Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аддиктивное поведение личности

Поиск

Изучением зависимостей или аддикций (от англ. addiction-зависимость) занимается сразу несколько наук, такие как психология, социология, медицина. На рубеже двадцать первого столетия на стыке этих наук образовалась новая - аддиктология или наука о зависимостях (Качалов В.).

Аддикция - состояние сознания человека, характеризующееся уходом от реальности с помощью искуственных, часто химических средств (никотин, алкоголь, наркотики и т.п.) (Интернет энциклопедия «Академик»). Есть зависимости социально приемлемые - такие как спорт, пищевые ограничения, духовные практики, трудоголия, эмоциональная зависимость. А есть социально опасные - алкоголизм, наркомания, курение, токсикомания, сексуальные извращения, пищевые излишества, интерактивные зависимости (игромания, sms-мания и прочее), азартные игры и т.д.(А.Ю. Егоров (2007))

С понятием «аддикция» тесно связано понятие «зависимого пове­дения». Е.В. Змановская зависимое поведение определяет как аутодеструк- тивное поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества (или от специфической активности) в целях изменения психиче­ского состояния.

Аддиктивное поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния. (Короленко Ц. П.)Т.е. вместо решения проблемы "здесь и сейчас" человек выбирает аддиктивную реализацию, достигая тем самым более комфортного психологического состояния в настоящий момент, откладывая имеющиеся проблемы "на потом". Этот уход может осуществляться различными способами. Элементы аддиктивного поведения в той или иной степени присущи практически любому человеку (употребление алкогольных напитков, азартные игры и пр.). Проблема аддикции (патологической зависимости) начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем (например, бытовых, социальных), но и останавливается в своем личностном развитии. Важно отметить, что аддиктивная реализация включает в себя не только аддиктивное действие, но и мысли о состоянии ухода от реальности, о возможности и способе его достижения (Личко А.Е., 1985). Термин «аддиктивное поведение» употребляют по отношению к химическим и нехимическим видам зависимости (табл.1).

Таблица 1

Виды аддиктивного поведения личности.

Аддиктивное поведение личности
Химические аддикции Биохимический аддикции Нехимические аддикции
· Алкоголизм · Наркомания · Токсикомания · Лекарственная аддикция · Анорексия · Булимия · Гэмблинг · Аддикция отношений · Трудоголизм · Транжирство · Ургентные аддикции · Интернет - аддикции · Клептомания

В настоящее время все большее развитие получает взгляд на аддиктивное поведение как следствие сниженной способности личности справляться со стрессом (Симатова О.Б.). Следствием интенсивных стрессовых переживаний может стать эмоционально-личностная дезадаптация, риск возникновения которой повышается в критические возрастные периоды. Дезадаптация сопровождается различными поведенческими нарушениями, среди которых наиболее часто исследователями называются симптомы избегания, нередко переходящие в зависимость.

Проблема копинга как индивидуального способа взаимодействия личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ века. Термин «копинг» предложен А.Маслоу и происходит от английского слова «to cope» – совладать, преодолевать. В российской психологии его переводят как совладающее поведение или психологическое преодоление. Первоначально понятие «копинг-поведение» использовалось в психологии стресса, и было определено как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса. В настоящее время, по высказыванию С.К.Нартовой-Бочавер, «будучи свободно употребляемым в различных работах, понятие «coping» охватывает широкий спектр человеческой активности – от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций» (Нартова-Бочавер 1997., с.21)

Копинг-поведение регулируется посредством реализации копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов (Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 2003.), (Folkman S., Lazarus R.S. 1991.). Копинг-стратегии рассматриваются как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессором (Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 2003, с.17). В психологической науке существует множество подходов к типологии копинг-стратегий.

Успешность адаптации к стрессам, по мнению исследователей, определяется уровнем развития копинг-ресурсов: недостаточное развитие приводит к формированию пассивного дезадаптивного копинг-поведения, социальной изоляции и дезинтеграции личности. Копинг-ресурсы определяются исследователями как характеристики личности и социальной среды, облегчающие или делающие возможной успешную адаптацию к жизненным стрессам (Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 2003).

В большинстве работ, касающихся проблемы копинг-поведения, используется типология копинг-ресурсов, предложенная S.Folkman или ее модификации (Folkman S., Lazarus R.S. 1991), (Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 2003). S.Folkman выделяет следующие виды копинг-ресурсов: физические (здоровье, выносливость), материальные (имущество, деньги), психологические (убеждения, самооценка, локус контроля, мораль и т.д.), социальные (социальные связи человека).

В качестве характеристик, которые могли бы стать мишенью превентивного воздействия у подростков, нами были выделены самооценка, эмпатия, мотивация достижения успеха, уровень тревожности. Это было сделано на основании мнения, что развитие этих характеристик в подростковом возрасте входит в задачи взросления, что согласуется с требованием опережающего характера программ первичной профилактики и тезисом о необходимости организации профилактической работы как превенции.

Показателем определенного уровня психического развития личности, компонентом самоопределения, «зеркалом» личностных качеств человека является самооценка. Основная функция самооценки в психической жизни личности, по мнению исследователей, состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности.

В качестве поведенческих проявлений адекватной самооценки исследователями отмечаются умение гибко реагировать на изменения, уверенность человека в себе, способность самостоятельно решать жизненные проблемы, конструктивно отстаивать собственное мнение, противостоять давлению, устанавливать и поддерживать социальные контакты (Божович Л.И., В.С.Мухина, Кон И.С., Венгер А.Л., Гиппенрейтер Ю.Б., Реан А.А., Березин С.В., Лисецкий К.С. и др.). И.Р.Алтунина указывает на преобладание у человека с адекватной самооценкой мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудачи. В качестве проявлений неадекватной самооценки исследователями описаны противоположные тенденции.

Как было выяснено, многие ученые указывают на неадекватную самооценку как фактор риска аддиктивного поведения подростков (Березин С.В., Лисецкий К.С., Реан А.А., Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Менделевич В.Д., Змановская Е.В., Шабанов П.Д. и т.д.). Исследователи отмечают, что процессы формирования Я-концепции и психологических механизмов адаптации к социальной среде осуществляются параллельно, оказывая выраженное влияние друг на друга. Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский (Сирота H.A, Ялтонский В.М.) считают, что характеристики Я-концепции соотносятся с базовыми копинг-стратегиями и взаимно влияют друг на друга: использование копинг-стратегии разрешения проблем и поиска социальной поддержки приводит к формированию позитивной Я-концепции, адекватной самооценки. Доминирующее использование копинг-стратегии избегания провоцирует формирование негативной Я-концепции, неадекватной самооценки.

Рисунок 1 демонстрирует, что поведенческие паттерны, сформированные на основе заниженной или завышенной самооценки, приводят к сужению круга интересов, замкнутости, социальной отгороженности, блокируя потенциалы восприятия и поиска социальной поддержки, разрушая поддерживающие социальные сети, что способствует усилению мотивации избегания, выбору соответствующих копинг-стратегий и формированию зависимости. Поведенческие проявления адекватной самооценки, наоборот, способствуют развитию способности восприятия и поиска социальной поддержки, расширению социально-поддерживающих сетей, выбору адаптивных копинг-стратегий поведения. Таким образом, неадекватная самооценка является фактором риска аддиктивного поведения подростков, а адекватная самооценка выступает в качестве протективного фактора аддикции.

Рис.1 Самооценка как фактор риска и протекции

Роль мотивации достижения успеха и избегания неудачи, как копинг-ресурса, определенное состояние которого может выступать как фактор риска и протекции аддиктивного поведения, мы представили в виде следующей теоретической модели (рис. 2). Рисунок демонстрирует, что преобладание мотивации на избегание неудачи коррелирует с заниженной самооценкой, низким уровнем притязаний, высокой тревожностью, беспомощным поведением, стремлением к неоправданному риску. Такие характеристики могут способствовать выбору копинг-стратегии избегания и ухода от реальности, что увеличивает риск формирования зависимости. Напротив, преобладание мотивации на достижение успеха коррелирует с адекватной самооценкой, высоким уровнем притязаний, стремлением разрешать проблемы, оптимальным уровнем тревожности. Поведенческими проявлениями таких характеристик выступают активность, самостоятельность, инициативность, отсутствие стремления к неоправданному риску. Все это приводит формированию продуктивных копинг-стратегий поведения, выступая протективными факторами в отношении аддиктивного поведения подростков (Симатова О.Б.).

Рис. 2 Мотивация достижения успеха и избегания неудачи

В качестве одной из психологических особенностей, характерных для лиц, склонных к формированию зависимого поведения, исследователями называется высокий уровень тревожности (Менделевич В.Д., Фурманов И.А., Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю.). Тревожность рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения данной реакции. Тревожность представляет собой фактор, опосредующий поведение человека. Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности (полезная тревожность), являющийся необходимым условием развития личности, характеристикой ее активной деятельности. Практически все исследователи единодушны в оценке негативного влияния высокого уровня тревожности на развитие личности (Прихожан А.М., Фурманов И.А., Микляева А.В., Румянцева П.В. и др.). А.М.Прихожан считает одним из проявлений скрытой тревожности уход от ситуации, который может способствовать закреплению и усилению мотива ухода от реальности.

М.С.Иванов рассматривает один из психологических механизмов формирования и усиления психологической зависимости, связанный с повышенным уровнем тревожности у человека. Автор считает, что поскольку высокая тревожность является критерием дезадаптации, то можно предположить, что потенциальные аддикты – это люди, изначально тревожные. Поэтому он полагает, что высокая тревожность может рассматриваться как одна из причин формирования зависимости. Мир взаимодействия с агентом аддикции уменьшает тревогу на время контактов с ним, но после их прекращения тревожность увеличивается, более того – ее уровень становится выше исходного в результате увеличения дистанции между реальным миром и миром аддиктивной реализации, усиливая дезадаптацию. Человек попадает в замкнутый круг, точнее спираль, каждый виток которой усиливает дезадпатацию и тревожность, что создает еще более сильную потребность в контактах с агентом аддикции, а это, в свою очередь усиливает зависимость (Симатова О.Б.).

Учитывая вышесказанное, можно представить роль тревожности как составляющей психологического механизма формирования и усиления аддиктивного поведения (рис. 3).

Рис. 3 Механизм формирования и усиления зависимости за счет повышения уровня тревожности.

Повышенный уровень тревожности вызывает усиление мотивации избегания и ухода от реальности, что повышает риск формирования аддикции. В результате увеличения противоречий между реальным миром и миром аддиктивной реализации, в процессе взаимодействия с аддиктивным агентом, происходит повышение уровня личностной тревожности, что, в свою очередь, приводит к усилению мотивации избегания и ухода от реальности, а, значит, усиливает зависимость (Симатова О.Б.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.92.165 (0.013 с.)