Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды, формы и методы обученияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современной школе используются три относительно обособленных виды обучения, которые отличаются между собой рядом важных признаков: n объяснительно-иллюстративное обучение, называемое также традиционным; n проблемное обучение; n программированное и компьютерное обучение. Сущность объяснительно-иллюстративного обучения хорошо передается названием. Объяснение в сочетании с наглядностью - главные его методы, слушание и запоминание - ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного - главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение называют еще традиционным не только с целью отличить его от более современных видов, но и чтобы подчеркнуть длительную историю его существования. Проблемное обучение. В его основе лежит решение какой-либо задачи, проблемы (от гр. рrоblета - «задача, задание»). Проблемное обучение надо использовать на уровне познавательной деятельности обучаемых. И здесь будем различать: проблемный вопрос, проблемную задачу, проблемную ситуацию и проблему. Преимущества проблемного обучения это, в первую очередь, большие возможности для развития внимания, активизации мышления, познавательной деятельности студентов; оно развивает самостоятельность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т.п. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности. К недостаткам проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у студента в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Название программированное обучение происходит от термина "программа", обозначающего систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель этого вида обучения - улучшение управления учебным процессом. Компьютерное обучение. Ощутимые шаги в раскрытии глубинных закономерностей человеческого обучения, а также бурный прогресс в области решения развития персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) вывели педагог на новую технологию компьютерного (компьютеризированного) обучения. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач. Формы обучения: Самой древней формой обучения является индивидуальная. Суть ее заключается в том. что обучаемые выполняют задания учителя индивидуально, работая у себя дома, либо в доме учителя. Ее несомненным достоинствами являются: индивидуализация обучения, определение оптимального темпа обучения, высокая результативность при условии высокого профессионализма учителя. В качестве недостатков можно отметить ограниченность в общении ученика в процессе обучения. Возрастающая потребность общества в грамотных людях привела к развитию индивидуально-групповой формы обучения, которая предполагала ведение занятий с группой разновозрастных учащихся, имеющих различный уровень подготовки. Массовое обучение стало возможным с появлением в Европе классно-урочной формы обучения. Со временем данная форма обучения охватывает значительную часть учебных заведений. Типичными атрибутами классно-урочной системы являются: учебный год, учебный день, звонки, расписание уроков, каникулы и перемены. В качестве достоинств классно-урочной системы можно назвать: четкую организационную структуру, простоту управления, экономичность, возможность взаимодействия между учащимися, возможность осуществления наряду с обучением воспитания. Наряду с достоинствами существуют и недостатки: ориентация на «среднего» учащегося, что влечет за собой задержку развития способных и создания трудностей для слабых учеников, учебная работа в заданном учителем темпе, жесткое расписание занятий, слабый учет индивидуальных способностей обучаемых. Под методом обучения подразумевается способ упорядочения взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленной на решение задач образования. Важно помнить, что принято выделять два уровня методов обучения: общедидактические и частнодидактические. Общедидактическими методами являются: Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что преподаватель разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают. Репродуктивный метод – предполагает составление преподавателем заданий для обучающихся на воспроизведение ими знаний и способов деятельности. Проблемное изложение заключается в том, что педагог ставит проблему и сам раскрывает противоречивый путь и логику решения, предоставляя обучающимся контроль за этой логикой, побуждая к вопросам и показывая им доступный для них, более высокий уровень мышления. Частично-поисковый (эвристический) метод. Его цель – постепенное привлечение обучающихся к самостоятельному решению проблемы, выполнение отдельных шагов решения поставленной учебной проблемой, отдельных типов исследований путем самостоятельного активного поиска. Исследовательский метод базируется на конструировании исследовательских заданий и проблемных задач, самостоятельно решаемых студентами с последующим контролем преподавателя. Частнодидактическими методами являются: словесные методы (источник – устное или печатное слово); наглядные методы (источник – наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); Практические методы. К словесным методам относят рассказ, беседу, лекцию, дискуссию, работу с книгой. Наглядные методы обучения выполняют несколько функций: обеспечивают восприятие предметов изучения, формируют представления о них, создают условия для усвоения существенных характеристик наблюдаемых явлений. Наглядные методы подразделяются на две группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ иллюстративных пособий: таблиц, карт, картин и т.д. Метод демонстраций связан с демонстрацией приборов, опытов, фильмов, моделей, позволяющих наблюдать процессы, обнаруживать их существенные свойства. Практические методы обучения основаны на практической деятельности обучаемых Их цель – сформировать практические умения и навыки. Практические методы обучения подразделяются на упражнения, лабораторные и практические работы. Сознание и бессознательное. В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Хар-ка сознания;1) Рефлексивная способность -готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. 2) Мысленное представление и воображении действительности-тесно связано с волей. 3) способность к коммуникации-передача другим лицам того,что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем. Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения. Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в узнавании ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации. Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений – ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: а) когда перед человеком возникают неожиданные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения; б) когда человеку требуется преодолеть физическое сопротивление на пути движения мысли; в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться не может; г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него. Только переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах. 54. Сущность, направления и методы воспитания Воспитание - для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение - передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможен прогресс человечества. Вот почему воспитание относится к числу категорий общечеловеческих, категорий вечных. Уже сегодня можно сформулировать целый ряд прогрессивных идей, на которых должен быть построен современный процесс воспитания. 1. Личность в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность. 2. Целью воспитания является разностороннее гармоничное развитие самоактуализирующейся личности воспитанника в условиях коллективной творческой деятельности. 3. Суть воспитания - развитие отношений воспитанника к окружающему миру: Родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому… То есть формирование жизненной позиции - своего места в системе ценностных отношений к миру. 4. Содержанием воспитания, его основой является обеспечение воспитаннику активной позиции в организуемой педагогом воспитывающей деятельности. 5. Вся система образования (обучения и воспитания) на современном этапе ориентированна на личностный подход. 6. В современном понимании воспитания продуктивной является идея педагогической поддержки. 7. Продуктивное обучение и воспитание строится в режиме диалогового общения педагога и воспитанника. 8. Назначение и позиция воспитателя. Ее очень хорошо выразил учитель-новатор Е. Н. Ильин в 5-ти определяющих глаголах: "Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать". Существуют различные классификации направлений воспитания. Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является классификация по следующим критериям: n по формам (семейное, школьное, по месту жительства, внешкольное, кофессиональное, восп в спец уч заведениях); n по содержанию)умственное, трудовое, физическое); n по объектам воспитания(нравственное, эстетическое, гражд, патриотич, идейно-политич, поликультурное, интернац, правовое, эконом, эколог); n по отношению воспитатель-воспитуемый (авторит, демократич, либеральное). Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Главными задачами трудового воспитания являются: развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопления профессионального опыта. Физическое воспитание -- неотъемлемая часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физического молодого поколения способного трудиться с высокой производительностью, переносить повышенные нагрузки. Задачи и содержание нравственного воспитания определяются посредством этических требований общества. Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания. В опыте человечества основные постулаты нравственного поведения человека были изложены в Библии, Коране, Талмуде. Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к миру, эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Экономическое воспитание -- это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Поликультурное воспитание предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этических. Интернациональное воспитание -- целенаправленная деятельность по формированию чувства свободы, равенства и братства, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлению национальной ограниченности и чванства. Патриотическое воспитание -- это процесс формирования политически сознательного молодого человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями. Методы воспитания определяются как совокупность наиболее общих способов осуществления воспитательных взаимодействий, способ решения воспитательных задач. В теории и методике воспитания выделяют два понятия, которые нередко в педагогической практике смешиваются и даже употребляются как синонимы. На самом деле это не так. Следует четко различать метод воспитания и метод воздействия. Если метод воспитания имеет своей конечной целью формирование запланированного отношения, определенных качеств личности, то метод воздействия рассчитан на получение сиюминутной реакции воспитуемого. Мы выделяем три основные группы методов воспитания: убеждения стимулирующие (возвратно-оценочные), методы организации жизни и деятельности Методы убеждения направлены, прежде всего, на рациональную сферу отношения. Убеждение предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и осознанное отношение к ней воспитанника, воспринимающего информацию. Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы последний принял точку зрения убеждающего. Обычно выделяют четыре основные группы методов убеждения -- информационные (когда воспитанникам предлагаются в готовом виде понятия о добре и зле, истинности и ложности, прекрасном и безобразном); поисковые (когда воспитанники включаются педагогом в поиск ответов на поставленные проблемы); дискуссионные (когда предлагаются различные пути решения проблем и воспитанники сами должны прийти к правильному ответу); взаимного просвещения. Стимулирующие методы. К ним относятся одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Их назначение -- регулировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности воспитанника: стимулирование положительные и торможение отрицательных. По форме поощрения и наказания разнообразны. Методы организации жизни и деятельности. Их цель -- научить определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов. В основе этих методов лежит непосредственный практический опыт людей. При организации этой группы методов необходимо помнить о законе психического заражения и его разновидности -- подражании. Психическое заражение -- это общественно-психологический механизм воспитания, выражающий бессознательную подверженность воспитанников (особенно в составе группы) эмоциональному воздействию воспитателя в условиях непосредственного контакта. Заражение осуществляется через передачу психологического настроя, через накал чувств и страстей. Подражание -- способ усвоения традиций общества, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения учениками опыта учителя, в частности, манер, действий, поведения и т. д. Оно направлено на воспроизведение воспитанниками определенных внешних черт и образцов поведения воспитателя. Внушение -- это механизм воздействия воспитателя на подсознание ученика. Важнейшей особенностью внушения в отличие от убеждения является его направленность не на логику и разум воспитанника, не на его способность мыслить и рассуждать, а на готовность получить распоряжение, инструкцию к действию. Естественно поэтому внушение не нуждается в системе логических взаимосвязанных доказательств. Для решения воспитательных задач важно сочетать разные методы, приемы и средства. Методы воспитания характеризуются рядом признаков. Во-первых, каждый отдельный метод есть особым образом организованная педагогическая деятельность. Во-вторых, использование того или иного метода обусловлено объективными социальными и природными свойствами человека, его психики. В-третьих, методу присуща специфическая функция, позволяющая решать лишь определенную часть воспитательных задач. В-четвертых, ни один из методов воспитания не является универсальным и не решает всех задач. Педагогические приемы - это способ педагогических действий в определенных условиях (равно понятию "операция"). Приемы носят частный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи. Взаимосвязь методов и приемов подвижна, одни и те же приемы могут использоваться в различных методах. Средства воспитания применяются в единстве с методами и методическими приемами. Средством обычно называют все то, что использует человек в процессе движения к цели. Роль средства может выполнять любой объект, окружающей действительности: предметы и ценности материальной культуры, природные явления, достижения науки и техники, живая и неживая природа и т. д. Процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели принято называть методикой. Систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения цели определяют как технологию. Мера воспитанности человека определяется следующими критериями: степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств и их иерархией в структуре личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.132 (0.014 с.) |