Динамика семьи. Проблемы жизненного цикла семьи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика семьи. Проблемы жизненного цикла семьи.



Динамика семьи. Проблемы жизненного цикла семьи.

Нормативный кризис - это период семейной истории, во время которой в семье возрастает эмоциональный дискомфорт и появляется необходимость изменений сложившихся взаимоотношений вследствие того, что семья проходит события естественные практически для каждой семьи.

Дюваль предложил периодизацию жизненного цикла семьи.

Нулевая стадия - период ухаживания

Нормативный кризис - начало семейной жизни, заключение брака (распределение обязанностей)

1 стадия - от начала совместной жизни до рождения ребенка. На этой стадии возникает множество задач, которые предстоит решить.

1). выработка взаимоудовлетворяющего распределения обязанностей и ролей.

Распределение ролей. Наиболее существенная роль - главы семьи. Семейная роль - определяет модель ролевого поведения в семье и соответствующие ей ролевые ожидания или наоборот.

Т.С.Яценко: 4 основные супружеские роли, которые подразумевают под собой комфортное общение и взаимопонимание:

· друг

· сексуальный партнер

· опекун

· покровитель (материальное обеспечение и принятие наиболее важных решений)

У супругов не может быть только одного типа роли, важно выбрать смешанный тип роли и взаимодополняющий. Нежелательно, когда супруг выбирает роль родителя или ребенка.

К.Киркпатрик: 3 типа ролей:

· традиционная - муж является главой, принимает решения

· товарищеская - общение, секс

· партнерские - экономически равноправные, и в плане семейных обязанностей тоже равноправные.

Супружеские роли формируются под влиянием семейной истории.

Аспекты семейной истории:

· положение ребенка в подсистеме детей. Адлер - впервые писал о комплексе психологических черт у старшего ребенка. У более младших детей - больше развито чувство неполноценности. Психологическая разница между детьми - младший ребенок более инфантилен, чем старший.

· семейная жизнь самих родителей - некоторые сценарные модели поведения заимствованы у родителей. У родителей также заимствуется модель и стереотип общения, который переносится на свою семью.

· структурные особенности родительской семьи

2). Необходимость сформировать коммуникативные средства, позволяющие выработать чувства и не задевать самолюбие других, а также для совместного принятия решения, касающегося всей семьи.

3). Необходимость сформировать с родителями отношения, которые находятся в золотой середине от полного разрыва до полной подчиненности родителям

4). Чтобы партнеры приняли другого, какой он есть, и отказаться от попыток перевоспитать друг друга.

Динамика взаимоотношений: важно, чтобы влюбленность переросла в любовь - более эмоционально стабильное и зрелое состояние.

Нормативный кризис - рождение первого ребенка.

1. система распределения обязанностей оказывается непригодной, все надо менять

2. требуется перестройка взаимоотношений с прародителями

3. и мужчины и женщины испытывают определенные негативные переживания, состояние фрустрации (уход с работы, декретный отпуск...)

Необходимо найти варианты, благодаря которым удовлетворяются потребности общения у женщин. Для мужчин необходимо принять активное участие в уходе за ребенком.

Закономерности развития семьи, цикличность развития семьи - индивидуальны.

2 стадия - Нормативный кризис после 3-5 лет совместной жизни. Если в семье не разрешены проблемы первого года жизни или остались неразрешенные вопросы по перестройке семьи после рождения первого ребенка. Если задачи остаются нерешенными - возможен развод.

Дети от рождения до школы - считается "семья с маленьким ребенком". Для такой семьи характерны проблемы с формированием новых взаимоотношений. Критический момент в жизни семьи - ребенок идет в детский сад. Это приводит к перестройке семейных отношений.

Очередной кризис возможен, когда первый ребенок идет в первый класс. По сравнению с детским садом - опять перераспределение обязанностей по отношению к ребенку.

Период, когда первый ребенок пошел в первый класс и до подросткового возраста - называется "семья со школьниками".

Возникают проблемы в родительско-детских отношениях. Этот период заканчивается после подросткового возраста.

Переходный возраст - нормативный кризис семьи. Перераспределение власти в семье, нужно поделиться с ребенком. Как правило, семьи держатся за стереотип. Возникает страх изменений. (Мы лучше пострадаем, но будет все по старому). От родителей требуется перестройка способов общения с ребенком. Желательно отойти от стереотипов.

Следующий вариант - это "семья с подростками" - в период от подросткового кризиса первого ребенка до ухода первого ребенка из семьи, до начала его самостоятельной жизни.

Воспитательная миссия по отношению к ребенку исчерпана. Особенно сложно тем родителям, между которыми - ребенок - основа отношений.

"Семья с взрослеющими детьми" - от автономизации старшего ребенка до автономизации младшего ребенка. Очередной нормативный кризис семьи - синдром опустевшего гнезда.

Для прародителей тоже кризисная ситуация, когда у их детей рождаются дети. "Синдром опустевшего гнезда" - может и не наступить, если прародители участвуют активно в воспитании внуков.

Последний нормативный кризис в жизни семьи - уход одного из родителей.

 

Динамика супружеских отношений. Супружеский конфликт.

ТОЖЕ что во 2 вопросе и еще С упружеские конфликты – это довольно неприятное явление, которое имеет массу негативных последствий. Такие ситуации в первую очередь сказываются на психологическом и даже физическом здоровье. Затяжные конфликты приводят к развалу семьи. Известные всем слова о том, что милые бранятся и при этом только тешатся, на самом деле далеки от истины.

Супружеский конфликт – айсберг, который трудно обойти

Если посмотреть на конфликтную ситуацию немного с другой стороны, то ее можно сравнить с айсбергом. Конфликт в семье такой же холодный, непредсказуемый, разрушительный. Невозможно предугадать, в какую сторону движется эта ледяная глыба и к каким последствиям приведет. Так и семейные разногласия: внешне они могут проявляться не сразу, но чем они закончатся – под силу определить только специалисту.

Фактически, супружеский конфликт представляет собой точную копию такого разрушающего айсберга. Мелкие семейные ссоры, которым мало кто придает большое значение, становятся причиной скрытых обид, неоправданных надежд. Весь этот негатив накапливается. Внешняя видимая часть этой ледяной глыбы, разделяющей мужа и жену, проявляется в ежедневных упреках, оскорблениях и притязаниях.

Но есть и скрытая сторона такой ситуации – внутри у каждого супруга свои мысли, оправдания личному поведению, обиды. Именно эти скрытые чувства и являются наиболее опасными. Ссору из-за не вымытой посуды можно легко устранить, включив горячую воду. А вот те причины, которые сидят глубоко внутри и в данной ситуации являются основной разрушительной силой, так просто не устранить. Причем люди, как правило, и не задумываются о том, что причина всех семейных неурядиц имеет скрытую основу, а значит, не предпринимают никаких действий, чтобы устранить эту ситуацию. Супружеские конфликты вырастают в огромный айсберг и разрушают все на своем пути.

Причины супружеских конфликтов

Чтобы найти основу конфликтов, нужно, прежде всего, проанализировать отношения и найти первопричину всех бед. Трудно сказать, что именно является причиной семейных разладов. Психологи выделяют несколько типов супружеских конфликтов.

Не сошлись характерами

Это наиболее распространенная мотивация при разводах. Многие относятся к таким заявлениям скептически, однако это довольно серьезная причина супружеских конфликтов. Как известно, браки совершаются на небесах. Но там, в небесной канцелярии, к сожалению, не всегда учитывают, в каких социальных сферах выросли люди, вступающие в брак. Да и сами молодожены, отправляюсь в ЗАГС, мало интересуются этим вопросом.

А ведь, в каждой семье свои традиции, интересы, предубеждения. Зачастую они настолько отличаются, что молодой супружеской паре достаточно сложно создать свои семейные каноны. Кто-то идет на уступки, но при этом уже зарождается та злополучная скрытая часть айсберга. Причиной может являться психологическая несовместимость, преодолеть которую возможно, если люди по-настоящему любят друг друга.

А может это и не любовь?

Вступая в брак, влюбленные не замечают ничего и никого вокруг себя. Романтические чувства настолько сильны, что, кажется, нет счастливее новобрачных во всем мире. Однако со временем любовь превращается из феерического ощущения в привязанность, уважение. Это не значит, что она проходит, просто переходит в новую «земную» форму.

При этом люди различных темпераментов ведут себя абсолютно по-разному. Иногда партнеры ощущают недостаток ласки, внимания. Это приводит к сомнениям, депрессивным состояниям. Зачастую завышенные требования к объекту своей любви становятся причиной супружеских конфликтов. Помощь семейного психолога в этих случаях будет очень своевременна.

Семейные измены

Совсем еще недавно друзья кричали на свадьбе «Горько!», и, казалось, счастье будет вечно. Но не сложилось так, как мечталось! Один из партнеров нашел увлечение на стороне. Семейные измены – это очень серьезная причина супружеских конфликтов. Причем первооснову такой ситуации может в большинстве случаев определить только специалист. Поскольку стремление к разнообразию зачастую возникает по непонятному на первый взгляд мотиву. Это может быть и сексуальная неудовлетворенность, и психологический дискомфорт, который ощущает супруг в кругу своей семьи, и заниженная самооценка.

Таковы наиболее распространенные причины супружеских конфликтов. На самом деле их намного больше. Это и финансовая нестабильность, и пристрастие супруга к алкоголю… Невозможно четко определить стандартные мотивы разладов в семье, а также подсказать конкретную инструкцию по их устранению. Каждая семья уникальна по-своему. Поэтому, чтобы найти выход из тупиковой ситуации и избавиться от конфликтов раз и навсегда, необходимо заглянуть внутрь себя или обратиться за помощью к специалисту. Только так холодный разрушительный айсберг можно растопить и превратить в теплый океан любви.

 

Литература

Основная

1. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учеб. пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. - СПб.: Речь, 2003. - 336с.: ил. - (Мэтры мировой психологии).

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консуль­тирование. - М.: Независимая фирма «Класс»2004.

3. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М.: Независимая фирма "Класс", 2002.

4. Маданес К. Стратегическая семейная терапия. М.: Независимая фирма «класс»,2002 (Гриф Российской медицинской академии; 25 экземпляров)

5. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. Теория и практика психологической помощи. - М. Смысл 2004.

6. Методы современной психотерапии: Учебное пособие / Составители Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова. (Библиотека психологии и психотерапии, вып.90). – М.: Независимая фирма «класс»,2003. (Гриф Минобразования;)

7. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 296 с.

8. Пэпп П. Семейная терапия, и её парадоксы. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 278 с.

9. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Речь, 2000.

10. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. Вопросы психологии 2000. № 3. С. 3-14.

11. Черников А.В. Системная семейная терапия. Интегративная модель диагностики.

12. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. М., 2001.

Дополнительная

1. Березин С.В. Кинотерапия: практическое пособие для психологов и социальных работников. – Самара, 2003.

2. Березин С.В., Шапатина О.В. Согласование родительских позиций как условие первичной профилактики наркомании в семье. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001.

3. Березин, Сергей Викторович. Наркомания глазами семейного психолога: учеб. пособие для вузов / С. В. Березин, К. С. Лисецкий. - СПб.: Речь, 2005. - 238 с: ил

4. Гарфилд, Сол. Практика краткосрочной психотерапии: пер. с англ. / С. Гарфилд. - 2-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2002

5. Горячев, Александр Павлович. Проблемы семейных отношений / А.П. Горячев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

6. Грецов, Андрей Геннадьевич. Практическая психология для подростков и родителей / А.Г. Грецов. - СПб.: Питер, 2006

7. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи. Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2004. (Гриф Минобразования;)

8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии.- 2-е изд.- СПб.: Питер,2005. (Гриф Минобразования)

9. Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. – СПб.: Союз, 1998

10. Игумнов С.А. Основы психотерапии детей и подростков: справочное пособие / С.А. Игумнов; Под ред. В.Т. Кондрашенко. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 176с. - (Золотой фонд психотерапии).

11. Клусман, Рудольф. Справочник по психотерапии: пер. с нем. / Р. Клусман. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 368 с.: ил.

12. Колесникова Г.И.. Основы психопрофилактики и психокоррекции. – Ростов-на – Дону: Феникс, 2005 (Гриф Минобразования)

13. Колесникова, Галина Ивановна. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование: учеб. пособие для вузов / Г.И. Колесникова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

14. Косарева, Ирина Олеговна. Основы современной психоаналитической диагностики и консультирования: Учеб. пособие для вузов / И.О. Косарева; Самарский гос. ун-т, Психол. фак., Каф. общей психол. и психол. развития. - Самара: Универс-групп, 2006

15. Лаврова, Оксана Владимировна. Практика психологического консультирования: Учеб. пособие для психол. специальностей / Самарский гос.ун-т. - Самара: Самарский университет, 2001

16. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. Учебное пособие для психологических факультетов вузов. – М.: Академия, 2004.

17. Мейер В. Методы поведенческой терапии - СПб.: Речь, 2001. - 256с. - (Психотерапия на практике).

18. Немов, Роберт Семенович. Психологическое консультирование: Учебник для вузов / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2003.

19. Овчарова Р.В. Психология родительства: Учебное пособие для вузов. / Л.Г.Жедунова, И.А.Можаровская, Н.Н.Посысоев. – М.:Владос – Пресс, 2004.

20. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособ. для вузов Под ред. Н.Н. Посысоева - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004 - 328с

21. Палмад Ги. Психотерапия: Пер. с фр. / Г. Палмад. - 11-е изд. - СПб.: Питер, 2003

22. Паттерсон Сесил. Теории психотерапии: Пер. с англ. / С. Паттерсон, Э. Уоткинс. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2003

23. Пахальян Виктор Эдуардович. Психологическое консультирование: учеб. пособие для вузов / В.Э. Пахальян. - СПб.: Питер: Лидер, 2006. - 256 с.: ил. - (Учебное пособие). (Реком. УМО)

24. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. /В.Д.Балин, В.К.Гайдара, В.К.Гербачевский. под. Общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – 2е изд., доп. и перераб.- СПб.: Питер,2004. (Гриф Минобразования;)

25. Психологическое консультирование и психотерапия: Учебное пособие / Под ред. А.Б. Фенько; Под ред. Н.С. Игнатьевой; Под ред. М.Ю. Локтаева. - М.: Мрсковский психотерапевтический журнал, 1998-

26. Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста: Тексты и методические материалы: Учебное пособие для вузов. / Ред. – сост. Г.В.Бурменская – М.:Психология, 2003.

27. Психология развития. Учебник для вузов / Под.ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Академия, 2001.

28. Психология семьи: учебное пособие для вузов / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2007. - 752 с. - (Психология семейных отношений).

29. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2006. - 944 с.

30. Психотерапия. / Под.ред. Б.Д.Карвасарского – СПб.: Изд.- во «Питер», 2000

31. Семейная психотерапия. /Сост. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкий В. СПб.-М.-Харьков-Минск: Питер, 2000.

32. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Сталина. М., 1989.

33. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. Циркина С.Ю.; Ассоц. дет. психиатров и психологов. - СПб.,М.,Харьков,Минск: Питер, 2000. - 752с. - (Золотой фонд психотерапии).

34. Справочник практического психолога: психотерапия. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. - 575 с.

35. Таланов, Виктор Львович. Справочник практического психолога / В.Л. Таланов, И.Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо; СПб.: Сова, 2005. - 928 с.: ил.

 

Динамика семьи. Проблемы жизненного цикла семьи.

Нормативный кризис - это период семейной истории, во время которой в семье возрастает эмоциональный дискомфорт и появляется необходимость изменений сложившихся взаимоотношений вследствие того, что семья проходит события естественные практически для каждой семьи.

Дюваль предложил периодизацию жизненного цикла семьи.

Нулевая стадия - период ухаживания

Нормативный кризис - начало семейной жизни, заключение брака (распределение обязанностей)

1 стадия - от начала совместной жизни до рождения ребенка. На этой стадии возникает множество задач, которые предстоит решить.

1). выработка взаимоудовлетворяющего распределения обязанностей и ролей.

Распределение ролей. Наиболее существенная роль - главы семьи. Семейная роль - определяет модель ролевого поведения в семье и соответствующие ей ролевые ожидания или наоборот.

Т.С.Яценко: 4 основные супружеские роли, которые подразумевают под собой комфортное общение и взаимопонимание:

· друг

· сексуальный партнер

· опекун

· покровитель (материальное обеспечение и принятие наиболее важных решений)

У супругов не может быть только одного типа роли, важно выбрать смешанный тип роли и взаимодополняющий. Нежелательно, когда супруг выбирает роль родителя или ребенка.

К.Киркпатрик: 3 типа ролей:

· традиционная - муж является главой, принимает решения

· товарищеская - общение, секс

· партнерские - экономически равноправные, и в плане семейных обязанностей тоже равноправные.

Супружеские роли формируются под влиянием семейной истории.

Аспекты семейной истории:

· положение ребенка в подсистеме детей. Адлер - впервые писал о комплексе психологических черт у старшего ребенка. У более младших детей - больше развито чувство неполноценности. Психологическая разница между детьми - младший ребенок более инфантилен, чем старший.

· семейная жизнь самих родителей - некоторые сценарные модели поведения заимствованы у родителей. У родителей также заимствуется модель и стереотип общения, который переносится на свою семью.

· структурные особенности родительской семьи

2). Необходимость сформировать коммуникативные средства, позволяющие выработать чувства и не задевать самолюбие других, а также для совместного принятия решения, касающегося всей семьи.

3). Необходимость сформировать с родителями отношения, которые находятся в золотой середине от полного разрыва до полной подчиненности родителям

4). Чтобы партнеры приняли другого, какой он есть, и отказаться от попыток перевоспитать друг друга.

Динамика взаимоотношений: важно, чтобы влюбленность переросла в любовь - более эмоционально стабильное и зрелое состояние.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.057 с.)