Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «социальный институт». Типы социальных институтов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, которые обеспечивают жизнеспособность любого общества в целом. Социальные институты - это жестко закрепленная система ролей, статусов и санкций, которая предписывает индивидам четко установленные образцы и нормы поведения, контролируя их выполнение. Термин «социальный институт» впервые предложил английский социолог XIX века Герберт Спенсер. Основные характеристики социальных институтов: институты воспринимаются индивидами как внешняя, объективная реальность, которая существует вне и независимо от его сознания; институты обладают принудительной силой, нравится нам это или нет, но мы все вынуждены выполнять предписания и правила, составляющие содержание любого из социальных институтов, в рамках которых протекает наша жизнь (в противном случае могут наступить негативные санкции); функционирование института не должно зависеть от личных особенностей, склонностей и предпочтений тех, кто должен выполнять задачи данного института (так называемый «принцип деперсонализации»); институты обладают моральным авторитетом и силой (они оставляют за собой право не только каким-либо образом наказать нарушителя, но и вынести ему моральное порицание); институты обладают качеством историчности (т. е. они вбирают в себя многовековой опыт прошлых поколений, исторически основаны на традициях и обычаях) основных институтов в развитых обществах всего пять: семья; политика (государство, право, армия); экономика; образование: религия. В современном мире к важнейшим институтам добавляются: наука; социальная деятельность; здравоохранение; средства массовой информации. Внешне каждый тип института представлен совокупностью социальных групп и организаций, осуществляющих конкретную социальную функцию: в политическом институте можно выделить государство, юстицию, политические партии, конгрессы, парламенты, монархии, исполнительную и законодательную власти, внешние отношения; в институт образования входит система учебных заведений, профессиональные кадры, студенческие советы, спортивные команды, ассоциации родителей и учителей и т.д.; в институт религии входит монашество, епископат, церковь как организация и многое другое; институт армии составляют сухопутные войска, флот, ВВС, береговая охрана, национальная гвардия; институт средств массовой информации представляют такие организации, как телевизионные сети, радиостанции, издательства. Внутри фундаментальных (главных) институтов складываются менее крупные образования, которые называют неглавными, или неосновными, институтами (их называют также социальными практиками или обычаями): в фундаментальный экономический институт входит институт собственности, рынка, организации и оплаты труда, денежной системы и т.д.; в институт семьи и брака - институт воспитания подрастающего поколения, институт развода, институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имянаречения и т.д.; Итак, каждый тип социального института характеризуется наличием: цели своей деятельности; конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели; набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института Процесс институциализации. Условия формирования социальных институтов. Развитие социальных институтов проявляется в двух основных вариантах: в возникновении новых институтов; в совершенствовании сложившихся социальных институтов. Этот процесс (рождение и развитие социального института) называется процессом институциализации. Как происходит возникновение и развитие социальных институтов? Процесс институализации можно представить в следующей схеме. Люди пытаются реализовать свои потребности и ищут для этого различные способы. Они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно превращают в обычаи и привычки. Со временем эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением и узакониваются. Для них разрабатывается система санкций. Например, институт семьи связан с потребностью выбора партнера. Эта потребность рождает, в частности, обычай назначать свидание и – в общем - такой элемент, как институт ухаживания. Таким образом, институционализация – процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы. Институционализация невозможна без появления соответствующей социальной потребности – физиологической, материальной или духовной. Например, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве людей формировании отношений между полами воспитании детей связи поколений и т. д. Для институционализации необходимы следующие условия: особый тип регламентации (довольно жесткий, обязывающий характер); четкое распределение функций, прав и обязанностей участников взаимодействия внутри института (невыполнение обязанностей ведет к применению санкции); обезличенность требований к тому, кто включен в деятельность института (то есть не допускающие преимуществ требования должны предъявляться ко всем носителям определенного социального статуса); разделение труда и профессионализация выполнения функций, что обеспечивает высокую эффективность институтов; учреждения, в которых организуется деятельность институтов (например, семья связана с так называемыми загсами, женскими консультациями и родильными домами, больницами, школами, собесами, нотариальными конторами, в которых оформляются дела о наследстве и т.д.). Институты являются символами порядка и организованности в обществе. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высоко-формализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину - в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь - в крепкую семью. Явные и латентные функции и дисфункции социальных институтов. Функцию характеризуют два момента: сознательно сформулированные цели (функция как задача); объективные последствия деятельности данного института (функция как реальный результат). Во многих случаях возникает расхождение между провозглашенными целями и объективными последствиями соответствующих действий. Поэтому различают явные (формально заявленные) и латентные (реально исполняемые) функции социальных институтов (впервые такое различение сделал Р. Мертон). Явные (осознаваемые, признанные) функции социального института: формируются и декларируются в кодексах, записаны в уставах, формально заявлены; являются ожидаемыми и необходимыми; наиболее формализованы и подконтрольны обществу; легко распознаются как часть признанных целей института; закреплены в системе статусов и ролей общества; в каждом обществе им сопутствует строгая традиция или процедура (от помазания на царство или президентской клятвы до конституционных записей и принятия специальных сводов правил или законов: об образовании, здравоохранении, прокуратуре, социальном обеспечении и т.п.). Латентные, скрытые функции социального института (те, которые осуществляются на самом деле): осуществляются непреднамеренно; могут быть непризнанными; часто неосознаваемы; не запланированы заранее, появляются в качестве побочного эффекта деятельности социального института. Латентные функции могут быть: позитивными (не наносят вреда, но показывают, что пользу от любого института можно извлечь гораздо большую, нежели об этом официально заявляется); негативными (т. е. дисфункциями). Институт семьи. Институт семьи считается базовым в любом обществе, поскольку именно семья является основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения В социологии принято разграничивать понятия «брак» и «семья». Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество: упорядочивает и санкционирует их новую жизнь: устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Таким образом, понятием «брак» фиксируют социально-правовые аспекты социально-родственных отношений, институализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства. Типы брака. 1. По процедуре заключения брак может быть: гражданским, церковным. 2. По правовому статусу брак бывает: юридический, фактический. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа (социальная ячейка), члены которой связаны общим бюджетом, общностью быта, интересов, чувств и стремлений, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью. Формы организации семьи (типы семей). 1. По характеру распределения семейных обязанностей и по решению вопроса о лидерстве социологи выделяют три типа семей: Традиционная, или патриархальная семья. Под одной крышей обычно существуют три поколения семьи и лидером является мужчина. В традиционной семье: женщина экономически зависима от мужа; четко распределены мужские и женские обязанности; признание мужского авторитета в вопросах жизни семьи. Нетрадиционная семья (социологи называют такой тип семьи эксплуататорским): традиционное лидерство мужчины и разграничение семейных обязанностей на женские и мужские в ней сохраняются, но уже без необходимых экономических оснований; женщина, наравне с мужчиной участвуя в общественном труде, выполняет к тому же всю домашнюю работу. Эгалитарная семья. Это семья равных, для которой характерны: справедливое распределение семейных обязанностей; совместное принятие решений; эмоциональная насыщенность отношений. 2. По структуре семьи различают такие типы: нуклеарная, или супружеская семья - муж, жена и их дети; расширенная, родственная семья (основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников). Формы брака. Экзогамия и эндогамия: экзогамия - ограничение выбора партнера в браке, разрешение выбирать его только вне определенной узкой группы; эндогамия - выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы (кастовая, клановая, деревенская или племенная эндогамия - в примитивных обществах; расовая эндогамия или эндогамия сословная, когда запрещается выбирать партнера из низших слоев общества, - возможна в современном обществе). Моногамия и полигамия: моногамия (брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время); полигамия (существование одновременно более одного партнер в супружестве); возможны три формы полигамии: групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях (сейчас, например, на Маркизских островах); полиандрия, когда женщина имеет несколько мужей (некоторые общества Южной Индии и Тибета, где считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа и они живут вместе); полигиния, или многоженство (наиболее распространенная форма полигамного брака, однако даже в обществах, где широко распространена полигамная семья, браки обычно являются моногамными; только наиболее преуспевающие люди с высоким статусом могут позволить себе иметь более одной жены). Функции семьи. Функция сексуального регулирования. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе безусловно занимает семья. Функция эмоционального удовлетворения, рожденная потребностями человека в интимном общении, в любви, взаимопонимании. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи (национальность, место в городской или сельской культуре и др.). Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Персоналитарная функция семьи (от лат. persona - особа, личность) сегодня только формируется, в перспективе она должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе (эта функция означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей, на основе уважения достоинства личности, любви и согласия). Условиями стабильности и качества брака являются следующие факторы: гомогенность (т.е. близость социально-экономических статусов жениха и невесты, одинаковость вероисповеданий, примерно равное образование и отсутствие резких возрастных перепадов); наличие ресурсов, необходимые для успешного выполнения будущих супружеских ролей: уровень образования, уровень социального статуса, степень знакомства, уровень культуры, уровень самооценки, физическое здоровье; воспитание и образцы поведения в родительской семье; поддержка со стороны друзей и родственников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 864; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.48.143 (0.012 с.) |