Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общество как социальная система.

Поиск

 

В социологии общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.

При этом система (от греческого "systema") определяется как комплекс взаимодействующих элементов. Это нечто целое, не сводимое к сумме своих элементов.

В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании. К ним относятся:

  • Социальная структура
  • Социальные действия человека в обществе
  • Социальные взаимодействия и отношения
  • Социальные институты и организации
  • Социальные нормы и ценности и.тд.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие "подсистема ". Подсистемами именуются "промежуточные" комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Подсистемам общества принято считать - сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:

1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) социальная, состоящая из таких структурных образований как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;

3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;

4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, воплощаясь в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Каждая из этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой "общество", в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обуславливают друг друга.

Разделение общество на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают:

а) Простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации);

б) Первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество;

в) В Западной научной литературе в 1960-е гг. получило распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные (при этом капитализм и социализм рассматривались как две разновидности индустриального общества).

В формировании этой концепции большой вклад внес немецкий социолог Ф.Теннис, французский социолог Р.Арон, американский экономист У.Ростоу.

Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии.

Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна.

Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе.

Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами.

В общественном сознании социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.

Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления - особый и заметно отличен от совремепного. Индивидуальность, самостоятельность в данном обществе не поощряются: социальная группа диктует личности нормы поведения. Можно даже говорить о "групповом человеке", не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной группы.

В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом, это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне. Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого "третьего мира" (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом "традиционного общества" выступает понятие "незападные цивилизации"). С европоцентристской точки зрения, традиционные общества — это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

Индустриальное общество

В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической.

Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции.

В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство — расширенным.

Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если прединдустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения.

В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.

В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и

утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) — новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию.

Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствует право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.

Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации — в смене модели (стереотипа) поведения, в переходе от нерационального (характерного для традиционного общества) к рациональному (свойственному индустриальному обществу) поведению.

К экономическим аспектам рационального поведения относят развитие товарно-денежных отношении, определяющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вытеснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т.п.

Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе (происхождение, родовитость, национальность). После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций.

Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.231.116 (0.011 с.)