Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общество и культура. Социальная детерминация культуры.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, отвергая определяющую значимость материальных оснований культуры, отождествляют ее с понятием общества. По мнению Питирима Сорокина (США), общество составляет часть культуры. Последняя включает в себя идеологию как главный стержень культуры, материальную культуру как воплощение идеологических ценностей и "социальный компонент" (общество). Основными же культурными системами выступают религия, философия, наука и искусство. П. Сорокин объясняет развитие культур механизмом смены лежащих в их основе истин. Он выделяет три основных типа культур - идеальный, чувственный и идеалистический. Первый тип основывается на системе понятий, касающихся внемирового, сверхчувственного, неизменного абсолюта. Второй тип признает единственной реальностью вечно изменчивый материальный мир, поэтому цели и потребности его культур чисто физические. Третий тип синтезирует идеальное и чувственное на равных основаниях. Марксистское понимание культуры вскрывает прежде всего материальные, объективные закономерности ее развития. На культурные процессы влияет уровень жизни, материального благосостояния народа, его обеспеченность средствами жизни. В условиях предпринимательского общества мерилом оказывается не истинная духовная ценность тех или иных объектов культуры, а их рыночная цена как товара, что ведет к стерилизации ценностей. Имеется противоречие между внеэкономическими целями развития культуры и достижением их экономическим путем. В культуре проявляется как идеологическая, классовая узость, так и общечеловеческое начало. К таким сферам культуры как язык, наука, техника критерий классовости неприменим!. Искусство, мораль, философия, многообразные социальные нормы несут в себе общечеловеческое содержание, но на них в опре^-деленной степени накладывает отпечаток различие классовые интересов. Наконец, есть явления, по природе своей связанные *с существованием и противоборством классов (например, сферга политической культуры), хотя в определенных условиях содержание их может приобретать более широкую культурную значимость (например, идеи просвещения и гуманизма, выживания человечества, общие принципы демократии). Современная нарастающая автоматизация производства вытесняет из него неквалифицированного работника и поднимает значение человека с его знанием, способностями. Ситуация объективно требует, чтобы "живое" знание опережало в своем развитии овеществленное. Это связано с тем, что темпы смены новых поколений техники стали опережать темпы смены поколений работников. Необходимо также преодоление разрыва между формальной грамотностью населения и функционирующей, т. е. используемой в практической деятельности. В передовых странах мира компьютерное образование становится частью процесса труда, НТР подвела цивилизацию к порогу новой культуры - компьютерной, которая, трансформируя "книжную культуру", создает новый тип мышления, формирует у человека синтез "интеллектуальной образности" и "чувственного моделирования". Конечно, современную культуру нельзя свести лишь к компьютеризации. Развиваются экономическая, политическая, экологическая, демографическая и иные составляющие современной синтезной культуры. Все это создает благоприятные возможности для развития творческой активности человека. В целом культура - способ социальной жизни, исторически определенный уровень развития общества и человека, включающий в себя онтологическую (очеловеченный мир), праксиологическую (следствие творческой деятельности людей), гносеологическую и философско-антрополо-гическую (уровень зрелости человека, проявление его сущно-стных сил и исторического предназначения) стороны. 21.Цивилизация как социокультурное образование. Термин цивилизация означает гражданский, государственный. На ранних ступенях общественного развития человек был слит с родом и общиной, являлся их частичкой. Гражданственность, государственность тогда не вычленялись из общего потока истории. Петр Лаврович Лавров (1823-1900) полагал, что цивилизация обнаруживается в прогрессивной смене форм культуры, а носителями цивилизации являются "критически мыслящие личности". Культура же проявляется в психическом складе народа, в специфике его быта и общежития, характеризуется степенью восприимчивости к мышлению. В XIX в. дается анализ не только цивилизации в целом, ее общих черт, но и отдельных уникальных цивилизаций (европейской, французской, английской, испанской в трудах Ф. Гизо, Г. Т. Бокля, Р. Альтамира). Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Культура задает высшие ценности, жизненные смыслы, а цивилизация - технологию их реализации. Культура и цивилизация выражают человеческий прогресс в целом, все то, что достигнуто человеком в отличие от животных, что добавил человек к природе. Некоторые современные авторы выделяют следующие основные значения понятия цивилизации: 1) Термином "цивилизация" обозначают некую устойчивую социокультурную общность людей или стран, сохраняющую уникальность на больших отрезках исторического времени. 1) Понятие цивилизации также фиксирует предельно общее социокультурное различие между исторически возникшими типами цивилизационного устройства, каждый из которых реализуется во множестве конкретных видов общества. Соотношение цивилизационного и формационного развития. Одним из критериев прогресса общества является смена цивилизаций и формаций. Наличие этапов истории мыслителями отмечалось издавна - Г. Гегель полагал, что историю делают реальные люди и вместе с тем в ней претворяется объективная логика. Высказывались также мысли, отвергавшие логику исторического процесса. Указывалось, что в обществе, в отличие от природы, отсутствует какая бы то ни было повторяемость явлений, каждое из которых индивидуально. Следовательно, не может быть и общественно-исторических законов. К. Маркс исходил из того, что развитие социума, как и природных систем, совершается закономерно, через смену качественно определенных состояний, в соответствии с объективными, специфическими для общества законами. Диалектико-материалистическая трактовка, вобравшая рациональные моменты рассмотренных концепций и дальше творчески развитая, при определении исторических типов общества исходит из развития социума как социальной целостности, формирующей определенный образ жизни со своим типом культуры и типом человека и вычленяет доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы цивилизации, Анализ показывает, что формационный подход к обществу в конечном счете является составляющей более универсального цивилизационного. Методологическое значение концепции цивилизации состоит в том, что выявляются некие общие основания исторического развития человечества - тип человека и тип культуры, образ жизни, включающие в себя как составные характеристики формаций. В понятии "историческая эпоха" фиксируются формацион-ные (например, эпохи феодализма, домонополистического капитализма) характеристики и состояния (переходные, революционные и т. п.), а также определяющие для нее социально-экономические, культурные компоненты, выражающие индивидуальное своеобразие, неповторимость того или иного периода (например, эпохи металла, Возрождения, Просвещения). В понятии "эпоха" присутствуют черты и цивилизации, и формации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.60 (0.009 с.) |