Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы интенсивного обученияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методы интенсивного обучения направлены на эффективное использование резервов организма, расширение информационных возможностей специалиста, а потому имеют прямое отношение к формированию профессиональной надежности летного состава. Классификация методов интенсивного обучения по педагогическим функциям представлена в табл. 49.
Таблица 49 Классификация методов интенсивного обучения по педагогическим функциям
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНАЖЕРНОЙ И ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ Методы занятий на электронных тренажерах и в процессе летного обучения в целях формирования профессиональной надежности можно классифицировать следующим образом: 1. Методы специального теоретического обучения в период первоначального летного обучения, при вводе в строй, перерывах в летной работе, на сборах и др. 2. Методы изучения арматуры систем, механизмов тренажера. 3. Методы целостного изучения взаимодействия систем и механизмов КТС. 4. Методы формирования первоначальных навыков пилотирования. 5. Методы формирования навыков и умений по локализации особых ситуаций. 6. Методы формирования психофизиологических резервов в особых ситуациях. 7. Методы формирования поисковой активности. 8. Методы построения образа полета в особых ситуациях. 9. Методы обучения с помощью ЭВМ. 10. Ролевые игры. Остановимся на специфических методах профессиональной подготовки пилота. В этих целях рассмотрим методические пути адаптации пилота (экипажа) к сложным условиям профессиональной деятельности. МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Рассмотрим некоторые методы и приемы проблемного обучения ввиду их большой значимости для профессиональной подготовки и отсутствия их описания в литературе применительно к данному виду подготовки. При создании проблемных ситуаций необходимо исходить из главной установки — активизации познавательной деятельности летного состава с одновременным формированием устойчивости знаний, навыков, умений и психофизиологических механизмов адаптации к экстремальным ситуациям в полете. Действия пилота-инструктора заключаются в. объяснении проблемной ситуации, указании, на каких участках полета она встречается, на опасность такой ситуации. Вместе с тем необходимо подчеркнуть возможность благополучного выхода из самых сложных проблемных ситуаций. Курсант-пилот изучает проблему, разрабатывает план ее решения и приступает к индивидуальной работе по выработке практического решения и его реализации. От курсанта в обязательном порядке необходимо требовать изложения всего материала письменно. На следующем занятии пилот-инструктор проверяет практический путь решения проблемной ситуации, после чего курсант выполняет в условиях полета на КТС задание с характерной проблемной ситуацией. После закрепления навыков выхода из подобной ситуации изучаются другие проблемные ситуации. Закрепление изученного материала осуществляется неожиданным для обучаемого созданием особых условий на различных этапах полета. В целях формирования профессиональной надежности большое значение имеет напряженность педагогического процесса, что создает психофизиологический резерв надежности. Это достигается: — изменением (усложнением) участка полета, на котором вводится (моделируется) экстремальная ситуация, что определяет повышенные психофизиологические затраты организма (табл. 58); — применением комплекса проблемных ситуаций; — усложнением проблемной ситуации дополнительными ограничениями (метеоусловия, условия аэродромного покрытия, средства связи и т. д.); — характером проблемной ситуации (табл. 59). Особое место в системе методов формирования профессиональной надежности занимают бинарные методы проблемного обучения, позволяющие с нарастающей эффективностью активизировать поисково-исследовательскую деятельность обучаемого. Рассмотрим действия бинарных методов, трансформированных в непосредственном решении задач профессиональной подготовки летного состава при занятиях на электронных системах (ТЛ, КТС).
Таблица 58 "Психофизиологическая стоимость" отдельных элементов полета
После актуализации знаний, навыков и умений по действию пилота в аварийных ситуациях инструктор-преподаватель активизирует умственную деятельность курсанта путем постановки проблемных ситуаций в различных условиях профессиональной деятельности, управляя при этом самостоятельной поисковой деятельностью курсанта. Особое внимание уделяется альтернативным способам решения проблемных ситуаций, творческому характеру оценки проблемы, учету возможных осложнений. После практической отработки некоторых элементов ситуационных проблем преподаватель дает задание на самостоятельную работу (проблемно-поисковый метод). В качестве таких заданий важно вводить практические проблемные ситуации, включая ситуации, заканчивающиеся катастрофами.
Таблица 59 Примерная схема применения проблемно-поисковых методов
Сложность летной деятельности, высокая мотивация на познание проблемных ситуаций, связанных с реальной профессиональной деятельностью, активизирует познавательные процессы, стимулирует курсанта к более широкому и глубокому усвоению теоретических дисциплин и актуализации знаний в процессе профессиональной подготовки. При постановке проблемной ситуации инструктор сообщает фактическое положение и развитие ситуации. При этом профессиональные действия пилота не подвергаются анализу, что побуждает курсанта к активизации познавательной деятельности: самоактуализации знаний, формированию и конкретизации проблемы, углубленному изучению проблемных вопросов, формулированию алгоритма правильного принятия и реализации решения в подобных условиях. Например, при анализе катастрофы, курсант осуществляет исследование ситуации, формулирует проблему, обосновывает варианты гипотез ошибочных действий экипажа, применяя для их обоснования все имеющиеся у него знания (актуализирует знания для конкретных условий). В то же время любая катастрофа представляет собой целый комплекс действий пилота (экипажа) по выходу из критической обстановки. Курсанты об этом хорошо осведомлены. Вот почему действия пилота (экипажа) не могут быть сразу же поставлены под сомнение, как ошибочные. Это заставляет курсанта подвергать тщательному анализу действия пилота (экипажа), сопоставлять данную ситуацию с известным опытом, анализировать и сравнивать подобные проблемные ситуации, классифицировать отдельные операции и синтезировать их в образ полета. Так формируется правильное решение и пути его реализации. Актуализация знаний по исследовательской проблемной ситуации проводится, как правило: на групповых занятиях, после чего актуализируются навыки и умения непосредственно в условиях моделирования подобных ситуаций. До начала "полета" и возникновения экстремальной ситуации действия пилота (экипажа) программировались курсантом в строгом алгоритме от обнаружения отказа до принятия и реализации решения. На последующих занятиях необходимо усложнять условия проблемной ситуации путем изменения: — этапа полета; — характера отказов по уровню стресс-реакции; — условий принятия решения; — времени на выполнение отдельных операций. Подобными приемами активизируется поисковая деятельность пилота и формируются качества, которые лежат в основе профессиональной надежности. Особое значение в профессиональной деятельности экипажа имеет время обнаружения и точность определения характера отказов, что зависит от полноты информации, которой располагает пилот, в конкретных условиях полета, от состояния пилота (курсанта), практического опыта и многих других переменных величин. По психологическим признакам можно определить "группы отказов (табл. 60).
Таблица 60 Психологическая структура классификаций отказов воздушного
Как показали исследования, отказы 1-й группы обнаруживались пилотами достаточно быстро и при наличии прочных знаний решения принимались своевременно. Иначе обстояло дело со временем обнаружения отказов 2-й группы. Оно колебалось от 2 до 15 с, а в отдельных случаях и больше. Увеличение времени на фиксацию световых сигналов объясняется повышенной концентрацией внимания пилота на пилотажных приборах. Чем сложнее этап полета, чем больше внимания уделяется пилотированию самолета, особенно по показаниям авиагоризонта и указателя скорости, тем уже поле внимания пилота. Поэтому на таких этапах, как снижение на посадочной прямой, особенно на высотах менее 600 м, световые сигналы на некоторое время выпадают из поля зрения пилота. Время, необходимое для обнаружения световых сигналов, можно сократить путем систематических тренировок в правильном распределении внимания с учетом его особенностей на этапах полета. На обнаружение отказов третьей группы затрачивалось наибольшее время. При этом пилоты допускали до 10— 12 % ошибок в определении отказавшего прибора. Особенно характерными в этом отношении являлись ошибки при отказах авиагоризонта. Установлено, что в пяти случаях из ста пилоты принимали отказ авиагоризонта за кренение самолета и, естественно, стремились компенсировать его соответствующим отклонением элеронов в обратную сторону. В результате усложняли обстановку созданием крена, что приводило к развороту, снижению самолета и нарастанию скорости. Создавшуюся ситуацию пилоты принимали за отказ высотомера, указателя скорости или компаса в зависимости от того, отклонение какого параметра они замечали в первую очередь. Так допускались ошибки логического характера. Правильный вывод об отказе авиагоризонта (или другого пилотажного прибора) в таких случаях возможен только после сопоставления соответствующих приборов, дублирующих его показания. Для предупреждения логических ошибок при определении отказавшего прибора пилоту необходимо прививать навыки правильного распределения внимания. Одним из приемов, способствующих расширению поля внимания и правильности структуры его распределения, является установка курсанта на возможность отказа в полете в начале обучения. Но после освоения курсантом тренируемых действий отказы следует вводить без предупреждения. Как показал опыт, после двух-трех тренировок (когда один и тот же отказ вводится без предупреждения) время обнаружения и количество ошибочных решений и действий уменьшается на 30—40 %. По сложности принятия решения все отказы авиационной техники в полете (моделируемые на тренажерах) целесообразно разделить на две группы. К первой группе относятся те отказы, при возникновении которых пилотом принимается однозначное решение. Например, при отказах авиагоризонта можно принять только единственное решение: продолжать полет по дублирующим приборам (высотомеру, указателю скорости, вариометру, указателю числа М). Ко второй группе относятся отказы, при которых принятие решения зависит от конкретной ситуации полета (удаление от аэродрома, высота и скорость полета и др.). К этой группе, в частности, можно отнести случаи самовыключения двигателя, отказ маслосистемы. генератора постоянного тока и т. д. При моделировании таких отказов инструктор тренажера должен в широких пределах менять условия их возникновения, строго контролируя соответствие принятого решения конкретным условиям полета. По уровню реакций, определяемому состоянием психофизиологических функций, и вероятности неблагоприятного исхода моделируемой ситуации в реальном полете отказы могут быть условно распределены на четыре группы: незначительные, умеренные, сильные и очень сильные. Необходимость такого деления отказов вызвана многими причинами. Известно, что при неожиданном возникновении аварийных ситуаций, некоторые пилоты проявляют растерянность, путают последовательность выполнения действий и др. Даже преднамеренное выключение двигателя в процессе проведения государственных и заводских испытаний, когда пилоты психологически подготовлены к этому, вызывает исключительно высокое нервно-психическое напряжение. При этом уже за несколько минут до выключения двигателя начинает резко возрастать ЧСС, достигая 150 — 160 уд./мин. На фоне повышенной частоты дыхания (23 — 25 цикл./мин) имеют место отдельные его задержки, свидетельствующие о высоком нервном напряжении. При внезапном возникновении аварийной ситуации, связанной с отказами жизненно важных агрегатов, уровень реакций пилота может быть еще более высоким. Это окажет отрицательное влияние на правильность принятия и реализации решения. В связи с этим аварийные ситуации, которые вызывают высокое нервное напряжение, должны гораздо чаще, по сравнению с другими, имитироваться на тренажере, чтобы за счет высокой тренированности действий повысить надежность пилота в этих условиях. По сложности выполняемых действий все отказы целесообразно разделить на пять групп: 1. Информация воспринята, основная структура деятельности пилота не изменяется, дополнительных действий нет. 2. Структура изменилась, но требует выполнения простых действий, не приводящих к нарушению основной деятельности. 3. Структура изменилась и требует выполнения сложных действий, но не оказывает влияния на последующую деятельность. 4. Структура изменилась и приводит к умеренному изменению деятельности пилота. 5. Отказы, значительно изменяющие структуру деятельности. Наиболее сложными по характеру выполняемых действий являются отказы 5-й группы, так как после их обнаружений значительно изменяется структура деятельности пилота. Так, убедившись в том, что показания на авиагоризонте не восстанавливаются, пилот переходит к пилотированию по совмещенному прибору (дублеру авиагоризонта ДА-200), что приводит к ломке закрепленного стереотипа восприятия информации, характерного для полета при исправном авиагоризонте. Для совершенствования способности пилота быстро перестраивать систему получения информации при отказе отдельных приборов и переходить к другой рациональной структуре распределения внимания в сложившихся условиях рекомендуется проводить тренировки в пилотировании самолета по дублирующим приборам. Таким образом, представленная классификация отказов по психологическим критериям позволяет подойти к разработке педагогических основ моделирования интегративных процессов подготовки летного состава к надежности при выполнении профессиональных функций в особых и критических ситуациях.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 5072; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.109.244 (0.012 с.) |