Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, принципы и методы воспитанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Воспитание военнослужащих — это процесс целенаправленного и систематического воздействия субъектов воспитания на объект в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам. Данное определение охватывает саму суть процесса воспитания как единство деятельности, с одной стороны, воспитателей, осуществляющих систему педагогических воздействий на ум, чувства, волю воина, а с другой — воспитуемых, активно реагирующих на эти воздействия под влиянием своих потребностей, мотивов, жизненного опыта, убеждений и других факторов. Сущность воспитания в подразделении проявляется как процесс целенаправленного, организационно оформленного взаимодействия всех субъектов воинского труда, которое обеспечивает эффективное решение задач военной службы и формирование военнослужащих как патриотов Отечества, военных профессионалов.
Принципы воспитания
Принципы воспитания — исходные руководящие педагогические положения, которые необходимо учитывать при организации воспитательной работы. К основным принципам воспитания относятся: целеустремленность; воспитание в процессе воинской деятельности; воспитание в коллективе и через коллектив; индивидуальный подход в воспитании воинов; сочетание требовательности к воинам с уважением их личного достоинства и заботой о них; опора на положительное в личности воина и воинском коллективе; единство, согласованность и преемственность в воспитании и др. На практике принципы реализуются через учет их требований в воспитательной работе. Целеустремленность. Важнейшее требование этого принципа состоит в том, что каждый воспитательный акт. метод, средство, прием должны быть целесообразными, соответствовать целям воспитания. Любой воспитатель всегда должен, прежде чем что-то делать, ответить на вопросы, как это соответствует целям воспитания конкретного военнослужащего, какие можно ожидать воспитательные последствия от принимаемых решений, мер, действий. Воспитание в процессе воинской деятельности. Воинская деятельность во всем ее многообразии, напряженности и сложности является важнейшей школой, средством воспитания, выработки высоких морально-боевых качеств. Сложный, напряженный ратный труд, конечно, сам по себе не может влиять на воспитание военнослужащих; его воспитательная эффективность обеспечивается соблюдением ряда обязательных требований рассматриваемого принципа: обеспечение ясного понимания необходимости и ценности для общества ратного труда; деятельность должна быть Образцова, по-уставному четко организована; постоянно сочетать трудовую деятельность с регулярным отдыхом и активным досугом; никогда не создавать в целях воспитания дополнительные сложности и трудности в деятельности, ибо их и так достаточно. Воспитание в коллективе и через коллектив. Этот принцип требует от младшего командира постоянно заботиться о сплочении подчиненных в дружную, крепкую семью, о формировании у них чувства войскового товарищества, братства, коллективизма. Без этого в современных условиях немыслимо достижение победы в бою. Успешная реализация младшим командиром воспитательных возможностей воинского коллектива осуществляется на основе определенных требований. Важнейшие из них следующие: установление и строгое соблюдение в коллективе уставных взаимоотношений; обсуждение с воинами результатов учебы и службы; организация взаимопомощи; борьба с ложным товариществом; развитие принципиальной критики и самокритики; накопление положительных традиций в коллективе. Воспитатель и на стадии формирования, и на стадии опоры на коллектив должен завоевать уважение у него, иметь авторитет среди подчиненных. Индивидуальный подход в воспитании воинов. Индивидуальный подход требует всестороннего знания подчиненных и их групп (отделения, расчеты, экипажи), сильных и слабых сторон, индивидуальных и групповых особенностей. Знание подчиненных — исходный момент в организации и осуществлении воспитательной работы вообще и индивидуальной в частности. Все формы, методы, средства и особенно отдельные приемы воспитания должны в наибольшей степени соответствовать индивидуально-психологическим особенностям военнослужащих. Сочетание требовательности к воинам с уважением их личного достоинства и заботой о них. В этом принципе воедино слиты две стороны воспитательного процесса: требовательность и уважение к человеку. Общеизвестна истина, что требовательность начальника к подчиненным обязательно должна сочетаться с требовательностью к самому себе. Иначе она превратится в пустую формальность! Для требовательного младшего командира должны быть характерны такие черты, как принципиальность и непримиримость к недостаткам, настойчивость и решительность в проведении в жизнь своих требований, установление персональной ответственности военнослужащих за порученное дело, строгий контроль исполнения. Опора на положительное в личности воина и воинском коллективе. Первое требование принципа — опора в воспитании воинов прежде всего на положительное в их чертах характера. Второе требование принципа — к воспитанию воинов подходить с оптимистических позиций, то есть с верой в возможность воспитания и перевоспитания любого человека, в его способности стать и быть лучше. Третье требование принципа — опираясь на положительное, не забывать о негативном, надо знать его, тактично исправлять, помогать человеку самому изживать свои недостатки. Единство, согласованность и преемственность в воспитании. Успех воспитания воинов находится в прямой зависимости от согласованности в работе сержантов, прапорщиков, офицеров. Добиваться согласованности в работе с людьми — значит предъявлять единые требования к подчиненным, воспитывать воинов общими усилиями сержантов, прапорщиков и офицеров. Преемственность в воспитании означает сохранение, закрепление и дальнейшее развитие в практике воспитания всего того положительного, что накоплено в воспитании, в жизни коллектива предыдущими воспитателями. Методы воспитания М етоды воспитания — это совокупность педагогических приемов и средств воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащего с целью формирования и развития высоких морально-боевых и психологических качеств. К числу важнейших методов воспитания воинов относятся: убеждение, пример, поощрение, упражнение, принуждение, соревнование, критика и самокритика (см. табл. 1.2). На практике данные методы чаще всего используются в тесном взаимодействии друг с другом как единая система средств, приемов, способов педагогического воздействия наличный состав. Метод убеждения обеспечивает формирование у военнослужащих сознательности, убежденности. К приемам убеждения относятся: сравнение, сопоставление, аналогия, личный показ, опора наличный опыт воспитуемых, показ опыта других, использование силы общественного мнения, ссылка на авторитет, обращение к чувствам воспитуемых, оценка поступков или проступков. Пример является одним из условий формирования необходимых качеств личности. Это — метод воспитания воинов, заключающийся в целеустремленном и систематическом воздействии воспитателей на личность и воинский коллектив силой личного примера, а также всеми положительными примерами, служащими образцами для подражания. Личный пример сержанта является его главным оружием, важнейшим условием выполнения своих обязанностей. Он усиливает или ослабляет действенность всех других методов воспитания. «Слово учит, а пример ведет», — гласит народная мудрость. Метод поощрения, объединяя приемы и средства морального и материального стимулирования воинов, развивает у них усердие в службе, состояние удовлетворенности своими поступками и действиями. С помощью поощрения младший командир достигает закрепления положительных качеств у подчиненных. Метод упражнения способствует выработке разнообразных полезных привычек поведения, развитию и совершенствованию волевых качеств воина — решительности, смелости, самообладания и т.д. Принуждение как метод воспитания представляет собой систему воздействий на воинов, нарушающих воинскую дисциплину и общественный порядок, с целью исправить их поведение. Оно может выражаться в виде приказа, требования, предупреждения, осуждения на собрании личного состава. Метод соревнования. Сущность соревнования как метода воспитания состоит в применении такой системы воспитательных воздействий на воинов, которая развивает у них дух товарищеской состязательности и здорового соперничества, равнение на лучших в учебе и в выполнении служебных обязанностей, сотрудничество, взаимопомощь, подтягивание отстающих до уровня передовых и обеспечивает на этой основе достижение высоких общих результатов. Метод критики и самокритики. Сущность метода критики и самокритики в воспитании состоит в применении системы воспитательных воздействий на воинский коллектив и личность воина, выраженных в форме суждений, анализа, обобщения и объективной оценки их деятельности, взглядов, направленных на устранение допускаемых ими ошибок, недостатков и негативных явлений, развитие высокого чувства ответственности за свое поведение, состояние воинской дисциплины, боевой готовности подразделения. Глубокое знание, умение реализовать на практике методы воспитания — один из показателей педагогической культуры младшего командира. Таблица 1.2 Классификация методов воспитания
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.246 (0.01 с.) |