Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство.

Поиск

Тема - Смейное право

Содержание учебного материала.

Древнеримская familia и ее правовой статус. Personae sui juris и personae alieni juris. Родство: агнаты и когнаты. Брак. Понятие и виды брака. Конкубинат. Условия вступления в брак. Способы заключения брака. Личные и имущественные правоотношения супругов. Господство мужа. Институт приданого (dos). Основания прекращения брака. Отцовская власть (patria potestas). Правовое положение детей. Пекулий и его виды. Узаконение и усыновление. Прекращение отцовской власти. Эманципация.

Лица недееспособности и частично дееспособные. Утрата и ограничение правоспособности (capitis deminutio).. Опека и попечительство.

Брачно-семейные отношения – разновидность частно-правовых отношений, возникающих из особых юридических фактов: брак, родство, усыновление, - характеризующих семейную принадлежность и статус лица.

Основой всех брачно-семейных отношений в Древнем Риме являлось особое понимание семьи, статус семьи.

Семья (familia) – объединение, общность лиц и имущества, находящегося под властью (patria potestas) главы семьи (pater familias). Поэтому качественная особенность брачно-семейных отношений – это отсутствие формального равенства между субъектами данных отношений. Наоборот, суть всех взаимоотношений между членами семьи – строгая субординация и иерархичность. В этой связи римская семья – объединение двух категорий лиц:

- лиц собственного права (persona sui iuris),

- подвластные, так называемые лица чужого права (persona alieni iuris).

Существование patria potestas значительным образом определило и содержание, организацию отношений родства. В римском праве признавалось два вида родства:

- когнатское (cognatio) или кровное родство;

- агнатское (agnatio) – юридическое родство лиц, объединенных под властью pater familias.

По мере ослабления патриархальных устоев семьи все большее фактическое и юридическое значение приобретало когнатское родство. Семья образовывалась браком. Преобладающей формой брака был брак cum manu mariti - брак с мужней властью. Но имелась возможность и вступления в брак sine manu mariti - без мужней власти.

Специфический институт римского семейного права составляла отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей. Как отмечали сами римские юристы, «ни один народ не имеет такой власти над детьми, как мы, римляне». Исключительность положения детей определялась двумя обстоятельствами: они не только были в чисто семейной по основаниям власти родителя, но и состояли «под властью» особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям.

Принадлежность к фамилии римляне рассматривали как величайшее благо, поскольку благодаря семье человек становился римлянином, что позволяло ему надеяться на покровительство и помощь всех римских богов. И самое главное, благодаря данной связи он становился участником Общего блага, Общего дела – Res Publica, то есть мог участвовать в управлении государством, вершить тем самым судьбу Рима, а значит и Мира.

 

Семейное право.

1.Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство.

2.Заключение и прекращение брака. Конкубинат.

3.Правовое положение главы семьи. Правовое положение детей.

4.Отличия узаконения и усыновления, опеки и попечительства.

Заключение и прекращение брака. Конкубинат.

Римский юрист Модестин определил брак как «союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права». Однако это идеалистическое определение не соответствовало действительному положению: даже в классическую эпоху, когда римское право достигло наивысшего развития, женщина далеко не была равноправным товарищем своего мужа.

Законный римский брак был двух видов: между гражданами Рима и негражданами Рима. От брака отличается конкубинат, дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Дети от такого сожительства не подлежали отцовской власти.

Несмотря на моногамный характер римской семьи, для мужчины в республиканский период считалось допустимым наряду с браком с одной женщиной состоять в конкубинате с другой. Напротив, всякое сожительство женщины с другим мужчиной, кроме мужа, давало в древнереспубликанском праве мужу убить жену.

Условиями вступления в брак в римском государстве являлись:

– согласие жениха и невесты, а также их домовладыки (отца);

– достижение брачного совершеннолетия (12 лет для женщин, 14 лет для мужчин);

– отсутствие у жениха и невесты заключенного действующего брака;

– наличие определенного правового положения.

По законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почти все подданные Рима, важным условием вступления в брак считалось отсутствие близкого родства.

Родство определяется по линиям и степеням. Лицо, происходящее одно от другого (отец и дочь, внук и бабка), называются родственниками по прямой линии. Родственники по прямой линии, происходящие от данного лица, называются его нисходящими (сын, внук, правнук) родственниками. Прямые родственники, от которых произошло данное лицо, называются его восходящими родственниками (отец, дед, прадед).

Лица, происходящие не от одного, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии (братья, племянник и дядя). Степень родства определяется числом рождений, устанавливающих родство данных лиц; например, дед и внук – родственники второй степени, двоюродные братья – четвертой степени (их общий корень – дед, от которого произошли, допустим А и В, а от них С и Д, всего четыре рождения).

Брак в Риме заключался неформально, достаточно было выражения согласия вступающих лиц в брак и отведения невесты в дом жениха. Брачный союз прекращался:

– смертью одного из супругов;

– утратой свободы одного из супругов;

– разводом.

Развод в классический период был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов (diuortium), так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни (repudium). Развод по обоюдному согласию супругов был запрещен Юстинианом. Односторонние заявления о разводе были допущены в случае, если другой супруг нарушил верность, покушался на жизнь первого супруга или допустил какое–то виновное действие. Допускался развод и по уважительной причине, например, невозможность иметь детей, желание поступить в монастырь и т.д.

Понятие брака. Брак является древнейшим установлением, прошедшим раз­личные фазы развития, но всегда служившим для регулирования половых отношений между мужчинами и женщинами и создания потомства. Эту же функцию брак имел и в римском праве.

Род, консорциум и патриархальная семья агнатов под властью pater familias представляли собой широкие общности, содержащие большое число мужчин и женщин, способных вступать в брачные отношения. Так как все эти общности являлись экзогамными, в брачный союз можно было вступить лишь с представителем другой такой общности. Кроме того, при каждом вступлении в брак выдвигались и другие условия, среди которых одним из основных было требование основывать брак на моногамных началах, ибо с древ­нейших времен римляне признавали только союз одного мужчины и одной женщины. Такие союзы, постоянные и заключенные законным образом, именовались браком, или justae nuptiae. Таким образом, с древнейших времен римский брак определялся как биологический, эгзогамный, моногамный, длитель­ный или пожизненный союз между мужчиной и женщиной и был основан на правовых установлениях.

Это было отражено и в определениях брака, содержащихся в римских юридических источниках: брак — это союз мужа и жены, объединение всей жизни, связь права божественного и человеческого. В том же смысле брак был определен и так: брак — это союз мужа и жены, основанный на совместной жизни.

Условия заключения брака. Для заключения правомочного римского брака будущие супруги должны были выполнить несколько существенных, или конститутивных, условий. От них требовалось обладать jus conubii, иметь affectio maritalis, являться половозрелыми и заключать брак в предписанной правом форме.

Римский брак могли заключать только лица, за которыми был признан jus conubii. Jus conubii обладали лишь римские граждане и старые латины (latini veteres). Это право, до lex Canuleia, было ограничено для плебеев, а позже и для либертинов и для представителей населения, связанного со своим занятием, а также для лиц, объявленных еретиками и отступниками. По этому ограничению представители этих групп населения могли заключать браки лишь вежду собой, но не с представителями других общественных слоев. Римский брак мог заключаться только тогда, когда союз мужчины и женщины основывался с намерением супругов жить именно в браке (affectio maritalis). В старом праве affectio maritalis, или намерение заключить брачный союз, не было обязательным для будущих супругов. В то время было достаточно, чтобы это намерение изъявил глава соответствующей семьи. В классическом праве наличие affectio maritalis было необходимо и для будущих супругов и для глав их семей, а в постклассическом праве такое намерение требовалось лишь для лиц, вступающих в брак.

В римский брак могли вступать лишь лица, способные осуществить естественные цели брака, т. е. лица, являющиеся половозрелыми: женщины с двенадцати, а мужчины с четырнадцати лет.

Для того, чтобы совершить все правовые действия, брак должен был заключаться в форме, предусмотренной законом. Формами заключения римского брака являлись: conferratio, coemptio и usus.

В тех случаях, когда между мужчиной и женщиной существовал постоянный союз, но не было выполнено какое-либо из приведенных конститутивных условий, необходимых для существования брака, римляне считали, что такой союз представляет собой concubinatus, или естественный брак, не обладающий правовыми последствиями, связанными с установлением брака.

Брачные препятствия. Согласно установлениям римского права, для заключения римского брака (matrirnonium justum или justae nuptiae), кроме существования конститутивных условий, было необходимо, чтобы у вступающих в брак не существовало каких-нибудь обстоятельств, могущих вызвать аннулирование брака — расторжение брачных связей. Обстоятельства, которые не могут быть допущены при заключении брака, получили название брачных препятствий. Уже существующий брак представлял одно из основных брачных препятствий, так как римское право знало лишь моногамный брак. Заключение брака вопреки такому препятствию приводило не только к его аннулированию, но и к infamia.

Брачным препятствием считалась и душевная болезнь, если она предшествовала заключению брачного союза. Когда же она наступала после заключения брака, брак мог быть сохранен или расторгнут.

Также и кровное родство, по прямой линии неограниченно, а по боковой — до четвертой степени, представляло собой препятствие к браку. Родство по свойству было препятствием к браку лишь по прямой линии, а гражданское родство, т. е. родство по адоптации (усыновлению или удочерению), в этом отношении было уравнено с кровным родством.

Кроме указанных брачных препятствий, в семейное законодательство Августа были введены и некоторые другие причины, препятствующие правомочному заключению брака. Тогда же был запрещен брак между свободнорожденным (ingenuus) и вольноотпущенницей с плохим поведением, а особенно был запрещен брак между сенаторами и либертинами, как и брак между этими лицами и актрисами, ибо предполагалось, что такая жена не соответствует высокому рангу сенатора.

Позднее были запрещены и браки между опекуном и подопечной, между правителем провинции и жительницами этой провинции, между лицами, из которых хотя бы одно дало обет целомудрия, между лицами, которые во время прежнего брака вступили между собой в адюльтер, в то время как воинам вообще запрещалось вступать в брак.

Браки, заключенные вопреки этим препятствиям и запретам, аннулировались без каких-либо последствий для правильных брачных союзов.

Обручение — sponsalia. Заключению брака, как правило, предшествовало обручение, или взаимное обещание вступить в брак. В старом праве формой обручения была ритуальная sponsio между patres familias, если обручаемые были alieni juris. При обручении договаривались о заключении брака и об условиях его заключения. Если обручение проводилось pater familias жениха и pater familias невесты, при этом могли присутствовать и будущие супруги, но их присутствие не имело правового значения.

На основании обручения в древние времена устанавливалось обязательство действительно заключить брак по принятому об этом соглашению. Когда возобладал принцип свободы при вступлении в брак, такой обязанности больше не существовало. В дальнейшем на основании обру­чения, если до бракосочетания так и не доходило, можно было требовать возмещение ущерба от лица, беспричинно разорвавшего обручение, и возвращения подарков, данных невиновной стороной.

В классическом и постклассическом праве обручение могло быть заключено и по неформальному соглашению. Тогда могло быть оговорено или дано специальное возмещение на случай, если помолвка не приведет в заключению брака. Это осуществлялось или путем стипуляции или путем внесения задатка.

Формы заключения брака. Правомочные браки должны были быть заключены по форме, предписанной законом. Они были различны для отдельных слоев населения и должны быть рассмотрены с учетом последствий за­ключения брака.

В древние времена браки устраивались односторонними действиями жениха. В этом смысле упоминается похищение. Воспоминания об этом периоде сохранены в легенде о сабинянках и в религиозном обряде при избрании весталок.

Древнейшим способом или древнейшей формой заключения брака по соглашению была coemptio, или купля жены по форме per aes et librum. По этой форме, которая, вероятней всего, возникла в период, когда жена действительно покупалась, pater farnilias невесты в присутствии libripens и пяти свидетелей отдавал невесту главе семьи жениха и лично жениху (если тот был sui juris), а затем жених или глава его семьи произносил формулу купли и передавал установленную цену главе семьи невесты. После этих формальностей считалось, что правомочный римский брак заключен. Эта форма заключения брака сохранялась и тогда, когда жены в действительности больше не продавались. Она превратилась в символическую продажу за символическую плату, вместо которой передавался "nurnmus unus", или мелкая монета, как реликт минувшего.

Второй предусмотренной законом формой заключения брака была так называемая confarreatio. Это была религиозная форма, применявшаяся патрицианскими слоями римского общества. При заключении брака по этой форме должны были присутствовать брачующиеся, их patres familias, pontifex maximus, flamen Dialis и не менее десяти взрослых римских граждан. Все присутствующие должны были принести клятву Юпитеру и сопроводить невесту к дому жениха. У дверей своего дома жених вручал невесте огонь и воду и угощал хлебом, а невеста, принимая хлеб, огонь и воду, должна была произнести, например: «Где ты, Гай, там и я, Гая». Эта форма заключения брака была известна уже во время Гая, ибо некоторые жрецы могли быть избраны лишь из рядов граждан, рожденных в браке, заключенном по форме confarreatio.

Наиболее распространенной и простой формой заключения брака был usus (основание совместной жизни). Usus, как форма заключения брака, возник в бедных плебейских кругах и состоял в простом переселении жены в дом мужа. От обычного конкубината этот брачный союз отличался так называемым affectio maritalis. Предполагалось, что affectio maritalis существует, когда в союз вступают мужчина и женщина, имеющие одинаковое общественное по­ложение, т. е. оба принадлежат к тем общественным слоям, между которыми обычно и происходило заключение браков, а также тогда, когда между совместно живущими лицами было оговорено при­даное, или donatio ante nuptias. He столько из-за простоты, сколько из-за возможности жене сохранять свободу в браке, заключенном по форме usus, эта форма брака стала почти единственной. А имен­но, считалось, что женщина, вышедшая замуж по форме usus, находится под mamas мужа или главы его семьи только один год, и то, если проведет этот год в доме мужа. Жены, желающие стать свободными до этого срока, проводили три дня вне дома мужа. В этом случае они уже не подпадали ни под manus мужа, ни под manus главы семьи, и оставались в дальнейшем sui juris, если перед заключением брака находились в таком положе­нии, или оставались под patria potestas главы своей семьи, если были alieni juris.

Брак, заключенный по форме usus с использованием usurpatio trinoctii преобладал и в постклассическом праве, хотя тогда уже больше проявлялось стремление к законному заключению брака с благословения церкви.

Отношения супругов. В браке, заключенном по какой-нибудь старой форме жена, если только она не воспользовалась usurpatio trinoctii, подпадала под власть, или manus, старейшины семьи мужа или самого мужа, если тот был sui juris. Такой брак, в котором достигалась conventio in manum, был извес­тен как manus — брак, или брак с манусом (cum manu). Напротив, брак, заключенный по форме usus, в котором жена воспользовалась usurpatio trinoctii, не устанавливал ни manus мужа, ни manus главы его семьи. В этом браке жена оставалась лицом sui juris, если была таковым до брака, или оставалась под властью своего pater familias, если была до брака лицом alieni juris. Такой брак известен как брак без мануса.

Отношения супругов в браке cum manu существенно отличались от их отношений в браке sine manu, Именно поэтому брак cum manu и брак sine manu представляли собой два существенно разных вида брачных связей.

а) Отношения супругов в браке cum manu. Брак cum manu был типичным браком древнейшего времени. В этом браке жена становилась членом семьи мужа и попадала в непосредственную зависимость от главы семьи. При этом прерывались все связи жены с ее прежним домом. Она становилась агнаткой агнатов мужа и не была больше агнаткой в семье своего отца. В новой семье жена занимала такое же правовое положение, как и другие женщины. Она была filiae loco. Все имущество такой жены переходило к ста­рейшине ее новой семьи. Старейшина становился собственником и всего того, что жена приобретала в дальнейшем. По отношению к личности жены cum manu старейшина имел те же права, что и по отношению к другим лицам alieni juris. С другой стороны, личные отношения жены с таким мужем, который не был sui juris, регулировались обычным правом и фактическим способом.

Основным и единственным правом жены в браке cum manus было право наследования. Это право было уравнено с наследными правами других женщин дома.

б) Отношения супругов в браке sine тапи. Браки sine manu были типичны в классический и постклассический период развития римского государства. Они преобладали благодаря превращению семьи в союз потребителей и возрастанию хозяйственной и общественной самостоятельности женщины. В браке sine manu жена не становилась агнаткой агнатов мужа. Она оставалась агнаткой своей прежней семьи, как и лицом sui juris, если имела такое положение до брака. Поэтому само заключение брака sine manu не влияло ни на правоспособность, ни на дееспособность жены.

Однако брак sine manu вызывал определенные правовые последствия, проистекающие из самого факта существования брачной связи: муж и жена были обязаны помогать друг другу и почитать друг друга, а также воздерживаться от любых действий, угрожающих их союзу. В связи с этим, они не имели права судиться между собой и не были обязаны свидетельствовать друг против друга. Жена получала правовой статус и domicilium мужа, как и право требовать расходов от мужа. Муж мог требовать от жены ведения домашнего хозяйства, а также имел право управлять приданым жены, в то время как приданое использовалось "ad onera rnatrimonii sustinenda". Однако он не имел никаких прав на другое имущество жены, если только жена по особому договору не предоставила ему хранение и управление ее имуществом. Имущественную самостоятельность жены и режим раздельного имущества особенно подтолкнул запрет передачи долгов и интерцессии, или гарантии жены в пользу мужа. Такую же цель имел и запрет для супругов одарять друг друга подарками. Такие подарки считались законными только тогда, когда супруг, сделавший этот подарок, умер еще до того как потребовал этот подарок обратно.

Самостоятельное положение жены в браке sine manu привело к отрицанию наследственного права жены в семье мужа, и даже к отрицанию наследственных прав между матерью и детьми. Мать и дети состояли между собою не в агнатическом, а в когнатическом родстве. Эти недостатки системы наследования, основанной на началах агнатического родства, были устранены преторами, в частности, предписаниями sc. Tertullianum и sc. Orphitianum. После этого супруги, а также мать и дети получили возможность взаимонаследования.

Приданое и свадебный дар. С тех пор, как семья превратилась в союз потребителей, при заключении брака было необходимо наличие средств, служащих для удовлетворения потребностей новообразующегося союза между мужчиной и женщиной и их возможного потомства. Во времена, когда новая семья еще основывалась на принципах агнатического родства и еще существовала имущественная зависимость между главой семьи и лицами alieni juris, обязанности по внесению определенного количества добра для удовлетворения потребностей нового брачного союза и облегчения совместной жизни супругов возлагались лишь на семью жены.

Между тем, когда распространи­лась когнатическая семья и когда лица alieni juris получили большую или меньшую имущественную самостоятельность, а особенно когда для супругов стало обычным организовывать свое собственное домашнее хозяйство, обязанности по обеспечению средств для совместной жизни были возложены также и на мужа. С тех пор имущество, предоставляемое в распоряжение супругов для удовлетворения потребностей их брачного союза, состояло из двух частей: из приданого (dos), которое вносила жена, и свадебного дара мужа.

а) Приданое (dos). Имущество, которое в связи с заключением брака, жена отдавала мужу для удовлетворения потребностей совместной жизни, называлось приданым (dos). Обязанность устанавливать приданое возлагалось или на саму жену, если она была sui juris, или на главу ее семьи, если она была alieni juris. Эта обязанность ложилась на отца невесты и в случае, когда дочь была эманципирована, а в виде исключения приданое могла вносить и ее мать.

В зависимости от происхождения приданого, оно делилось на dos profecticia, или приданое, установленное pater familias жены, и на dos adventicia, или приданое, происходящее из других источников. Способы установления приданого были различными. Datio dotis, или передача приданого, совершалась любым актом вхождения мужа во владение приданым жены или предос­тавлением возможности пользоваться приданым по какому-либо праву. Promissio dotis и dictio dotis совершались по форме ритуальной односторонней клятвы, которая включалась в устный договор. В постклассическом праве, кроме перечисленных способов, приданое могло быть установлено и неформальным со­глашением, называемым dotis policitatio, включаемая в pacta legitima. Правовой режим на имущество, составлявшее приданое был различным.

В древнем праве действовало правило, что приданое после заключения брака переходило в собственность мужа или его pater familias, если муж был лицом alieni juris. Приданое остава­лось постоянно в собственности этих лиц даже в случае развода супругов. Здесь применялось правило: по предписаниям классического права приданое не переходило в собственность мужа. Пока длился брак муж или его pater farnilias, имел право на управление имуществом приданого и должен был использовать его для удовлетворения потребностей брачного союза. В случае неисполнения этой обязанности, у них могло быть отнято право управления приданым.

Новое понимание собственности на приданое отразилось и на вопросах реституции приданого в случае прекращения брака. Если брак прекращался из-за смерти жены, требовалось реституировать dos profecticia, в то время как dos adventicia реституировался только в том случае, если при его установлении реституция была предусмотрена. При реституции dos profecticia муж имел право на удержание одной пятой приданого за каждого ребенка, рожденного в этом браке.

Если брак прекращался из-за развода, применялось правило, что в таком случае реституция приданого должна быть хотя бы ограничена. Активную легитимацию на вынесение actio uxoria, служившей реституцией приданого, имели жена и ее pater familias. В решении о реституции приданого требовалось урегулировать и вопрос об удержании его части, которая оставалась у мужа. Муж имел право на удержание определенной квоты стоимости имущества. Удержание на детей, если брак был расторгнут по вине жены, составляло одну шестую за каждого ребенка, но не более половины приданого. Удержание из-за поведения жены составляло одну шестую в случае неверности и одну восьмую в случае более легких проступков. Часть, удержанная за подарки и унесенные вещи, устанавливалась при определении истинной стоимости предметов, а удержание за произведенные улучшения приданого — при определении стоимости произведенных улучшений, если речь шла о расходах по сохранению приданого, если же речь шла о расходах полезных для приданого, удержание допускалось только с согласия жены, а при затратах на роскошь, допускалось право отделить и вернуть про­изведенные улучшения, если это было возможно без нанесения вреда приданому.

Принципы классического права о собственности на приданое и его реституции были усвоены и в постклассическом праве. Тогда же было установлено правило, что муж всегда возвращает приданое, если он не является наследником жены. Для возврата приданого служили actio ex stipulatu, созданные объединением actio rei uxoriae и прежнего стипуляционного иска, по которому требова­лась реституция dos adventicia. Кроме того, тогда же жена получи­ла право и на виндикационный иск по отдельным предметам при­даного, а для обеспечения реституции приданого была введена при­вилегированная генеральная ипотека на все имущество мужа.

6) Свадебный дар. Во времена императора Константина распрстранился обычай, когда муж выделял часть имущества, равную приданому, и дарил ее будущей жене. Но средства, содержащиеся в donatio ante nuptias, оставались и далее под управлением мужа, и служили тем же целям, что и приданое. В случае прекращения брака из-за смерти мужа donatio ante nuptias доставалось детям, но жена имела право пользоваться его плодами. В случае развода по вине мужа, donatio ante nuptias переходило в собственность жены. В остальном donatio ante nuptias было уравнено с приданым. Именно этот институт был изменен в кодификации Юстиниана в donatio propter nuptias, так как Юстиниан позволил устанавливать этот дар и во время брака.

Прекращение брака. Matrimonium justum, или justae nuptiae, как постоянная связь между мужем и женой, основанная на юридически зафиксированных фактах, могла прекращаться лишь под действием новых юри­дических фактов — естественных событий и человеческих действий.

а) Прекращение брака по причине смерти или capitis deminutio. Естественная смерть мужа, жены или обоих супругов приводила к прекращению брака, как вызывающая и общую утрату правоспособности. Со смертью одного из супругов отпадало основное условие брака — существование брачной связи. В этом случае мужчины могли сразу же вступать в новый брак, в то время как для женщин был определен tempus lugendi. Matrimonium justum прекращался и в случае, когда какой-нибудь римский гражданин или гражданка, претерпевали captis deminutio maxima и media, так как оба этих акта, связанные с потерей гражданства, были связаны и с потерей jus conubii.

б) Прекращение брака по repudium или divortium. В древнем праве только для мужа было разрешено расторжение брака. Расторжение допускалось при измене, пьянстве, бесплодии, выки­дыше и по любой другой причине, побуждающей мужа разорвать постоянный брачный союз. По ''dura lex" жена не имела этого права, это не допускалось и из-за ее положения в семье. Форма расторжения брака соответствовала форме его заключения: брак, заключенный по форме conffareatio, мог быть расторгнут по форме diffareatio; брак, заключенный по форме coemptio, мог быть расторгнут по форме remanci patio, а брак, заключенный по форме usus, прекращался по воле мужа.

Односторонний разрыв брака по воле мужа, или repudium, не мог быть единственным способом прекращения супружества в период, когда возобладали браки sine manus. В этот период основной принцип в отношениях между супругами гласил: libera rnatrimonia esse debent. Применение этого принципа привело к установлению divortium, или развода. С введением развода брак мог прекращаться по воле мужа, по воле жены и по взаимному согласию суп­ругов. При особых причинах, развода мог требовать и pater familias жены. Причины развода не были определены. До развода доходило и тогда, когда не существовало никаких других причин, кроме желания одного из супругов. Принятой формой развода было объявление о нем перед свидетелями, письменный libellus repudi или фактическое прекращение совместного проживания.

В постклассическом праве, из-за изменения моральных понятий, обусловленных христианством, императоры установили строгие правила развода. В это время существовало два основных вида развода: divortium cum damno и divortium sine damno, т.е. развод с плохими последствиями и развод без таковых последствий.

Divorti­um sine damno делился на divortium communi consensu, или развод по взаимному соглашению супругов, и divortium bona gratia, или развод по воле одного из супругов, но при оправданных причинах, каковыми были: импотенция, обет целомудрия, уход в монастырь и т. д.

Divortium cum darnno также делился на два вида: repudium sine ulla causa, или неправильное одностороннее расторжение супружества, и repudium ex justa causa, или расторжение супружест­ва по вине другого супруга.

Причины, дающие право невиновной стороне требовать развода без последствий, были: измена, тяжкое уголовное преступление, посягательство на жизнь, сводничество, аморальный образ жизни и т. д. Последствиями для супруга, виновного в разводе cum damno, являлись: утрата приданого, запрещение вступать в новый брак, ссылка, заключение в монастырь и т. д.

Связи между мужчиной и женщиной, сходные с браком. По установлениям римского права брак был единственным законным союзом между мужчиной и женщиной. Все другие союзы и все другие связи между мужчинами и женщинами являлись либо запретными, либо толерантными.

Lex Julia de adulteriis запрещал stuprum, adulterium и incestum. Stuprum возникал при половых отношениях между свободным мужчиной и незамужней женщиной, до этого честной; adulterium был половой связью лиц, из которых хотя бы одно находилось в браке; инцестом называлось половая связь между родственниками, которым запрещалось вступать в брак. Случайные и временные половые связи с рабами, рабынями, блудницами и другими женщинами сомнительного поведения, как правило, не влекли за собой наказания.

Толерантно воспринимались конкубинат и contubernium.

Конкубинат (естественный брак, дикий брак) существовал как постоянный союз мужчины и женщины, которые не могли или не хотели заключать законный брак. В конкубинате рождались вне­брачные дети, которые не входили в семью мужа. Конкубинат получил известное правовое значение в постклассиче­ский период, когда дети, рожденные в конкубинате, могли быть узаконены и когда за ними было признано право на алименты и ограниченное наследственное право по отношению к отцу.

Contubernium был союзом между рабом и рабыней и расцени­вался как фактически существующие, но юридически не закрепленные отношения.

В постклассическое время такой союз между рабами получил и ограниченное правовое признание, когда была запрещена separatio dura, или продажа рабов, живущих в contubernium, и их детей в разные места и разным хозяевам. Кроме того, тогда уже было ясно, что в отношении кровного родства из контуберниума проистекают те же последствия, что и из законного брака (cognatio servilia).

При браке cum mariti жена поступала под власть мужа на одинаковых условиях с его детьми: она была filiae loco (на положении дочери). Изначально власть мужа была неограниченна, но с развитием общества, она была введена в определенные рамки, например, отпало право мужа убить женку, отдать в кабалу и т.д. Но принцип главенства мужа и подчинения жены оставался постоянным.

В браке sine manu жена остается под властью отца, т.е. остается в составе прежней семьи, а если до брака жена была самостоятельной, то она сохраняла самостоятельность и по вступлении в брак.

При браке cum manu все имущество жены поступало в полную собственность мужа, сливаясь нераздельно с имуществом, принадлежащим ему до брака. В браке sine manu имущество супругов оставалось раздельным. Даже простое управление имуществом жены принадлежало мужу на основании договора поручения.

Термином приданое обозначаются вещи или иные части имущества, предоставляемые мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом для облегчения материальных затруднений семейной жизни. В интересах жены, законом Августа было введено запрещение мужу отчуждать принесенные в приданое земельные участки, если нет прямо выраженного согласия на то жены. В случае развода приданое подлежит возврату.

В императорский период сложился обычай, по которому муж, получив приданое, со своей стороны делал соответствующий вклад в семейное имущество в форме дарения в пользу жены. По размеру это имущество соответствовало приданому. Во время брака оно оставалось в собственности мужа, а в случае развода по вине мужа оно переходило к жене.

 

Dos в браке cum manu

1. являлось собственностью жены;

2. являлось собственностью жены, но находилось в распоряжении мужа;

3. поступало в собственность мужа;

4. поступало в собственность мужа с обещанием его возврата в случае его смерти или расторжения брака.

Dos в браке sine manu

1. являлось собственностью жены, но находилось в распоряжении мужа;

2. являлось собственностью жены;

3. поступало в собственность мужа, но находилось в распоряжении жены;

4. поступало в собственность с обещанием его возврата в случае его смерти или расторжения брака.

25. Гарантиями имущественных интересов супругов выступали dos и donatio ante nuptias. В случае расторжения брака по вине мужа наступали последствия:

1. приданое оставалось у мужа, а дарение у жены,

2. дарение оставалось у мужа, а приданое забирала жена,

3. и дарение и приданое оставалось у мужа,

4. и дарение и приданое оставалось у жены.

26. В случае смерти жены dos

1. возвращался paterfamilias жены,

2. оставался в собственности мужа,

3. передавался наследникам жены (агнатам).

27. Какие из перечисленных условий вступления в брак предусматривало римское право:

1. безоговорочное согласие paterfamilias,

2. согласие жениха и невесты,

3. брачный возраст 16 лет (девушки) и 18 лет (мужчины),

4. брачный возраст 12 лет (девушки) и 14 лет (мужчины),

5. наличие jus connubii,

6. наличие jus commercii,

7. брачующиеся не должны состоять в ином браке,

8. брачующиеся не должны быть близкими родственниками.

28. Если лицо не имеет jus connubii, то семейная общность будет считаться:

1. matrimonium juris civiles,

2. matrimonium juris gentium,

3. конкубинатом.

29. Конкубинат – это:

1. разновидность брака;

2. дозволенное законом постоянное сожительство мужчины с женщиной не отвечающее, однако, требованиям законного брака;

3. дозволенное законом сожительство мужчины и женщины, состоящих в браке;

4. сожительство мужчины и женщины, не состоящих в браке.

30. Вольноотпущенник Луций привел в дом дочь сенатора Кара для совместной жизни (usus). Такаф семейная общность будет считаться:

1. браком sint manu;

2. конкубинатом;

3. браком juris gentium,;

4. вообще не признается законом в качестве семейной общности.

31. Древние говорили: “Pater vero is est, quеm nuptiaе demonstrant” -“Отец тот, на кого указывает факт брака”. В этой связи дети рожденные от конкубины:

1. приобретали статус матери;

2. приобретали статус матери, хотя и считались как имеющие отца;

3. приобретали статус отца;

4. считались как не имеющие отца.

32. Детей, рожденных в конкубинате, можно было подвести под patria рotestas посредством: 1) legitimatio, 2) adoptio, 3) arrogatio.

33. Найдите соответствие между латинским терминами, обозначающими различные способы установления отцовской власти над детьми, и их русским переводом:

1) legitimatio, а) усыновление лица своего права,

2) arrogatio, б) узаконение,

3) adoptio, в) усыновление лица ч<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 883; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.142.42 (0.021 с.)