Соотношение природного и социального в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение природного и социального в человеке. Индивид, индивидуальность, личность.



Человек, индивид, индивидуальность, личность, - эти близкие, но не тождественные понятия.

Человек - сложная система, в которой соединено биологическое и социальное (биосоциальное существо), высшая ступень эволюции жизни на Земле.

Индивид - единичный представитель социальной общности, экземплярная единица, «один из многих», составляющих социальное целое.

Индивидуальность - то особенное, неповторимое, уникальное, что отличает человека от других.

Какое же содержание вкладывается в понятие "личность"? Сразу возникает ряд вопросов: каждый ли индивид - личность, каковы критерии, дающие основание считать индивида личностью, связаны ли они с возрастом, сознанием, нравственными качествами и пр.

Наиболее широкое "рабочее" определение личности можно сформулировать так: личность - это индивид, включенный в социальные связи и отношения.

Личность – это совокупность социально значимых качеств человека, которые формируются в процессе общения и взаимодействия его с другими людьми и делают человека способным к полноценному участию в социальном взаимодействии.

"Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения" (Ядов)

Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие:

с точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль;

другая точка зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый ходе социального опыта

Социологические концепции личности.

Психологические теории личности.

Согласно фрейдистской концепции, социализация всегда оборачивается личностным конфликтом, грозящим личности невротизмом. Общество и культура носят репрессивный характер по отношеию к человеческому индивиду. Поэтому социализация сопровождается борьбой внутренних потребностей человека (Эроса и Танатоса – сексуального и агрессивного влечений) и возможностей осуществить их в социально приемлемой форме. В структуре личности Фрейд выделил три элемента: Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго).

Оно - это наше подсознание, невидимая часть айсберга, где господствуют бессознательные инстинкты. По Фрейду, фундаментальными являются две потребности: либидозная (сексуальная) и агрессивная.

Я - это сознание, связанное с бессознательным, которое время от времени прорывается в него. Эго стремится реализовать бессознательное в приемлемой для общества форме.

Сверх-Я - нравственный "цензор", включающий совокупность моральных норм и принципов, внутренний контролер. Поэтому наше сознание пребывает в постоянном конфликте между проникающими в него бессознательными инстинктами, с одной стороны, и моральными запретами, диктуемыми Сверх-Я - с другой. Механизмом разрешения этих конфликтов выступает сублимация (вытеснение) Оно.

Швейцарский психолог Ж. Пиаже сформулировал концепцию когнитивного (умственного) развития как цепь последовательных стадий социализации личности:

1) до 2 лет – сенсомоторная стадия – вещь есть, пока ребенок ее видит или чувствует;

2) 2–7 лет– преоперациональная стадия – ребенок научается различать вещь и символ вещи (на этой стадии дети эгоцентричны, ребенок стремится интерпретировать мир исключительно в терминах своей собственной позиции);

3) 7–11 лет – период конкретных операций – мысленное оперирование понятиями, развитие воображения;

4) после 12 лет – период формальных операций – происходит формирование абстрактных понятий (добра и зла и т.п.).

А. Маслоу сформулировал модель жизненной мотивации личности, дал иерархическое представление о потребностях.

. Все эти потребности А. Маслоу подразделяет на пять основных типов:

физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.);

потребности в безопасности;

социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии);

потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;

высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребности в творчестве)

Социологическая концепция личности Дж.Г. Мида (1901-1978)

Согласно Миду, дети в первую очередь развиваются как социальные существа, имитируя действия окружающих. Одним из приемов имитации является игра. Детская игра проходит эволюцию от простых имитаций до сложных действий.

Ребенок четырех-пяти лет действует уже как взрослый. Мид называл это принятием роли другого (умение встать на место другого человека). Только на этой стадии дети приобретают развитое чувство собственной личности. Индивид, считает Мид, развивает самосознание в момент, когда он видит себя так, как его видят другие.

Следующая фаза развития ребенка, согласно Миду, начинается примерно с восьми-девяти лет. В этом возрасте дети начинают принимать участие в организованных играх. Лишь с этого времени они начинают усваивать ценности и мораль. На этой стадии ребенок учится постигать то, что Мид называл обобщенным другим, — общие ценности и моральные установки, принятые в культуре, в рамках которой ребенок развивается. Отличительная особенность социализированного индивида:

способность понимать значения жестов и символов, умение играть роли;

примеривать на себя роли других людей.

Ч.Х. Кули выделял три стадии социализации как процесса освоения ролей:

имитация – механическое повторение наблюдаемых действий;

игра – переход из роли в роль, отстранение от сыгранной роли;

групповое членство – освоение своей роли, но глазами группы, когда работает механизм осознания ролевого соответствия игрока как бы извне.

Социализация.

Факторы, оказывающие влияние на формирование личности:

биологическая наследственность;

физическое окружение;

культура;

групповой опыт;

уникальный индивидуальный опыт

Социализация – это освоение индивидом культуры сообщества (или передача человеку социальной информации, опыта, культуры, накопленных в обществе).

3Социализация выполняет в общество три основных задачи:

интегрирует индивида в общество и в сообщества;

способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;

сохраняет общество, производит и передает культуру поколений.

Фазы и содержание процесса социализации.

Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще основными стадиями жизненного цикла.

1. Детство и юность (от 1 года до 18 лет) – подготовка к активному трудовому периоду.

2. Зрелость (18–60 лет) – активный трудовой период.

3. Старость (60 лет и старше) – выход из активного трудового периода.

Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Позже начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время это самый незащищенный ее этап.

Первая кризисная точка (16–18 лет). Человек перестал быть ребенком, но не успел еще стать взрослым. Возраст 16 лет – самый критический. Человек должен выбрать только одну профессию из 40000, существующих в современном мире.

Вторая кризисная точка именуется кризисом середины жизни (45 лет), когда человек, давно избрав профессию, оглядывается на пройденный путь и оценивает его. В этом возрасте еще можно, но психологически крайне трудно изменить уклад жизни, профессию и место работы.

Третья кризисная точка указывает на завершение трудовой карьеры и выход на пенсию. В Европе для обозначения старости используется термин «третий возраст».

Формы социализации: с оциализация делится на первичную и вторичную.

Существуют два разных подхода к трактовке первичной и вторичной социализации:

их связывают с первой и второй половиной жизни (первичная социализация – это обучение социальным нормам в первой половине жизни, то есть в детстве и юности, а вторичная социализация захватывает зрелость и старость, то есть вторую половину жизни);

их связывают с формальными и неформальными институтами (первичная социализация протекает под пристальным взором и решающим влиянием неформальных агентов, родителей и сверстников, а вторичная – под влиянием норм и ценностей формальных агентов, или институтов социализации, то есть школы, производства, армии, милиции и т.д.).

Второй подход – более распространен и связан с творчеством Ч. Кули, который ввел термины «первичная группа» (знакомые люди) и «вторичная группа» (незнакомые люди, представители формальных институтов).

Первичные группы – это малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская община, группа ровесников). Неформальными – взаимодействия между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которых не регулируются никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия. Пример – семья.

Вторичными группами в социологии называют формальные организации, официальные учреждения, т. е. большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения (армия, школа, институт, суд и др.). Вторичные социальные группы – это сфера деловых отношений, то есть формальных контактов. Формальными называются такие контакты или взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых регулируется каким-либо документом.

Итак, первичная социализация протекает в кругу близких и родных, вторичная социализация – в рамках формальных институтов (школа, институт, производство). Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй.

Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Первичная социализация – сфера межличностных отношений, вторичная - сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Те, кто влияет на процесс социализации - называются агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты. Агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Процесс утраты в силу каких-либо жизненных ситуаций старых социальных норм называется десоциализацией.

Процесс усвоения новых ролей, ценностей, норм, знаний называется ресоциализацией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 905; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.013 с.)