Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика философского знания и его функции. Философские категории.

Поиск

Исходя из структуры философского знания, выделим основ­ные функции философии. Онтологическая вырабатывает самые общие теоретические основания представлений людей о бытии. Праксиологическая функция проявляется в опо­средованном воздействии философии на практическую деятель­ность людей, определении их социальных целей и идеалов, вы­боре средств и методов индивидуальных и массовых действий. Гносеологическая функция заключается в доказательстве возможности адекватного познания мира, разработке универ­сальных методов научного познания и логического мышления. Аксиологическая функция рассматривает коренные осно­вания ценностных ориентации людей, их нравственно-эстетических идеалов, регуляторов поведения22. Философско-антропологическая функция синтезирует преды­дущие, и философия предстает как система принципов, законов и категорий, на основе которых человек познает, оценивает и пре­образует мир для себя и себя для мира. Социально-философская функция выявляет механизмы формирования и функционирования общества, общие черты и направления исторического процесса.

Все названные основные функции философии взаимосвяза­ны, дополняют друг друга. Исходя из предмета философии (са­моопределение человека в диалоге с миром), мировоззрен­ческая функция, обеспечивающая ориентацию человека в ус­ложняющемся мире, интегрирует остальные функции филосо­фии.

Философское познание есть синтез человеческих знаний, что осуществляется через категории.

Категории у Гегеля - развивающееся целое. Категории выступают ступенями саморазвивающегося абсолютного духа.

В диалектико-материалистической философии категории оп­ределяются как всеобщие нормативы познавательно-мировоз­зренческого отношения человека к действительности. Категории — отражение общественно развитым человеком объективного мира, они выполняют логико-организующую и интегрирующую функ­ции в научном познании, являются ориентирами познания и практического преобразования действительности.

Философия способна придать всем другим наукам, достиже­ниям культуры систематическое единство. Аристотель первым очертил специфический философский подход к миру как связному целому. Философия в изначальном смысле своем, по мне­нию Э. Гуссерля, обозначает универсальную науку о мировом це­лом, о всеохватном единстве всего сущего. Философия, с точки зре­ния П. Л. Лаврова, есть понимание всего сущего как единого и во­площение этого понимания, мысли в образ и в действие.

Помимо обращенности философии на себя, утверждается тезис об ориентации философии на практику, на "вызов бытия". Назначение философии в том, считал Т. Гоббс, что мы можем на основании наших знаний по мере сил и способ­ностей вызывать действия для умножения жизненных благ, о чем свидетельствует роль техники в функционировании общества.

Творческая функция выражается в том, что философия как тип (способ) миропостижения характеризуется "выходом за рамки наличного бытия, его рутинности и суетности, за пределы любой ограниченности (прежде всего - своей собственной), лю­бых произвольно устанавливаемых "табу". Философские про­зрения нередко намного опережают открытия и выводы науки.

Критическая функция философии проявилась в борьбе с фео­дальным строем, когда, стремясь стать наставниками человечества, философы расшатывали престол и пытались опрокинуть алтарь.

В немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель) идея критики выражена в глубокой разработке понятия отрица­ния. Если у Канта отрицание приобрело вид логико-гносеологического, то у Гегеля критика осуществляется на пред­метно-теоретическом уровне.

Критика в марксизме выступает как конструктивный метод преобразования социальной действительности. Вместе с тем порой разрушительное начало в критике (например, в идее необхо­димости уничтожения буржуазного общественного строя) пре­увеличивалось.

В целом философская критика есть духовно-теоретический способ освоения бытия, оценки явлений, отражает неудовлетво­ренность субъекта их состоянием и развитием и выражает необ­ходимость преобразования реалий, обусловленную стремления­ми и целями человека.

По мере развития познания и практики круг философских про­блем и соответственно функций философии изменялся. Кроме на­званных, философия выполняет задачи уяснения ценностей, раскрытия разумом "вселенской" истины, объяснения смысла высказываний и т. д.

Философская мысль Древнего Востока.

Античная философия.

Античная философия складывалась в условиях утверждения зрелых рабовладельческих отношений и установления демокра­тического строя, что обусловило высокий теоретический уровень поисков.

Греческая философия, особенно ранняя, ориентирована на Космос как на безусловную реальность и высшую ценность.

Человек рассматривался по аналогии с природным космосом. Сократ (470-399 до н. э.) избрал принципом своих размышлений суждение "Познай самого себя". Основой деятельности человека названы всеобщие понятия, что отличает человека от действия стихийных природных сил. Методом обнаружения понятий Со­крат считал процедуру подведения собеседника к правильному ответу путем наводящих вопросов, обнаружения противоречий в мыслях оппонента.

Представителем поздней античной философии, основателем неоплатонизма является Плотин (205-270). Мировой процесс, согласно учению этого древнегреческого философа, жившего в Риме, начинается с непостижимого и невыразимого божествен­ного первоединого начала. Оно проявляется вовне - сначала как мировой ум, затем как душа мира и далее как единичные души, чувственный мир явлений, единичные тела, вплоть до материи, под которой Плотин разумел небытие. Цель человеческой жизни -восхождение к божественному началу, единение с ним в экстазе. Достигается эта цель путем обуздания телесных влечений, разви­тием духовных сил, в том числе познавательных. В концепции Плотина (основное сочинение - "Эннеады") прослеживается диа­лектика: усмотрение противоположностей и их единства, обу­словливающих в мире гармонию и красоту, зло и безобразие.

Ценную диалектическую идею триадичности высказал глава школы неоплатонизма Прокл (410-485, главные сочинения: "Теологическая первооснова", "О теологии Платона"). Исходя из мысли Платона о том, что единое раскрывается во многом, а это последнее стремится к единству, Прокл назвал три ступени раз­вития сущего: пребывание, устремление вперед, обратное стрем­ление. Развитие, считал Прокл, происходит не путем деления или превращения, а вследствие полноты сил, благодаря чему одно со­зидает другое, само не изменяясь.

В целом античная философия в своем развитии прошла пе­риоды становления (У1-У вв. до н. э.), расцвета (IV в. до н. э.) и упадка (III в. до н. э. - V в. н. э.). На первом этапе философия вы­ступала преимущественно в форме натурфилософии, была кос-моцентричной, поднимала проблему первооснов бытия. На вто­ром этапе произошел переход от преимущественного изучения внешнего мира к рассмотрению человека в различных его прояв­лениях, т. е. в философии возникла субъективистско-антропологическая тенденция. Философия стремилась перейти от рас­смотрения структуры природного космоса к анализу проблема­тики организации социального космоса. Наиболее яркими пред­ставителями классического этапа в развитии античной филосо­фии были Сократ, Платон и Аристотель. На третьем этапе инте­рес философии все больше сосредоточивался на познании лично­сти, на вопросе о том, как приспособиться к сложной и противо­речивой социальной жизни.

В античной философии имелись в зародыше все позднейшие типы мировоззрения, наметились по существу все основные фи­лософские проблемы, решение которых стало задачей после­дующей истории мысли.

Философия средневековья.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.19.115 (0.008 с.)