Предмет,структура и фун-ии социолог. Соотнош и вз 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет,структура и фун-ии социолог. Соотнош и вз



ПРЕДМЕТ,СТРУКТУРА И ФУН-ИИ СОЦИОЛОГ.СООТНОШ И ВЗ

Социология - учение об общ-ве, наука, кот изучает современное общ-во через призму интересов и потребностей тех соц групп, кот его составляют. Объект - современн общ-во и информац о нем, полученн другими науками. Предмет изучен - закономерности функционир развития общ-ва и взаимодействие общностей разного типа. Соц общности - все разновидности соц образован, кот связаны общими интересами. Структура: макросоцоил (анализ общ-ва как целого и его структ как части – экон и пол устр-ство, религия, постиндустриализм, etc.), теории средн уровня (распределен ролей в соц институте), микросоциол (взаимод людей в малой соц группе, соображения, кот-ми они руководствуются). Парадигма – совокупн основн теоретич положений и принципов, лежащ в основе теории или ряда теорий. 3 группы: структурн (рассматрив организац, функционир и развитие общ-ва как един системн целого, в основном на макроуровне), интерпретивн (основн – изучен и интерпретац чел поведения, его мотивов в основном на макроуровне), интегральн и объединит (анализ соц реалий с точки зрения единства объективного и субъективного, структуры и индивида).

Функции социологии:
1.познавательно– исследовательская (проявляется в освоении данных, добытых другими).
2.Практическая. (в т.ч. и её социоинженерная ф-ия, к-ая ставит задачу изменения в рамках общества, к-то соц.институтов).
3.Оценочно-регулятивная. Надо ориентировать поведение людей на определённый образ жизни, выбор профессии. Она показывает реальное состояние отношений общества, негативное изменение.
4.Прогностическая (прогноз на выборы)
5.Идеологическая. Но наука не должна иметь идеологической окраски. Науку делают люди и у каждого есть своё мнение, свои пристрастия, тчо иногда проявляется в его выводах. Наука же должна быть беспристрастной, должна стремиться к истине.

Взамод-ие: 1)соц и история: история для соц-гии фактич материал, эмпирич база. 2)соц и политология: соц-гия изучает как общ-во влияет на политику, на гос-во, а полит-гия – как власть влияет на общ-во. 3)соц и эк теория: соц-ия указ-ет что эк-ка сущ-ет не в безвозмездном простр-ве. 4) соц и юриспруденция: юристы счит-т, что обществ-он развитие и соц поведение регул-ся законодат влиянием власти. Соц указ-ет что обществе-ое поведение невозможно. 5)соц и филос-ия: соц философия явл методологич аппаратом не только для соц-гии, но и для всего соц-гум знания.

 

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ:ОГЮСТ КОНТ И СПЕНСЕР

французский философ Огюст Конт - основатель социологии. Разрабатывая классификацию наук, Огюст Конт опирался на их объективные признаки. Прежде всего он разделил науки на абстрактные и конкретные. Первые изучают законы глобальных явлений, а вторые применяют эти законы в частных областях. Например, биология - общая абстрактная наука о жизни, а медицина - конкретная наука, применяющая общие законы биологии.
Конт выделил пять абстрактных теоретических наук: астрономию, физику, химию, биологию и социологию. При этом "энциклопедическая лестница" Конта создавалась по принципу возрастания сложности явлений, изучаемых соответствующими науками. Социальные явления отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других явлений. Это объясняет то, что социология возникает относительно поздно. При характеристике наук Конт использует идею "позитивности", то есть научного положительного знания.
Конт внес вклад в формирование основных методов получения эмпирического, опытного знания об обществе. Первейшие среди этих методов - наблюдение, эксперимент и сравнение. Именно наблюдение выводит социологию на уровень науки. Оно должно осуществляться планомерно, под руководством теории. Что касается эксперимента, то Конт выделяет два его основных вида: непосредственный и опосредованный. Непосредственный эксперимент состоит в наблюдении за изменением явлений, а опосредованный - в исследовании патологических отклонений в обществе. Метод сравнения связан с сопоставлением жизни народов, одновременно проживающих в разных частях земного шара, и направлен на установление общих законов существования и развития обществ.
Как и некоторые его современники и последователи, Конт прибегал к так называемой "органической аналогии", утверждая, что подобно живому миру общество становится более дифференцированным (то есть более сложным, состоящим из разнообразных подсистем и внутренних образований) в результате разделения труда. Общества эволюционируют, проходя путь от простого к сложному через три стадии - примитивную, промежуточную и научную. Согласно Конту, само мышление людей также развивается прогрессивно, проходя телеологическую стадию, затем метафизическую (философскую) и, наконец, достигая стадии позитивной.
Спенсер

Спенсер также, как и Конт, отдавал должное органической аналогии, рассматривая общество как систему, развивающуюся на основе принципа естественного отбора.. Спенсер считал, что общества движутся от простого к сложному и что при этом важную роль играет "выживание наиболее приспособленных". Вместе с тем он полагал, что на более поздних стадиях развития (в индустриальную эпоху) в обществе начинают преобладать сотрудничество и альтруизм, а не агрессия и конфликт. Среди его основных трудов - "Социальная статика" (1850) и "Принципы социологии" (1896).
Спенсер сделал многое для того, чтобы доказать, что социология может существовать как наука. На его взгляд, это зависело, во-первых, от существования закона "естественной причинности", который действует в обществе в той же степени, что и в природе, и, во-вторых, от существования закономерной связи элементов в структуре любого явления. Одна из важных задач, которую взялся решить Спенсер, заключалась в разделении социологии и истории. Социология должна опираться на исторические факты, однако методологически она оказывается ближе к биологии.
Помимо Конта и Спенсера выделяют ряд других имен и направлений в рамках начального периода развития социологии. Следует помнить, что во второй половине XIX в. колоссальным влиянием пользовалась эволюционная теория Чарльза Дарвина, и сравнение общества с живыми системами и отдельными организмами стало общим местом, поэтому эволюционизм был представлен более чем двумя именами в социологии. В это же время в первую очередь благодаря деятельности выдающегося британского исследователя Эдварда Тайлора формируется еще одна общественная наука - социальная антропология. И, наконец, во второй половине XIX в. складывается современная дисциплина психологии.

 

УНИВЕРСАЛИЗМ МАКСА ВЕБЕРА

Неклассический тип научной социологии разработан немецким мыслителем Макс Вебером (1858-1918). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). В качестве предмета социологии Вебер рассматривал не понятия «народ», «общество» и т.д.

Наблюдая цепочку реальных действий индивида социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий.

Государство по Веберу бывает нескольких видов:

1.Легальный, в которых господство обусловлено интересами, т.е. рациональными соображениями повинующихся. Господство государства Вебер определял как «шанс встретить повиновение определенному приказу». Бюрократия является чистым типом легального государства. Этот тип государства представлен в Англии, Франции, США.

2.Традиционный, он обуславливается просто нравами, привычками к определенному поведению. Этот тип господства схож с семьей, он патриархален, тут есть господин, лично зависящие от него слуги и аппарат управления. Традиционные господство в свою очередь подразделяется на две форме: чисто патриархальную и сословную структуру управления. Первая форма проявилась, например в Византии, вторая — в феодальных государствах Западной Европы.

3.Харизматическое господство. Харизматические качества — это особые способности, не столько приобретенные, сколько дарованные свыше, которые выделяют лидера из среды современников. Ими обладали, по Веберу, Будда, Иисус, Магомет, Цезарь, Наполеон и другие великие субъекты. Здесь особенно велика роль авторитарности, по сути, отрицается традиция, право, рациональность, велика роль случайности.

 

ПИТИРИМ СОРОКИН

Человеч личность формир под воздейств ряда факторов – космич, биологич, соц-психологич – но прежде всего социокультурн. Эти хар-ки не врожденн, а приобретенн. Интегральн прир человеч личности формир в процессе интеракц люд друг с другом. Вся окруж действительность: 1) эмперически-чувственн форма (постиг с помощью органов чувств) 2) рациональн- умственн (разумом через логику) 3) сверхчувственно-сверхрац (гениальн творен). Чел - не только эмпирич наблюдатель, но и творец. Истина, красота, добро – 3 составляющ интегральн суперсист. На базе этих элементов идет развитие человечества. Сущ также идейн и чувственн суперсист, сменяющ друг друга на протяжении всей цивилизац. Революц и, как правило, войны, ускоряют дезинтеграц чувственно общ-ва. Ценности и идеалы, как правило, иллюзорны. Культивац вражды, злобы. Исход зависит от того, победят ли эти негативн силы или часть люд, кот рев побужд к моральн самосовершенств и религии.

Соц стратификац – дифференциац люд на классы и слои, что выраж в неравномерн распредел прав и привилегий. Бывает эконом, пол и профессион. Она все время измен.

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Социализация - это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей, правил) на фоне которого он формируется как конкретная личность. Факторы: 1) сист образования; 2) среда сверстников; 3) произведения искусства, литературы; 4) СМИ; 5) Пол институты; 6) Экон и пол события; etc. Социализац - не однонаправленн процесс. Осуществл-ся через деятельность, общение и развитие самосознания. Двоякий процесс: постепенн раскрытие в индивиде прир качеств и внешн воздействие (целенаправленн и ненаправленн воспитание). Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации - это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

Фактор социализац – соц среда. 4 стадии: ранняя (до школы, агент-семья), обучение (агент-школа), соц зрелость, завершение жизн цикла. Осн объект соц с т. зр Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив, спортивный и т.д.), в кот осуществл осн соц связи и социализац личности. Человек осознает себя, наблюдая за другими чл группы, сопоставляя себя с ними.

Общественные условия социализации:

1.Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые интерьеры; планировка и архитектура поселений).

2.Социальные отношения (семейные, дружественные, производственные)

Социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им).

Этапы соц-ции:

1. Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей.

2. Вторичная социализация:

- профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре.

включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам.

- пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

 

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬН ИНСТИТУТ

Семья как соц институт возникла в недрах первобытно-общинного строя.

Семья – основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Она проходит ряд этапов в своем развитии – жизненный цикл семьи: 1)вступление в брак – образование семьи 2) начало деторождения (рожд-ие 1ого ребенка) 3)окончание деторождения (рожд-ие посл ребенка) 4)»пустое гнездо» (родители остаются одни) 5)прекращение существования семьи.

Семьи делятся на: 1)по типу супружества: моногамные (1м+1ж), полигенные, многобрачные; 2) по престижу и власти: патриархальные (власть у отца), матриархальные (у матери), эгалитарные (равноправие); 3) по наследованию фамилии, имущества, соц. положения: патрилинельные (по линии отца), матрилинельные (матери); 4) по месту проживания супругов: патрилокальные (молодая семья проживает в доме родителей мужа), матрилокальные (у родителей жены), нуклерные отдельно от родителей).

Ф-ции: 1)поддержание биологической непрерывности общества (репродуктивная), 2)Хоз-эк. (добывание ср-в к сущ-ию, ведение дом хоз-ва, орг-ция потребления), 3)Осуществление культурной непр-ти общ-ва, т.е. воспитание детей, 4)удовлетворение сексуальных потребностей, 5)взаимная забота о членах семьи и престарелых, 6)обеспечение соц контроля.

 

БРАК-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Брак – первооснова семейных отношений. Брак – исторически меняющаяся соц форма отношений м/у мужчиной и женщиной, посредством кот общ-во упорядочивает их жизнь.

Тенденции развития семейно-брачных отнош: 1)перемещение центра тяжести в семье из имущественно-хоз интересов в область нравственно-психологич, т.е. главными семейных отнош становятся психологич атмосфера, взаимопонимание, духовная близость, любовь и т.д. 2)эголитаризация семьи – власть семейная, семейные заботы распределяются равномерно м/у супругами, 3)рост нуклерных семей, 4)сознательно ограничение числа детей, низшая граница воспроизводства – семьи должны иметь min 2 ребенка. Сейчас же 1.3 ребенка в среднем на семью.

Факторы влияющие на уровень смертности (раса, возраст, пол, доход, тип общества, образование, постоянный рост числа разводов). Причины разводов: 1)неподготовленность молодежи к семейной жизни, 2) материальное положение молодой семьи, 3)аморальное поведение супругов, 4)отсутствие взглядов и интересов (общих), несоответствие характеров, 5)заметное распространение внебрачных альтернативных форм семей.

Альтернативные формы семьи: 1)последовательная полигамия (неоднократное вступление в брак), 2)молодежные союзы (сожительство), 3)годвин-брак (раздельное проживание муж и жен и встреча их по обоюдному согласию), 4)бигамные браки (женатый муж имеет любовницу постоянную на стороне, может и ребенка). Вывод: 1)осн форма семейных отношений – моногамная семья, 2)развитию семейных отношений присущи серьезные противоречия, 3)силы, кот способны скрепить новую семью (любовь, духовная близость, ответственность) далеко не всегда успевают заполнить вакуум, кот возникает в рез-те разрушения патриархальных сем отнош.

 

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ.

Исследованию религии как социального института посвятили свои работы Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие известные ученые и общественные деятели, в т.ч. и К. Маркс.

Маркс: религия - объективный фактор, внешним и принудительн образом воздействующий на людей подобно любому другому общественному институту (функциональн метод исследован религии). Религия больше обусловливаемый общ отношениями, нежели обусловливающ их фактор. Ее общественн ф-ция интерпретация, а не продуцирования существующих отношений. Соц ф-ция: или оправдывает и узаконивает существующ порядки, или осуждает, отказывая в праве на существован. Может выполн ф-цию интеграц общ-ва, может действовать дезинтегрирующе (конфл на религиозн почве).

Э. Дюркгейм: религ - основа единства общ-ва, фактор соц интеграции. Вебер исследовал место и значен религ в изменяющемся общ-ве, влияние на развитие экон, пол, семьи. Работа "Протестантская этика и дух капитализма", где он иссл влияние христианства на ист Зап. Изучение типов религиозн организац, системы "церковь-секта". К кон XIX - нач XX в. социолог религии складывается как самостоятельн дисциплина.

Религия - своеобразн поведение, мировоззрен и мироощущен, основанн на вере в сверхъест, не доступное понимаю чел. Вера - знание, которое основыв не на эмпирических факторах. Возникла 40 - 50 тыс л назад, прошла следующие этапы: 1) первобытные религии: тотемизм - вера в родство с каким-л животным и явлением, фетишизм - вера в предмет, кот обладает чудотворн свойствами; магия - вера в возможность влиять определенн действиями на сверхъестественн существо; анимизм - вера в души и духов. 2) политеистические религии. 3) Монотеизм: буддизм (7 в. д.н.э.), христианство, ислам.

 

 

ПРЕДМЕТ,СТРУКТУРА И ФУН-ИИ СОЦИОЛОГ.СООТНОШ И ВЗ

Социология - учение об общ-ве, наука, кот изучает современное общ-во через призму интересов и потребностей тех соц групп, кот его составляют. Объект - современн общ-во и информац о нем, полученн другими науками. Предмет изучен - закономерности функционир развития общ-ва и взаимодействие общностей разного типа. Соц общности - все разновидности соц образован, кот связаны общими интересами. Структура: макросоцоил (анализ общ-ва как целого и его структ как части – экон и пол устр-ство, религия, постиндустриализм, etc.), теории средн уровня (распределен ролей в соц институте), микросоциол (взаимод людей в малой соц группе, соображения, кот-ми они руководствуются). Парадигма – совокупн основн теоретич положений и принципов, лежащ в основе теории или ряда теорий. 3 группы: структурн (рассматрив организац, функционир и развитие общ-ва как един системн целого, в основном на макроуровне), интерпретивн (основн – изучен и интерпретац чел поведения, его мотивов в основном на макроуровне), интегральн и объединит (анализ соц реалий с точки зрения единства объективного и субъективного, структуры и индивида).

Функции социологии:
1.познавательно– исследовательская (проявляется в освоении данных, добытых другими).
2.Практическая. (в т.ч. и её социоинженерная ф-ия, к-ая ставит задачу изменения в рамках общества, к-то соц.институтов).
3.Оценочно-регулятивная. Надо ориентировать поведение людей на определённый образ жизни, выбор профессии. Она показывает реальное состояние отношений общества, негативное изменение.
4.Прогностическая (прогноз на выборы)
5.Идеологическая. Но наука не должна иметь идеологической окраски. Науку делают люди и у каждого есть своё мнение, свои пристрастия, тчо иногда проявляется в его выводах. Наука же должна быть беспристрастной, должна стремиться к истине.

Взамод-ие: 1)соц и история: история для соц-гии фактич материал, эмпирич база. 2)соц и политология: соц-гия изучает как общ-во влияет на политику, на гос-во, а полит-гия – как власть влияет на общ-во. 3)соц и эк теория: соц-ия указ-ет что эк-ка сущ-ет не в безвозмездном простр-ве. 4) соц и юриспруденция: юристы счит-т, что обществ-он развитие и соц поведение регул-ся законодат влиянием власти. Соц указ-ет что обществе-ое поведение невозможно. 5)соц и филос-ия: соц философия явл методологич аппаратом не только для соц-гии, но и для всего соц-гум знания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.028 с.)