Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое положение главы семьи. Правовое положение детей.

Поиск

Отцовская власть в Римском государстве практически на всех этапах его развития была неограниченная. Римский юрист Гай писал, что «едва ли существуют еще другие люди, которые имели бы такую власть над своими детьми, какую имеем мы, т.е. римские граждане».

В семье самостоятельным лицом (persona sui iuris) был только отец; сыновья и дочери были (persona alieni iuris) лицами чужого права. Подвластный сын в области публичного права (если он взрослый) стоял наряду с отцом, мог занимать публичные должности (кроме сенатора). Но в семье он всецело подчинялся отцовской власти, независимо от возраста, наличия собственной семьи и детей. Власть над детьми всецело принадлежала отцу, а не обоим родителям.

Всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано противное. Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей от конкубины или путем простого усыновления. Усыновление было двух видов:

– усыновление лица, не находящегося под отцовской властью (arrogatio);

– усыновление лица, находящегося под отцовской властью (adoptio).

Усыновление в первом случае по праву Юстиниана совершалось путем получения на то императорского рескрипта, а во втором случае путем занесения в судебный протокол соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого. Усыновителем, как правило, мог быть только свободный гражданин, старше усыновляемого на 18 и более лет.

В древнейшее время отец имел в отношении детей право жизни и смерти, право продажи детей и т.п. С течением времени эта суровая власть смягчилась. Между тем отец имел право применять домашние меры наказания, распоряжаться имуществом взрослых детей, давать согласие на браки и т.п. Дети были обязаны оказывать уважение родителям, они не могли предъявлять к родителям порочащих исков. Родители и дети взаимно были обязаны в случае необходимости предоставлять друг другу алименты.

Домовладыка иногда предоставлял сыну определенное имущество для управления им, так называемый пекулий, но само имущество и доходы от него являлись собственностью отца. Исключение составляло имущество, добытое на войне. Но в случае смерти сына и такое имущество при отсутствии завещания отходило отцу.

Отцовская власть прекращалась:

– в связи со смертью домовладыки;

– смертью подвластного лица;

– утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным лицом;

– лишением домовладыки прав отцовской власти;

– приобретение подвластным лицом некоторых почетных званий за заслуги перед государством;

– путем эманципации подвластного лица, т.е. освобождением из под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного лица.

Отцовское и родительское право. В римском праве не было известно родительское право как собрание правовых норм, по которым отец и мать имели бы одинаковые права и обязанности по уходу и воспитанию своих детей. Отношения в римском обществе, особенно в римской семье, обусловили принятие целого ряда правовых установлений, по которым в семье была введена власть pater familias как над рождающимися в семье детьми, так и над лицами, которые волей pater familias были включены в состав семьи как ее свободные члены.

Собрание правовых установлений, обеспечивающих власть pater families в семье над другими ее членами, бывшими alieni juris, составляло римское отцовское право. Основная позиция римского права в разрешении отношений между pater families и подчиненными ему лицами была типично римской. Такая позиция приводила к почти полному отрицанию личных и имущественных прав лиц alieni juris в колли­зии с волей pater familias. Некоторые исправления такой односто­ронности римских правовых установлений по организации и содер­жанию власти отца, доводящих до минимума права лиц alieni juris, совершались чрезвычайно медленно. Только во время Юстиниана, как результат всех подобных изменений, возникли первые формы родительского права: смягчение patria potestas оставило место и правам матери и правам детей.

Начало установления отцовской власти. Patria potestas над лицами alieni juris могла быть установлена или фактом рождения, или актом воли pater familias.

В древние времена для установления patria potestas над детьми, рожденными в семье, требовалось соблюдение двух условий:

1) ребенок должен родиться от женщины, находящейся в браке с pater familias или с каким-нибудь мужчиной из его domusa и

2) pater familias должен был признать ребенка, рожденного в рамках домуса, членом своей семьи.

Ребенок, родившийся вне брака, как и ребенок, которого pater familias не хотел признавать членом домуса и агнатического семейства, мог быть отвергнут и, таким образом, обречен на гибель. Власть pater familias над жизнью и смертью новорожденного была смягчена уже в leges regiae и в Законах XII таблиц. По этим поправкам самим фактом рождения, без специального признания со стороны pater familias, членами семьи становились все здоровые мальчики и первородные дочери. Другие дочери и дети, рожденные с выраженными дефектами, и впредь могли быть отвергнуты.

В классический период права отвергались, в виде исключения, только нежизнеспособные дети (portenta, monstra и prodigia). С этого же времени, уже в момент рождения, все новорожденные дети от законного брака становились членами семьи под patria potestas.

По воле pater familias в его семью могли быть включены и некоторые лица, рожденные вне состава семьи. Включение таких лиц в состав семьи или их приведение под patria potestas могло осуществляться усыновлением или легитимацией.

Adoptio, или усыновление чужого ребенка, чаще происходило в древнем Риме. Тогда римские бездетные граждане, по экономическим соображениям или для продолжения семьи и семейного культа усыновляли детей своих родственников или пролетариев. Древнейшая форма adoptio была очень запутанной. Для adoptio мальчика требовалась тройная, а для adoptio девочки одна фиктивная манципация. После манципации pater adoptans, или усыновитель, и прежний pater familias должны были явиться к магистрату и в фиктивном процессе добиться решения о присоединении ребенка к новой семье pater adoptans.

В классическом и постклассическом праве процедура усыновления была отрегулирована лучше. Было установлено, что усыновитель должен быть старше усыновленного не менее, чем на 18 лет. Адопция совершалась или рескриптом императора или подтверждалась записью, составленной соответствующим государственным органом. Сама адопция могла быть adoptio plena или adoptio minus plena. При adoptio plena усыновленное лицо прерывало все связи с прежним семейством, а при adoptio minus plena усыновленный получал все права в семье усыновителя, но не терял основных прав в семье родного отца.

Adrogatio была ритуальной формой усыновления лица мужского пола sui juris. При акте adrogatio, который происходил перед comitia calata, усыновляемый отрекался от своей семьи, от своего семейного культа и переходил в семью усыновителя. В связи с тем, что при адрогации прекращалась правоспособность усыновляемого лица, перед актом адрогации должны были быть урегулированы имущественные отношения, в которых находились усыновляемые перед этим действием. Когда comitia calata перестала созываться, адрогация дозволялась рескриптом императора. С того же времени могли быть адрогированы и женщины.

Для законной адрогации требовалось, чтобы усыновитель был не моложе 60 лет, не имел ни родных, ни усыновленных детей. Он должен был быть не беднее усыновляемого и, если речь шла об адрогации малолетнего лица sui juris, должен был гарантировать этому лицу, что не эманципирует его.

Во время императора Константина была введена и legitimatio, или узаконивание как новая форма установления отцовской власти. Legitimatio применялась для утверждения отцовской власти над собственными детьми, рожденными в конкубинате. Такие дети могли быть уравнены в правах с детьми, рожденными в римском браке, или при заключении дополнительного бра­ка между родителями детей, или отдачей детей на службу в курию, или по милости принцепса.

Личное положение лиц alieni juris. В сохранившихся частях leges regiae власть отца над ребенком обоснована следующим образом: власть над сыном Ромул вручил отцу, причем пожизненно. Отец мог бросить сына в темницу, избить, отправить на сельскохозяйственные работы, убить. Кроме того, отец мог продать сына в рабство. И даже больше — до третьей продажи отец забирал все заработанное сыном. Только с третьей продажи сын освобождался от власти отца. Подобная власть отца над собственными детьми и другими лицами alieni juris, включенными в состав патриархальной семьи, была обозначена как власть над жизнью и смертью лиц alieni juris.

В связи с тем, что patria potestas была пожизненной, дети или лица alieni juris не имели никаких прав по сравнению с pater familias. Домашние отношения между, pater familias и лицами под его властью регулировались фактическим путем и зависели только от воли pater familias. Таким образом, в правовом отношении не было различий между положением лиц alieni juris и положением рабов, по крайней мере, за запертыми дверьми и внутри семьи. Различия в правовом отношении лиц alieni juris и рабов проявлялись вне рамок семьи и в случае смерти pater familias: вне рамок семьи за взрослыми свободными мужчинами домуса признавались политические права, а в случае смерти pater familias за ними и за ближайших агнатическими потомками признавались права лиц sui juris и наследственные права на имущество pater familias.

Собственное положение лиц alieni juris начало улучшаться в то время, когда римская семья разделилась на familia rustica и familia urbana. Familia urbana больше не представляла собой необходимый для существования ее членов экономический центр. Утрата экономического значения привела к ослаблению связей между чле­нами семьи, а вместе с тем, и к ослаблению власти главы семьи.

Значительные изменения в содержании власти, которую pater familias имел над лицами alieni juris, были юридически оформлены в классическом и постклассическом праве. В это время отец окончательно потерял право выбрасывать и убивать собственных детей. В случае выбрасывания ребенка или убийства, если речь шла не об убийстве дочери, уличенной в измене, он строго наказывался. Тогда же отцы потеряли и право продавать собственного ребенка, кроме случая крайней нужды. При заключении брака больше не требовалось его согласия. Согласие отца не требовалось и в случае эмансипации лиц alieni juris в силу закона.

После принятия перечисленных ограничений отцовской власти отношения в римской семье регулировались совсем иным способом: правам отца были противопоставлены права детей, т. е. положение pater familias в семье больше не было положением лица, обладающего лишь правами, а положение детей не было положением лиц, имеющих одни только обязанности. Отец имел право требовать почитания и соблюдения домашней дисциплины путем modica castigatio, право воспитывать детей и участвовать в выборе их занятий, давать советы при заключении брака, определять им опекуна и попечителя, устанавливать пупилярные субституции, требовать от них расходов по содержанию, когда уже не был в состоянии содержать себя сам. Дети имели право на уход и воспитание, на получение приданого или donatio ante nuptias в случае заключения брака, требовать провозглашения их отца расточителем, если он ставил под угрозу существование и экономическое процветание семьи бесполезными и неразумными тратами, получать наследство по смерти отца.

Новое содержание отцовских правомочий, по боль­шей части сводящихся к той же деятельности, которой занималась мать семьи, привело к урегулированию в римском постклассиче­ском праве и правового положения матери. В праве Юстиниана мать была почти уравнена в правах с отцом в отношениях с детьми. Римское отцовское право эволюционировало к первым формам еди­ного родительского права.

Имущественное положение лиц alieni juris. В старом праве имущественное положение лиц alieni juris было совершенно неблагоприятным; они не имели никаких имуществен­ных прав. Все, что они приобретали, они приобретали для отца, а в правовых действиях служили лишь орудиями изъявления воли pater familias (nuntius). Первым признанным за ними имущественным правом было право наследования. При возникновении латифундий для оживления хозяйственной деятельности главы семей были вынуждены доверять лицам alieni juris и даже рабам управление отдельными секторами хозяйственной деятельности и отдельными частями имущества. Таким образом, лица alieni juris получили право заключать все сделки, необходимые для правильного исполнения доверенности. По возникающим при этом обязательствам отвечали pater familias путем так называемой actiones adjecticiae qualitatis. Участие лиц alieni juris в экономической деятельности как уполномоченных pater familias, привело к тому, что и за ними были признаны определенные имущественные права. Признание имущественной правоспособности лиц alieni juris было особенно очевидно в так называемых пекулиумах.

В самом широком смысле термин peculium означал любое имущество, доверенное для свободного хозяйствования лицам под раtria potestas. Лица alieni juris должны были управлять доверенным им имуществом как добрые хозяева: приумножать, а не терять. Между тем, pater familias в любое время и по собственной воле мог отобрать у них это имущество, и не только доверенное, но и приобретенное. Право собственности на пекулиум и на все вещи, заработанные при управлении им, принадлежало pater familias.

Лица alieni juris прежде всего получили право собственности в связи с так называемым peculium castrense. Peculiurn castrense составлял имущество, приобретенное лицами alieni juris на военной службе и связанное с военной службой (дары, полученные при вступление в войско, дары от товарищей по службе). Это был proprium patrimonium этих лиц, которым они имели право распо­ряжаться в правовых сделках и inter vivos и mortis causa.

Во время императора Константина, кроме peculium castrense, сформировался и так называемый peculium quasicastrense, который составлял имущество, приобретенное лицами alieni juris на общественной службе. Правовой режим на pecilium quasicastrense был тем же, что и режим на peculium castrense: имущество этого пекулиума находилось в собственности лиц alieni juris.

Когда путем pecilium castrense, а особенно, pecuiium quasicastrense была утверждена имущественная правоспособность лиц alieni juris, Юстиниан постановил: лица alieni juris имеют право управлять всем имуществом, которое им доверил отец (bona profecticia), иметь в собственности и управлять peculium castrense и quasicastrense, обладать собственностью на bona adventicia, т. е. на предме­ты, полученные от кого бы то ни было, кроме отца и его предков. Право управления и право пользования bona adventicia имел их отец.

Прекращение отцовской власти. Patria potestas прекращалась с естественной или гражданской смертью pater familias или с эмансипацией лиц alieni juris, добив­шихся высокого положения на общественной службе, или же при недостойном поведении отца. Физическая смерть лиц alieni juris всегда погашала отцовскую власть, а физическая смерть отца погашала эту власть лишь над лицами, находящимися с ним в первой степени родства, т. е. над его агнатическими родственниками из класса sui. Агнатические родственники более отдаленных степеней родства только меняли pater familias: они оставались под patria potestas лица, через которое было связано с умершим pater famiias.

Patria potestas погашалась и в случае capitis deminutio maxima и media независимо от того, шла ли речь о capitis deminutio лиц alieni juris или о capitis deminutio главы семьи. Такое же действие на patria potestas оказывала и так называемая capitis deminutio minima. По установлениям римского права, capitis deminutio minima наступала при каждом изменении положения в семье.

Наиболее частым случаем погашения отцовской власти при жизни pater familias и лиц alieni juris была эманципация, или освобождение от отцовской власти по воле главы семьи. В древние времена эманципация содержала элементы наказания, так как эманципированное лицо оставалось без семейной защиты и предоставлялось самому себе. Позднее, эманципация превратилась в привилегию для лиц alieni juris, наиболее способных и находчивых. Формой эманципации была тройная фиктивная продажа мужчины и одна фиктивная продажа женщины. В постклассическое время эманципация совершалась рескриптом императора и путем заявления pater familias, зафиксированного соответствующим государственным органом.

Законная эманципация, или освобождение от власти отца силой закона в старое время наступала в случае, когда лица alieni juris получали статус жреца Юпитера или жрицы богини Весты. По Юстиниану, эманципация наступала и тогда, когда лица alieni juris достигали высокого государственного статуса патрициев, кон­сулов, префектов преторианцев, городских префектов и т. д.

Наконец, patria potestas могла быть погашена при недостойном поведении отца. Считалось, что он недостоин отцовской власти, если выбросил своего ребенка, сводничал в отношении своей дочери или заключил инцестуозный брак.

Положение внебрачных детей. Внебрачные дети женщин sui juris рождались как лица sui juris. Они состояли в когнатическом родстве с матерью, так как мать не имела на них родительских прав. Долгое время вопросы, как и кто должен содержать таких детей, вообще не были урегулированы. Их жизнь зависела от ряда фактических проблем, особенно в случае, когда их мать была лицом alieni juris. Тогда лишь от pater families зависело, будут ли они включены в семью.

В классическом и постклассическом праве положение внебрачных детей было отчасти урегулировано. Внебрачные дети имели право на алименты от матери и ее родственников. Но если речь шла о liberinaturales, рожденных в конкубинате, можно было обеспечить их алиментами и со стороны отца, как и долей наследства, если их родной отец не имел потомков в браке. Кроме того, дети, рожденные в конкубинате, могли быть узаконены (legitimatio).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.163.144 (0.014 с.)