Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Базисные компоненты социальной жизни↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Часть II Теоретическая социология
Подготовили: Григорьев П. В. Колёскин К. Ю. . Ярославль 2002 г. СОДЕРДАНИЕ Общество и человек 1. Человек, как социальное явление 2. Понятие общества 3. Общество как социальная система. Базисные компоненты социальной жизни 4. Социальные действия 5. Социальная связь 6. Социальные институты Социализация 7. Социальные ценности и нормы. 8. Социализация – ее необходимость и свойства. 9. Этапы, агенты и средства социализации Социальная структура и стратификация 10. Социальная структура 11. Социальная стратификация. 12. Марксистская парадигма и классовый анализ, концепция Вебера 13. Социальная мобильность 14. Социальная структура современного российского общества Семейно-брачные отношения 15. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе 16. Социальный институт семьи Аномия и девиация 17. Социальные нормы и отклонения от них. 18. Социальная Аномия и самоубийства 19. Р.Мертон и концепция приспособительных реакций индивида 20. Возможности общества в борьбе с отклонениями в социальных нормах
Человек, как социальное явление
Термин "природа человека" обычно употребляется учеными для обозначения некоторого исходного биологического начала, присущего всем представителям человеческого рода. Биологическая природа человека представляет собой необходимую предпосылку формирования собственно человеческих качеств, которые проявляются только в результате воздействия социальных факторов. Каждый человек с момента его рождения является индивидом, т.е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Индивидом обычно называют конкретного единичного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие "человек", как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду, а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие "личность". Слово личность первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем это понятие стали применять к самому актеру и его роли (отсюда произошло слово "персонаж"). У древних римлян слово личность употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т.п.). Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА. Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами. Термин "общество" многозначенен. Обычно указывают на следующие значения этого слова: · Общество как определенный этап в развитии человечества или страны (первобытное общество, феодальное общество, французское общество эпохи Реставрации, советское общество и т.д.). Здесь слово "общество" часто употребляется вместе со словами "стадия","этап","период". · Общество как группа лиц, объединившихся для современной деятельности по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов, общество любителей пива, общество трезвости и т.д.).В этом своем значении слово "общество" синонимично словам "организация","союз","объединение". · Общество как характеристика качественного состояния того или иного этапа в развитии человечества или страны ("общество потребления", "информационное общество", "традиционное общество" и т.д.).В этом случае слову "общество" обязательно предшествует его качественная характеристика. · Общество как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определенным образом взаимодействует с нею. В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей как между собой, так и с природным окружающим их миром. Это последнее определение и считается философским определением понятия общества. Необходимо обратить внимание на сходство, которое существует между различными понятиями "общества". Это сходство можно увидеть, если внимательно присмотреться к самому слову: "общество" - от слов "общий", "общность" (латинское societas также происходит от socius, что означает общий, совместный).
Индустриальное общество В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической. Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство — расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если прединдустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения. В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок. В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) — новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствует право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта. Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации — в смене модели (стереотипа) поведения, в переходе от нерационального (характерного для традиционного общества) к рациональному (свойственному индустриальному обществу) поведению. К экономическим аспектам рационального поведения относят развитие товарно-денежных отношении, определяющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вытеснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т.п. Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе (происхождение, родовитость, национальность). После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций. Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию). Социальные действия
Можно ли отыскать на Земле совершенно изолированного от других человека? Очевидно, нет, так как человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальные группы, участвовать в совместной деятельности. Более того, одно лишь знание о присутствии где-то других людей может весьма существенно изменить поведение индивида. Во всех эпизодах своей жизни человек связан с другими людьми непосредственно или опосредованно. Социальные взаимосвязи имеют различные основания и множество оттенков, зависящих от личностных качеств индивидов, вступающих во взаимосвязь. Попытаемся проследить их развитие, останавливаясь на наиболее важном примере, а именно - социальном действии. Понятие "социальное действие" - одно из центральных в социологии. Действие вообще – это поступок, энергия, процесс ввиду личностно значимой цели. Оно всегда характеризуется набором свойств, имеет смысл и значение. Значение социального действия обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, элемент любого вида социальной деятельности людей. Действительно, даже такие социальные процессы, как общественные движения, крупные социальные конфликты, мобильность социальных слоев, состоят из отдельных действий индивидов, связанных между собой в сложнейшие цепи и системы. Сущность социального действия. Впервые в социологию понятие "социальное действие" было введено и научно обосновано Максом Вебером. Социальным действием он называл "действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него". Таким образом, в понимании М. Вебера социальное действие имеет по крайней мере две особенности: · во-первых, оно должно быть рациональным, осознанным. · во-вторых, оно должно быть с необходимостью ориентировано на поведение других людей. Исходя из такого понимания социального действия, нельзя называть социальными действиями поступки людей, связанные с ориентацией на несоциальные, вещные объекты. Например, изготовление орудий труда, рыбная ловля, охота сами по себе не являются социальными действиями, если они не соотносятся с поведением других людей. Характерен в этом отношении пример, приводимый М. Вебером: случайное столкновение двух велосипедистов может быть не более чем происшествием, подобно явлению природы, но попытка избежать столкновения, брань, последующая за столкновением, потасовка или мирное урегулирование конфликта - это уже социальное действие. Очевидно, что провести четкую грань между социальными и несоциальными, так называемыми природными, или естественными, действиями крайне сложно. Еще сложнее определить осознанность, рациональность поведения, которая составляет неотъемлемую черту социального действия. Многие поступки людей бывают совершенно неосознанными, автоматическими, например поведение человека в результате приступов гнева, страха, раздражения, когда он действует не задумываясь о происходящем. Даже если такие действия направлены на: других людей, в соответствии с теорией М. Вебера их нельзя считать социальными. Другое дело, если индивид действует обдуманно, ставя перед собой цели и добиваясь их реализации, изменяя при этом поведение других людей. Такие действия можно считать социальными., Однако многочисленные исследования показывают, что человек никогда не действует полностью осознанно. Высокая степень осознанности и целесообразности, скажем, в действиях политика, борющегося со своими соперниками, во многом основана на интуиции, чувствах, естественных человеческих реакциях. В связи с этим полностью осознанные действия можно считать идеальной моделью. На практике, очевидно, социальными действиями будут частично осознанные поступки, преследующие более или менее ясные цели. Социальное действие – это достаточно сложное явление. Оно должно включать в себя: 1) действующее лицо; 2) потребность в активизации поведения; 3) цель действия; 4) метод действия; 5) другое действующее лицо, на которой направлено действие; 6) результат действия. Социальные действия, в отличие от рефлексивных, импульсивных действий никогда не совершаются мгновенно. До их совершения в сознании любого действующего индивида должно возникнуть достаточно устойчивое побуждение к активности. Такое побуждение к совершению действий называется мотивацией. Мотивация - это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей. Другими словами, мотивация - это сила, толкающая индивида к совершению определенных действий. Механизм социального действия содержит, таким образом, потребность, мотивацию и само действие
Важность изучения генезиса и структуры социального действия, а также сопоставления отдельных социальных действий трудно переоценить. Рассматривая, например, ряд взаимодействий между руководителями и подчиненными, можно по отдельным действиям судить о причинах напряженности во взаимоотношениях, о способах руководящего воздействия, или, наоборот, согласованности действий подчиненных и т.д. Любая социальная организация эффективно действует только в случае однонаправленности, согласованности отдельных социальных действий ее членов. Таким образцом социальные действия являются следующей после контактов ступенью в формировании и развитии сложных социальных взаимосвязей.
Социальная связь
Выделение отдельных социальных действий весьма полезно при изучении социальных процессов. Вместе с тем даже простое наблюдение показывает, что социальное действие, рассматриваемое как попытка одного индивида или социальной группы изменить поведение другого индивида или группы, редко на практике встречается в единичном, обособленном виде. Когда кто-нибудь пытается убедить в своей правоте другого, то очевидно, что это не общение с неодушевленным, бессловесным существом. Этот другой может активно возражать, соглашаться или проявлять пассивность, так или иначе он тоже совершает социальные действия. В результате этих ответных действий очевидно, что каждая личность испытывает на себе действия других. Происходит социальная связь. Социальная связь – это отношение зависимости, реализуемое через социальное действие. Уровни этой зависимости выражаются в характере этой социальной связи, которая может быть формальной или неформальной, прямой или опосредованной. Социальная связь имеет несколько проявлений: · Социальный контакт · Социальное взаимодействие Обстоятельства сталкивают каждого человека со многими индивидами. В соответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает в этом множестве тех, с которыми он затем вступает в сложные взаимодействия. Эта селекционная работа представляет собой особый тип мимолетных кратковременных связей, которые называются контактами. Для того чтобы взаимодействовать с другими индивидами, каждый член общества или социальной групп прежде всего должен определить, где эти индивиды и сколько их. Это простое на первый взгляд обстоятельство тем не менее весьма важно, так как является, во-первых, необходимым звеном формирования социальных связей, а во-вторых, первоначальным моментом, от которого зависит выбор человеком его дальнейшего поведения. Каждый из нас ежедневно сталкивается со многими людьми в транспорте, на работе. Не задумываясь, мы проходим мимо них, но постоянно помним о их существовании. Возникает Пространственный контакт - первоначальное и необходимое звено формирования социальных связей. Зная, где находятся люди и сколько их, а тем более наблюдая их визуально, человек может выбрать объект для дальнейшего развития взаимосвязей исходя из своих потребностей и интересов. Контакты. заинтересованности. Их сущность состоит в выборе социального объекта, обладающего определенными ценностями или чертами, соответствующими потребностям данного индивида. Вы сравниваете этого человека с собой, пытаясь неосознанно или сознательно определить причину вашего интереса. Интерес - это форма проявления потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности. Актуализированный мотив и интерес - это еще не социальное действие, но лишь первые шаги к его осуществлению. В контактах заинтересованности проявляются уникальные индивидуальные черты личности, а также особенности социальных групп, организаций, институтов, к которым она принадлежит. Контакты обмена. Продолжая развивать и углублять социальные связи, индивиды начинают вступать в кратковременные соприкосновения, в ходе которых они обмениваются какими-либо ценностями. В ходе подобных кратковременных контактов внимание индивида концентрируется на самом предмете обмена, а не на другом индивиде вступающем в обмен. Социальные контакты имеют большое значение в изучении места каждого индивида в системе социальных связей, его группового статуса, особенностей исполнения им своей социальной роли в группе. Но, не менее важны и Социальные взаимодействия. Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Это означает, что каждое социальное действие вызывается предшествующим социальным действием и одновременно является причиной последующих действий. Большую роль в осуществлении взаимодействий играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу. · Социологи различают два самых общих типа взаимодействий: сотрудничество · соперничество (иногда называемое конкуренцией). Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон. Взаимодействия на основе соперничества включают в себя попытки отстранения, опережения или подавления соперника, стремящегося к идентичным целям. Очевидно, что эти типы взаимодействий полярны, они сопровождаются противоположными чувствами, установками и ориентациями у взаимодействующих индивидов, Если в ходе взаимодействий на основе сотрудничества часто проявляются чувства благодарности, потребности в общении, желания уступить, то при соперничестве могут возникать чувства страха, неприязни, озлобления, ненависти или зависти. В результате повторения того или иного типа взаимодействий возникают разные виды отношений между людьми. Социальные институты Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения. Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы. Понятие "институт" - одно из центральных в социологии. В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Представляется, что можно дать следующее формальное определение социального института: социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами - стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках. Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается. (Зарождение и гибель социального института хорошо просматриваются на примере института дворянских дуэлей чести). Вместе с тем есть важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что таких институтов в развитых обществах всего пять: семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Кроме того, поскольку ценности и процедуры научной жизни стали очень важными, то к это 5 можно причислить и институт науки. Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Исходя из этого институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов: 1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий; 2. формирование общих целей; 3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок; 4. появление процедур, связанных с нормами и правилами; 5. институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение; 6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях; 7. создание системы статусов и ролей, охватыващих всех без исключения членов института. Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Люди всегда стремятся институционализировать свои отношения, связанные с актуальными потребностями. Это стремление проявляется в самых разных областях деятельности. Например, продажа или распределение товаров среди значительной части людей порождает потребность в справедливом порядке такого распределения. Пришедшие первыми должны получить свое прежде, чем те, кто пришел позже. Стихийно возникает очередь со своими общепринятыми нормами и правилами. Далее происходит закрепление в очереди определенных ролей: распорядителя (записывающего очередь), борца за справедливость (следящего за посторонними), последнего в очереди и т.д. Возникает институт очереди, специфическая институционализированная форма поведения. Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами. Рассмотрим подробнее некоторые институциональные признаки. Культурные символы. Все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб; для семьи - обручальное кольцо, для университета - эмблема. Таким образом, культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ. Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, в таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессионал клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля Идеология - систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Общество является сложным социальным образованием, и силы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В связи с этим институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные функции, которые, осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными. Явные функции социальных институтов Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он и был создан и существует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это прежде всего следующие функции: 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. 2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. 3. Интегративная функция. Включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. 4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. 5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Подобное явление особенно часто можно наблюдать среди политических институтов.
Социальная структура
Современное общество основывается на широком разделении труда и функций людей в процессе общественного воспроизводства. Характер и направления социальной деятельности определяются местом социальной группы в обществе, т.е. социальной структурой. 1. Социальная структура - совокупность взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и устойчивые отношения между ними. 2. Социальная структура – это сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы, обусловленных отношениями социальных групп, разделением труда, характером социальных институтов (государства и др.). Различными аспектами социальной структуры выступает социально-классовая структура, социально-демографическая и т.д. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции(статусные),объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы, указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной структуры обладает сложными подсистемами и связями. Например, Социальная группа - общность индивидов, объединенных сходством интересов, ценностей, норм поведения и находящихся в более или менее систематическом взаимодействии на почве этих интересов: классы, социальные слои, этнические общности, семья и т.п. Структура социальных групп различна. Примером социальной группы может служить семья. Это группа, состоящая из лиц, связанных отношениями супружества и отношениями между родителями и детьми. Семью относят к "первичным" социальным группам (термин впервые употребил Г.Куш). Отличительными признаками таких групп называют непосредственный контакт ее членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности. Эти группы, семья в том числе, "первичны", так как через них индивиды получают первый опыт социального единства. Через семью осуществляется социализация личности, освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. К вторичным социальным группам относят организацию (политическую, религиозную и т.д.), созданную для достижения определенных целей. В социальной структуре общества выделяют замкнутые социальные группы, например, касту. В социальной структуре общества используется и термин " социальный слой ". Он обозначает некоторую группу индивидов, которые могут быть объединены своеобразным стилем жизни, культурным уровнем, образованием. Например, литераторы, поэты, композиторы, художники представляют социальной слой тех, кто создает новые культурные ценности. Анализ социальной структуры, ее динамика связана также с выделением класса.
Социальная стратификация.
Термин "стратификация" еще сравнительно недавно рассматривался в советской социологической науке как символ "тлетворного влияния Запада". В своем стремлении к утверждению и поддержанию мифа о непрерывном движении к социальной однородности социалистического общества идеологи бдительно искореняли любые намеки о том, что неравенство людей, по сути дела, вечно, а тем более - всякую мысль о том, что это неравенство может служить источником постоянного саморазвития общества. Всякие предположения о стратифицированности советского общества, о наличии в нем "верхов" и "низов", "элиты" и "дна" жестоко пресекались (тем более, что и сама эта терминология была не "нашей", а "буржуазной"). Другими словами, советская общественная наука при описании социальной структуры прибегала исключительно к принципу классификации, отвергая стратификационный подход и объявляя его лженаучным. Между тем оба этих подхода никоим образом не могут исключать друг друга. Это просто две измерительные линейки с различными масштабами. Понятие "класс", удобное и уместное при макроподходе, оно оказывается явно недостаточным, когда мы попытаемся рассмотреть интересующую нас структуру более детально. Кроме того, для выработки системного подхода одного лишь экономического измерения, которое предлагает нам марксистский классовый подход, явно недостаточно. Поэтому и теоретические, и практические потребности заставляют искать иные методики измерения социальной структуры. Здесь и открываются те возможности, которые как с аналитической, так и с практической точки зрения предоставляет измерение стратификации. " Страта " (strata) в переводе с латыни означает - "слой", а стратификационное измерение - это не что иное, как достаточно тонкая градуировка слоев внутри класса, позволяющая провести более глубокий детализированный анализ социальной структуры. Однако это только один из аспектов понятия стратификации. Другим является тот подход, начало которому положил М.Вебер. Он выдвигал принципы определения социального неравенства. Во-первых, тип стратификации, основанный на статусе. Статус относится просто к степени социальной оценки, которой удостаивается индивид или группа. Тесно связано со статусом веберовское понятие сословия как страты. Сословие понимается Вебером как социальная группа, в которой индивид рожден и в которой он остается под воздействием добродетели, которую Вебер называет кодексом чести. Отсюда следует, что попасть в систему сословий значительно труднее, чем продвинуться в классовой системе. В последней главным механизмом мобильности является приобретение экономических средств. В сословной системе этого, конечно, недостаточно
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.89.130 (0.014 с.) |