ТОП 10:

Вопрос 15. Римская фамилия.агнаты и когнаты.



Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети, родственники, зависимые люди и рабы. Семья представляла собой область личных прав, которые имеют связь с конкретным лицом.Тот факт, что в Риме существовали большие семьи, объясняется тем, что была необходима дополнительная производительная сила. Широко применялся коллективный труд всех членов семьи, в том числе и рабов.Римская семья называлась familia. Данный термин произошел от латинского слова «famel» — «раб». Из смысла термина выходит, что familia обозначает нахождение в зависимости членов семьи от главы. Термин «фамилия» также обозначал имущество семьи.Семья в Древнем Риме строилась на культе предков, которые почитались всеми членами семьи.В IV в. до н. э. патриархальная семья превратилась в малую патриархальную семью, где со смертью отца, главы семьи, его сыновья становились во главе собственных семей.Правоспособностью в римской семье обладал только глава семьи, он являлся самостоятельным, ни от кого не зависимым лицом. Все остальные члены семьи не обладали правоспособностью и находились под властью отца.Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью.Домовладыка был вправе не признать новорожденного ребенка своим, и тогда дитя выбрасывалось. Только признанный отцом ребенок становился членом семьи.Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в качестве рабочей силы. Это право домовладыки было впоследствии ограничено: было запрещено продавать своего сына, члена семьи, более трех раз, в противном случае глава семьи утрачивал свою отцовскую власть над сыном.Власть главы семьи над женой и детьми была абсолютной и практически не отличалась от власти над рабами. Но постепенно власть домо-владыки ограничилась, и подвластные члены семьи стали получать признание в праве.Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое.К агнатическим родственникам относились все лица, которые принадлежали к одной семье, поэтому родственниками признавались все лица, которые находились под властью одного главы семьи. Агнатическое родство — законное родство.Когнатическое родство (или кровное) следует из общности крови. Лицо, которое является агнатом, является и когнатом, но не всегда когнат является агнатом.

 

Вопрос 16. понятие и виды брака.Личный и имущ.отнош.супругов.Конкубинат

Брак — союз мужчины и женщины. Он определяет правовое положение детей, рожденных в браке (или до него), а также имущественные отношения супругов и их наследственные права.При заключении брака на супругов возлагаются определенные обязанности. Так, муж и жена должны соблюдать верность друг другу; жена должна жить вместе с мужем и получить его сословие и звание; супруги не могут предъявлять иск друг к другу и пр.Правильный брак — союз мужчины и женщины одного правового качества. Указанный брак заключался в специальных, признанных законами формах и порождал все соответствующие последствия для супругов.Неправильный брак — союз мужчины и женщины разного права (между гражданином Рима и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.). Данный брак порождал все правовые последствия для мужа и жены, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.Характерными чертами брака признавались:1) взаимность: в брак вступали два партнера, однако их безусловное равенство не являлось обязательным условием;2) согласие партнера;3) наличие половой связи между партнерами в браке;4) желание партеров заключить брачный союз;5) совместная жизнь супругов. Отсутствие одного из условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза.От брака отличался конкубинат — разрешенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, которое не являлось законным браком.Формы римского брака:1) брак с властью мужа (cum manu) — жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если муж был подвластным лицом. Данная форма брака имеет древнее происхождение. В результате заключения брака с властью мужа жена полностью находилась под властью мужа или домовла-дыки. Многие историки полагают, что данный брак возник на основе купли-продажи женщины из другого рода, а равно ее похищения. Муж в отношении жены имеет те же права, что и на детей. В том случае, если жена приносила в новую семью какое-либо имущество, оно становилось собственностью мужа. Супруг был вправе отдать жену в кабалу, наказать ее смертью и пр.2) брак без власти мужа (sine manu) — жена либо оставалась под властью прежнего домо-владыки, либо была самостоятельным лицом. Это наиболее поздний вид брака. Указанный вид брака необходимо было ежегодно возобновлять. После того как жена проживет с мужем один год, она подпадает под его власть (по давности). Не желая этого, жена должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи, что будет являться перерывом в их годичных отношениях.В римском праве существовало три способа установления брака: религиозный обряд, светская форма брака и приобретательная давность.Личные отношения супругов:Заключение законного брака влечет за собой взаимные права и обязанности супругов. Неравенство супругов в римском браке было явным: на жену возлагались требования обязательного характера, а муж имел значительные права в отношении жены.Личные отношения супругов находились в прямой зависимости от формы заключения брака.В браке cum manu жена обладала и сословным, и гражданским положением, так же как и муж. Жена приравнивалась к дочери, а муж приобретал над ней абсолютную власть как глава семейства. Судьба жены полностью зависела от воли мужа: он мог продать ее в рабство, наложить наказание вплоть до лишения жизни. Однако в соответствии с обычаями муж не должен был налагать на жену наказание, предварительно не выслушав совета родственников.Жена должна была жить вместе с мужем. Мужу предоставлялось право заставить жену жить вместе с ним, прибегнув для этого либо к насилию, либо к помощи властей. Муж также мог истребовать жену путем предъявления вин-дикационного иска. Муж мог предъявить требования к возврату жены даже к ее родственникам, поскольку, выйдя замуж, женщина разрывает когнатскую связь со своими кровными родственниками и вступает в агнатское родство с семьей мужа.Все имущество жены принадлежало мужу на праве собственности. Причем в случае разрыва брачных отношений имущество жены не возвращалось. Однако после смерти мужа жена признавалась его наследницей и получала определенную долю наследства.Заключая брак sine manu, женщина не изменяла своего юридического положения. Она либо оставалась под властью своего отца, либо становилась независимым лицом своего права (если до замужества она находилось в этом положении). После заключения брака когнатическое родство жены со своими родственниками не прекращалось, так же как и не возникало агнати-ческое родство с мужем и его семьей.Никакой властью в отношении жены муж не обладал, супруги являлись юридически равными субъектами.Муж не обладал правом принудительно вернуть жену, которая покинула его дом. Но, несмотря ни на что, муж обладал решающим словом в решении вопросов семейной жизни.Имущество, приобретенное женой до брака, оставалось в ее собственности. Все приобретенное женой во время брака, также оставалось в ее собственности.Независимо от формы брака на жену возлагались обязанности по ведению домашних работ и поддержанию дома в состоянии, отвечающем положению семьи.Жена и муж были обязаны поддерживать нормальные отношения в семье как личного, так и сексуального характера. Наличие между ними половой связи было обязательно. Отказ в выполнении супружеского долга и измена жены считались основаниями для прекращения брака.Имущественные отношения супругов зависели от формы брака.В браке cum manu имущество жены переходило в собственность мужа, который имел права им распоряжаться. Право мужа на владение имуществом жены не могли ограничить даже родственники жены.В результате заключения брака sine manu действовал принцип разделения имущества супругов. Муж мог осуществлять управление и распоряжение имуществом жены, но не мог его отчуждать без соответствующего разрешения. Управлять имуществом жены муж мог только в том случае, если супруга сама передала его для этих целей.В данной ситуации взаимоотношения супругов определялись по правилам договора поручения. Родственники жены могли предъявить к супругу требования о восстановлении имущества или даже иск по поводу злоупотреблений в управлении имуществом.Несмотря на то что жена была собственником своего имущества, она не могла самостоятельно распоряжаться этим имуществом в хозяйственном отношении.При заключении брака sine manu супругам было запрещено осуществлять взаимные дарения.На особом правовом положении находились категории брачного имущества: приданое и брачные дары.Приданое (dos) — материальный дар, предоставляемый женой, ее отцом (домовладыкой) или иным третьим лицом.Приданым могли быть различное имущество или имущественное право: вещи на праве собственности или владения, право на чужие вещи (сервитут), отказ от каких-либо вещных прав, отказ от наследства в пользу мужа и т. д.Приданое являлось имуществом жены, но правом собственности на него обладал муж. Плоды от имущества находились в собственности мужа, но муж не мог отчуждать земельные участки. Движимые вещи муж мог отчуждать только с согласия жены, за исключением скоропортящихся и заменимых вещей, которые муж мог отчуждать самостоятельно. На мужа возлагалась ответственность по сохранности приданого.Приданое передавалось путем проведения особого обрядового акта либо оформления соответствующих документов.Приданое нельзя было заменить другой вещью, даже если она была более ценной. Кроме этого, вещь, находящаяся в составе приданого, не могла изменить свое назначение.В период заключения браков cum manu правовое положение приданого никак не регулировалось.Если не было соответствующего соглашения, то приданое вместе с другим имуществом жены переходило в собственность мужа. Когда стали заключаться браки sine manu, для приданого, передававшегося мужу, был установлен особый правовой режим.Брачные дары — подарок жене от мужа в соответствии с их общественным положением. Подарок предоставлялся до заключения брака, тем самым жена обеспечивалась на слу

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.006 с.)