Тема 1. Общение как социально-психологическая проблема 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Общение как социально-психологическая проблема



ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К курсу

«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

Каждая ситуация общения представляет собой сложный многоплановый процесс, переплетение и наслоение различных внешних и внутренних факторов, объективного и субъективного, рационального и эмоционального. Способность строить конструктивное общение, преодолевать возникающие препятствия, управлять эмоциональным состоянием предопределяет успех в жизни и деятельности. Общение с людьми – это и наука, и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов с целью нахождения подхода к людям, умения расположить их к себе необходимы специалистам-психологам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек». Для овладения приёмами конструктивного общения необходимо развивать у студентов способности анализировать ситуации межличностного взаимодействия, определять причины и следствия реакций взаимодействующих в общении людей, извлекать из каждой такой ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем, использовать в общении свои скрытые возможности, уметь быстро составить максимально достоверное представление о собеседнике.

Таким образом, главной целью предложенного курса является развитие коммуникативных способностей студентов, которые проявляются во владении средствами коммуникации, в использовании таких средств в построении процесса общения, в анализе своей деятельности, в поиске и выделении новых средств эффективной коммуникации, а также овладение навыками практической организации психологического воздействия на группу и оказания профессиональной психологической помощи нуждающимся.

В результате усвоения данного курса студенты должны иметь представление о:

· психологических особенностях процесса общения, его структуре, закономерностях и средствах, а также эффективном использовании различных средств;

· особенностях различных видов общения и требованиях, предъявляемых к ним в различных ситуациях;

· способах повышения эффективности взаимодействия в различных ситуациях;

· явлениях, способствующих снижению эффективности общения и возможностях преодоления этих явлений;

· условиях, требующих учета в процессе общения;

· способах саморегуляции в условиях межличностного взаимодействия.

Кроме того, студенты должны уметь:

· учитывать полученные знания в непосредственном профессиональном и личностном общении;

· психологически обоснованно строить систему профессионального общения с клиентами и избегать ошибок в его конкретных формах и ситуациях;

· противостоять негативным и деструктивным явлениям (включая целенаправленное негативное воздействие) в процессе общения;

· анализировать конкретные ситуации общения и поведение партнеров, оценивать перспективы взаимодействия.

Данный курс связан с другими психологическими дисциплинами, изучаемыми в рамках специальности «Психология», в частности, с общей, возрастной, социальной психологией, конфликтологией, психологией личности и другими.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

Тема 6. Трансактный анализ общения.

Теория трансактного анализа Э.Берна. Позиции общения. Психологическое различие между «Я-высказыванием» и «Ты-высказыванием» в напряжённых ситуациях.

Трансактный подход к построению новых форм общения в системе «взрослый – ребенок». Техники педагогического общения с позиций трансактного анализа.

Методы социальной психокоррекции коммуникативных нарушений.

 

Тема 14. Деловое общение

Деловая беседа как основная форма делового общения. Основные стили общения. Фазы контакта партнеров в коммуникации. Конвенциальный стиль общения и определение приоритетной зоны его использования. Конвенциальные взаимоотношения в деловом общении. Проблема

Психологические аспекты переговорного процесса. Национальные стили ведения деловых переговоров. Техника и тактика аргументирования.

Психологические особенности публичного выступления. Риторические приемы в публичном выступлении.

Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности. Психологические приемы убеждения в споре.

Имидж делового человека: модели поведения, тактика общения.

Лекционное общение. Специфика общения лектора с аудиторией. Неречевые компоненты общения лектора с аудиторией.

Тема 15. Общение в семье

Задачи внутрисемейного общения. Особенности проявления манипулятивных систем в семейном общении. Роль самооценки во взаимоотношениях взрослых и детей. Эмоциональные аспекты общения в семье. Ролевая принадлежность и стереотипы поведения. Модели межличностных внутрисемейных конфликтов. Психологические барьеры во взаимоотношениях детей и родителей.

Возрастные и гендерные аспекты общения. Общение и речь. Этап развития речевого общения. Развитие речи у детей в общении со взрослыми. Значение ситуативно-делового общения для становления активной речи у детей. Связь особенностей речи дошкольников с уровнем развития их общения со взрослыми.

Литература к курсу «Психология общения».

Основная

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009.

2. Вердербер Р. Психология общения. М., СПб. 2008.

3. Горянина В.А. Психология общения. Учебное пособие. М. 2009.

4. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Учебное пособие. Новосибирск. 2007.

5. Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Смысл, 2006. – 385 с.

6. Карандашев В.И. Основы психологии общения. Челябинск, 2008.

7. Куницына В.Н. и др. Межличностное общение. Учебник. СПб. 2007.

8. Станкин М.И. Психология общения. Курс лекций. М. 2009.

Дополнительная

1. Адлер Г. НЛП в действии. СПб, 2001.

2. Атватер И. Я вас слушаю. М., 1984.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1998.

4. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.: Педагогика, 1983.

5. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психол. труды. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 256 с.

6. Брудный А.А. Понимание и общение. М., 1989.

7. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. – Спб.: Речь, 2005.

8. Джейм М., Джонгвард Д. Рождённые выигрывать: трансакционный анализ с гештальтупражнениями. М., 1993.

9. Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. СПб, 2000.

10. Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. СПб, 2000.

11. Добрович А.А. Общение: наука и искусство. М., 1989.

12. Душкина М.Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2004.

13. Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития. – М.: Изд-во группа «Прогресс», 2001.

14. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990.

15. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М. 1995.

16. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., 1990.

17. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М., 1993.

18. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов н/Д, 1986.

19. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. Ростов н/Д, 1995.

20. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М., 1998.

21. Методы практической психологии общения. Л., 1990.

22. Морозов А.В. Психология влияния. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.

23. Паркинсон Дж. Люди сделают то, что нужно вам, Психология для 90-х. М., 1996.

24. Психологические исследования общения / Отв. ред. Б.Ф. Ломов, А.В. Беляева, В.Н. Носуленко. – М.: Изд-во «Наука», 1985.

25. Скотт Дж. Конфликты и пути их преодоления. Киев., 1991.

26. Толстых А.В. Наедине со всеми: О психологии общения. Минск, 1990.

27. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. Минск, 1995.

28. Цветков Э. Тайные пружины человеческой психики. М., 1993.

29. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск, 1992.

30. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.Н.ТУПОЛЕВА — КАИ»

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

на тему:

«»

 

 

Выполнил:

студент 2 курса, ЗФО,

группы 23275

Иванов А.И.

Проверил:

Доцент кафедры ГСД

Тимиргалеева А.Р.

 

 

г.Набережные Челны

20__г.

Тематика контрольных работ, вопросы к зачету

«Психология общения»

1. Проблема общения в истории отечественной и зарубежной психологии.

2. Понятие общения в социальной психологии. Основные подходы к исследованию общения.

3. Разработка психологических проблем общения в трудах В.М. Бехтерева, В.Н. Мясищева.

4. Вклад Л.С. Выготского и Б.Г. Ананьева в разработку психологических проблем общения.

5. Аспекты лингвистической концепции А.А. Потебни и вопросы речевого общения.

6. М.М. Бахтин о диалоге и диалогических отношениях, их значение для психологии общения. Понятия «модус», «диктум» в концепции М.М. Бахтина.

7. Структура и средства общения.

8. Основные трудности общения и причины их возникновения.

9. Социально-психологические характеристики общения. Функции общения.

10. Классификация видов общения (вербальное, невербальное; межличностное, ролевое; ритуальное, монологическо-диалогическое и др.).

11. Стили межличностного общения и их характеристика.

12. Уровни и механизмы самораскрытия субъектов общения.

13. Типы коммуникативного воздействия.

14. Модель коммуникативного процесса Г. Лассуэлла

15. Перцептивная сторона общения. Ошибки восприятия.

16. Каузальная атрибуция и общение. Ошибки атрибуции.

17. Процессы категоризации в социальном познании. Феномен стереотипов.

18. Общение как обмен информацией. Типы информации.

19. Специфические особенности коммуникации между людьми. Коммуникативные барьеры.

20. Виды слушания. Приёмы эффективного слушания.

21. «Я-слушание» в общении.

22. Общение и трансактный анализ Э.Берна.

23. Невербальное общение. Виды невербальных средств общения.

24. Общение в конфликте, Выбор стратегии поведения в конфликтном взаимодействии.

25. Приёмы повышения эффективности общения.

26. Самоподача и проблема открытости в общении.

27. Механизмы взаимопонимания в общении (идентификация, стереотипизация, рефлексия, обратная связь).

28. Манипулятивное и актуализированное общение. Типы манипуляторов.

29. Психологические проблемы одиночества.

30. Механизмы межличностной перцепции.

31. Специфика познания другого человека. Особенности процесса формирования первого впечатления.

32. Психология убеждающего воздействия в межличностных и массовых коммуникациях.

33. Виды социального влияния и их характеристика.

34. Особенности процессов массовой коммуникации. Социальное давление и феномен конформизма.

35. Личность как субъект общения. Функции личности как субъекта общения. Стили общения.

36. Коммуникативная компетентность личности и источники ее формирования.

37. Деловая беседа как основная форма делового общения.

38. Психологические аспекты переговорного процесса.

39. Психологические особенности публичного выступления.

40. Особенности общения в семье. Психологические барьеры во взаимоотношениях детей и родителей.

41. Возрастные и гендерные аспекты общения.

42. Общение и речь. Развитие речи у детей в процессе общения со взрослыми.

43. Общение и деятельность: различные подходы к пониманию общения.

44. Языковой знак как орудие познания и общения. Речь в общении.

45. Специфика общения лектора с аудиторией.

46. Понятие «обратная связь». Правила подачи обратной связи.

47. Правила и техники общения.

 

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К курсу

«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

Каждая ситуация общения представляет собой сложный многоплановый процесс, переплетение и наслоение различных внешних и внутренних факторов, объективного и субъективного, рационального и эмоционального. Способность строить конструктивное общение, преодолевать возникающие препятствия, управлять эмоциональным состоянием предопределяет успех в жизни и деятельности. Общение с людьми – это и наука, и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов с целью нахождения подхода к людям, умения расположить их к себе необходимы специалистам-психологам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек». Для овладения приёмами конструктивного общения необходимо развивать у студентов способности анализировать ситуации межличностного взаимодействия, определять причины и следствия реакций взаимодействующих в общении людей, извлекать из каждой такой ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем, использовать в общении свои скрытые возможности, уметь быстро составить максимально достоверное представление о собеседнике.

Таким образом, главной целью предложенного курса является развитие коммуникативных способностей студентов, которые проявляются во владении средствами коммуникации, в использовании таких средств в построении процесса общения, в анализе своей деятельности, в поиске и выделении новых средств эффективной коммуникации, а также овладение навыками практической организации психологического воздействия на группу и оказания профессиональной психологической помощи нуждающимся.

В результате усвоения данного курса студенты должны иметь представление о:

· психологических особенностях процесса общения, его структуре, закономерностях и средствах, а также эффективном использовании различных средств;

· особенностях различных видов общения и требованиях, предъявляемых к ним в различных ситуациях;

· способах повышения эффективности взаимодействия в различных ситуациях;

· явлениях, способствующих снижению эффективности общения и возможностях преодоления этих явлений;

· условиях, требующих учета в процессе общения;

· способах саморегуляции в условиях межличностного взаимодействия.

Кроме того, студенты должны уметь:

· учитывать полученные знания в непосредственном профессиональном и личностном общении;

· психологически обоснованно строить систему профессионального общения с клиентами и избегать ошибок в его конкретных формах и ситуациях;

· противостоять негативным и деструктивным явлениям (включая целенаправленное негативное воздействие) в процессе общения;

· анализировать конкретные ситуации общения и поведение партнеров, оценивать перспективы взаимодействия.

Данный курс связан с другими психологическими дисциплинами, изучаемыми в рамках специальности «Психология», в частности, с общей, возрастной, социальной психологией, конфликтологией, психологией личности и другими.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

Тема 1. Общение как социально-психологическая проблема

Проблема общения в истории отечественной науки. Разработка психологических проблем общения в трудах В.М. Бехтерева, В.Н. Мясищева, Л.С. Выготского и др. Аспекты лингвистической концепции А.А. Потебни и некоторые вопросы речевого общения. Значение идей М.М. Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологии общения. Проблема общения в работах К.С. Станиславского. Вклад Б.Г. Ананьева в разработку психологических проблем общения.

Подходы к изучению проблемы общения в западной психологии (Р.Ф. Бейлс, А. Кендон, Р. Бедвистелл, Г. Бэйтсон.и др.).

Феноменология общения. Характеристика подходов, раскрывающих сущность понятия «общение» (А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, Б.Д. Парыгин, А.С. Золотнякова, М.С. Каган, А.А. Пузырей и др.). Общение как один из видов деятельности (М.И. Лисина, Г.М. Андреева, И.А. Зимняя, Б.Ф. Ломов и др.).

Сущность общения и факторы, его определяющие. Генетические характеристики общения. Проблема активности в общении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.08 с.)