Продуктивные методы обучения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продуктивные методы обучения



Принятие решений в информационном плане означает переход от алгоритмической к эвристической обработке информации. Поэтому для формирования надежности пилота необходимо применение продуктивных методов, развивающих творческое мышление.

К таким методам можно отнести методы и приемы, направленные на:

- формирование творческой познавательной деятельности;

- совершенствование механизмов адаптации к нестандартным ситуациям;

- формирование структурных единиц опережающего отражения;

- формирование самостоятельности в принятии и реализации решения в особых и критических ситуациях;

- анализ аварийных ситуаций и катастроф;

- моделирование ситуационных заданий по анализу катастроф, аварий и предпосылок авиационных происшествий.

Указанные методы применяются на занятиях по теоретической, физической, тренажерной подготовке и в период реальной летной деятельности.

Методы теоретической подготовки летного состава

Современная педагогика выделяет следующие компоненты связи педагога (инструктора) с обучаемым:

- гностический;

- проектировочный;

- коммуникативный;

- конструктивный;

- организаторский.

Гностический компонент характеризует информативность инструкторского состава в современных педагогических понятиях.

Проектировочный компонент включает проектирование учебной и воспитательной деятельности, способов организации учебного процесса на весь период обучения, переучивания и тренировки. Для летного состава этот компонент предусматривает также умение самоорганизации учебной деятельности.

Коммуникативный компонент включает умение создавать творческую атмосферу взаимоотношений в учебном процессе, умение объективно контролировать успешность деятельности и управлять обучением, учитывая индивидуальные особенности обучаемых. В свою очередь, обучаемые должны коротко и четко отвечать на вопросы, обосновывать правильность своих действий, составлять логические умозаключения относительно своей роли в управлении воздушным судном.

Конструктивный компонент включает умение оптимальным образом конструировать учебные задачи и упражнения от занятия к занятию, акцентируя внимание на развитии самостоятельности мышления, познавательной способности обучаемых. Для летного состава конструктивный компонент включает умение создать определенную мотивированность для оптимального восприятия учебных задач, умение представлять информацию в такой форме, которая лучше усваивается данным субъектом.

Организационный компонент включает умение четко организовывать и самоорганизовывать конкретные занятия, определять информационную насыщенность занятий, степень наглядности преподносимого материала.

Особое место в системе профессиональной подготовки летного состава занимают методы развивающего обучения. Перспективно выделить три группы методов обучения в зависимости от уровня проблемности (Н. М. Мочалова, 1980):

— методы без элементов проблемности (сообщающий, объяснительный, диалогический);

— методы проблемного изложения (сообщающий, показательный, диалогический);

— методы организации самостоятельной поисковой деятельности обучаемых (эвристический, исследовательский).

Проблему в качестве категории диалектической логики философы определяют как "знание о незнании" (П. В. Копкин), как такую разновидность вопроса, ответ на который не содержится в накопленном знании и поэтому требует соответствующих действий по получению новых знаний. Иными словами, проблема детерминирует поисковую, исследовательскую деятельность человека по открытию нового знания или применение известного в новой ситуации.

Творческое, активное усвоение новых понятий совершается в процессе решения проблем, задач. Решение проблемы предполагает не только знания, но и практическое действие.

Творческое мышление возможно лишь в сочетании с репродуктивным. Чтобы найти выход из проблемной ситуации, курсанту нужно найти новую, не имеющуюся у него прежде стратегию деятельности, т.е. совершить акт творчества. Психический процесс, с помощью которого решается проблема в проблемной ситуации, является продуктивным (проблемным). При этом следует учитывать зависимость забывания от способа усвоения материала (рис. 79).

Продуктивная деятельность включает и известные приемы и методы умственной деятельности и одновременно создает новую систему действий (интуитивно).

Проблемное усвоение развивает мышление обучающегося не потому, что преподаватель ставит проблему, а потому, что обучаемый сам ее решает.

Рис. 73. Зависимость забывания от времени и способа усвоения
(по П. А. Корчемному):

1 - после одноразового прослушивания объяснений обучающего; 2 - после прослушивания и самостоятельного чтения; 3 - после прослушивания, самостоятельного чтения и активного наблюдения изучаемого процесса, 4 - после контроля усвоения и практического освоения действий обучаемым

 

Проблемная ситуация возникает при выполнении обучаемым такого действия, которое неадекватно условиям выполнения, когда необходима существенная перестройка мышления, основывающаяся на открытии нового способа действия.

Методы проблемного обучения представляют собой особый тип взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемого, детерминированной системой проблемных ситуаций. Это обучение характеризуется системой приемов и методов обучения, переосмысленных с точки зрения достижений современной педагогики, психологии, дидактики, социологии, кибернетики и практики. На рис. 80 представлены основные методы теоретического обучения, которые можно классифицировать по описанным далее признакам.

Методы обучения по способу деятельности:

— традиционные (источниковые): словесные, наглядные, практические, не отражающие познавательной деятельности курсанта;

— дидактические (система общих и бинарных методов): объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный), репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический), исследовательский;

— оптимизации обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Методы — правило как действовать:

— проблемного обучения: общие методы как обобщенное правило и способ организации процесса обучения и бинарные методы (методы преподавания и методы учения) для решения конкретных дидактических задач, определенного занятия.

Как указывалось, важную роль в формировании надежности летного состава играют проблемные методы обучения. Кратко остановимся на их описании.

Сообщающий метод преподавания представляет собой систему приемов и обеспечивает сообщение преподавателем фактов и выводов без достаточного их объяснения, обобщения и систематизации. Сообщающему методу преподавания соответствует исполнительный метод учения, для которого характерна деятельность курсанта по образцу для дальнейшего воспроизведения знаний без критического их анализа и глубокого осмысления.

При использовании объяснительного метода акцент делается на объясняющей роли преподавателя (сочетание слова, наглядности и практических действий). Объяснительному методу преподавания соответствует репродуктивный метод учения, для которого характерно сознательное усвоение знаний с дальнейшим воспроизведением действий по определенному алгоритму.

 
 

Рис. 74. Классификация основных методов обучения

 

При побуждающем методе преподавания учебный материал частично объясняется преподавателем, а частично дается курсантам в виде проблемных познавательных задач, проблемных вопросов, заданий для самостоятельного усвоения новых знаний.

Частично-поисковый метод учения предполагает активное восприятие материала курсантом, самостоятельное усвоение и творческое применение полученных знаний в процессе решения различного рода предъявляемых преподавателем заданий.

Инструктивный метод преподавания используется для организации практической деятельности курсантов, когда преподаватель объясняет, показывает учащимся, что и как следует делать практически. Данному методу преподавания соответствует практический метод учения, когда курсанты по инструкции или указанию преподавателя могут сами находить неизвестное, делать обобщения и выводы.

 

 

Важным моментом выбора методов является группирование их по результирующим функциям (рис. 75). Это репродуктивные программировано–алгоритмизированные, продуктивные методы. Каждой из групп и, в частности, каждому методу соответствуют свои структура, содержание, формы и методы обучения*. Правильный их выбор обеспечивает наиболее оптимальные условия для достижения общего результата — формирования необходимого уровня надежности пилота.

Выбор методов, форм, способов и приемов обучения определяется характером дидактической цели, особенностью содержания учебного материала, уровнем обученности учащихся и методической подготовленностью преподавателя (рис. 76-78).

Эти слагаемые выступают как факторы выбора методов обучения и, в свою очередь, делятся на подструктуры (высокая, средняя, низкая), определяемые уровнем обобщенности (новые или опорные знания). Чем выше уровень обобщенности, тем большее предпочтение отдается продуктивным методам обучения.

Важно, чтобы все факторы были учтены, соответствовали своим уровням обобщения и выступали как единое интегративное целое.

 

Рис.75. Общая схема выбора методов обучения

 
 


Рис. 76. Схема выбора методов обучения в зависимости
от исходного уровня обученности учащегося

 

Рис. 77. Выбор эвристического метода обучения на примере занятия
по теме "Маслосистема авиационного двигателя"

 

Рис. 78. Общие и бинарные методы обучения,
правила и приемы их реализации

 

Основные рекомендуемые формы, способы и приемы должны в полной мере соответствовать функции метода и быть адекватными уровню их реализации как со стороны преподавателя, так и со стороны курсанта (рис. 79).

Применение проблемных методов обучения на занятиях по теоретической подготовке включает:

— альтернативность решения;

— творческий характер деятельности;

— учет возможных отклонений в процессе профессиональной деятельности;

— практическую реализацию гипотезы;

— самоактуализацию знаний, навыков и умений;

— формирование и конкретизирование проблем;

— углубленное изучение проблемных вопросов;

— причинно-следственный анализ явлений;

— рабочую гипотезу и др.

Исходя из этого, можно выделить пять основных типов (видов) занятий (рис. 80):

1-й тип – изучение нового материала;

2-й тип – совершенствование знаний, умений и навыков;

3-й тип – обобщение и систематизация;

4-й тип – комбинированный:

5-й тип – контроль и коррекция знаний, умений и навыков.

В целях упорядочения компонентов учебно-воспитательного процесса, постоянного их совершенствования занятие по теоретической подготовке должно иметь постоянную (дидактическую) структуру и две вариативные (логико-психологическую и методическую) подструктуры (рис. 81).

Дидактическая структура занятия включает следующие этапы (рис.82):

— актуализация опорных знаний, способов, действий;

— формирование новых понятий и способов действия;

— применение (формирование) навыков и умений.

Логико-психологическую подструктуру можно представить в виде схемы: возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы

— выдвижение гипотезы

— доказательство гипотезы

— проверка правильности проблемы.

Методическая подструктура складывается из видов и способов деятельности преподавателя и курсантов на занятиях (беседа рассказ, демонстрация опыта и др.).

Эффективность обучения в значительной степени зависит от правильно выбранного метода анализа занятия, для чего необходимо произвести:

— научно-методический анализ учебного материала;

— планирование занятия;

— общий анализ занятия.

Научно-методический анализ учебного материала к занятию по теоретической подготовке должен включать следующие виды (рис.83):

— понятийный;

— логический;

— психологический;

— анализ воспитательной значимости;

— дидактический анализ.

Научно-методический анализ учебного материала производится по следующей схеме.

Понятийный анализ:

— определение объема нового материала (обязательный и сверх программы);

— определение состава знаний (понятия, законы, факты правила и т.д.);

— определение способа раскрытия понятий, сообщения фактов правил и т.д.

Логический анализ:

— выделение материала, обязательного для усвоения вне связи с другими (аксиомы, факты и т.д.);

— построение логической структуры материала проблемно (через виды противоречий) и не проблемно (путем изложения).

Рис. 79. Схема взаимодействия преподавателя и курсанта
в процессе обучения

Рис. 80. Типы и виды современного урока

Рис. 81. Структура современного урока

 

 

Рис. 82. Планирование современного урока

Рис. 83. Научно-методический анализ учебного материала

Психологический анализ:

— определение приемов и способов создания проблемных ситуаций;

— определение типов проблемных ситуаций;

— определение новизны материала;

— выяснение возможности постановки проблемы;

— выявление фактов, создающих эмоциональный настрой.

Дидактический анализ:

— постановка дидактической цели;

— уточнение объема материала;

— членение материала по этапам урока;

— определение общих и бинарных методов;

— определение методической структуры урока;

— выделение приемов и способов создания, решения проблемных ситуаций;

— подбор дидактического материала для формирования умений и навыков;

— подбор технических средств обучения (ТСО), средств наглядности, программированных пособий;

— составление списка учащихся для оценки знаний и индивидуализации обучения.

Анализ воспитательной значимости:

— выделение понятий и фактов, влияющих на формирование научного мировоззрения;

— определение приемов, повышающих интерес к учебному процессу;

— выявление возможностей содержания учебного материала для осуществления взаимосвязи общего и профессионального образования.

Общий анализ занятия по теоретической подготовке проводится в следующей последовательности (рис. 84):

— анализ по дидактическим категориям;

— анализ по структурным элементам.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.014 с.)