Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные и специальные функции философии.

Поиск

 

Место и роль философии в жизни человека и общества раскрывает ее функции. Философия выполняет много функций, они делятся на две группы: общие и специальные. Общие функции выполняются всей системой философского знания, специальные – в основном отдельными философскими дисциплинами.

К числу общих функций относятся мировоззренческая и методологическая.

Мировоззренческая функция раскрывает общее отношение человека к миру. Философия упорядочивает элементы мировоззрения, вырабатывает теоретическое обоснование выдвигаемых целей, идеалов и ценностей, дает критерии выбора оптимальных путей их реализации.

Между философией и системой мировоззрения существует взаимная связь: уровень развития и характер мировоззрения определяют уровень и характер философии, а та в свою очередь обусловливает упорядоченность и обоснованность мировоззрения в целом.

Из этой функции основана интегративная функция, которая выражается в обобщении знания, создавая фундамент наук, участвуя в построении научной картины мира.

Частные науки строят свои картины мира. Однако никакая отдельная частная наука, ни комплекс наук не в состоянии построить научную картину мира в целом. Для этого необходима модель мира, отражающая его всеобщие связи и закономерности. Они лишь указывают направление интеграции и синтеза частного знания, принципы его построения в единую картину объективного мира и определяют критерии систематизации самих наук с выделением среди них комплекса лидирующих в данную эпоху наук. В основе же общенаучной картины мира лежит философское знание, обобщающее и систематизирующее достижения частных наук.

Из мировоззренческой функции вытекает и социально-аксиологичекая функция. Она заключается в разработки представлений о ценностях, общественном идеале.

Формирование системы ценностей и общественных идеалов в философии идет через критическую интерпретацию социальной действительности. В этом тоже состоит одна из функций философии.

Смысл ещё одной функции – культурно-воспитательной заключен в том, что знание философии воспитывает высокую культуру мышления, стремление к познанию истины, способность оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного мышления.

Методологическая функция объясняет, каким образом преобразовывать мир (направления, способы, методы). Каждая частная наука и отдельные отрасли практической деятельности используют специальные методы изучения и преобразования действительности.

Метод – это способ организации имеющегося опыта преобразования, который позволяет получать новые знания и новые результаты преобразования.

Философия открывает объективные основы, всеобщее содержание специальных методов познания и преобразования мира, вскрывает их сущность и общую структуру. Это позволяет научно классифицировать и систематизировать уже известные методы, создавать средства поиска и разработки новых методов познания мира. Философия обосновывает, выявляет общую структуру и характер соотношения исторического и логического подхода к явлениям, качественного и количественного, раскрывает общую структуру системного подхода в управлении социальными процессами.

 

Исторические условия и духовные источники возникновения философии.

 

Философия как особая форма знания с момента своего возникновения и в последующем развитии всегда выделялась характером своих проблем, которые рассмотреть более подробно, то окажется, что основные проблемы философии имели и имеют разное решение и различные способы их разрешения. От чего это зависит? Имеют место два главных фактора:

1. Исторические и социокультурные условия.

2. Уровень развития парафилософских (околофилософских) знаний.

Возникновение философии было подготовлено всем ходом предшествующей истории, но непосредственным толчком послужила потребность человека в новом онтологическом знании, которое бы позволило проникнуть в сущность мира и тем самым расширить возможности человека в его преобразовательной деятельности. Духовным источником философии явилась предфилософия. В широком смысле слова предфилософия – это переходные формы знания между мифологическим, религиозным и собственно философским мировоззрением. Иначе говоря, процесс возникновения философии можно понимать как результат противоречия между основанным на эмоциональном, нерациональном воображении мировоззрением и зачатками рационального мышления. Развитые формы мифологии и религии означали уже не первобытное стихийное мировоззрение, а мировоззрение с элементами самосознания человека (выделения себя из мира) и с элементами абстрагирования, перехода от образного к понятийному знанию.

Но предфилософия выступает как предпосылка появления философии. Для её реализации нужны были определённые общественные условия. Таким социально – историческим фактором послужил скачок в обществе с переходом от бронзы к железу. Он увеличил возможности человека и повысил его уверенность в своих силах перед миром богов – деспотов, активизировал его практическую деятельность, привёл к дальнейшему расширению и углублению знаний и развитию мышления. Религиозно-мифологическое же мировоззрение тормозило дальнейшее становление критического восприятия мира. Тем самым возникла общественная потребность в ином мировоззрении, отвечающем уровню, образу жизни человека.

Разделение труда, выделение умственной деятельности как самостоятельной создало возможность для развития логико – рассудочного уровня мировоззренческого знания, где авторитет разума занимает место авторитета традиций. Началось оно с поисков генетического начала мира, затем последовали проблемы поиска субстрата (общей основы многообразных явлений), субстанции (внутреннего единства явлений, первоосновы). Понятие субстрата, субстанции становится основой системности философии, которая невозможна без рационализированного мышления. Но формирование философии – это длительный процесс. Постепенно менялся сам её облик: она всё больше отходила от предфилософии, обретая собственные понятия, категории, методы познания.

Во всех частях древней цивилизации в первой половине 1 тысячелетия до н.э. сложилась сходная мировоззренческая предфилософия, но с некоторыми отличиями. На Востоке уровень начальной философии был иной, чем на Западе, в древней Греции, так как имелись более сильные традиции мировоззренческих форм, связанных с бронзовым веком, также отличия в психологических и исторических особенностях людей.

 

Философское понятие общества. Историко – философское исследование общественной жизни: идеалистические и материалистические концепции, биологизаторский подход «теория фактов», теория общественного договора. Концепция Маркса, Вебера, Дюргейма.

 

Общество можно понимать как объединение людей, создавшееся благодаря целенаправленной и разумно организованной их совместной деятельности. Общественная жизнь выстраивается на сложном диалектическом взаимодействии материального и идеального.

Общество – это:

1)относительно самостоятельная система

2)открытая система

3)динамическая система

4)саморазвивающая система(источник внутри общества)

 

Поскольку общество – это сверхсложная система, то определить его строение сложно. Строение общества можно выделить по различным основаниям 1) по видам деятельности человека для удовлетворения тех или иных потрбностей; 2) по характеру общественных отношений; 3) по форме субъектов деятельности.

Свойства общества

1)наличие взаимосвязанных элементов

2)отграничение от других систем

3)наличие ресурсов для своего развития

4)наличие управляющего центра с выработкой определенных целей

В философии понятие общества включает в себя не все многообразие отношений и связей между людьми, а лишь устоячивые, постоянные, существенные связи.

Все концепции делятся на идеалистические, материалистические.

Идеалистичские (абсолютизация разума)

1.М. Вебер выдвинул идею «понимающей социологии». Оценивая, она «понимает» социальные действия тем самым стремится объяснить их причину. Основные категории этой концепции: поведение, действие и социальное действие. Поведение – всеобщая категория деятельности. Оно признается действием, когда и поскольку действующий связывает с ним субъективный смысл. Социальное действие – это когда смысл соотносится с поведением другого человека и ориентируется на него. При этом имеет в виду субъективно переживаемый самим действующим индивидом смысл действия. Сочетание человеческих действий порождают устойчивые «смысловые связи» поведения. Вебер выделяет четыре типа социального действия:

Целерациональное – когда предметы внешнего мира и другие люди воспринимаются как условия или средства действия, рационально ориентированного на достижение собственных целей.

Ценностнорациональное – определяется осознанной верой в ценность определенного способа поведения как такового, независимо от конечного успеха деятельности.

Аффективное – определяется непосредственно чувством, эмоциями.

Традиционное – побуждается усвоенной привычкой, традицией.

Категорией более высокого порядка является социальное отношение, под которым понимается устойчивая связь взаимоориентированных социальных действий (борьба, враждебность, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д.).

Таким образом, у Вебера социальные объекты рассматриваются как результаты целенаправленного и осмысленного человеческого поведения (или как образованные им). Схема такова: индивид → общество. Общество им понимается как совокупность людей, не существующая как реальность, отличная от индивидуальной деятельности. Поэтому концепция М.Вебера характеризует как концепцию социального атомизма, или «волюнтаризм».

2.Э.Дюркегейм делает упор на социальную группу. Ключевые понятия его концепции («коллективное сознание», «органическая» против «механической» солидарности, и т.д.), получают смысл от их связи с идеей коллективной природы социальных явлений. По его мнению, устойчивые отношения должны быть воссозданы из коллективных явлений.Коллективное складывается из духовного. В отличие от Вебера социальные объекты видятся здесь как обладающие своей собственной жизнью, внешней и принудительной к индивиду. Схема: общество → индивид. Общество Дюркгейм понимает как особый коллектив, образующий внеиндивидуальную и надиндивидуальную реальность. Эту концепцию называют субъективной.

3.Путь развития общественного договора - путь эволюции организма.

 

В своем природном естественном состоянии люди мало отличаются друг от друга по своим способностям. Только инстинкт самосохранения рождает право сохранить жизнь.

Человек человеку- волк, выход- создание общественного договора. Для своего самосохранения люди часть своих прав передают государству, которое обязано их защищать. Власть создается путем общественного договора и как следствие гармония между свободой и необходимостью.

 

Теория факторов (XVIII век)

 

На развитие общества влияют множество факторов, но несостоятельность этой теории в том, что за основу развития был взят 1 фактор и другие причины остались нераскрытыми, а просто указывались.

Факторы: географический, религиозный, нравственный, технический, культурный и др..

 

Материалистические:

1.Теория К.Маркса характеризуется как реляционная, поскольку понимает общество как сумму связей и отношений, в которых индивиды, или не осознавать. Если, по Дюркгейму, устойчивые отношения воссоздаются из коллективных явлений, то с позиции реляционной точки зрения, коллективные явления рассматриваются главным образом как выражение устойчивых отношений. Общество есть и условие (материальная причина), и непрерывный воспроизводимый результат человеческой деятельности.

Существование и развитие общества Маркс понимал как естественно-исторический процесс, т.е. в основе общественной жизни лежат объективные законы, движение ее осуществляется по отдельным ступеням – формациям. Такой подход помогает понять существование различных интересов, конфликтов, противоречий внутри общества.

2.Биологизаторский подход выливался в рассово- онтологический подход.

Общество понималось как организм, где каждый орган имеет свою специализацию. Например, кровообращение-торговля, экономическая жизнь- обмен веществ, мозг- правительство.

Главное – биологические факторы, которые детерменируют человеческую жизнь(природная среда, принадлежность к определенной рассе и т.д.)

Происходит сведение высшего к низшему- механицизм.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.157.231 (0.009 с.)