Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности возникновения философии.

Поиск

Часть 1.

Закономерности возникновения философии.

Философия как особая форма общественного соз­нания, духовное явление в своем возникновении опи­рается на духовные компоненты: мифологию, религию, древнее искусство и эмпи­рические знания.

Мифы, как правило, дуалистичны, описывают мироздание как единство противоположных явлений и символов: свет и тьма, Солнце и Луна, мужское и женское, правое и левое, добро и зло, космос и хаос и т. п.

Значение мифологии состоит в том, что был начат поиск от­ветов на вопросы о тайнах рождения и смерти, происхождения мира, человека, о ценностном отношении к сущему.

На уровне объективной реальности мифы вызываются недос­таточной зрелостью условий для преобразований; в сознании -подменой особенного всеобщим.

Философия возникла как продукт вопрошающей и недоуме­вающей мысли. “Удивление и есть начало философии”. Во все времена “ удивление побуждает людей философствовать”. Миф был одним из видов древнего искусства. Искусство спо­собствовало зарождению философии через развитие феномена созерцания как первообщения человека с миром.

Философия, считал К. Маркс, “сначала вырабатывается в пределах религиозной формы созна­ния”. У философии и религии имеется общая цель - вывести че­ловека из сферы обыденности, придать его жизни смысл, от­крыть путь к самым сокровенным ценностям, увлечь идеалами. Наиболее существенная общая проблематика религии и философии - духовно-нравственная.

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу рели­гиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую по­требность в понимании мира и человека с позиций “светского” знания, “естественного” разума. “Философия есть дело разума”. Если ре­лигия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное.

Первоначально было совокупное знание древних, именовав­шееся философией. Отражая эту ситуацию, Аристотель назвал философию “госпожой наук”. Постепенно происходила специа­лизация знаний, формировались конкретные науки, отделяясь от совокупного знания. Параллельно шло и развитие философии. Научная картина мира, особенно начиная с XIX в., строилась со­вместно науками и философией.

Философия буквально означает “любовь к мудрости”. Счита­ется, что слово “философ” впервые употребил Пифагор. В каче­стве особой науки философию обособил Платон. Первую попыт­ку выделить ее как специфическую область теоретического знания, как учение о первопринципах сущего, предпринял Аристо­тель.

Свою философию Кант характеризует как систему всех принципов чистого разума. В этой связи он вводит понятие чис­той философии, называя ее метафизикой. Философ должен опре­делить источники человеческого знания; объем возможного и полезного применения всякого знания; границы разума.

Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами: аграрно-ремесленная революция; расширение контактов на основе торговли и судоходства; разрушение общинно-родовых форм связей между людь­ми, появление социальных общностей требовали от инди­вида выработки нового типа самоопределения: ориента­ции не на привычку и традицию, а на собственный разум; отделение умственного труда от физического; развитие государственности, особенно древнегреческой демократии, вызвало к жизни искусство убеждения, аргу­ментацию, строгое, последовательное систематическое мышление.

Материализм и идеализм- основные напрвления в философии.Проблематика и структура философии.

Соотношение мира "внешнего" и мира "внутреннего", материального и идеального выступает как универсаль­ная формула любой философской проблемы.

Философы, бравшие за основу миропонимания природу, ма­терию, объективную реальность, существующую независимо от сознания, примыкали к различным школам материализма. Важ­нейшие его формы: стихийный, механистический и диалек­тический.

Материализм распространяется не только на природу, но и на человека, исходит из того, что человек материален по своему происхождению, а сознание предстает как производное от мате­риального начала, его свойство.

Корни материализма уходят в адекватное отражение дейст­вительности на основе развивающейся практики, обобщения достижений техники и науки.

Позиция, по которой мир и человек объясняются исходя из духа, сознания, получила название идеализма. Объективные идеалисты (Платон, Гегель и др.) принимают за основу действи­тельности некий всеобщий дух, а субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) - ощущения (в целом сознание) восприни­мающего субъекта. Нередко эти формы идеализма переходят друг в друга.

В ряде моментов идеализм перекликается с религией. У них общий исходный пункт - дух.

В рамках идеализма, несмотря на его серьезные изъяны, не­редко выдвигались положения, допускающие научную, материа­листическую интерпретацию и имеющие важное значение, осо­бенно при анализе диалектики, структуры и функций человече­ского мышления.

Материализм исходит из того, что наши знания соответству­ют материальным объектам, поэтому человек способен познать мир и себя в мире. Объективный идеализм также утвердительно отвечает на вопрос о познаваемости мира, считая, что мир есть воплощение идеального начала.

Человек не только отражает действительность, но и оценива­ет ее. Основной вопрос философии, следовательно, включает в себя проблему целей, идеалов, смысла жизни и смерти, человече­ской самореализации в мире. Материализм и идеализм, диалек­тика и метафизика выступают как различные способы раскрытия отношения "человек - мир".

Многообразие философской проблематики обусловливает сложную структуру философии. Аристотель выделял теоретическую часть философии - учение о бытии, его составе, причинах и началах; практическую - учение о человеческой дея­тельности; поэтическую - учение о творчестве. Этика и политика у Аристотеля образуют "философию о человеческом". Кант писал о трех частях фило­софии, соотнося их с тремя «способностями души», познаватель­ной, практической и эстетической. Соответственно Кант фило­софию понимал как учение о единстве истины, добра и красоты, преодолевая просветительскую (позже - позитивистскую) узко­рационалистическую трактовку философии. Гегель также выде­лял три части философского знания: логику, философию приро­ды и философию духа. В современном представлении философия теоретически осмыс­ливает реальность и трансформируется в: а) учение о бытии - он­тологию; б) учение о деятельности - праксиологию', в) теорию познания - гносеологию; г) теорию ценностей - аксиологию; д) учение о человеке - философскую антропологию; е) науку о закономерностях и движущих силах развития общества - социаль­ную философию. В качестве ядра философии в оте­чественной литературе нередко называли теорию диалектики. Выделяется также история философии.

Философия как особая форма общественного созна­ния, изучая в различных ракурсах отношение "человек - мир", поднимается до осознания всеобщих оснований бытия человека и мира, вырабатывает общие ориентиры жизнедеятельности чело­века, поднимается до осознания целей и смысла жизни.

 

 

Философская мысль Древнего Востока.

Античная философия.

Античная философия складывалась в условиях утверждения зрелых рабовладельческих отношений и установления демокра­тического строя, что обусловило высокий теоретический уровень поисков.

Греческая философия, особенно ранняя, ориентирована на Космос как на безусловную реальность и высшую ценность.

Человек рассматривался по аналогии с природным космосом. Сократ (470-399 до н. э.) избрал принципом своих размышлений суждение "Познай самого себя". Основой деятельности человека названы всеобщие понятия, что отличает человека от действия стихийных природных сил. Методом обнаружения понятий Со­крат считал процедуру подведения собеседника к правильному ответу путем наводящих вопросов, обнаружения противоречий в мыслях оппонента.

Представителем поздней античной философии, основателем неоплатонизма является Плотин (205-270). Мировой процесс, согласно учению этого древнегреческого философа, жившего в Риме, начинается с непостижимого и невыразимого божествен­ного первоединого начала. Оно проявляется вовне - сначала как мировой ум, затем как душа мира и далее как единичные души, чувственный мир явлений, единичные тела, вплоть до материи, под которой Плотин разумел небытие. Цель человеческой жизни -восхождение к божественному началу, единение с ним в экстазе. Достигается эта цель путем обуздания телесных влечений, разви­тием духовных сил, в том числе познавательных. В концепции Плотина (основное сочинение - "Эннеады") прослеживается диа­лектика: усмотрение противоположностей и их единства, обу­словливающих в мире гармонию и красоту, зло и безобразие.

Ценную диалектическую идею триадичности высказал глава школы неоплатонизма Прокл (410-485, главные сочинения: "Теологическая первооснова", "О теологии Платона"). Исходя из мысли Платона о том, что единое раскрывается во многом, а это последнее стремится к единству, Прокл назвал три ступени раз­вития сущего: пребывание, устремление вперед, обратное стрем­ление. Развитие, считал Прокл, происходит не путем деления или превращения, а вследствие полноты сил, благодаря чему одно со­зидает другое, само не изменяясь.

В целом античная философия в своем развитии прошла пе­риоды становления (У1-У вв. до н. э.), расцвета (IV в. до н. э.) и упадка (III в. до н. э. - V в. н. э.). На первом этапе философия вы­ступала преимущественно в форме натурфилософии, была кос-моцентричной, поднимала проблему первооснов бытия. На вто­ром этапе произошел переход от преимущественного изучения внешнего мира к рассмотрению человека в различных его прояв­лениях, т. е. в философии возникла субъективистско-антропологическая тенденция. Философия стремилась перейти от рас­смотрения структуры природного космоса к анализу проблема­тики организации социального космоса. Наиболее яркими пред­ставителями классического этапа в развитии античной филосо­фии были Сократ, Платон и Аристотель. На третьем этапе инте­рес философии все больше сосредоточивался на познании лично­сти, на вопросе о том, как приспособиться к сложной и противо­речивой социальной жизни.

В античной философии имелись в зародыше все позднейшие типы мировоззрения, наметились по существу все основные фи­лософские проблемы, решение которых стало задачей после­дующей истории мысли.

Философия средневековья.

Философия нового времени.

Русская философия.

Философская мысль Беларуси.

Начала общечеловеческой духовности утверждаются на Руси вместе с принятием христианства от Византии (IX в.). Любовь к мудрости в Киевской Руси понималась теологически, т. е. как бо-гопознание. На территории Беларуси распространялись произве­дения, общие для русской, украинской и белорусской культуры ("Слово о законе и благодати..." митрополита Илариона, "Поуче­ние" князя Владимира Мономаха, молитвенные стихи, поучения, притчи белорусского просветителя Кирилла Туровского и др.). Отрешение от мира, совершенствование духа посредством мо­литвы — таково призвание Кирилла Туровского (XII в.). В конце XVI в. появилось первое печатное издание молитв этого патри­арха восточнославянских литератур, призывавшего к любви и духовному единению людей.

Франциск Скорина (1490-1551) пропагандировал идеи про­свещения, гуманизма и свободомыслия на белорусском языке, способствовал становлению национально-патриотического само­сознания белорусского народа. Он подчеркивал роль разума и значение мудрости в жизни человека, которые должны опираться на законы логики. Этот выдающийся просветитель и белорус­ский первопечатник писал о человеческом бытии как высочай­шей самоценности.

Естественнонаучная ветвь нашла выражение у Михаила Ва­сильевича Ломоносова (1711-1765). Он выдвинул положение о том, что мельчайшие частицы - корпускулы* (молекулы в совре­менной терминологии), из которых состоят все вещества, сами состоят из более мелких частиц - неделимых элементов (атомов). Эта идея опережала свое время: только в середине XIX в. ученые приняли понятия молекулы и атома в их взаимоотношении друг с другом. Ломоносов конкретизирует идущую от античной фило­софии мысль о самосохранении бытия (материи и движения). Материалистическая философия Ломоносова опиралась на дос­тижения естествознания и, хотя в основе своей была механисти­ческой, заключала в себе идею развития (утверждалось, что весь видимый мир в прошлом, настоящем и будущем подвержен по­стоянному изменению и переменам). Материалистических прин­ципов придерживался Ломоносов и в теории познания, подчеркивал значение опыта и рациональных обобщений, научных гипотез. Вме­сте с тем в вопросе о "последних" основаниях природы Ломоносов постулировал Бога как "архитектора", "творца" мироздания. Он не освободился от старых представлений о воде, воздухе, земле и огне как о химических элементах, материю отождествлял с веществом.

Непосредственно за Чаадаевым следуют славянофилы и за­падники. Самая характерная черта славянофильства (А. С. Хо­мяков, И. В. Киреевский, Ю. Р. Самарин и др.) - антибуржуаз­ность. Плоды цивилизации в Западной Европе, считали славяно­филы, оплачены потерей целостности личности, превращением человека из "образа и подобия божьего" в простую статистиче­скую единицу буржуазного рынка. Залог спасения России славя­нофилы видели в ее самобытности, т. е. в общине, самодержавии, народных обычаях и религиозности. Их сочинения пронизаны критикой культа пользы, рационализма и индивидуализма. Под­черкивалась необходимость сочетания личностного и коллектив­ного начал при преобладающей роли второго. Расщепленности буржуазного индивида на частного и публичного человека мыс­лители противопоставляли идею цельной личности, осознающей себя частицей народа, в котором все духовные силы сливаются в живое и высшее единство. Славянофилы в качестве высших ценностей на первое место поставили не гражданское общество, а общинную жизнь; не право, а мораль; не прогресс, а обычай и традицию; не науку, а религию.

Русская философия XIX в. включала гегельянство (В. Г. Белин­ский, Н. П. Огарев и др.), антропологический материализм (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов)*, позитивизм (П. Л. Лав­ров, Н. К. Михайловский), естественнонаучный (в духе "вульгар­ного") материализм (Д. И. Писарев), экономический материализм (П. Н. Ткачев).

В XX в. в эмигрантской среде возникло евразийство - исто-риософская концепция, поставившая вопросы о смысле истории, об отношении Востока и Запада, европейской и русской культу­ры, о месте России в общеисторическом процессе. У истоков этих подходов стояли С. М. Соловьев, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, В. О. Ключевский. Идеи евразийства разрабаты­вали в 20-30 гг. Н. С. Трубецкой, Г. Ф. Флоровский, Л. П. Карсавин и др. Теоретики евразийства исторические способности России противопоставляли потерявшему такие способности Западу, од­нако в отличие от славянофилов связывали это не столько с ду­ховными, сколько с материально-природными факторами. Евра­зийцы ввели в обиход понятие "место развития", каковым для России стала Евразия, "континент—океан" с огромным простран­ством, отсутствием естественных границ, находящийся под постоянным давлением воинственных кочевников с юго-востока и варваров с запада. Итак, история была дополнена новым эле­ментом: развитием культуры в "пространстве". Доказывалось, что культурное развитие народа имеет свое основание в геогра­фической и этнографической целостности. Была предпринята попытка преодолеть противостояние западников и славянофилов (евразийцы выступали за "серединную" позицию).

Философия структурализма.

Философия экзистенциализма.

Проблема человека всегда занимала философию. Но самый решительный поворот в сторону антропологической те­матики, обращенной к "философии существования", осуществили Серен Кьеркегор (1813-1855), Николай Александрович Бердяев (1874-1948) и Лев Исаакович Шестов (1866-1938). Кьеркегор вопрос о человеке сделал главным пунктом размежевания с фи­лософией прошлого.

Антропологизм в связке с иррационализмом проявился в психоаналитическом направлении в философии. Франк­фуртская философско-социологическая школа (Г. Маркузе, Т. Адорно, Ю. Хабермас и др.), пытаясь совершенствовать мар-ксову концепцию человека, считает необходимым направить марксизм в сторону анализа психологии индивида. Главным в психоанализе было изучение и философское толкование бессоз­нательного.

Гносеологические корни экзистенциализма заключены в проблеме бытия человека. Экзистенциалисты акцентировали внимание на вопрос "Можно ли стать человеком в век абсурда, и если да, то как?". Решение вопроса о становлении человека рас­крывается через понятия "существование", "экзистенция", "бы­тие", "ничто", "сущность" и "пограничная ситуация".

Категория "существование" предполагает наличие человека "здесь" и "теперь", через внутреннее соотнесение себя с собой - в противоположность его общей сущности - природной (в натура­лизме), социальной (в марксизме) или объективно-духовной (в духе Гегеля).

Категория "экзистенция" была введена датским философом Сёреном Кьеркегором и обозначает глубинную основу, перво-зданность, сущность существования, неповторимость, уникаль­ность, единственность человека и его судьбы. Экзистенция ука­зывает на заключающиеся в человеке возможности: быть самим собой, осуществить свой выбор. Такая экзистенция считается не­доступной рациональному познанию и данной только непосред­ственному переживанию. Основные состояния эмоционально пе­регруженного переживаниями сознания - забота, вина, забро­шенность, ответственность, страх смерти. Через них человек вы­ходит на реальность и проявляет свою духовность.

Экзистенциальная философия выступила как реакция на тен­денцию стандартизации в производстве, повседневном быту, в идеологии и культуре. "Стандартизированный" человек - непод­линный, подчиняющийся всецело стереотипам поведения. Одна­ко человек идет не только навстречу усредняющему, всеобщему, но и обнаруживает индивидуально-неповторимые черты своей личности. Общими становятся не только стандарты, стереотипы, но и оригинальное поначалу, творческое, уникальное. Иначе го­воря, имеются "переливы" друг в друга при определенных усло­виях творческого и шаблонного, что в должной мере не учитыва­ется в экзистенциальной философии.

Имеется определенная близость экзистенциализма марксиз­му. Она обнаруживается: а) в критике отчуждения; б) в опреде­лении человека как живого, действующего, чувственного. Экзи­стенциализм под деятельностью понимает не только разум как характеристику активности субъекта, но и как материальную деятельность.

В целом, экзистенциализм примыкает к субъективному идеа­лизму (при наличии в нем элементов иных философских направ­лений) с присущими ему недостатками. И все же экзистенциа­лизм вошел в европейскую и мировую культуру как философия отдельного конкретного человека с его переживаниями и трево­гами, размышляющего о таких важных вопросах, как смысл жиз­ни, неотделимость человека от человечества, человеческая судь­ба, выбор жизненного пути, личная ответственность, выживае­мость цивилизации и др.

Часть 2.

Закон отрицания отрицания.

Диалектика отрицания

Рассматриваемый закон характеризует направление и форму развития и связей, единство поступательности и преемственно­сти, возникновения нового и относительной повторяемости оп­ределенных сторон старого. Основополагающей для данного за­кона является категория диалектического отрицания.

В философской классике отрицание связывалось с представ­лениями о динамике бытия и небытия, вещей и духа. "Отрица­тельное, - писал Гегель, - равным образом и положительно..., противоречащее себе не переходит в... ничто..."117. Только сила отрицания от всего прошедшего, - писал Чернышевский, - соз­дает нечто новое и лучшее.

Ряд философских направлений упрощенно трактует отрица­ние: как вечный круговорот явлений в мире; как прямолинейный прогресс; как движение вспять; как разрушение, наступление ни­гилизма (например, в концепциях социального пессимизма Ф. Ницше и О. Шпенглера); как имеющее место лишь в мышле­нии, особенно в негативных эмоциональных состояниях созна­ния. Приверженцы "негативной диалектики" (Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, М. Хоркхаймер и др.) сузили сферу действия отрицания только до социальных процессов.

Реально отрицание носит всеобщий характер. "Для диалекти­ческой философии, - отмечал Ф. Энгельс, - нет ничего раз навсе­гда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем ви­дит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и унич­тожения"118.

Диалектическое отрицание включает в себя триединый про­цесс: деструкции (разрушения, преодоления прежнего), кумуля­ции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (созидания нового).

Механизм действия закона отрицания отрицания.

В. И. Ленин о содержании закона отрицания отрицания пи­сал: "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие... по спирали, а не по прямой линии", "... по­вторение в высшей стадии известных черт, свойств... низшей и... возврат якобы к старому".

Спиралевидная форма развития означает сочетание циклич­ности, относительной повторяемости и поступательности.

Преемственность, сохранение старого в новом выражаются в следующем:

1. Старое качество продолжает существовать наряду с новым, более высоким по своему типу, как необходимое условие его бытия. Так, появление живых организмов не исключает неживую природу, животный мир не предполагает гибель растительности.

2. Непосредственное сохранение низших форм организации материи в высших. Например, в живой клетке главным является обмен веществ, но сохраняют значение физические и химические закономерности.

3. Отдельные звенья кругооборота как отрицания отрицания суть метаморфозы, которые происходят с данной сущностью в про­цессе ее функционирования. Так, сохраняется природа растения, не­смотря на замену зерна стеблем. Здесь проявляется такой вид отри­цания, как трансформация, где происходит переход от одной ста­дии эволюции какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы. Примеры: стадии в развитии человека от эмбрионального существования детеныша до старости; ступени в развитии орудий труда: костяные, каменные, металлические, инструменты, машины и т. д.; этапы изменения труда: ручной, частично механизированный, комплексно механизированный, автоматизированный.

Социальная структура как сфера общественной жизни. Типы социальных структур(социально-классовая, социально-этническая, социально- демографическая). Теория стратификации. Социальная интегритация и социальная дифференциация.

Социальная жизнь есть социальное взаимодействие (приспо­собление, оппозиция и компромисс) индивидов (как минимум двух) и общностей. При интеграции множества целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумули­руются в массовые, т. е. происходит "сведение" индивидуального к социальному, формируется социальная структура общества.

Центральное место в социально-дифференцированном обще­стве занимают классы. Обобщенным признаком классов является их историческое место в определенной системе производства. "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их ро­ли в общественной организации труда, а следовательно, по спо­собам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Наряду с теорией классов существует теория стратифика­ции. В ней деление общества на страты (слои) производится не только по структуре экономического базиса (как это дано в опре­делении классов), но и по иным критериям: профессии, доходу, образованию и др. Такой подход нацелен на изучение динамики социальных изменений, в то время как теория классов больше отражает относительную устойчивость социальной структуры.

Общественное разделение труда обусловливает и разделение интересов представителей города и деревни, умственного и фи­зического труда, производителей и потребителей, управляющих и управляемых, общенародных, коллективно-групповых и инди­видуальных, общегосударственных и местных, национальных, работающих и безработных. Что касается последнего, то здесь актуально нахождение баланса между экономической эффектив­ностью и социальной защищенностью граждан.

Важной составной частью социальной политики является на­хождение разумного соотношения общечеловеческого (интерна­ционального) и национально-государственного интересов*. Меж­ду ними имеется всегда подвижное соотношение, в лучшем слу­чае стабильное равновесие. Что касается нации, то ее, вероятно, следует рассматривать как единство этнического, социально-экономического и культурно-исторического компонентов, из ко­торых преобладающий определяется конкретными условиями жизни данной нации.

Для современного общества характерно переплетение про­цессов социальной интеграции и социальной дифференциации. Происходит расширение хозяйственно-экономических связей, политических и культурных контактов, интернационализация общественной жизни в целом, координируются усилия по борьбе с угрозой войн, экологическим кризисом, болезнями, междуна­родной преступностью. Как заметил Ясперс, едиными становятся моды и правила общения, жесты, манера говорить.

По мере развития общих черт образа жизни одновременно проявляются усиливающиеся различия - профессиональные, культурно-бытовые, возрастные, национально-языковые. Совре­менный человек не стремится к единообразию, напротив, пред­почитает многообразие. В международном плане сейчас обостря­ется борьба за рынки сбыта, использование ресурсов планеты между сверхразвитой частью мировой капиталистической систе­мы и остальным миром. Например, 3 % населения земного шара, проживающих в США, потребляют 15% глобальных ресурсов.

В целом классовая структура в известной степени размывает­ся, а внутриклассовая и неклассовая социальная дифференциация усиливается. В развитии этносов пересекаются процессы сбли­жения и уникализации. Надо полагать, что полное упразднение социальных групп невозможно. В дальнейшем социальный орга­низм будет усложняться, а не превращаться в нечто однородное. Вероятно, в отдаленной перспективе будет единое человечество с господствующими общечеловеческими интересами, сохранятся первичные коллективы, на основе разделения труда - социаль­ные группы, семья и индивиды.

Часть 1.

Закономерности возникновения философии.

Философия как особая форма общественного соз­нания, духовное явление в своем возникновении опи­рается на духовные компоненты: мифологию, религию, древнее искусство и эмпи­рические знания.

Мифы, как правило, дуалистичны, описывают мироздание как единство противоположных явлений и символов: свет и тьма, Солнце и Луна, мужское и женское, правое и левое, добро и зло, космос и хаос и т. п.

Значение мифологии состоит в том, что был начат поиск от­ветов на вопросы о тайнах рождения и смерти, происхождения мира, человека, о ценностном отношении к сущему.

На уровне объективной реальности мифы вызываются недос­таточной зрелостью условий для преобразований; в сознании -подменой особенного всеобщим.

Философия возникла как продукт вопрошающей и недоуме­вающей мысли. “Удивление и есть начало философии”. Во все времена “ удивление побуждает людей философствовать”. Миф был одним из видов древнего искусства. Искусство спо­собствовало зарождению философии через развитие феномена созерцания как первообщения человека с миром.

Философия, считал К. Маркс, “сначала вырабатывается в пределах религиозной формы созна­ния”. У философии и религии имеется общая цель - вывести че­ловека из сферы обыденности, придать его жизни смысл, от­крыть путь к самым сокровенным ценностям, увлечь идеалами. Наиболее существенная общая проблематика религии и философии - духовно-нравственная.

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу рели­гиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую по­требность в понимании мира и человека с позиций “светского” знания, “естественного” разума. “Философия есть дело разума”. Если ре­лигия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное.

Первоначально было совокупное знание древних, именовав­шееся философией. Отражая эту ситуацию, Аристотель назвал философию “госпожой наук”. Постепенно происходила специа­лизация знаний, формировались конкретные науки, отделяясь от совокупного знания. Параллельно шло и развитие философии. Научная картина мира, особенно начиная с XIX в., строилась со­вместно науками и философией.

Философия буквально означает “любовь к мудрости”. Счита­ется, что слово “философ” впервые употребил Пифагор. В каче­стве особой науки философию обособил Платон. Первую попыт­ку выделить ее как специфическую область теоретического знания, как учение о первопринципах сущего, предпринял Аристо­тель.

Свою философию Кант характеризует как систему всех принципов чистого разума. В этой связи он вводит понятие чис­той философии, называя ее метафизикой. Философ должен опре­делить источники человеческого знания; объем возможного и полезного применения всякого знания; границы разума.

Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами: аграрно-ремесленная революция; расширение контактов на основе торговли и судоходства; разрушение общинно-родовых форм связей между людь­ми, появление социальных общностей требовали от инди­вида выработки нового типа самоопределения: ориента­ции не на привычку и традицию, а на собственный разум; отделение умственного труда от физического; развитие государственности, особенно древнегреческой демократии, вызвало к жизни искусство убеждения, аргу­ментацию, строгое, последовательное систематическое мышление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.236.144 (0.013 с.)