческих отношений и установления демократического строя, что обусловило высокий теоретический уровень поисков. Греческая философия, особенно ранняя, ориентирована на Космос как на безусловную реальность и высшую ценность. Человек рассматривался по аналогии с природным космосом. Сократ (470-399 до н. э.) избрал принципом своих размышлений суждение "Познай самого себя". Основой деятельности человека названы всеобщие понятия, что отличает человека от действия стихийных природных сил. Методом обнаружения понятий Сократ считал процедуру подведения собеседника к правильному ответу путем наводящих вопросов, обнаружения противоречий в мыслях оппонента. Представителем поздней античной философии, основателем неоплатонизма является Плотин (205-270). Мировой процесс, согласно учению этого древнегреческого философа, жившего в Риме, начинается с непостижимого и невыразимого божественного первоединого начала. Оно проявляется вовне - сначала как мировой ум, затем как душа мира и далее как единичные души, чувственный мир явлений, единичные тела, вплоть до материи, под которой Плотин разумел небытие. Цель человеческой жизни -восхождение к божественному началу, единение с ним в экстазе. Достигается эта цель путем обуздания телесных влечений, развитием духовных сил, в том числе познавательных. В концепции Плотина (основное сочинение - "Эннеады") прослеживается диалектика: усмотрение противоположностей и их единства, обусловливающих в мире гармонию и красоту, зло и безобразие. Ценную диалектическую идею триадичности высказал глава школы неоплатонизма Прокл (410-485, главные сочинения: "Теологическая первооснова", "О теологии Платона"). Исходя из мысли Платона о том, что единое раскрывается во многом, а это последнее стремится к единству, Прокл назвал три ступени развития сущего: пребывание, устремление вперед, обратное стремление. Развитие, считал Прокл, происходит не путем деления или превращения, а вследствие полноты сил, благодаря чему одно созидает другое, само не изменяясь. В целом античная философия в своем развитии прошла периоды становления (У1-У вв. до н. э.), расцвета (IV в. до н. э.) и упадка (III в. до н. э. - V в. н. э.). На первом этапе философия выступала преимущественно в форме натурфилософии, была кос-моцентричной, поднимала проблему первооснов бытия. На втором этапе произошел переход от преимущественного изучения внешнего мира к рассмотрению человека в различных его проявлениях, т. е. в философии возникла субъективистско-антропологическая тенденция. Философия стремилась перейти от рассмотрения структуры природного космоса к анализу проблематики организации социального космоса. Наиболее яркими представителями классического этапа в развитии античной философии были Сократ, Платон и Аристотель. На третьем этапе интерес философии все больше сосредоточивался на познании личности, на вопросе о том, как приспособиться к сложной и противоречивой социальной жизни. В античной философии имелись в зародыше все позднейшие типы мировоззрения, наметились по существу все основные философские проблемы, решение которых стало задачей последующей истории мысли. Философия средневековья. Философия нового времени. Русская философия. Философская мысль Беларуси. Начала общечеловеческой духовности утверждаются на Руси вместе с принятием христианства от Византии (IX в.). Любовь к мудрости в Киевской Руси понималась теологически, т. е. как бо-гопознание. На территории Беларуси распространялись произведения, общие для русской, украинской и белорусской культуры ("Слово о законе и благодати..." митрополита Илариона, "Поучение" князя Владимира Мономаха, молитвенные стихи, поучения, притчи белорусского просветителя Кирилла Туровского и др.). Отрешение от мира, совершенствование духа посредством молитвы — таково призвание Кирилла Туровского (XII в.). В конце XVI в. появилось первое печатное издание молитв этого патриарха восточнославянских литератур, призывавшего к любви и духовному единению людей. Франциск Скорина (1490-1551) пропагандировал идеи просвещения, гуманизма и свободомыслия на белорусском языке, способствовал становлению национально-патриотического самосознания белорусского народа. Он подчеркивал роль разума и значение мудрости в жизни человека, которые должны опираться на законы логики. Этот выдающийся просветитель и белорусский первопечатник писал о человеческом бытии как высочайшей самоценности. Естественнонаучная ветвь нашла выражение у Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Он выдвинул положение о том, что мельчайшие частицы - корпускулы* (молекулы в современной терминологии), из которых состоят все вещества, сами состоят из более мелких частиц - неделимых элементов (атомов). Эта идея опережала свое время: только в середине XIX в. ученые приняли понятия молекулы и атома в их взаимоотношении друг с другом. Ломоносов конкретизирует идущую от античной философии мысль о самосохранении бытия (материи и движения). Материалистическая философия Ломоносова опиралась на достижения естествознания и, хотя в основе своей была механистической, заключала в себе идею развития (утверждалось, что весь видимый мир в прошлом, настоящем и будущем подвержен постоянному изменению и переменам). Материалистических принципов придерживался Ломоносов и в теории познания, подчеркивал значение опыта и рациональных обобщений, научных гипотез. Вместе с тем в вопросе о "последних" основаниях природы Ломоносов постулировал Бога как "архитектора", "творца" мироздания. Он не освободился от старых представлений о воде, воздухе, земле и огне как о химических элементах, материю отождествлял с веществом. Непосредственно за Чаадаевым следуют славянофилы и западники. Самая характерная черта славянофильства (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Р. Самарин и др.) - антибуржуазность. Плоды цивилизации в Западной Европе, считали славянофилы, оплачены потерей целостности личности, превращением человека из "образа и подобия божьего" в простую статистическую единицу буржуазного рынка. Залог спасения России славянофилы видели в ее самобытности, т. е. в общине, самодержавии, народных обычаях и религиозности. Их сочинения пронизаны критикой культа пользы, рационализма и индивидуализма. Подчеркивалась необходимость сочетания личностного и коллективного начал при преобладающей роли второго. Расщепленности буржуазного индивида на частного и публичного человека мыслители противопоставляли идею цельной личности, осознающей себя частицей народа, в котором все духовные силы сливаются в живое и высшее единство. Славянофилы в качестве высших ценностей на первое место поставили не гражданское общество, а общинную жизнь; не право, а мораль; не прогресс, а обычай и традицию; не науку, а религию. Русская философия XIX в. включала гегельянство (В. Г. Белинский, Н. П. Огарев и др.), антропологический материализм (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов)*, позитивизм (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский), естественнонаучный (в духе "вульгарного") материализм (Д. И. Писарев), экономический материализм (П. Н. Ткачев). В XX в. в эмигрантской среде возникло евразийство - исто-риософская концепция, поставившая вопросы о смысле истории, об отношении Востока и Запада, европейской и русской культуры, о месте России в общеисторическом процессе. У истоков этих подходов стояли С. М. Соловьев, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, В. О. Ключевский. Идеи евразийства разрабатывали в 20-30 гг. Н. С. Трубецкой, Г. Ф. Флоровский, Л. П. Карсавин и др. Теоретики евразийства исторические способности России противопоставляли потерявшему такие способности Западу, однако в отличие от славянофилов связывали это не столько с духовными, сколько с материально-природными факторами. Евразийцы ввели в обиход понятие "место развития", каковым для России стала Евразия, "континент—океан" с огромным пространством, отсутствием естественных границ, находящийся под постоянным давлением воинственных кочевников с юго-востока и варваров с запада. Итак, история была дополнена новым элементом: развитием культуры в "пространстве". Доказывалось, что культурное развитие народа имеет свое основание в географической и этнографической целостности. Была предпринята попытка преодолеть противостояние западников и славянофилов (евразийцы выступали за "серединную" позицию). Философия структурализма. Философия экзистенциализма. Проблема человека всегда занимала философию. Но самый решительный поворот в сторону антропологической тематики, обращенной к "философии существования", осуществили Серен Кьеркегор (1813-1855), Николай Александрович Бердяев (1874-1948) и Лев Исаакович Шестов (1866-1938). Кьеркегор вопрос о человеке сделал главным пунктом размежевания с философией прошлого. Антропологизм в связке с иррационализмом проявился в психоаналитическом направлении в философии. Франкфуртская философско-социологическая школа (Г. Маркузе, Т. Адорно, Ю. Хабермас и др.), пытаясь совершенствовать мар-ксову концепцию человека, считает необходимым направить марксизм в сторону анализа психологии индивида. Главным в психоанализе было изучение и философское толкование бессознательного. Гносеологические корни экзистенциализма заключены в проблеме бытия человека. Экзистенциалисты акцентировали внимание на вопрос "Можно ли стать человеком в век абсурда, и если да, то как?". Решение вопроса о становлении человека раскрывается через понятия "существование", "экзистенция", "бытие", "ничто", "сущность" и "пограничная ситуация". Категория "существование" предполагает наличие человека "здесь" и "теперь", через внутреннее соотнесение себя с собой - в противоположность его общей сущности - природной (в натурализме), социальной (в марксизме) или объективно-духовной (в духе Гегеля). Категория "экзистенция" была введена датским философом Сёреном Кьеркегором и обозначает глубинную основу, перво-зданность, сущность существования, неповторимость, уникальность, единственность человека и его судьбы. Экзистенция указывает на заключающиеся в человеке возможности: быть самим собой, осуществить свой выбор. Такая экзистенция считается недоступной рациональному познанию и данной только непосредственному переживанию. Основные состояния эмоционально перегруженного переживаниями сознания - забота, вина, заброшенность, ответственность, страх смерти. Через них человек выходит на реальность и проявляет свою духовность. Экзистенциальная философия выступила как реакция на тенденцию стандартизации в производстве, повседневном быту, в идеологии и культуре. "Стандартизированный" человек - неподлинный, подчиняющийся всецело стереотипам поведения. Однако человек идет не только навстречу усредняющему, всеобщему, но и обнаруживает индивидуально-неповторимые черты своей личности. Общими становятся не только стандарты, стереотипы, но и оригинальное поначалу, творческое, уникальное. Иначе говоря, имеются "переливы" друг в друга при определенных условиях творческого и шаблонного, что в должной мере не учитывается в экзистенциальной философии. Имеется определенная близость экзистенциализма марксизму. Она обнаруживается: а) в критике отчуждения; б) в определении человека как живого, действующего, чувственного. Экзистенциализм под деятельностью понимает не только разум как характеристику активности субъекта, но и как материальную деятельность. В целом, экзистенциализм примыкает к субъективному идеализму (при наличии в нем элементов иных философских направлений) с присущими ему недостатками. И все же экзистенциализм вошел в европейскую и мировую культуру как философия отдельного конкретного человека с его переживаниями и тревогами, размышляющего о таких важных вопросах, как смысл жизни, неотделимость человека от человечества, человеческая судьба, выбор жизненного пути, личная ответственность, выживаемость цивилизации и др. Часть 2. Закон отрицания отрицания. Диалектика отрицания Рассматриваемый закон характеризует направление и форму развития и связей, единство поступательности и преемственности, возникновения нового и относительной повторяемости определенных сторон старого. Основополагающей для данного закона является категория диалектического отрицания. В философской классике отрицание связывалось с представлениями о динамике бытия и небытия, вещей и духа. "Отрицательное, - писал Гегель, - равным образом и положительно..., противоречащее себе не переходит в... ничто..."117. Только сила отрицания от всего прошедшего, - писал Чернышевский, - создает нечто новое и лучшее. Ряд философских направлений упрощенно трактует отрицание: как вечный круговорот явлений в мире; как прямолинейный прогресс; как движение вспять; как разрушение, наступление нигилизма (например, в концепциях социального пессимизма Ф. Ницше и О. Шпенглера); как имеющее место лишь в мышлении, особенно в негативных эмоциональных состояниях сознания. Приверженцы "негативной диалектики" (Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, М. Хоркхаймер и др.) сузили сферу действия отрицания только до социальных процессов. Реально отрицание носит всеобщий характер. "Для диалектической философии, - отмечал Ф. Энгельс, - нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения"118. Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс: деструкции (разрушения, преодоления прежнего), кумуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (созидания нового). Механизм действия закона отрицания отрицания. В. И. Ленин о содержании закона отрицания отрицания писал: "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие... по спирали, а не по прямой линии", "... повторение в высшей стадии известных черт, свойств... низшей и... возврат якобы к старому". Спиралевидная форма развития означает сочетание цикличности, относительной повторяемости и поступательности. Преемственность, сохранение старого в новом выражаются в следующем: 1. Старое качество продолжает существовать наряду с новым, более высоким по своему типу, как необходимое условие его бытия. Так, появление живых организмов не исключает неживую природу, животный мир не предполагает гибель растительности. 2. Непосредственное сохранение низших форм организации материи в высших. Например, в живой клетке главным является обмен веществ, но сохраняют значение физические и химические закономерности. 3. Отдельные звенья кругооборота как отрицания отрицания суть метаморфозы, которые происходят с данной сущностью в процессе ее функционирования. Так, сохраняется природа растения, несмотря на замену зерна стеблем. Здесь проявляется такой вид отрицания, как трансформация, где происходит переход от одной стадии эволюции какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы. Примеры: стадии в развитии человека от эмбрионального существования детеныша до старости; ступени в развитии орудий труда: костяные, каменные, металлические, инструменты, машины и т. д.; этапы изменения труда: ручной, частично механизированный, комплексно механизированный, автоматизированный. Социальная структура как сфера общественной жизни. Типы социальных структур(социально-классовая, социально-этническая, социально- демографическая). Теория стратификации. Социальная интегритация и социальная дифференциация. Социальная жизнь есть социальное взаимодействие (приспособление, оппозиция и компромисс) индивидов (как минимум двух) и общностей. При интеграции множества целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, т. е. происходит "сведение" индивидуального к социальному, формируется социальная структура общества. Центральное место в социально-дифференцированном обществе занимают классы. Обобщенным признаком классов является их историческое место в определенной системе производства. "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Наряду с теорией классов существует теория стратификации. В ней деление общества на страты (слои) производится не только по структуре экономического базиса (как это дано в определении классов), но и по иным критериям: профессии, доходу, образованию и др. Такой подход нацелен на изучение динамики социальных изменений, в то время как теория классов больше отражает относительную устойчивость социальной структуры. Общественное разделение труда обусловливает и разделение интересов представителей города и деревни, умственного и физического труда, производителей и потребителей, управляющих и управляемых, общенародных, коллективно-групповых и индивидуальных, общегосударственных и местных, национальных, работающих и безработных. Что касается последнего, то здесь актуально нахождение баланса между экономической эффективностью и социальной защищенностью граждан. Важной составной частью социальной политики является нахождение разумного соотношения общечеловеческого (интернационального) и национально-государственного интересов*. Между ними имеется всегда подвижное соотношение, в лучшем случае стабильное равновесие. Что касается нации, то ее, вероятно, следует рассматривать как единство этнического, социально-экономического и культурно-исторического компонентов, из которых преобладающий определяется конкретными условиями жизни данной нации. Для современного общества характерно переплетение процессов социальной интеграции и социальной дифференциации. Происходит расширение хозяйственно-экономических связей, политических и культурных контактов, интернационализация общественной жизни в целом, координируются усилия по борьбе с угрозой войн, экологическим кризисом, болезнями, международной преступностью. Как заметил Ясперс, едиными становятся моды и правила общения, жесты, манера говорить. По мере развития общих черт образа жизни одновременно проявляются усиливающиеся различия - профессиональные, культурно-бытовые, возрастные, национально-языковые. Современный человек не стремится к единообразию, напротив, предпочитает многообразие. В международном плане сейчас обостряется борьба за рынки сбыта, использование ресурсов планеты между сверхразвитой частью мировой капиталистической системы и остальным миром. Например, 3 % населения земного шара, проживающих в США, потребляют 15% глобальных ресурсов. В целом классовая структура в известной степени размывается, а внутриклассовая и неклассовая социальная дифференциация усиливается. В развитии этносов пересекаются процессы сближения и уникализации. Надо полагать, что полное упразднение социальных групп невозможно. В дальнейшем социальный организм будет усложняться, а не превращаться в нечто однородное. Вероятно, в отдаленной перспективе будет единое человечество с господствующими общечеловеческими интересами, сохранятся первичные коллективы, на основе разделения труда - социальные группы, семья и индивиды. Часть 1. Закономерности возникновения философии. Философия как особая форма общественного сознания, духовное явление в своем возникновении опирается на духовные компоненты: мифологию, религию, древнее искусство и эмпирические знания. Мифы, как правило, дуалистичны, описывают мироздание как единство противоположных явлений и символов: свет и тьма, Солнце и Луна, мужское и женское, правое и левое, добро и зло, космос и хаос и т. п. Значение мифологии состоит в том, что был начат поиск ответов на вопросы о тайнах рождения и смерти, происхождения мира, человека, о ценностном отношении к сущему. На уровне объективной реальности мифы вызываются недостаточной зрелостью условий для преобразований; в сознании -подменой особенного всеобщим. Философия возникла как продукт вопрошающей и недоумевающей мысли. “Удивление и есть начало философии”. Во все времена “ удивление побуждает людей философствовать”. Миф был одним из видов древнего искусства. Искусство способствовало зарождению философии через развитие феномена созерцания как первообщения человека с миром. Философия, считал К. Маркс, “сначала вырабатывается в пределах религиозной формы сознания”. У философии и религии имеется общая цель - вывести человека из сферы обыденности, придать его жизни смысл, открыть путь к самым сокровенным ценностям, увлечь идеалами. Наиболее существенная общая проблематика религии и философии - духовно-нравственная. Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций “светского” знания, “естественного” разума. “Философия есть дело разума”. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Первоначально было совокупное знание древних, именовавшееся философией. Отражая эту ситуацию, Аристотель назвал философию “госпожой наук”. Постепенно происходила специализация знаний, формировались конкретные науки, отделяясь от совокупного знания. Параллельно шло и развитие философии. Научная картина мира, особенно начиная с XIX в., строилась совместно науками и философией. Философия буквально означает “любовь к мудрости”. Считается, что слово “философ” впервые употребил Пифагор. В качестве особой науки философию обособил Платон. Первую попытку выделить ее как специфическую область теоретического знания, как учение о первопринципах сущего, предпринял Аристотель. Свою философию Кант характеризует как систему всех принципов чистого разума. В этой связи он вводит понятие чистой философии, называя ее метафизикой. Философ должен определить источники человеческого знания; объем возможного и полезного применения всякого знания; границы разума. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами: аграрно-ремесленная революция; расширение контактов на основе торговли и судоходства; разрушение общинно-родовых форм связей между людьми, появление социальных общностей требовали от индивида выработки нового типа самоопределения: ориентации не на привычку и традицию, а на собственный разум; отделение умственного труда от физического; развитие государственности, особенно древнегреческой демократии, вызвало к жизни искусство убеждения, аргументацию, строгое, последовательное систематическое мышление.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.236.144 (0.013 с.) |