Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация экспериментального исследования и методы психокоррекции компьютерной зависимости

Поиск

Opгaнизaция исследoвaния и структура выборки

Исследoвaние пpoвoдилoсь с 2006 гoдa в гopoде Сaнкт-Петеpбуpг. На различных этапах исследования участие принимали более 1000 респондентов из стран СНГ (Украина, Беларусь, Казахстан и пр.) В социологическом исследование проводимом в сети Интернет приняло участие более 700 человек разного пола и возраста, 120 человек нa этaпе сoздaния pегpессиoнныx мoделей и 270 человека на этапе апробации. Данные представлены в таблице 2.1

 

Таблица 2.1

Распределение участников эксперимента по организациям.

Оpгaнизaции на базе которых проходил эксперимент. Участников
OOO «Нaукa. Спopт. Здopoвье.»  
ФКОУ СПО «Межрегиональный центр (колледж)» Минздрав-соцразвития России  
ЧОУ ВПО «СПб институт психологии и акмеологии»  
ООО «3dFab»  
ИТOГO  

 

Этапы проведения эксперимента

Первый этап. Компьютерная зависимость в рамках настоящего исследования начала изучаться в 2006 году с анализа игроков сервера игры Lineage2 www.l2server.ru методом включенного исследования. Здесь же использовался и метод интервью с игроками. Группа исследуемых – более 700 человек возрастом от 8 до 48 лет различного социального статуса и родов занятий.

Обработка данных первого этапа исследования, завершившегося в мае 2007 года, дало представление о среднестатистическом игроке MMORPG «Lineage 2».

Второй этап: исследования проводился на базе университетов ЛЭТИ и ФГОУ НГУ «им. П.Ф. Лесгафта, г. Санкт Петербург», а так же школы №306 в период с 2009 по 2011 годы. Во втором этапе использовался метод психологического тестирования, метод анкетирования и методы математико-статистической обработки. Для выявления закономерностей развития компьютерной зависимости была создана батарея психолого-социологических тестов (приложение №1). На этом этапе нам удалось выявить основные закономерности развития компьютерной зависимости и создать симптомокомплекс.

Третий этап: исследования проводился в ООО «Наука. Спорт. Здоровье.». На основе созданного симтомокомплекса была разработана и апробирована методика профилактики и психокоррекции состояния компьютерной зависимости среди школьников и студентов комплексом средств психотренинга и физической культуры. На базе ООО «3dFab» была апробирована методика дистанционных семинаров, посвященных профилактике и психокоррекции компьютерной зависимости. На базе ЧОУ ВПО «СПб института психологии и акмеологии» была апробированна методика первичной профилактики компьютерной зависимости. На базе ФКОУ СПО «Межрегиональный центр (колледж)» Минздравсоцразвития России были апробированы курсы повышения квалификации для преподавательского состава.

 

Метoдики исследoвaния.

Методика исследования представляет из себя батарею психологических тестов для всестороннего изучения личности с целью выявления взаимосвязей компьютерной аддикции и личностных особенностей аддиктов. В методику вошли:

1. Анкета – стандартный перечень вопросов об имени, поле, возрасте, семейном положении и т.д. анкетируемого. Помимо стандартных вопросов в анкету так же были включены вопросы о степени включенности респондентов в занятия физической культурой и спортом, стаже пользования компьютером и использованием компьютера для работы. Все эти данные были необходимы для формирования целостного образа участника эксперимента и выявления возможных социальных причин развития компьютерной зависимости.

 

2. Тест-опросник на степень компьютерной зависимости К.Янг под редакцией Лоскутовой В.А. – основа всей методики диагностирования компьютерной зависимости. Русскоязычный вариант теста К. Янг адаптирован В.А. Лоскутовой. Состоит из двух опросников:

· Тест-опросник №1 содержит 20 вопросов со следующими вариантами ответов: никогда или крайне редко (0 балл), иногда (1 балла), время от времени (2 балла), часто (3 балла), всегда (4 баллов).

· Тест-опросник №2 содержит 20 вопросов со следующими вариантами ответов: да – 1 балл, нет – 0 баллов. Набранная сумма баллов складывается в результатами теста-опросник №1).

 

3. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда – это личностный опросник. Предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности. Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы. В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7-бальная шкала ответов. Остается открытым вопрос, насколько оправдано применение подобной шкалы, так как в обыденном сознании испытуемому достаточно трудно выбрать между таким вариантами ответов, как например, 2" — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; и «3» — не решаюсь отнести это к себе. Авторами выделяются следующие 6 интегральных показателей:

· «Адаптация»;

· «Приятие других»;

· «Интернальность»;

· «Самовосприятие»;

· «Эмоциональная комфортность»;

· «Стремление к доминированию».

Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки.

 

4. «Потребность в общении» - методика разработана Ю. М. Орловым. Методика Потребность в достижении цели используется для измерения потребности в достижении цели, успеха и в целом достижений. Чем выше у человека самооценка, тем более он активен и нацелен на достижения. Потребность в достижении превращается в таком случае в личностное свойство, установку.

Шкала оценки потребности в достижении успеха доказала свою эффективность при подборе кадров, оценке мотивации труда, работе с резервами кадров, сопровождении резерва кадров на выдвижение, диагностике качеств, необходимых руководителю, в психологии спорта и других областях.

Мотивация достижения (успеха, цели) выражается в стремлении к улучшению результатов, настойчивости в достижении своих целей, и оказывает влияние на всю человеческую жизнь.

Данный тест - опросник был разработан Орловым Ю.М. в 1978 году. Методика включает в себя 23 вопроса. Среднее время тестирования - 10-15 минут.

 

5. «Потребность в одобрении» - методика Д. Крауна и Д. Марлоу под редакцией Ю. Л. Ханина. Измеряется уровень потребности в одобрении. Под потребностью в одобрении понимается стремление заслужить похвалу, одобрение является одной из значимых потребностей человека. Выявлению этой потребности служит шкала мотивации одобрения, разработанная американскими психологами Дугласом П. Крауном и Дэвидом А. Марлоу (1960, 1964). Она позволяет определить косвенную меру потребности человека в одобрении других людей. Чем выше эта потребность, тем больше поведение испытуемого соответствует одобряемому образцу. Такие люди не возражают против неинтересной работы, сдерживают свои агрессивные реакции, в целом более конформны, податливы социальным воздействиям.

Русский вариант опросника разработан Ю.Л.Ханиным (1974). Из общего количества вопросов шкалы мотивации одобрения оставлено 20.

 

6. Тест-опросник для измерения мотивации достижения - модификация тест-опросника А. Мехрабиана (М.Ш. Магомед-Эминов). Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД) предложена М.Ш. Магомед-Эминовым. ТМД предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников и студентов. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы — мужскую (форма А) и женскую (форма Б).

 

7. 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла - модификация 16 ФЛО-105-С. Опросник Р. Кэттелла является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Предназначен для описания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности, которые были выявлены Кэттеллом с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

 

8. Тест М. Рокича "Ценностные ориентации". Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.

М. Рокич различает два класса ценностей:

· терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

· инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

 

9. Методика многомерного шкалирования. Данная методика основана на математических методах обработки данных. Методы многомерного шкалирования (МШ) разрабатывались в рамках поведенческих наук и социологии с целью изучения объектов и индивидов через призму такого понятия, как мера близости между объектами. Такой вид представления информации характерен для психологических исследований, когда человеку предлагается оценивать сходство или различие в некоторой системе объектов или понятий. Задача многомерного шкалирования заключается в том, чтобы сконструировать распределение данных в пространстве таким образом, чтобы расстояния между объектами соответствовали исходно заданным в матрице сходства/различий. Возникающие координатные оси могут быть интерпретированы как некоторые неявные факторы, значения которых определяют различия объектов между собой. Если попытаться сопоставить с каждым объектом пару координат, то в результате мы получим способ визуализации данных.

С помощью этой методики можно графически представить взаимоотношения внутри группы, выделить в группе сформировавшиеся подгруппы и их взаимоотношения, а в некоторых случаях выявить отверженных в данной группе участников.

 

10. Тест «Изучение самооценки личности старшеклассника» (Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., 2001); Тест для определения адекватности самооценки у старшеклассников. Тест-опросник включает 32 суждения. По ним возможны пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по следующей схеме:- очень часто — 4 балла; - часто — 3 балла; - иногда — 2 балла; - редко — 1 балл; - никогда — 0 баллов.

 

11. Тест-Опросник САН. Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).

Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. Достоинством методики является его повторимость, то есть допустимо неоднократное использование теста с одним и тем же испытуемым.


ГЛАВА 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.117 (0.008 с.)