Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, принципы и методы воспитания

Поиск

Воспитание военнослужащих — это процесс целенаправленного и систематического воздействия субъектов воспитания на объект в ин­тересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам. Данное определение охватывает саму суть процесса воспитания как единство деятельности, с одной стороны, воспитате­лей, осуществляющих систему педагогических воздействий на ум, чувства, волю воина, а с другой — воспитуемых, активно реагирующих на эти воздействия под влиянием своих потребностей, мотивов, жиз­ненного опыта, убеждений и других факторов.

Сущность воспитания в подразделении проявляется как процесс це­ленаправленного, организационно оформленного взаимодействия всех субъектов воинского труда, которое обеспечивает эффективное решение задач военной службы и формирование военнослужащих как патриотов Отечества, военных профессионалов.

 

Принципы воспитания

 

Принципы воспитания — исходные руководящие педагогические положения, которые необходимо учитывать при организации воспи­тательной работы. К основным принципам воспитания относятся: целеустремленность; воспитание в процессе воинской деятельности; воспитание в коллективе и через коллектив; индивидуальный подход в воспитании воинов; сочетание требовательности к воинам с уваже­нием их личного достоинства и заботой о них; опора на положитель­ное в личности воина и воинском коллективе; единство, согласован­ность и преемственность в воспитании и др. На практике принципы реализуются через учет их требований в воспитательной работе.

Целеустремленность. Важнейшее требование этого принципа сос­тоит в том, что каждый воспитательный акт. метод, средство, прием должны быть целесообразными, соответствовать целям воспитания. Любой воспитатель всегда должен, прежде чем что-то делать, ответить на вопросы, как это соответствует целям воспитания конкретного во­еннослужащего, какие можно ожидать воспитательные последствия от принимаемых решений, мер, действий.

Воспитание в процессе воинской деятельности. Воинская деятельность во всем ее многообразии, напряженности и сложности является важ­нейшей школой, средством воспитания, выработки высоких морально-боевых качеств. Сложный, напряженный ратный труд, конечно, сам по себе не может влиять на воспитание военнослужащих; его воспитатель­ная эффективность обеспечивается соблюдением ряда обязательных требований рассматриваемого принципа: обеспечение ясного понима­ния необходимости и ценности для общества ратного труда; деятель­ность должна быть Образцова, по-уставному четко организована; посто­янно сочетать трудовую деятельность с регулярным отдыхом и актив­ным досугом; никогда не создавать в целях воспитания дополнительные сложности и трудности в деятельности, ибо их и так достаточно.

Воспитание в коллективе и через коллектив. Этот принцип требует от младшего командира постоянно заботиться о сплочении подчиненных

в дружную, крепкую семью, о формировании у них чувства войсково­го товарищества, братства, коллективизма. Без этого в современных условиях немыслимо достижение победы в бою. Успешная реализация младшим командиром воспитательных возможностей воинского кол­лектива осуществляется на основе определенных требований. Важ­нейшие из них следующие: установление и строгое соблюдение в кол­лективе уставных взаимоотношений; обсуждение с воинами результа­тов учебы и службы; организация взаимопомощи; борьба с ложным товариществом; развитие принципиальной критики и самокритики; накопление положительных традиций в коллективе. Воспитатель и на стадии формирования, и на стадии опоры на коллектив должен завое­вать уважение у него, иметь авторитет среди подчиненных.

Индивидуальный подход в воспитании воинов. Индивидуальный подход требует всестороннего знания подчиненных и их групп (отде­ления, расчеты, экипажи), сильных и слабых сторон, индивидуаль­ных и групповых особенностей. Знание подчиненных — исходный момент в организации и осуществлении воспитательной работы вооб­ще и индивидуальной в частности. Все формы, методы, средства и особенно отдельные приемы воспитания должны в наибольшей сте­пени соответствовать индивидуально-психологическим особеннос­тям военнослужащих.

Сочетание требовательности к воинам с уважением их личного досто­инства и заботой о них. В этом принципе воедино слиты две стороны воспитательного процесса: требовательность и уважение к человеку. Общеизвестна истина, что требовательность начальника к подчинен­ным обязательно должна сочетаться с требовательностью к самому се­бе. Иначе она превратится в пустую формальность! Для требователь­ного младшего командира должны быть характерны такие черты, как принципиальность и непримиримость к недостаткам, настойчивость и решительность в проведении в жизнь своих требований, установле­ние персональной ответственности военнослужащих за порученное дело, строгий контроль исполнения.

Опора на положительное в личности воина и воинском коллективе. Первое требование принципа — опора в воспитании воинов прежде всего на положительное в их чертах характера. Второе требование принципа — к воспитанию воинов подходить с оптимистических по­зиций, то есть с верой в возможность воспитания и перевоспитания любого человека, в его способности стать и быть лучше. Третье требо­вание принципа — опираясь на положительное, не забывать о негатив­ном, надо знать его, тактично исправлять, помогать человеку самому изживать свои недостатки.

Единство, согласованность и преемственность в воспитании. Успех воспитания воинов находится в прямой зависимости от согласован­ности в работе сержантов, прапорщиков, офицеров. Добиваться согласованности в работе с людьми — значит предъявлять единые требова­ния к подчиненным, воспитывать воинов общими усилиями сержан­тов, прапорщиков и офицеров. Преемственность в воспитании озна­чает сохранение, закрепление и дальнейшее развитие в практике вос­питания всего того положительного, что накоплено в воспитании, в жизни коллектива предыдущими воспитателями.

Методы воспитания М етоды воспитания — это совокупность педагогических приемов и средств воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащего с целью формирования и развития высоких морально-боевых и психо­логических качеств.

К числу важнейших методов воспитания воинов относятся: убеж­дение, пример, поощрение, упражнение, принуждение, соревнование, критика и самокритика (см. табл. 1.2). На практике данные методы ча­ще всего используются в тесном взаимодействии друг с другом как единая система средств, приемов, способов педагогического воздей­ствия наличный состав.

Метод убеждения обеспечивает формирование у военнослужащих сознательности, убежденности. К приемам убеждения относятся: сравнение, сопоставление, аналогия, личный показ, опора наличный опыт воспитуемых, показ опыта других, использование силы общест­венного мнения, ссылка на авторитет, обращение к чувствам воспиту­емых, оценка поступков или проступков.

Пример является одним из условий формирования необходимых качеств личности. Это — метод воспитания воинов, заключающийся в целеустремленном и систематическом воздействии воспитателей на личность и воинский коллектив силой личного примера, а также все­ми положительными примерами, служащими образцами для подража­ния. Личный пример сержанта является его главным оружием, важ­нейшим условием выполнения своих обязанностей. Он усиливает или ослабляет действенность всех других методов воспитания. «Слово учит, а пример ведет», — гласит народная мудрость.

Метод поощрения, объединяя приемы и средства морального и ма­териального стимулирования воинов, развивает у них усердие в служ­бе, состояние удовлетворенности своими поступками и действиями. С помощью поощрения младший командир достигает закрепления по­ложительных качеств у подчиненных.

Метод упражнения способствует выработке разнообразных полез­ных привычек поведения, развитию и совершенствованию волевых качеств воина — решительности, смелости, самообладания и т.д.

Принуждение как метод воспитания представляет собой систему воздействий на воинов, нарушающих воинскую дисциплину и обще­ственный порядок, с целью исправить их поведение. Оно может выражаться в виде приказа, требования, предупреждения, осуждения на собрании личного состава.

Метод соревнования. Сущность соревнования как метода воспита­ния состоит в применении такой системы воспитательных воздей­ствий на воинов, которая развивает у них дух товарищеской состяза­тельности и здорового соперничества, равнение на лучших в учебе и в выполнении служебных обязанностей, сотрудничество, взаимопо­мощь, подтягивание отстающих до уровня передовых и обеспечивает на этой основе достижение высоких общих результатов.

Метод критики и самокритики. Сущность метода критики и самок­ритики в воспитании состоит в применении системы воспитательных воздействий на воинский коллектив и личность воина, выраженных в форме суждений, анализа, обобщения и объективной оценки их дея­тельности, взглядов, направленных на устранение допускаемых ими ошибок, недостатков и негативных явлений, развитие высокого чувства ответственности за свое поведение, состояние воинской дис­циплины, боевой готовности подразделения.

Глубокое знание, умение реализовать на практике методы воспитания — один из показателей педагогической культуры младшего командира.

Таблица 1.2

Классификация методов воспитания

Методы изучения субъектов и объектов воспитания Методы воспитательных воздействий и взаимодействий Методы профилактики и перевоспитания военнослужащих
наблюдение; изучение документов; биографический метод; анализ результатов деятельности; анализ независимых характеристик; тестирование; письменные и устные опросы; индивидуальные (групповые) беседы и др. убеждение; пример; поощрение; упражнение; принуждение; соревнование; критика и самокритика и др. переучивание; переубеждение; «реконструкция характера»; «разрыв» нежелательных контактов; метод «взрыва»; критика и самокритика; самоисправление и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.246 (0.01 с.)