Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка методики профилактики и

Поиск

ПСИХОКОРРЕКЦИИ СОСТОЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ

ЗАВИСИМОСТИ КОМПЛЕКСОМ СРЕДСТВ ПСИХОТРЕНИНГА

И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Данные социологического исследования

В 2006 году на базе игрового сервера l2server.ru онлайн MMORPG LineAge2 было проведено социологическое исследование с целью создания портрета среднестатистического игрока. По средствам сети интернет, на форумах игрового сервера были размещены социологические опросы, анонимное участие в которых приняло 737 человек. Возрастной состав игроков представлен в таблице 3.1 и рис. 3.1

 

Таблица 3.1 Возрастной состав игроков Рис. 3.1 Возрастной состав игроков
возраст кол-во %
10-13   2,6
14-17   11,1
18-21   33,1
22-25   23,6
26-29   14,9
30-33   8,7
34+   6,0
Всего   100,00

 

 

Как видно из таблицы 3.1 основной массой игроков более 70,4 являются молодые люди в возрасте от 10 до 25 лет. Средний возраст игроков приходиться на 21 год. Полученные данные коррелируют с другими аналогичными исследованиями («Gameland» 2008, Проект Интернет в России 2009). Половой состав игроков представлен на таблице 3.2 и рисунке 3.2.

 

Таблица 3.2 Половой состав игроков Рис.3.2 Половой состав игроков.
пол кол-во %
М   74,7
Ж   25,3
Всего   100,0

 

 

Из результатов социологического исследования видно, что девушек в игру LineAge2 на игровом сервере l2server.ru играет меньше чем юношей.

В таблице 3.3 и рисунке 3.3 представлены результаты опроса о роде занятий игроков.

Таблица 3.3 Распределение респондентов по роду занятий Рис.3.3 Распределение респондентов по роду занятий
род занятий Кол-Во %
Учащиеся   46,0
Гос. служащие   12,4
Безработные   5,6
Рабочие   15,3
Предприниматели   5,1
Домохозя(ин\йка)   3,2
Другое   12,4
Всего    

 

 

Как видно из таблицы по роду занятий, 46% игроков это учащиеся средних и высших учебных заведений.

Исходя из резльтатов этого социологического исследования, можно сделать вовывод, что среднестатистический игрок онлайн игры LineAge2 на игровом сервере l2server.ru это юноша, студент, в возрасте от 18 до 24 лет.

Данные социопсихологического исследования

С 2008 года в сети Интернет, а так же на базе НГУ Лесгафта и ЛЭТИ, проводился эксперимент по выявлению социально-психологических особенностей киббераддиктов. Основной целью данного этапа эксперимента было создание симптома комплекса компьютерной зависимости. Всего в исследовании приняло участие 120 респондентов. Участие в социопсихологическом исследовании принимали в основном компьютерные геймеры и студенты в возрасте от 10 до 48 лет. Со структурой выборки можно ознакомиться на рис. 3.4 и 3.5

 

Рис. 3.4 Распределение респондентов по возрасту.

Рис. 3.5 Распределение респондентов по полу.

 

Респонденты для исследования целенаправленно выбирались из числа наиболее близко находящихся к группе риска развития компьютерной зависимости: пользователи компьютера, играющие в компьютерные игры; в основном мужчины; в возрасте от 14 до 25 лет. Это было необходимо для выявления достаточного количества компьютерных аддиктов, что бы повысить достоверность составленого симптомокоплекса (компьютерными аддиктами в среднем являются 5% пользователей компьютера).

Для данного исследования была разработана батарея из 9 социально-психологических тестов и социальной анкеты (приложение 1). Выборка была разделена на четыре группы, в соответствии с результатами теста на выявление степени компьютерной зависимости по методике К. Янг под редакцией Лоскутовой В.А. В нулевую группу вошли 24 человека с результатами до 20 баллов (отсутствие компьютерной зависимости). В первую группу вошли 38 с результатом от 21 до 40 баллов (увлеченность, расположенность к развитию зависимости). Во вторую группу вошёл 41 человек с результатом по тесту на степень компьютерной зависимости от 41 до 60 баллов (слабая компьютерная зависимость). В третью группу вошли 17 человек с результатами теста от 61 балла и выше (компьютерная зависимость) (табл. 3.4.)

 

Таблица 3.4.

Группы респондентов по степени компьютерной зависимости.

Группа Кол-во Проценты (%) Диапазон методике К.Янг под ред Лоскутовой В.А.
0 – отсутствие компьютерной зависимости     >20
1 - увлеченность, расположнность к КЗ.   31,6 21-40
2 – слабая КЗ   34,2 41-60
3 - компьютерная зависимость   14,2 61<
Всего     0-100

 


Сравнительный анализ групп

По степени комьпютерной зависимости.

Сравнение 0 и 1 группы.

 

Результаты непараметрического сравнения 0 группы с отстуствием компьютерной зависимости и 1 группы с расположенностью к компьютерной зависимости представлены в табл. 3.5.

Таблица 3.5

Непараметрическое сравнение 0 и 1 группы по критерию Манна-Уитни.

  средние 0 гр. средние 1 гр. Mann-Whitney U Wilcoxon W Z p
TestS 10,96 31,03 0,000 300,000 -6,597 0,000
t1 15,83 26,37 303,000 603,000 -2,221 0,026
t12 21,75 10,37 251,500 992,500 -2,973 0,003
H 8,04 6,39 284,000 1 025,000 -2,502 0,012
ПвО 2,54 2,263 293,000 1 034,000 -2,463 0,014
ЛР 2,583 2,30 304,500 1 045,500 -2,292 0,022
ИВ 2,542 2,32 322,000 1 063,000 -2,071 0,038
Мот.Дост. 142,67 135,55 320,500 1 061,500 -1,961 0,050
Самооц. 17,71 24,32 270,000 570,000 -2,690 0,007

 

Как видно из таблицы, статистически достоверные различия, помимо степени компьютерной зависимости, наблюдаются по следующим показателям:

1. Ценностные ориентации, респонденты 0 группы меньше ценят активность, но больше саморазвитие.

2. Свойства личности, в 1 группе у респонднтов наблюдается уменьшение смелости, личностных регуляторов,потребности в общении и интеллектуальных возможностей. Такие показатели как мотивация достижений и самооценка тоже снижаются.

 

Сравнение 0 и 2 группы.

Результаты непараметрического сравнения 0 группы с отстуствием компьютерной зависимости и 2 группы со слабой степенью компьютерной зависимости представлены в табл. 3.6.

Как видно из таблицы, статистически достоверные различия, помимо степени компьютерной зависимости, наблюдаются по следующим показателям:

1. Данные из социальной анкеты. В группе 2 со слабой степенью компьютерной зависимости кол-во мужчин резко вырастает. Кроме этого, количество респондентов использующих компьютер как инструмент для работы сокращается.

2. Ценностные ориентации. Различия в ценностных ориентациях становятся все заметнее по мере увеличения степени компьютерной зависимости. Стоит особо отметить резкое уменьшение веса терминальной ценности здоровья и инструментальной ценности образования в группе 2.

3. Свойства личности. Респонденты, вошедшие во вторую группу со слабой степенью компьютерной зависимости, менее общительны, более безответственны, менее смелые, более дипломатичные и облдают меньшим самоконтролем, нежели респонденты, вошедшие в 0 группу. Уровень неудовлетворенности потребностей и тревожности в группе со слабой комьпютерной зависимостью гораздо выше. В то время как показатели, характеризующие эффективность поведения в обществе у респондентов со слабой степенью компьютерной зависимости (адаптивность, приятие себя и других), ниже. Все это свидетельсвует о наличу ии представителей второй группы проблем в общении с окружающими, а так же в наличии у них неэффективных стратегий поведения в социуме.

 

Таблица 3.6

Статистически различия между 0 и 2 группой

по данным непараметрического анализа.

  средние 0 средние 2 Mann-Whitney U Wilcoxon W Z p
TestS 10,96 49,15 0,000 300,000 -6,694 0,000
sex 0,42 0,71 349,000 649,000 -2,291 0,022
compwork 0,92 0,68 377,000 1 238,000 -2,142 0,032
t1 15,83 23,93 344,000 644,000 -2,020 0,043
t3 55,67 26,83 338,000 1 199,000 -2,107 0,035
t5 13,79 27,10 266,000 566,000 -3,115 0,002
t9 8,42 22,05 291,000 591,000 -2,767 0,006
t12 21,75 15,29 267,000 1 128,000 -3,096 0,002
t13 8,17 14,29 314,000 614,000 -2,468 0,014
t17 6,33 22,98 304,500 604,500 -2,660 0,008
i3 18,50 23,17 308,000 608,000 -2,518 0,012
i5 20,71 9,10 308,500 1 169,500 -2,518 0,012
i7 10,79 20,15 316,500 616,500 -2,544 0,011
i8 42,5 23,63 349,000 1 210,000 -1,952 0,051
i16 27,96 7,78 181,500 1 042,500 -4,244 0,000
IC 81,38 115,54 319,500 619,500 -2,345 0,019
A 7,42 5,76 299,000 1 160,000 -2,644 0,008
G 7,75 4,76 202,500 1 063,500 -3,974 0,000
H 8,04 5,85 270,500 1 131,500 -3,029 0,002
N 4,88 8,08 321,500 621,500 -2,339 0,019
Q3 8,08 6,98 340,000 1 201,000 -2,093 0,036
Q4 4,54 6,44 188,500 488,500 -4,226 0,000
Т 1,958 2,23 349,500 649,500 -2,124 0,034
ПвО 2,54 2,073 247,500 1 108,500 -3,436 0,001
ЛР 2,583 2,098 251,000 1 112,000 -3,417 0,001
ИВ 2,542 2,317 345,000 1 206,000 -2,144 0,032
Адапт. 52,25 46,41 339,500 1 200,500 -2,075 0,038
Прият.Себ. 58,83 47,12 202,500 1 063,500 -3,940 0,000
Прият.Др. 54,71 47,49 342,500 1 203,500 -2,038 0,042
Эск. 8,83 12,07 265,500 565,500 -3,089 0,002
Самооц. 17,71 28,49 205,500 505,500 -3,899 0,000

 

Сравнение 0 и 3 группы

Результаты непараметрического сравнения 0 группы с отстуствием компьютерной зависимости и 3 группы с компьютерной представлены в табл. 3.7. Как видно из таблицы, статистически достоверные различия, помимо степени компьютерной зависимости, наблюдаются по следующим показателям:

1. Данные из социальной анкеты. В группе 3 с компьютерной зависимостью кол-во мужчин еще больше чем в группе 2. Количество респондентов использующих компьютер как инструмент для работы еще ниже. Помимо этого наблюдаются статистически достоверные различия по возрасту респондентов в 0 и 3 группе. Группа 3 с компьютерной зависимостью младше группы 0 без зависимости. Что подверждает гипотезу о том, что именно школьники старших классов и студенты первых курсов наиболее подвержены влиянию компьютерной зависимости.

2. Ценностные ориентации. Система ценностей групп 0 и 3различаются почти полностью. Вместо ценностей здоровья и любви в группе зависимых на первое место выходит общественное призвание, т.е. потребность в уважении и признании со стороны окружающих. При этом респонденты группы 3 ценнят хорошую, обеспеченную жизнь и не ценят образованность, хорошие манеры, воспитанность, дисциплинировность, что может свидетельствовать о узком кругозоре у компьютерозависимых.

3. Свойства личности. Респонденты, вошедшие в третью группу с высокой степенью компьютерной зависимости, сохраняют тенденцию появившиюся во второу группе со слабой степенью компьютерной. При сравнении 0 и 3 группы видно, что уровень неудовлетворенности потребностей и тревожности в 3 группе еще выше, чем в 2. Впрочем, как и показатели, характеризующие эффективность поведения в обществе: адаптивность, приятие себя и других, мотивация достижений, эскапизм. Все это говорит о полносм отсутсвии навыков эффективного социального поведения и межличностных коммуникаций у компьютерозависимых.

Таблица 3.7

Непараметрическое сравнение средних 0 и 3 групп

  средние 0 средние 3 Mann-Whitney U Wilcoxon W Z p
TestS 10,96 66,29 0,000 300,000 -5,409 0,000
age 21,67 18,94 113,500 266,500 -2,452 0,014
sex 0,42 0,88 109,000 409,000 -2,975 0,003
compwork 0,92 0,35 89,000 242,000 -3,775 0,000
sport 0,58 0,18 121,000 274,000 -2,573 0,010
t3 55,67 15,29 89,500 242,500 -3,059 0,002
t5 13,79 34,47 69,500 369,500 -3,622 0,000
t6 37,38 12,41 106,000 259,000 -2,603 0,009
t8 29,54 18,24 120,500 273,500 -2,257 0,024
t9 8,42 35,18 103,500 403,500 -2,729 0,006
t12 21,75 20,29 119,000 272,000 -2,267 0,023
t13 8,17 22,18 96,500 396,500 -2,920 0,003
i2 33,83 7,59 94,000 247,000 -2,927 0,003
i3 18,50 44,12 84,500 384,500 -3,204 0,001
i5 20,71 6,59 100,000 253,000 -2,788 0,005
i7 10,79 39,18 51,500 351,500 -4,192 0,000
i8 42,50 12,18 106,000 259,000 -2,608 0,009
i14 13,46 32,94 117,000 417,000 -2,329 0,020
i16 27,96 5,35 60,000 213,000 -3,832 0,000
AltC 31,25 43,06 127,000 427,000 -2,040 0,041
MD mod 2,13 3,00 119,500 419,500 -2,310 0,021
A 7,42 5,59 105,000 258,000 -2,655 0,008
G 7,75 3,71 46,500 199,500 -4,195 0,000
H 8,04 4,71 82,000 235,000 -3,242 0,001
N 4,88 6,82 128,000 428,000 -2,031 0,042
Q3 8,08 6,24 95,000 248,000 -2,931 0,003
Q4 4,54 7,24 28,500 328,500 -4,704 0,000
О/Р/П 2,29 1,971 114,500 267,500 -2,514 0,012
Т 1,958 2,324 117,500 417,500 -2,449 0,014
ПвО 2,54 1,85 71,500 224,500 -3,628 0,000
ЛР 2,583 1,882 70,000 223,000 -3,668 0,000
ИВ 2,542 2,265 114,500 267,500 -2,566 0,010
Адапт. 52,25 34,82 42,500 195,500 -4,277 0,000
Прият.Себ. 58,83 37,94 45,000 198,000 -4,210 0,000
Прият.Др. 54,71 44,65 109,500 262,500 -2,506 0,012
Эск. 8,83 14,12 54,500 354,500 -3,967 0,000
Мот.Дост. 142,67 118,35 52,500 205,500 -4,017 0,000
Самооц. 17,71 39,47 11,000 311,000 -5,111 0,000

Сравнение 1 и 2 группы

Результаты непараметрического сравнения 1 группы с расположенностью к компьютерной зависимости и 2 группы со слабой компьютерной зависимостью представлены в табл. 3.8.

 

Таблица 3.8

Непараметрическое сравнение 1 и 2 группы

  mean 1 mean 2 Mann-Whitney U Wilcoxon W Z p
TestS 31,03 49,15 0,000 741,000 -7,649 0,000
t5 11,97 27,10 506,500 1 247,500 -2,691 0,007
i5 15,34 9,10 573,000 1 434,000 -2,042 0,041
i16 27,45 7,78 517,000 1 378,000 -2,590 0,010
G 6,34 4,76 489,500 1 350,500 -2,869 0,004
Q4 5,08 6,44 486,000 1 227,000 -2,927 0,003
Т 2,05 2,23 602,000 1 343,000 -1,964 0,050
Прият.Себ. 53,00 47,12 541,500 1 402,500 -2,332 0,020

 

Как видно из таблицы, статистически достоверные различия, помимо степени компьютерной зависимости, в основном наблюдаются в личностных особенностях, таких как: ответственность, тревожность и фрустрированность.

 

Сравнение 1 и 3 группы

Результаты непараметрического сравнения 1 группы с расположенностью к компьютерной зависимости и 3 группы с высокой степенью компьютерной зависимости представлены в табл. 3.9.

 


 

Таблица 3.9

Сравнительный анализ 1 и 3 группы по критерию Манна-Уитни.

  Группа 1 Группа 3 Mann-Whitney U Wilcoxon W Z p
TestS 31,03 66,29 187,500 340,500 -2,492 0,013
age 21,89 18,94 233,500 974,500 -2,036 0,042
sex 0,61 0,88 190,500 343,500 -2,896 0,004
compwork 0,76 0,35 167,500 320,500 -3,270 0,001
sport 0,66 0,18 0,000 741,000 -5,891 0,000
t1 26,37 7,29 142,500 295,500 -3,305 0,001
t3 39,00 15,29 152,000 305,000 -3,127 0,002
t5 11,97 34,47 116,000 857,000 -3,792 0,000
t6 34,68 12,41 179,500 332,500 -2,621 0,009
t8 25,47 18,24 211,500 364,500 -2,059 0,039
t9 12,68 35,18 198,000 939,000 -2,315 0,021
t13 11,47 22,18 199,000 940,000 -2,296 0,022
i2 21,71 7,59 194,500 347,500 -2,357 0,018
i3 17,11 44,12 124,500 865,500 -3,655 0,000
i5 15,34 6,59 204,000 357,000 -2,195 0,028
i6 24,18 14,18 210,000 363,000 -2,066 0,039
i7 14,92 39,18 144,000 885,000 -3,313 0,001
i8 21,45 12,18 209,500 362,500 -2,078 0,038
i16 27,45 5,35 197,500 350,500 -2,301 0,021
MD mod 2,24 3,00 188,000 929,000 -2,588 0,010
G 6,34 3,71 125,000 278,000 -3,632 0,000
H 6,39 4,71 189,500 342,500 -2,455 0,014
Q4 5,08 7,24 120,000 861,000 -3,745 0,000
Т 2,05 2,324 202,000 943,000 -2,448 0,014
ПвО 2,263 1,85 174,000 327,000 -2,874 0,004
ЛП 2,26 1,91 193,000 346,000 -2,511 0,012
ЛР 2,30 1,882 175,000 328,000 -2,810 0,005
Потр.Одоб. 9,87 12,71 179,000 920,000 -2,633 0,008
Адапт. 48,82 34,82 124,500 277,500 -3,618 0,000
Прият.Себ. 53,00 37,94 124,500 277,500 -3,617 0,000
Эск. 10,79 14,12 166,000 907,000 -2,870 0,004
Мот.Дост. 135,55 118,35 132,000 285,000 -3,481 0,000
Самооц. 24,32 39,47 72,000 813,000 -4,575 0,000

 

Как видно из таблицы, статистически достоверные различия, помимо степени компьютерной зависимости, наблюдаются по следующим показателям.

1.Данные из социальной анкеты. Статистиченски достоверно зафиксирована разница в возрасте, поле и «использовании компьютера для работы» между двумя группами.

2. Ценностные ориентации. Сильное различие в системе ценностей. Можно провести аналогию с результатами сравнения 0 и 3 группы, по скольку 0 и 1 группы почти не отличаются друг от друга по ценностным ориентациям.

3. Свойства личности. Психологический портрет группы 3 сильно отличается от портрета респондента группы 1. Можно провести аналогию с результатами сравнения 0 и 3 группы, по скольку 0 и 1 группы почти не отличаются в своих психологических портретах.

 

Сравнение 2 и 3 группы

Результаты непараметрического сравнения 2 группы со слабой компьютерной зависимости и 3 группы с высокой степенью компьютерной зависимости представлены в табл. 3.10. Как видно из таблицы, статистически достоверные различия, помимо степени компьютерной зависимости, наблюдаются по следующим показателям.

1. Ценностные ориентации. Статистически достоверные различия зафиксированны по весу ценностей активная деятельная жизнь и здоровье. В группе два веса этих ценностей находились и так не высоко и иерархии ценностей, в то время как респонденты из группы компьютерозависимых считают эти ценности совсем неважными для себя. В это же время в группе 3 большой вес набирает ценность свободы. При анализе инструментальных ценностей в группе 3 наблюдается резкое увеличение по сравнению со второй группой ценностей обеспеченной жизни и непримиримости в недостатках к себе и другим.

Таблица 3.10

Сравнительный анализ 2 и 3 групп

по непараметрическому критерию манна уитни.

  Группа 2 Группа 3 Mann-Whitney U Wilcoxon W Z p
TestS 49,15 66,29 0,000 861,000 -5,961 0,000
compwork 0,68 0,35 233,500 386,500 -2,303 0,021
t1 23,93 7,29 143,000 296,000 -3,526 0,000
t3 26,83 15,29 193,500 346,500 -2,658 0,008
t6 27,95 12,41 191,000 344,000 -2,701 0,007
t14 17,00 36,82 158,500 1 019,500 -3,260 0,001
i2 17,88 7,59 214,500 367,500 -2,308 0,021
i3 23,17 44,12 201,000 1 062,000 -2,531 0,011
i7 20,15 39,18 194,500 1 055,500 -2,660 0,008
G 4,76 3,71 221,500 374,500 -2,206 0,027
Q4 6,44 7,24 201,500 1 062,500 -2,591 0,010
ЛП 2,183 1,91 238,500 391,500 -1,969 0,049
Потр.Одоб. 10,71 12,71 221,000 1 082,000 -2,194 0,028
Адапт. 46,41 34,82 118,000 271,000 -3,941 0,000
Прият.Себ. 47,12 37,94 183,000 336,000 -2,831 0,005
Контр. 54,66 46,59 213,000 366,000 -2,318 0,020
Мот.Дост. 134,17 118,35 177,000 330,000 -2,932 0,003
Самооц. 28,49 39,47 139,000 1 000,000 -3,581 0,000

 

2. Свойства личности. Группа компьютерозависимых более безотвественна и напряженна, даже в сравнение с группой 2. Адаптивность на уровне 34% свидетельствует о крайне низком социальном интеллекте.

Сравнение двух групп зависимых от компьютера респондентов интересно своеобразным проведением границы или порога, за которым начинаются серьезные нарушение в психической и физиологической деятельности личности. Проведенные сравнения всех групп выявили тенденцию к изменению системы ценностей человека погрузившегося в виртуальную среду. Система ценностей человека меняется параллельно и изменением психологических свойств личности. Киббераддикт испытывает страх, неуверенность, повышенную тревожно и неудовлетворенность в реальном мире, в первую очередь это связанно с отсутствием уверенности в себе и неадеквтностью самооценки, что приводит к неправильной оценке окружающих и применению неэффективных стратегий коммуникации. Все это, в очередной раз, толкает аддикта в виртуальный мир, где правила просты и понятны и, если уделять этому миру достаточно времени, в нем можно получить все то, чего не хватает аддикту в реальном: признание, уважением, самоутверждение, богатство, друзей и новый социум, полноправным членом которого будет являться аддикт. Вышеперечисленное с одной стороны помогает избавиться и купировать собственные проблемы в реальном мире, но в то же время отнимает и возможность их решить, тем самым лишь усугубляя ситуацию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.143.21 (0.011 с.)