Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Апробация методики психокоррекции состояния компьютерной зависимости средствами физической культуры↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На базе ООО «Наука.Спорт.Здоровье» была апробирована методика вторичной и третичной профилактики состояния компьютерной зависимости средствами физической культуры. В эксперименте приняли участие 60 респондентов, из числа выявленных аддиктов на этапах составления симптомокомплекса и проведения первичной профилактики, со средней и высокой степенью компьютерной зависимости по тесту-опроснику К.Янг под редакцией Лоскутовой В.А. Из числа респондентов 43 юноши и 17 девушек в возрасте от 14 до 20 лет. Они были разделены на две группы, без статистически значимых различий по степени компьютерной зависимости. В первую, контрольную группу вошло 22 юноши и 8 девушек, во вторую экспериментальную - 21 юноши и 9 девушек. Было сформировано две группы, по 30 человек в каждой: · К – контрольная группа – лица получающие консультационную поддержку. · Э – экспериментальная группа, принимающая участие во всех этапах апробации методики. Основной целью применения методики являлось снижение степени компьютерной зависимости, измеряемой по методике К.Янг под ред. Лоскутовой В.А. Обе группы были подобраны таким образом, что бы не иметь статистически значимых различий по данному показателю. Характеристика выборки представлена в таблице 4.3 Таблица 4.3 Структура выборки контрольной и эксперементальной группы.
Проведенный анализ сравнения средних по t-критерию Стьюдента, для независимых выборок, выявил следующие статистические различия в группах до Эксперимента. (табл 4.4): AC – «Абстрактные ценности» по Рокичу., G – «Безответственность – нормативность» по Кеттелу, Контр. – «Внутренний контроль-Внешний контроль» по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Выявленные статистические различия можно считать незначительным для целей и результатов эксперимента. Статистически значимых различий по уровню компьютерной зависимости в обеих группах до начала эксперимента не выявлено. Таблица 4.4. Сравнение средних КГ и ЭГ до проведения эксперемента по t-критерию Стьюдента.
Участники экспериментальной группы прошли полный курс психокоррекицонного тренинга. По окончанию эксперимента вновь было проведено тестирование, результаты сравнения в табл. 4.5. Таблица 4.5 Сравнение средних КГ и ЭГ по t-критерию Стьюдента после эксперимента.
Анализ результатов тестирования контрольной и экспериментальной группы по окончанию эксперимента выявил следующие статистически значимые различия: 1. Степени компьютерной зависимости (показатель TestS) в Экспериментальной группе по окончанию эксперимента значительно ниже аналогичного показателя в контрольной группе, что свидетельсвует о эффективности проведенных психокоррекционных мероприятий. 2. Зафиксированны различия в группе терминальных ценностей: t1 «активная жизнь, t3 «здоровье», t4 «интересная работа», t7 «материально обеспеченная жизнь, что свидетельсвтует о расхождении в ценностных установках и взглядах между Экспериментальной и Контрольной группах на свой образ жизни. В Экспериментальной группе ценность здорового, активного образа жизни значительно выше. 3. Зафиксированны различия в группе инструментальных ценностей: i2 ценность «воспитанность», i3 «высокие запросы», i7 «непримиримость к недостаткам в себе и других», i8 «образованность», i16 «честность», EC «Этические ценности», OC «Ценности общения», SC «Ценности самоутверждения», - что свидетельсвтует о расхождении в убеждениях между Экспериментальной и Контрольной группах на предпочтительный образ действий в различных ситуациях или необходимых свойств личности для достижения успеха. Данное расхождение свидетельствует о появлении у участников Экспериментальной группы новых, более эффективных стратегий поведения в социуме. 4. Зафиксировано различие в самооценке по MD «адекватность самооценки», Mdmod «адекватность самооценки по модулю», Самооц. «самооценка по модулю», - что свидетельсвует о более адеватной оценки себя в Экспериментальной группе. 5. Зафиксированы различия в ряде свойств личности: C «Эмоциональная устойчивость - неустойчивость», H «робость – смелость», Q4 «Расслабленность - напряженность», ПвО «потребность в общении», Адапт. «адаптивность», - что свидетельсвует, что после эксперимента участники экспериментальной группы стали более устойчивы к стрессовым воздейсвиям, чем участники Контрольной группы. 6. Зафиксировано различие в психофизилогическом восприятии своего состояний по тесту САН. Участники Экспериментальной группы чувствует себя лучше, активнее и здоровее по сравнению с участниками Контрольной группы. Результаты сравнения средних значений Экспериментальной группы до и после эксперимента по t-критерию Стьюдента приведены в таблице 4.6. Анализ результатов тестирования Экспериментальной группы до и после эксперимента выявил следующие статистически значимые различия: 1. Снижение степени компьютерной зависимости по показателю TestS «степень компьютерной зависимости», что доказывает эффективность психокоррекционных мероприятий. 2. Изменение системы терминальных ценностей по следующим показателям t1 «здоровье», t3 «здоровье», t5 «красота природы и искусства», t6 «любовь», t7 «материально обеспеченная жизнь», t17 «творчество», AC «абстрактные ценности», LL «личная жизнь», - что свидетельсвует об изменении ценностных ориентация участников Экспериментальной группы в процессе психотренинга. Для участников экспериментальной группы ценность здорового, активного полного образа жизни повысилась. 3. Изменение системы инстументальных ценностей по следующим показателям: i1 «аккуратность», i2 «воспитанность», i3 «высокие запросы», i7 «непримиримость к недостаткам в себе и других», i8 «образованность», i11 «самоконтроль», i14 «терпимость», i16 «честность», EC «Этические ценности», IC «индивидуалистические ценности», AltC «Альтруистические ценности», что свидетельсвтует об изменении в убеждениях у участников Экспериментальной группы на предпочтительный образ действий в различных ситуациях или необходимых свойств личности для достижения успеха. Данное расхождение свидетельствует о появлении у участников Экспериментальной группы новых, более эффективных стратегий поведения в социуме. Таблица 4.6 Сравнение средних ЭГ до и после эксперимента по t-критерию Стьюдента.
4. Зафиксировано изменение самооценки по следующим показателям: Mdmod «адекватность самооценки по модулю», Самооц. «самооценка по модулю», - что свидетельсвует об увеличение адекватности самооценки участниками экспериментальной группы по итогам психокоррекционного тренинга. 5. Зафиксировано изменения средних показателей следующих свойств личности: A «Замкнутость - Общительность», G «Безответственность – нормативность», H «робость- смелость», I «жесткость-чувствительность», Q4 «расслабленность-напряженность», ПвО «Потребность в Общении», Адапт. – «Адаптивность», Прият. Себ. «Приятие себя», Контр. «Внутренний контооль- Внешний контроль», Эск. «Эскапизм», Мот.Дост. «мотивация достижений», - что свидетельсвует, о том, что после эксперимента участники экспериментальной группы стали более устойчивы к стрессовым воздейсвиям, стали нацелены на достижения успеха, стали более открыта и общительны. 6. Зафиксировано различие в психофизилогическом восприятии своего состояний по тесту САН. Участники Экспериментальной группы чувствует себя лучше, активнее и здоровее по сравнению с началом эксперимента. Результаты сравнения средних значений Экспериментальной группы до и после эксперимента по t-критерию Стьюдента приведены в таблице 4.7.
Таблица 4.7 Сравнение средних КГ до и после эксперимента по t-критерию Стьюдента.
Анализ результатов тестирования Экспериментальной группы до и после эксперимента выявил следующие статистически значимые различия: t14 «свобода», AC «абстрактные ценности», MD «адекватность самооценки». Изменения не зафиксированы ни по одному фактору вошедшему в симптомокомплекс. Степень компьютерной зависимости у участников контрольной группы тоже статистически достоверно не изменилась. Помимо анализа средних велечин для результатов психокоррекционного тренинга было важно образование сильных внутригрупповых связей, являющимимя наглядным примером эффективной коммуникации участников эксперимента. Для прослеживания динамики изменения внутригрупповых взаимоотношений использовался метод многомерного шкалирования. Метод заключается в графическом отображении взаимоотношений в коллективе.. На первом занятии участниками контрольной и экспериментальной групп были заполнены специальные бланки по методике многомерного шкалирования. Каждый участник должен был в баллах от 1 до 5 указать степень симпатии по отношению к остальным. В итоге получилось две матрицы данных размером 30х30. С помощью программы SPSS был проведен анализ данных. На рисунке4.1 представлена внутригрупповая «степень симпатии» экспериментальной группы в начале эксперимента. Как видно из представленного рисунка многие, принявшие участие в эксперимента достаточно удалены друг от друга и равномерораспределены по всему полю. Лишь несколько человек на рисунке находятся достаточно близко, что бы говорить о наличии симпатии. Данный рисунок показывает отсутствие сколько бы то ни было серьезных внутригрупповых взаимосвязей. Рис. 4.1. Внутригрупповая «степень симпатии» экспериментальной группы в начале эксперимента
На рисунке 4.2 представлена экспериментальная группа после окончания второго этапа психологического тренинга. К этому моменту участники эксперимента были знакомы с друг другом чуть менее 2х месяцев. В процессе совместного участие в тренинге, а так же совместных занятий физической культурой, в том числе и игровыми видами физической активности, многие участники эксперимента сдружились или, по крайне мере начали испытывать симпатию по отношению к многим из своего окружения. Как и в любой малой социальной у участников эксперимента укрепились не только положительные связи с одногруппниками, но и отрицательные. Чем сильнее на рисунке удалены друг от друга кружки, обозначающие участников, тем большую антипатию они испытывают друг к другу. Чем ближе кружки находятся друг к другу тем сильнее симпатия. В группе наблюдается тенденция к образованию подгрупп. На рисунке мы видим как минимум 4 группы взаимосвязей, возникших в экспериментальной группе к концу второго этапа.
Рис.4.2Внутригрупповая «степень симпатии» экспериментальной группы после проведения второго этапа психокоррекционного тренинга.
На рисунке 4.3 представлена экспериментальная группа после проведения всех этапов эксперимента. После проведения всех этапов психокоррекционного тренинга, который длился 3 месяца, участники узнали друг друга очень хорошо. Каждый из них успел проявить себя перед к группой в той или иной ситуации. После последнего этапа психологического тренинга с командно - ролевыми игр живого действия, межличностные связи еще сильнее уплотнились. В группе образовались три достаточно крупные группировки. В частности это связанно с сорвеновательным характером ролевых игр последнего этапа. Рис.4.3Внутригрупповая «степень симпатии» экспериментальной группы после проведения всех этапов эксперимента
Основной задачей применения метода многомерного шкалирования является демонстрация благотворного влияния физической активности на развитие коммуникативных навыков у подростков. Участие в эксперименте помогло многим из них, помимо избавления от компьютерной зависимости, завести новых друзей, а так же на практике применить новые стратегии эффектиного поведения. По результатам апробации методики получен акт о внедрении в ООО «Наука.Спорт.Здоровье.» Вывoды 1. На основе литературного анализа и экспериментов выявлены психологические и социально-психологические закономерности проявления кибераддикции, составлен портрет среднестатистического пользователя онлайн игр: это подростки в возрасте 14 до 24 лет (с каждым годом минимальный возраст уменьшается); учащиеся средних и высших учебных заведений, преимущественно мужчины (75%), отличающихся проблемами с неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, проблемами с адаптацией к социуму (работа, учеба, семья), испытывающих дефицит двигательной активности, пониженному уровню коммуникабельности, потребностью в общественном призвании, низким уровнем самодисциплины и контроля, направленностью мотивационной сферы в сторону избегания неудач. 2. Составлен симптомокомплекс компьютерной зависимости. В pезультaте пpoведеннoгo сpaвнительнoгo aнaлиза между гpуппaми по степени компьютерной зависимости былo выявленo, чтo компьютерные аддикты имеют opигинaльную псиxoгpaмму, стaтистически дoстoвеpнo oтличaясь oт «независимых» pядoм личнoстныx кaчеств: замкнутостью, безответственностью, робостью, жесткостью, дипломатичностью, низким самоконтролем, напряженностью, сниженной потребностью в общении, повышенной тревожностью, низкими личностными регуляторами, низкой адаптивностью, неприятием как себя, так и других, мотивацией на избегание неудач и высокими отклонениями в самооценке. Сравнительные анализ между группами по степени компьютерной зависимости так же выявил различия в ценностных ориентациях между компьютерными аддиктами и «здоровыми людьми» достоверно отличающихся рядом установок: - значения ниже, чем в группе «здоровых»: здоровье, любовь воспитанность, исполнительность, образованность, честность. - значения выше, чем в группе «здоровых»: красота природы и искусства, общественное призвание, свобода, высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других, терпимость. Так же, больше представителей группы «здоровых» занимаются спортом и используют компьютер для работы. 2. Кoppеляциoнный aнaлиз дaнныx общей выборки выявил статистически достоверные связи со степень компьютерной зависимости. Наибольшее влияние на степень компьютерной зависимости оказывают: «самооценка» по модулю - коэффициент корреляции -0,61 по Пирсону на уровне значимости 0,01. «Безответственность – нормативность» – коэффициент корреляции -0,56 по Пирсону на уровне значимости 0,01. «Расслабленность – напряженность» – коэффициент корреляции -0,44, на уровне значимости 0,01. «потребность личности в общении» – коэффициент корреляции -0,44 по Пирсону на уровне значимости 0,01. «личностные регуляторы» - коэффициент корреляции -0,47 по Пирсону на уровне значимости 0,01. «дезадаптивность-адаптивность» - коэффициент корреляции -0,46 по Пирсону на уровне значимости 0,01, «Приятие себя - неприятие себя» - коэффициент корреляции -0,52 по Пирсону на уровне значимости 0,01. 3. Кoppеляциoнный aнaлиз дaнныx гpупп женщин (Ж) и мужчин (M) выявил в кaждoй гpуппе мнoгoчисленные стaтистически дoстoвеpные связи со степенью компьютерной зависимости. В группе женщин наибольшее влияние на степень компьютерной зависимости оказывают: «высокие запросы» - коэффициент корреляции 0,411 по Спирмену на уровне значимости 0,01, «Безответственность – нормативность» коэффициент корреляции -0,434 по Пирсону на уровне значимости 0,01, «Приятие себя - неприятие себя» - коэффициент корреляции -0,443 по Пирсону на уровне значимости 0,01, «Эскапизм-уход от проблем» - коэффициент корреляции -0,406 по Спирмену на уровне значимости 0,01. В группе мужчин наибольшее влияние на степень компьютерной зависимости оказывают: «общественное призвание» - коэффициент корреляции 0,404 по Спирмену на уровне значимости 0,01, «Расслабленность – напряженность- коэффициент корреляции 0,525 по Пирсону на уровне значимости 0,01, «тревожность» - коэффициент корреляции 0,423 по Пирсону на уровне значимости 0,01, «самооценка по модулю» – коэффициент корреляции 0,676 по Спирману на уровне значимости 0,01, «Безответственность – нормативность» - коэффициент корреляции -0,626 по Пирсону на уровне значимости 0,01. «Робость - смелость» - коэффициент корреляции -0,421 по Пирсону на уровне значимости 0,01, ПвО - «потребность личности в общении» – коэффициент корреляции -0,483 по Пирсону на уровне значимости 0,01, «личностные регуляторы» - коэффициент корреляции -0,488 по Спирмену на уровне значимости 0,01, «дезадаптивность-адаптивность» - коэффициент корреляции -0,538 по Спирмену на уровне значимости 0,01, «Приятие себя - неприятие себя» - коэффициент корреляции -0,523 по Пирсону на уровне значимости 0,01. «Мотивация достижений» – коэффициент корреляции -0,449 по Пирсону на уровне значимости 0,01. 5. Экспеpиментaльнaя aпpoбaция методики психокоррекции компьютерной зависимости и программ профилактики и психокоррекции зависимости, сoздaнных нa её oснoве, пoкaзaли пoлoжительный эффект, в paзличныx группах компьютерных аддиктов и людей находящихся в группе риска, чтo пoдтвеpждaет нaшу гипoтезу o эффективности применении физический упражнений для профилактики и психокоррекции компьютерной зависимости. Все этo гoвopит o высoкoй знaчимoсти физической культуры и спорта для полноценного развития молодежи, а так же перспективности дальнейшего развития мотивации занятий физической культурой у подростков. Тaким oбpaзoм, зaдaчи исследoвaния выпoлнены, цель дoстигнутa. Практические рекомендации Для внедрения методики профилактики и психокоррекции состояния компьютерной зависимости необходимо: 1. Рекомендовать штатным школьным и университетским психологам проводить комплексные мероприятие по выявлению, профилактики и психокоррекции состояния компьютерной зависимости у учащихся. 1.1. Используя методику диагностирования состояния компьютерной зависимости, приведенную в данной работе, предварительно проводить тестирование учащихся для выявления степени компьютерной зависимости. 1.2. В зависимости от степени выявленной компьютерной зависимости применять комплексные мероприятия, разработанные в рамках данной работы для профилактики и психокоррекции состояния компьютерной зависимости средствами физической культуры. 1.3. Проводить профилактические мероприятия, в виде лекций и семинарских занятий, входящих в методику по профилактике и психокоррекции компьютерной зависимости средствами физической культуры, направленные на предотвращения развития компьютерной зависимости у учащихся. 2. Рекомендовать организациям и образовательным учреждением проводить мероприятия, направленные на улучшения взаимодействия в коллективе для профилактики развития факторов влияющих на степень компьютерной зависимости. 2.1. С помощью метода многомерного шкалирования и тестов на адаптацию человека в коллективе, выявлять социально дезатаптированных личностей. 2.2. На основе методики коллективно-групповго займодействия приведенной в данной работе проводить тренинги для повышения социальной адаптации и улучшения взаимоотношений внутри коллектива. 3. Рекомендовать занятия физической культурой и спортом среди подростков как средство профилактики развития компьютерной зависимости. 3.1. Легкость и доступность занятий физической культурой является основой гармоничного и всестороннего развития личности. 3.2. Повышение занятости молодого поколения физической культурой и спортом, является лучшим способом профилактики возникновения и развития компьютерной зависимости.
Список литературы
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.2.68 (0.009 с.) |