Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушение функционирования семьи. Некоторые типы дисфункциональных семейных структур.

Поиск

1) Несбалансированные семейные структуры (например, проблемные типы семьи по Д. Олсону, 100% обследованных семей наркоманов).
2) Структуры, несущие в себе аутсайдеров, то есть людей с низким со-циометрическим статусом. Например, один из детей рассматривается родителями как нелюбимый (64% обследованных семей наркоманов).
3) Структура, стабилизирующаяся на основе дисфункции одного из ее членов. Такие структуры поляризованы по принципу: «здоровые члены семьи» -«козел отпущения» или «больной» член семьи (89% обследованных семей наркоманов).
4) Коалиции через поколения, которые помогают членам семьи, чувствующим слабость, справиться с теми, кто кажется им сильнее. Коалиция позволяет ее членам совладать с низким самоуважением, уменьшить тревогу и контролировать третью сторону. Например, когда один из родителей (мать) образует коалицию с ребенком против другого (отца); когда бабушка (дедушка) образует коалицию с ребенком против родителей и так далее (67% обследованных семей наркоманов).
5) Скрытая коалиция, когда ее наличие не признается членами семьи. Обычно она возникает на основе совместного секрета через идентификацию двух членов семьи и часто выражается в подкреплении симптоматического поведения (42% обследованных семей наркоманов).
6) Перевернутая иерархия, когда по каким-либо причинам статус ребенка в семье становится больше, чем статус одного или обоих родителей. Например, отец с дочерью могут вести себя как супруги и относиться к матери и остальным членам семьи как к младшим. Другой случай, когда один из родителей заболевает, и тогда ребенок может выступать в роли родителя по отношению к больному и остальным детям [66] (41% обследованных семей наркоманов).
Негативные, «невротические» стили супружеских взаимоотношений при всем своем многообразии условно сгруппированы Т.М. Мишиной [43] в три основных типа: соперничество, псевдосотрудничество и изоляция. Критериями выделения этих типов являются: наличие или отсутствие соглашения пары в отношении норм поведения, формальный или неформальный характер этого соглашения. Типы взаимодействия можно определить по соотношениям следующих характеристик:
- мотивационные структуры, составляющие содержательную основу противоречия в совместной деятельности супругов;
- способы компенсации, позволяющие паре устойчиво существовать, несмотря на наличие этого противоречия;
- обстоятельства, вызывающие декомпенсацию (кризис) и создающие неустойчивость, обостряющиеся в конфликтных ситуациях;
- способы выхода из конфликтной ситуации и их отношения к мотивационной структуре данной супружеской пары.
СОПЕРНИЧЕСТВО. Структура отношений носит противоречивый характер, дружелюбно-враждебный. Оба партнера характеризуются незрелостью семейной роли и оказываются не в состоянии принимать на себя ответственность за поведение супружеской пары как целого. Конфликты могут быть представлены как противоречия главным образом в сферах заботы и опеки, эмоционального принятия, где сталкиваются значимые потребности партнеров. Одной из сфер, где проявления соперничества супругов наиболее опасны своими последствиями, является воспитание детей. Как показали исследования О.В.Шапатиной в сфере семейного воспитания пермаменентно воспроизводится специфическая конфликтная ситуация между супругами. Конфликтная ситуация является результатом стремления супругов к максимальной персонализации в ребенке. Здесь соперничество может проявляться в рассогласованности воспитательных позиций, требований по отношению к ребенку.
Нередко это приводит к возникновению ситуаций типа «двойного зажима», систематическое попадание, в которые способствует формированию «шизофреничного» поведения. Наши клинические данные показывают, что среди опийных наркоманов довольно значительная часть (от 10 до 15%) составляют люди, для которых наркомания выступает как реальная альтернатива «шизофреническому» поведению.
В выраженной форме соперничество между супругами обнаружено нами в 31% «наркоманских» семей, где были оба родителя.
ПСЕВДОСОТРУДНИЧЕСТВО. С внешней стороны отношения этого типа выглядят согласованными, с элементами преувеличения заботы о партнере. Поводы к возникновению конфликтов в семье лежат за ее пределами и связаны с индивидуальными трудностями и неудачами, которые касаются, как правило, работы или негативного общения с другими людьми. Проявления псевдосотрудничества супругов в сфере воспитания детей также опасны своими последствиями, так как в зависимости от внешних обстоятельств воспитательные позиции у родителей постоянно видоизменяются.
Псевдосотрудничество как стиль взаимоотношений обнаружен нами в 24% семей наркоманов в период, предшествовавший наркотизации подростка.
ИЗОЛЯЦИЯ. В совместной жизнедеятельности супруги остаются эмоционально обособленными и не заинтересованными друг в друге. Если такой характер взаимоотношений проявляется и в воспитательной сфере, то ребенок ощущает себя ненужным, отвергнутым и нелюбимым, что, в свою очередь, может способствовать формированию у него внутриличностных и поведенческих отклонений. Наши данные позволяют нам говорить о том, что примерно в 29% семей наркоманов проявляется изоляция как стиль внутрисемейных отношений в период до начала употребления подростком наркотиков.
В остальных 16% семей обнаружен смешанный, либо невыраженный стиль отношений.

Обзор основных проблем родителей в сфере общения и воспитания с учетом возраста ребенка.

Общение и воспитание как детерминант развития ребенка Объективные и субъективные факторы развития личности ребенка.

2. Отказы и опоздания на кон­сультацию. Вовлечение в консультативный процесс отсутствующих членов семьи.

3. Планирование терапии и проектирование тера­певтических стратегий. Основные способы коррекции родительского поведения в ситуации неконструктивного взаимодействия с ребёнком.

Понятие семьи. Структура, функции семьи. Модель Олсона.

Профессиональная позиция семейного консультанта. Типичные ошибки в процессе консультирования.

Родительские установки и стили родительского воспитания. Детерминанты родительских установок и стилей воспитания.

7. Родительско - детские отношения. Структура и дина­мика родительско - детских отношений.

Семья как система коммуникации. Проблемы коммуникации. Циркулярность семейных взаимодействий.

9. Системная семейная терапия с одним членом семьи и традици­онная индивидуальная терапия, сходства и различия. Особенности работы с семьей как группой.

10. Стратегический подход в семейной терапии. Стадии трансформации семейной системы. Преодоление реак­ции семьи на изменение.

11. Структура консультативной беседы. Первая встреча с семьей. Продолжительность консультативной сессии. Ко­личество и планирование встреч с семьей. Заключение психологического контракта.

Структурированные техники семейного консультирования.

Супружеские отношения. Детерминанты супружеских отношений.

14. Техники "Воспоминание" и "Супружеская хореография" как метод опреде­ления основного дисфункционального конфликта.

Техники диагностического интервью. Оценочное интервью как диагностико-терапевтический эксперимент.

Техники установления контакта с семьей.

Типы директив и домашних заданий. Позитивное переформулирование проблемы. Техника парадоксальных предписаний. Техника тяжелого испытания.

18. Типы психологической помощи. Семейная психотерапия. Семейная психологи­ческая консультация.

19. Формирование системных гипотез и выбор терапевтических интер­венций.

Цели, задачи и стадии супружеской терапии.

Циркулярное интервью миланской школы. Прослеживание последовательностей взаимодействий.

 

Литература

Основная

1. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учеб. пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. - СПб.: Речь, 2003. - 336с.: ил. - (Мэтры мировой психологии).

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консуль­тирование. - М.: Независимая фирма «Класс»2004.

3. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М.: Независимая фирма "Класс", 2002.

4. Маданес К. Стратегическая семейная терапия. М.: Независимая фирма «класс»,2002 (Гриф Российской медицинской академии; 25 экземпляров)

5. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. Теория и практика психологической помощи. - М. Смысл 2004.

6. Методы современной психотерапии: Учебное пособие / Составители Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова. (Библиотека психологии и психотерапии, вып.90). – М.: Независимая фирма «класс»,2003. (Гриф Минобразования;)

7. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 296 с.

8. Пэпп П. Семейная терапия, и её парадоксы. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 278 с.

9. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Речь, 2000.

10. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. Вопросы психологии 2000. № 3. С. 3-14.

11. Черников А.В. Системная семейная терапия. Интегративная модель диагностики.

12. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. М., 2001.

Дополнительная

1. Березин С.В. Кинотерапия: практическое пособие для психологов и социальных работников. – Самара, 2003.

2. Березин С.В., Шапатина О.В. Согласование родительских позиций как условие первичной профилактики наркомании в семье. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001.

3. Березин, Сергей Викторович. Наркомания глазами семейного психолога: учеб. пособие для вузов / С. В. Березин, К. С. Лисецкий. - СПб.: Речь, 2005. - 238 с: ил

4. Гарфилд, Сол. Практика краткосрочной психотерапии: пер. с англ. / С. Гарфилд. - 2-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2002

5. Горячев, Александр Павлович. Проблемы семейных отношений / А.П. Горячев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

6. Грецов, Андрей Геннадьевич. Практическая психология для подростков и родителей / А.Г. Грецов. - СПб.: Питер, 2006

7. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи. Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2004. (Гриф Минобразования;)

8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии.- 2-е изд.- СПб.: Питер,2005. (Гриф Минобразования)

9. Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. – СПб.: Союз, 1998

10. Игумнов С.А. Основы психотерапии детей и подростков: справочное пособие / С.А. Игумнов; Под ред. В.Т. Кондрашенко. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 176с. - (Золотой фонд психотерапии).

11. Клусман, Рудольф. Справочник по психотерапии: пер. с нем. / Р. Клусман. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 368 с.: ил.

12. Колесникова Г.И.. Основы психопрофилактики и психокоррекции. – Ростов-на – Дону: Феникс, 2005 (Гриф Минобразования)

13. Колесникова, Галина Ивановна. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование: учеб. пособие для вузов / Г.И. Колесникова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

14. Косарева, Ирина Олеговна. Основы современной психоаналитической диагностики и консультирования: Учеб. пособие для вузов / И.О. Косарева; Самарский гос. ун-т, Психол. фак., Каф. общей психол. и психол. развития. - Самара: Универс-групп, 2006

15. Лаврова, Оксана Владимировна. Практика психологического консультирования: Учеб. пособие для психол. специальностей / Самарский гос.ун-т. - Самара: Самарский университет, 2001

16. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. Учебное пособие для психологических факультетов вузов. – М.: Академия, 2004.

17. Мейер В. Методы поведенческой терапии - СПб.: Речь, 2001. - 256с. - (Психотерапия на практике).

18. Немов, Роберт Семенович. Психологическое консультирование: Учебник для вузов / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2003.

19. Овчарова Р.В. Психология родительства: Учебное пособие для вузов. / Л.Г.Жедунова, И.А.Можаровская, Н.Н.Посысоев. – М.:Владос – Пресс, 2004.

20. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособ. для вузов Под ред. Н.Н. Посысоева - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004 - 328с

21. Палмад Ги. Психотерапия: Пер. с фр. / Г. Палмад. - 11-е изд. - СПб.: Питер, 2003

22. Паттерсон Сесил. Теории психотерапии: Пер. с англ. / С. Паттерсон, Э. Уоткинс. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2003

23. Пахальян Виктор Эдуардович. Психологическое консультирование: учеб. пособие для вузов / В.Э. Пахальян. - СПб.: Питер: Лидер, 2006. - 256 с.: ил. - (Учебное пособие). (Реком. УМО)

24. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. /В.Д.Балин, В.К.Гайдара, В.К.Гербачевский. под. Общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – 2е изд., доп. и перераб.- СПб.: Питер,2004. (Гриф Минобразования;)

25. Психологическое консультирование и психотерапия: Учебное пособие / Под ред. А.Б. Фенько; Под ред. Н.С. Игнатьевой; Под ред. М.Ю. Локтаева. - М.: Мрсковский психотерапевтический журнал, 1998-

26. Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста: Тексты и методические материалы: Учебное пособие для вузов. / Ред. – сост. Г.В.Бурменская – М.:Психология, 2003.

27. Психология развития. Учебник для вузов / Под.ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Академия, 2001.

28. Психология семьи: учебное пособие для вузов / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2007. - 752 с. - (Психология семейных отношений).

29. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2006. - 944 с.

30. Психотерапия. / Под.ред. Б.Д.Карвасарского – СПб.: Изд.- во «Питер», 2000

31. Семейная психотерапия. /Сост. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкий В. СПб.-М.-Харьков-Минск: Питер, 2000.

32. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Сталина. М., 1989.

33. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. Циркина С.Ю.; Ассоц. дет. психиатров и психологов. - СПб.,М.,Харьков,Минск: Питер, 2000. - 752с. - (Золотой фонд психотерапии).

34. Справочник практического психолога: психотерапия. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. - 575 с.

35. Таланов, Виктор Львович. Справочник практического психолога / В.Л. Таланов, И.Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо; СПб.: Сова, 2005. - 928 с.: ил.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 942; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.161.27 (0.013 с.)