Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы, агенты и средства социализации

Поиск

 

Социализацию принято разделять на две стадии:

первичная стадия (социализация младенца) главным агентом социализации выступает семья; педагоги, ближайшее окружение.

вторичная стадия охватывает период от зрелости до смерти: в нее входят; социализация взрослого человека, социальные роли, которые первичная социализация не может подготовить в полной мере (например, становление наемного работника, мужа, жены, родителя).

В период первичной (детской) социализации возможности приобретения информации из социальной памяти еще во многом определяются возможностями и параметрами биологического интеллекта: качеством "сенсорных датчиков", временем реакции, концентрацией внимания, памятью. Однако чем больше удаляется человек от момента своего рождения, тем меньшую роль в этом процессе играет биологический инстинкт и тем большее значение приобретают факторы социального порядка.

Мир младенца с самого его появления на свет населен другими людьми. Причем, очень скоро он становится способен отличать их друг от друга, и некоторые из них приобретают для его жизни господствующее значение. С самого начала ребенок взаимодействует не только со своим собственным телом и с физическим окружением, но и с другими человеческими существами. Биография индивида с момента его рождения - это история его отношений с другими.

Понятно, что в семье профессионального интеллектуала дети проходят существенно иную социализацию, нежели в семьях родителей более низкого интеллектуального уровня. Мне представляется, что влияние этих факторов "социальной сети", в которую включена формирующаяся личность, воздействие ее ближайшего социального окружения значительно сильнее, значимее тех 30%, которые отводит в формировании интеллекта окружающей среде Г. Айзенк (если такое сравнение вообще доступно количественной оценке).

Значение именно ранних воздействий, развивающих личность и интеллект, подчеркивается, в частности, в работе Р. Бергинса, который показывает, что 20% будущего интеллекта приобретается к концу первого года жизни, 50% - к четырем годам, 80% - к 8 годам, 92% - до 13 лет. Считается, что уже в этом возрасте можно с достаточно высокой вероятностью предсказать как сферу, так и "потолок" будущих возможных достижений.

Так или иначе, к моменту завершения первичной социализации родители (и ближайшее окружение) передают своим детям не только значительный объем информации о мире, в котором тем предстоит жить, но также и нормы, ценности и цели своих групп и своего социального класса (во всяком случае - того класса, с которым они себя идентифицируют).

Содержание, характер и качество социализации, совпадающей по времени с периодом получения формального образования, уже определяются уровнем подготовки педагогов, качеством педагогических методик, условиями, в которых протекает образовательный процесс. А на это, в свою очередь, не может не влиять социальное происхождение, а значит, культурный и материальный уровень семьи. От этого уровня зависит, в какую школу пойдет учиться ребенок, какие книги и в каком объеме он будет читать, каков круг его повседневного общения, будут ли у него персональные наставники и репетиторы, а сегодня - и компьютер и т.п.

Именно в школе начинается подлинное формирование интеллекта, то есть приобщение его к миру научных систематизированных знаний. Однако школа преследует не только эту цель. Одной из главных функций данного этапа в первичной социализации является общая подготовка индивида к предстоящей ему в дальнейшем жизнедеятельности в социальных институтах, действующих в рамках формальных организаций. В силу этих причин школа, всегда ставит перед собою задачу привития индивиду господствующих в данном обществе в данный исторический период идеологических и моральных ценностей.

Наконец, во второй период - социализации взрослого человека - развитие индивидуального интеллекта и возможности его "подпитки" от интеллекта социального, а также всех других способностей личности уже почти полностью определяются ее социальным статусом (и, в свою очередь, оказывают определенное влияние на уровень этого статуса).

 

Социальная структура

 

Современное общество основывается на широком разделении труда и функций людей в процессе общественного воспроизводства. Характер и направления социальной деятельности определяются местом социальной группы в обществе, т.е. социальной структурой. 1. Социальная структура - совокупность взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и устойчивые отношения между ними. 2. Социальная структура – это сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы, обусловленных отношениями социальных групп, разделением труда, характером социальных институтов (государства и др.). Различными аспектами социальной структуры выступает социально-клас­совая структура, социально-демографическая и т.д. Основными элемен­тами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции(статусные),объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы, указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной структуры обладает сложными подсистемами и связями. Например, Социальная группа - общность индивидов, объединенных сходством интересов, ценностей, норм поведения и находящихся в более или менее систематическом взаимодействии на почве этих интересов: классы, социальные слои, этнические общности, семья и т.п. Структура социаль­ных групп различна. Примером социальной группы может служить семья. Это группа, состоящая из лиц, связанных отношениями супружества и отношениями между родителями и детьми. Семью относят к "первичным" социальным группам (термин впервые употребил Г.Куш). Отличительными признаками таких групп называют непосредственный контакт ее членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности. Эти группы, семья в том числе, "первичны", так как через них индивиды получают первый опыт социального единства. Через семью осуществляется социализация личности, освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. К вторичным социальным группам относят организацию (политическую, религиозную и т.д.), созданную для достижения определенных целей. В социальной структуре общества выделяют замкнутые социальные группы, например, касту. В социальной структуре общества используется и термин " социальный слой ". Он обозначает некоторую группу индивидов, которые могут быть объединены своеобразным стилем жизни, культурным уровнем, образованием. Например, литераторы, поэты, композиторы, художники представляют социальной слой тех, кто создает новые культурные ценности. Анализ социальной структуры, ее динамика связана также с выделением класса.

 

Социальная стратификация.

 

Термин "стратификация" еще сравнительно недавно рассматривался в советской социологической науке как символ "тлетворного влияния Запада". В своем стремлении к утверждению и поддержанию мифа о непрерывном движении к социальной однородности социалистического общества идеологи бдительно искореняли любые намеки о том, что неравенство людей, по сути дела, вечно, а тем более - всякую мысль о том, что это неравенство может служить источником постоянного саморазвития общества. Всякие предположения о стратифицированности советского общества, о наличии в нем "верхов" и "низов", "элиты" и "дна" жестоко пресекались (тем более, что и сама эта терминология была не "нашей", а "буржуазной").

Другими словами, советская общественная наука при описании социальной структуры прибегала исключительно к принципу классификации, отвергая стратификационный подход и объявляя его лженаучным.

Между тем оба этих подхода никоим образом не могут исключать друг друга. Это просто две измерительные линейки с различными масштабами. Понятие "класс", удобное и уместное при макроподходе, оно оказывается явно недостаточным, когда мы попытаемся рассмотреть интересующую нас структуру более детально. Кроме того, для выработки системного подхода одного лишь экономического измерения, которое предлагает нам марксистский классовый подход, явно недостаточно. Поэтому и теоретические, и практические потребности заставляют искать иные методики измерения социальной структуры.

Здесь и открываются те возможности, которые как с аналитической, так и с практической точки зрения предоставляет измерение стратификации.

" Страта " (strata) в переводе с латыни означает - "слой", а стратификационное измерение - это не что иное, как достаточно тонкая градуировка слоев внутри класса, позволяющая провести более глубокий детализированный анализ социальной структуры.

Однако это только один из аспектов понятия стратификации. Другим является тот подход, начало которому положил М.Вебер. Он выдвигал принципы определения социального неравенства. Во-первых, тип стратификации, основанный на статусе. Статус относится просто к степени социальной оценки, которой удостаивается индивид или группа. Тесно связано со статусом веберовское понятие сословия как страты. Сословие понимается Вебером как социальная группа, в которой индивид рожден и в которой он остается под воздействием добродетели, которую Вебер называет кодексом чести. Отсюда следует, что попасть в систему сословий значительно труднее, чем продвинуться в классовой системе. В последней главным механизмом мобильности является приобретение экономических средств. В сословной системе этого, конечно, недостаточно; можно купить множество вещей, но нельзя купить факт своего рождения - неважно, сколько у тебя денег. В то же время в реальной жизни возможности вхождения в сословную систему существуют, и одной из наиболее важных является вступление в брак. Вступив в брак с тем, с кем надо, можно как бы исправить факт своего рождения.

Кроме того, согласно Веберу, существует стратификация, базирующаяся на власти. Власть определяется Вебером довольно просто - как способность осуществлять свои намерения в обществе даже вопреки сопротивлению других. Какое бы понятие ни использовалось, совершенно ясно, что все общества стратифицированы не только с точки зрения доступа людей к ограниченным ресурсам и статусу, но также и к власти. Некоторые группы в этом отношении более могущественны, чем другие.

Еще одно ключевое понятие стратификации (особенно в американских исследованиях) - это стиль жизни. Это понятие, впервые введенное Вебером, относится к общей культуре или к способу жизни различных групп в обществе. Некоторые американские социологи делали акцент на стиле жизни вместо экономических факторов, и думали посредством этого обеспечить немарксистский способ исследования стратификации.

Наконец, нельзя не упомянуть точку зрения еще одной из школ, еще недавно одной из наиболее известных и популярных в современной теоретической социологии. Речь идет о структурно-функционалистской школе, которая разработала собственный подход к решению проблемы стратификации. Он был действительно очень влиятельным в течение какого-то периода времени, хотя, в последние годы это влияние пошло на убыль. Акцент здесь делался на том, что историческая миссия стратификации состоит в поддержании функционирования общества путем обеспечения мотивации и вознаграждений членов общества. Другими словами, стратификация функционирует как своеобразная система кнута и пряника. Понятно, что, здесь делается упор на интеграции и стабильности общества.

 

В принципе, при изучении стратификации в зависимости от тех целей, которые ставит перед собой исследователь, возможен достаточно широкий произвол при выборе критериев стратификационного пространства. В конце 80 годов Т. Заславская провела довольно убедительный углубленный стратификационный анализ советского общества, приняв за главную точку отсчета дихотомию "сторонник перестройки - противник перестройки". Словом, следует согласиться с мнением Питера и Бриджит Бергеров, утверждающих, что "все человеческие общества стратифицированы, но они сильно отличаются друг от друга по критериям стратификации".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.181 (0.009 с.)