Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция основы авиационной педагогики

Поиск

ЛЕКЦИЯ ОСНОВЫ АВИАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

1. составляющие подструктуры авиационной педагогики.

2. Система профессиональной подготовки авиаспециалистов.

3. Профессиональная модель авиаспециалиста

 

Принципы

 

Для того, чтобы осуществить педагогическийпроцесс профессиональной подготовки необходимо провести оптимизацию основных компонентов учебно-воспитательного процесса. Однако сама оптимизация требует своего комплексного осмысливания. В свете изложенных ранее концепций оптимизация основных компонентов процесса профессиональной подготовки должна осуществляться по строго детерминированным параметрам сложного и разнохарактерного по структурной и функциональной сущности интегративного педагогического процесса. Получить прогнозируемый педагогический результат можно при условии научно обоснованной конструкции модели профессиональной подготовки с жестким упорядочением всей пространственной структуры подготовки профессионала, в том числе и межпредметных связей профессиональной подготовки.

Основной смысл системного подхода, как методологической основы организации интегративного педагогического процесса профессиональной подготовки, заключается в том, что любой частный педагогический процесс, формирующий отдельные качества, может быть вписан в один из механизмов внутренней архитектоники (организации) и выполнять в нем свои интегративные функции. Это значит, что целое больше суммы входящих в него частей, т.е. за счет взаимодействия происходит прирост качеств и закономерностей по сравнению с исходным. Иными словами: в данном случае интеграция (как и результат) выступает в роли системообразующего фактора (5.112).

Иными словами: структура модели организации интегративного педагогического процесса при его функционировании отражается в принимающей системе на новой вещественно-энергетической основе. Но для этого принимающая система должна обеспечить "строительным" материалом все «наряды» передающей системы. Вот почему основным, упорядочившим организацию профессиональной подготовки, стержнем должна быть напряженность педагогического процесса, которая дозирует степень вовлечения нервно-эмоциональных ресурсов организма обучаемого в построение целесообразных адаптационных функциональных систем.

Таким образом, принципы научной организации системы профессиональной подготовки должны объяснить и научно обосновать:

- пути надежной адаптации на основе учета закономерностей доминантных и мотивационных установок в процессе профессиональной подготовки;

- разработку дидактических основ профессиональной подготовки;

- пространственно-временную интеграцию средств профессиональной подготовки;

- параметры оптимизации основных компонентов процесса профессиональной подготовки;

- временную динамику напряженности функционирования средств профессиональной подго­товки;

- соотношение функционирования общих и специальных средств профессиональной подготовки и математические описания степени специализированности средств такой подготовки;

- ритмичность педагогических процессов в целостной пространственно-временной структуре профессиональной подготовки, создавая условия восстановления энергетического ресурса организма;

- активное целеустремленное управление системой профессиональной подготовки;

- математический аппарат количественного измерения напряженности и расчета ритмичности информационного процесса профессиональной подготовки.

Разработка организационных принципов профессиональной подготовки летного состава в русле изложенных концепций позволит на научной основе организовать сложные интегративные процессы формирования высокой профессиональной надежности летного состава и вплотную подойти к решению проблем надежного освоения летательного аппарата, безопасности полетов по человеческому фактору и сохранения профессионального долголетия.

 

Принцип доминантно- мотивационной установки в организации педагогического процесса профессиональной подготовки обоснован нами на базе закономерностей, обоснованных П. К. Анохиным, Ф. 3. Меерсоном, Б. Г. Ананьевым, М. И. Махмутовым, объясняющих активизацию познавательной деятельности учащихся и построение целесообразных адаптационных систем (таблица).

Таблица. Закономерности, обосновывающие принцип доминантно-мотивационной установки

Закономерность Основное содержание закономерности и ее педагогическая специфика
Закономерность построения функциональных адаптационных систем Построение адаптационных функциональ­ных систем организма происходит с целью получения приспособительного результата. Результаты педагогического процесса находят свою материальную основу в адаптационных функциональных системах.
Закономерность пластического обеспечения функций орга­низма Всякая привилегированная деятельность должна функционировать при условиях, обеспечивающих исключение «разоруже­ния» пластического эквивалента организма, что может иметь место при одновременном доминировании нескольких видов деятель­ности или при долговременном предельном доминировании одного из ее видов.
Эмоциональная напряженность является ядром работоспособности – психологическая закономерность Эмоциональная напряженность определяет степень надежности при работе как умственного, так и физического характера.
Общая законо­мерность акти­визации познава­тельной деятель­ности учащихся Напряжение интеллектуальных сил ученика рождается при наличии проблемной ситуации, высокого интереса к теме, эмоционального настроения и волевого усилия. Важную роль в усвоении материала играют процессы доминирования волевого усилия и эмоциональных настроев.

 

Поскольку педагогический процесс профессиональной подготовки имеет своей целью формирование адаптационных, функциональныхсистем, то принципиально важным обстоятельством является естественно-научная основа становления конечного результата. И здесь чрезвычайно важно понять механизмы организации функциональных систем организма в процессе достижения цели. А.Н. Леонтьев (указывает, что у человека формирование специфических для него функциональных систем происходит в результате овладения им орудиями (средствами) и операциями. Эти системы представляют собой не что иное, как отложившиеся, овеществленные в мозге внешне - двигательные и умственные - например: логические - операции. Но это не простая их «калька», а скорее их физиологическое иносказание. Для того, чтобы это иносказание было прочитано, нужно пользоваться уже другим языком, другими единицами. Такими единицами являются мозговые функции, их ансамбли – функционально-физиологические системы (

Однако из теории и практики формирования физических и профессиональных качеств известно, что получить интегративный, как бы собранный, приспособительный результат весьма трудно, а в большинстве случаев (в сложных видах деятельности) практически невозможно, т.к. формирование «тонких» механизмов адаптации сложно совмещать с информационным процессом формирования «грубых» физических качеств, а также в силу «несовместимости», в процессе формирования многих качеств, определяющих динамическую работоспособность. Усиленное формирование, например, качества выносливости при определенных условиях, может затормозить формирование или притупить качество скорости и т.д. Система адаптации включает компоненты, отобранные по одному единственному критерию: в какой степениэтот компонент способствует, облегчает получение конкретного приспособительного результата в ответ на воздействие информационного процесса профессиональной подготовки. Поэтому на каждом конкретном этапе подготовки видимо должны доминировать средства подготовки, наиболее способствующие получению полезного результата, выражающегося в уровне функционирования адаптационных систем. Уровень организации и функционирования адаптационных: функциональных систем на каждом этапе, в таком случаев, должен определяться его задачами в интересах достижения (в конечном итоге) результата цели..

Следовательно, этапность специфической многоплановой подготовки выступает как необходимый инструмент организации информационного процесса. Этапность является детерминантом целей и задач информационных процессов профессиональной подготовки, определяя целесообразность средств педагогического воздействия, и специфическую направленность для достижения цели этапа и цели профессиональной подготовки в целом.

С практической точки зрения, с помощью экспертных оценок и корреляционного анализа, все средства подготовки должны быть ранжированы по значимости для целевой (летной) деятельности. В соответствии с конечной целевой деятельностью необходимо весь период подготовки оператора «разбить» на этапы. Этапность подготовки – это инструмент регулирования функционирования напряженности педагогического процесса различных средств профессиональной подготовки летчика в различные конкретные целевые временные интервалы. Самые «сильные» (в профессиональной подготовке) формирующие средства должны доминировать, предшествуя конечной целевой деятельности летчика, обеспечивая тем самым необходимый запас специфических функциональных адаптационных систем организма. Как показали исследования продолжительность этапов для обеспечения формирования профессиональных качеств, при 3-х разовом в неделю занятии, будет составлять 2-2,5 месяца. Следовательно, наиболее специализированные средства (учитывая период летного совершенствования) профессиональной подготовки должны доминировать в течение 2-2,5 месяцев (не менее), например, до вывозной программы в первоначальный период освоения летательного аппарата. «Менее важные» средства получают привилегированное положение на начальных этапах. Всякая же, привилегированная на любых этапах подготовки, деятельность «охраняется» от захвата ее пластических ресурсов пониженным доминированием «второстепенных» информационных процессов в конкретное время. Это одно из важнейших положений организации профессиональной подготовки летного состава.

Здесь мы подошли к другому очень важному вопросу организации профессиональной подготовки летчика – роли мотивации в адаптации к информационному процессу. При этом важно подчеркнуть, что всякое приспособительное поведение может быть только мотивированным. Эмоции выполняют функциюсубъективных отношений к объективно существующим явлениям, а не объективности такого отношения. Мотивационный же процесс представляет собой форму эмоционального процесса. Как указывает Я. Рейковский мотивация - это эмоция плюс направленность действий. Разумеется, что эмоции также не лишены направленности. Однако, в отличии от мотивации, эмоции имеют экспрессивную направленность (не ищут путь к достижению цели). Мотивационный процесс всегда целенаправлен. В то же время эти два процесса едины всвоем проявлении и выражают интегративный эмоциональный мотивационный процесс. Весьма важно учитывать и то обстоятельство, что у человека формирование установки на определенные действия всегда связано с программой достижения цели. Знак эмоций определяется степенью соответствия программы действий с реально существующей обстановкой.

Изменение сложившейся ситуации или изменение самого субъекта к такой ситуации, вызывающие активность к достижению определенных результатов. Вот почему в процессе профессиональной подготовки важным является постоянная тренировка поисковой активности, мобилизация психических и физиологических механизмов на достижение цели.

Изложенное имеет особо важное значение в поиске конкретизации «дерева целей» в процессе организации профессиональной подготовки летчика. Мотивация же на упорядоченную деятельность приводит к дости­жению результатов путем "просеивания" в процессе отбо­ра нейронов с "полезными" (мотивированными) функци­ями и интегрирование их с целью получения необходимой функциональной системы, исключая элементы с «лишними», для определенного времени, функциями.

Мотивация является одним из ведущих компонентов в «достраивании» функциональной системы целесообразной адаптации. Bот почему особенно важно определить место субсистем при организации профессионального обучения. Такое место должно одновременноучитывать связи и взаимосвязи систем всех уровней и доминантно-мотивационные установки.

Таким образом были найдены предварительные наиболее оптимальные уровни напряженности инфор­мационного процесса. Принцип доминантно-мотива­ционной установки в организации профессиональной подготовки летчика определяет основу конструкции информационного процесса в интересах получения программированного результата в необходимое время.

 

Принцип целостной пространственно-временной интеграции средств

профессиональной подготовки летчикапредусматривает интеграцию частныхпедагогических процессов, детерминируя их в объеме, направленности и времени функционирования. Законо­мерности, обосновывающие данный принцип, пред­ставлены в таблице.

 

Таблица

Закономерности, обосновывающие принцип целостной пространственно-временной интеграции средств профессиональной подготовки

Закономерность Основное содержание закономерности и ее педагогическая специфика
Закономерность объединения органов и систем организма в функциональную систему Рабочие органы объединяются в динами­ческую функциональную систему только в интересах получения необходимого приспособительного результата независи­мо от их анатомической принадлежности. Такое объединение заканчивает свою деятельность как только будет достигнут результат, который является системооб­разующим фактором. Средства педагоги­ческого воздействия должны интегриро­вать свои усилия в пространстве и во вре­мени, именно теми гранями, которые обес­печивают получение фокусированного ре­зультата. В ответ организм построит необ­ходимую функциональную систему, «зало­жит» ее в памяти с целью применения в будущем как материальной основы опере­жающего отражения. Межпредметные свя­зи должны обеспечить пространственно-временное функционирование основных средств профессиональной подготовки
Окончание формирования общих и специ­альных качеств в ходе учебно-вос­питательного процесса на за­нятиях по физи­ческой подготов­ке Специальные качества должны форми­роваться только на базе общефизической подготовленности. Развитом состоянии фунциональных систем, обеспечивающих динамическое здоровье, общую работоспо­собность. Интеграция педагогических про­цессов различных средств профессио­нальной подготовки при формировании специальных качеств должна учитывать данную закономерность в интересах полу­чения системой необходимых результатов.

 

Принцип целостного подхода связан с интегративными свойствами. Вследствие этого целостность может существовать как результат взаимозависимости и взаимосвязи элементов системы профессиональной подготовки. Следовательно, части (элементы) заключают в себе особенности целого, в результате чего разорвать связь целого и части можно лишь в абстракции. Детерминация целого частями обусловлена самой принадлежностью частей целому, выражающих свойства целого. В этой связи интегративную роль целого следует понимать в информационных процессах функционирования каждой части (средства профессиональной подготовки), детерминирующих их органической связью с целостным интегративным информационным процессом профес­сиональной подготовки летчика.

Целостный подход к профессиональной подготовке летчика, призван интегрировать цели, средства, методы и возможности для решения проблемы профессиональной надежности летчика в полете. В этом отношении упорядоченность педагогической информации, ее детерминированность по пространственно-временным взаимоотношениям будет иметь решающее значение для формирования профессиональной надежности летчика.

Принцип пространственно-временной интеграции предусматривает взаимодействие информационных процессов субсистем системы профессиональной подготовки не только в интересах совместных усилий, направленных на логическое увязывание разделов программы, а главным образом, на такое взаимодействие, которое позволило бы сформировать у летного состава высокий адаптационный комплекс. В зависимости от этапа подготовки летчика (принцип доминантно-мотивационной установки) интеграция педагогических процессов (субсистем) будет осуществляться различными сторонами.

Таким образом, упорядоченность сети взаимных связей между частными педагогическими процессами по пространственно-временным характеристикам является условием для образования целостного интегративного процесса профессиональной подготовки летчика. Поэтому принцип интегративного подхода принят нами как один из основных при разработке моделей профессиональной подготовки летчика.

 

Принцип специализированности педагогического процесса профессиональной подготовки летчика определяет количественную характеристику упорядочения модели педагогических процессов профессиональной подготовки и ее функционирования. Базируется принцип специализированности на закономерностях, представленных в таблице

 

Таблица. Закономерности, обосновывающие принцип специализированности средств профессиональной подготовки

Закономерность Основное содержание закономерности и ее педагогическая специфика
«Важнейший закон обучения» раскрывающий дидактические требования цели: «Чему учить?», «Как учить?» Моделирование деятельности обучаемого в соответствии с требованием цели обучения. Специфика летной деятельности требует применения в практике обучения большого комплекса средств, имеющих различное профессиональное значение в ходе формирования психофизиологичес­ких качеств и устойчивости. Вследствие этого важное значение приобретает количественная оценка специализирован­ности различных средств профессио­нальной подготовки.
Закономерность формирования общих и специ­альных качеств в физической подготовке Формирование общих и специальных качеств представляет собой единый педагогический процесс с преобладающим акцентом: а) на первоначальных стадиях – обще­функциональные средства подготовки; б) по достижении функциональной базы доминирующее положение приобретают специальные средства подготовки. Служит своеобразным каналом оптимизации межпредметных связей.

 

Принцип специализированности определяет, например, динамику соотношения ОФП, СФП, ПФП, КФП в процессе физической подготовки, а также соотношение и характер физической подготовки летчика в зависимости oт задач периода профессионального совершенствования. Динамика напряженности педагогического процесса в целом и отдельных средств профессиональной подготовки задается принципом специализированности, «работающим» в диалектическом единстве с другими принципами. С помощью количественной оценки «S» дисциплины определяют ее ранговую динамику. При этом принцип специализированности "обязывает" учитывать следующие положения:

а) наиболее специализированные занятия по наземной подготовке проводятся на этапе, пред­шествующем реальным полетам;

б) "конкретные" дисциплины должны домини­ровать на этапе, предшествующем специализированному (как правило, это первый этап);

в) занятия на всех этапах подготовки должны носить циклический характер с переменным ритмичным чередованием нагрузки, что обеспечивается принципом разнонаправленной ритмичности процесса подготовки летчика.

Принцип специализированности имеет прямую связь как с принципом доминантно-мотивационной установки в динамике процесса подготовки летчика, так и с принципом целостной пространственно-временной интеграции. В этом плане принцип специализированности представляет собой упорядочение подсистемы подготовки, прогнозирование результатов деятельности и уровень дозирования.

 

Принцип разнонаправленной ритмичности процесса профессиональной подготовки летного состава предусматривает:

- ритмичное чередование нагрузок разногохарактера;

- общий объем нагрузки (напряженность), который ритмично видоизменяется;

- сведение всей профессиональной нагрузки в специализированные (МЦс) и контрастные (МЦк) циклы, которые следует объединить в этапы, этапы в периоды профессионального совершенствования;

- чередование МЦс и МЦк с определенной закономерностью в зависимости от соотношения уровней организации адаптационных систем организма (в соответствии с принципом доминантно-мотивационной установки), пространственно-временной интеграции средств подготовки, а также других факторов.

 

Таблица Закономерности, обосновывающие принцип разнонаправленной ритмичности педагогического процесса профессиональной подготовки

 

Закономерность Основное содержание закономерности и ее педагогическая специфика
«Ритм. Основной закон организации биосистемы» Поддержание постоянства внутрен­ней среды организма, обеспечение жизнедеятельности возможно только благодаря ритмичности процессов. Общая целенаправленность функциони­рования жизнеобеспечивающих систем в достижении приспособительного резуль­тата возможна только благодаря биологическим ритмическим колебаниям регуляции организма. Зная закономерности ритмичности процессов в организме, представляется возможность «навязать» ритм функци­онирования адаптационных систем в ответ на педагогическое воздействие и тем самым обеспечить качественное усвоение информации на новой естественно-энергетической основе.
Закономерность рабочей готовности организма в периоды ее вероятного подкрепления При создании в определенное время через равные интервалы нагрузки (независимо от вида) организм «прихо­дит» в это время в состояние рабочей готовности. Ритм является своеобразным «лидером», определяющим уровень готовности организма к работе. Данная закономерность имеет принципиально важное значение при воспитании качеств выносливости, скорости, где требуется значительная энергетическая трата ресурсов, а также при организации интеллектуальной деятельности.

 

Принцип обратной связи в педагогическом процессепрофессиональной подготовки реализуется в системе профессиональной подготовки летчика посредством субсистемы (системы) управления. Субсистема управления входит в систему профессиональной подготовки, но, в отличие от других субсистем, (средств подготовки), воздействует на летчика опосредовано, через основные субсистемы.

Принцип обратной связи в субсистеме управления является обобщающим показателем управленческой информации для субсистемы профессиональной подготовки в целом.

В то же время конструкция системы, ее структура должна учитывать индивидуальные особенности организации систем адаптации организма у различных людей под воздействием одной и той же информации. Один организм приобретает запрограммированный результат, а другой должен совершать определенную работу, поскольку часть полезной информации превратилась для индивидуума в «шумовую».

 

МЕТОДЫ профессиональной
авиационной педагогики

Общие положения

Исходя из представленных ранее слагаемых человеческого фактора можно выделить следующие уровни профессиональной надежности летного состава:

1. Профессионально-прикладной, определяющий необходимые знания, умения, навыки, без которых не может быть и речи о высокой квалификации и надежности пилота.

2. Психологический, характеризующий профессиональную готовность к экстремальным и критическим ситуациям.

3. Психофизиологический, определяющий устойчивость знаний, умений и навыков в экстремальных условиях.

4. Медико-биологический и физический, характеризующие общую работоспособность пилота в ожидаемых условиях и особых ситуациях, а также прогнозирующий профессиональное долголетие.

5. Биохимический, характеризующий степень восстанавливаемости, запас буферных систем пилота, изменений под воздействием стресса для прогнозирования патологических состояний.

Исходя из представленных уровней, можно классифицировать методы формирования надежности специалистов летного и диспетчерского состава (табл. 58).

Указанные в таблице методы определяют стратегию занятий по теоретической, физической, тренажерной подготовке и реальной летной деятельности.

Конкретизируя методы и приемы формирования профессиональной надежности специалистов летного и диспетчерского состава, можно выделить следующие их группы.

 

Таблица 48

Обобщенная классификация методов формирования надежности
специалистов летного и диспетчерского состава

Методы Дидактическая функция
Формирования личности специалиста и ее мотивационные основы Определяют пути достижения социального заказа общества на профессионала
Формирования психологической готовности к предстоящей профессиональной деятельности Интегрируют личностные, профессиональные, физические и психофизиологические параметры надежности в интересах создания у обучаемого безальтернативной уверенности в процессе профессиональной деятельности
Формирования профессиональных резервов по знаниям, навыкам и умениям Определяют средства и специфическое содержание по надежностным аспектам процесса профессиональной подготовки
Формирования устойчивости профессиональной деятельности в экстремальных условиях Материализуют профессиональные знания, навыки и умения в параметрах психофизиологической надежности
Формирования высокой работоспособности, динамического здоровья, профессионального долголетия Определяют пути и диапазон процесса в аэробных зонах, соотношение средств физической подготовки с общей, специальной корригирующей и профилактической направленностью.

 

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНАЖЕРНОЙ И ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ

Методы занятий на электронных тренажерах и в процессе летного обучения в целях формирования профессиональной надежности можно классифицировать следующим образом:

1. Методы специального теоретического обучения в период первоначального летного обучения, при вводе в строй, перерывах в летной работе, на сборах и др.

2. Методы изучения арматуры систем, механизмов тренажера.

3. Методы целостного изучения взаимодействия систем и механизмов КТС.

4. Методы формирования первоначальных навыков пилотирования.

5. Методы формирования навыков и умений по локализации особых ситуаций.

6. Методы формирования психофизиологических резервов в особых ситуациях.

7. Методы формирования поисковой активности.

8. Методы построения образа полета в особых ситуациях.

9. Методы обучения с помощью ЭВМ.

10. Ролевые игры.

Остановимся на специфических методах профессиональной подготовки пилота. В этих целях рассмотрим методические пути адаптации пилота (экипажа) к сложным условиям профессиональной деятельности.

МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Рассмотрим некоторые методы и приемы проблемного обучения ввиду их большой значимости для профессиональной подготовки и отсутствия их описания в литературе применительно к данному виду подготовки. При создании проблемных ситуаций необходимо исходить из главной установки активизации познавательной деятельности летного состава с одновременным формированием устойчивости знаний, навыков, умений и психофизиологических механизмов адаптации к экстремальным ситуациям в полете.

Действия пилота-инструктора заключаются в. объяснении проблемной ситуации, указании, на каких участках полета она встречается, на опасность такой ситуации. Вместе с тем необходимо подчеркнуть возможность благополучного выхода из самых сложных проблемных ситуаций.

Курсант-пилот изучает проблему, разрабатывает план ее решения и приступает к индивидуальной работе по выработке практического решения и его реализации. От курсанта в обязательном порядке необходимо требовать изложения всего материала письменно. На следующем занятии пилот-инструктор проверяет практический путь решения проблемной ситуации, после чего курсант выполняет в условиях полета на КТС задание с характерной проблемной ситуацией. После закрепления навыков выхода из подобной ситуации изучаются другие проблемные ситуации. Закрепление изученного материала осуществляется неожиданным для обучаемого созданием особых условий на различных этапах полета.

В целях формирования профессиональной надежности большое значение имеет напряженность педагогического процесса, что создает психофизиологический резерв надежности. Это достигается:

— изменением (усложнением) участка полета, на котором вводится (моделируется) экстремальная ситуация, что определяет повышенные психофизиологические затраты организма (табл. 58);

— применением комплекса проблемных ситуаций;

— усложнением проблемной ситуации дополнительными ограничениями (метеоусловия, условия аэродромного покрытия, средства связи и т. д.);

— характером проблемной ситуации (табл. 59). Особое место в системе методов формирования профессиональной надежности занимают бинарные методы проблемного обучения, позволяющие с нарастающей эффективностью активизировать поисково-исследовательскую деятельность обучаемого.

Рассмотрим действия бинарных методов, трансформированных в непосредственном решении задач профессиональной подготовки летного состава при занятиях на электронных системах (ТЛ, КТС).

 

Таблица 58

"Психофизиологическая стоимость" отдельных элементов полета
по отношению к горизонтальному полету (ГП) в относительных единицах

 

Элемент полета "Психофизиологическая стоимость"
Горизонтальный полет  
Взлет 2, 75
Набор высоты 1, 7
Построение маршрута 1, 2
Разворот креном (g = 15°) 1, 8
Разворот креном с выпущенными  
Шасси (g = 15°)  
Разворот креном с выпущенными шасси (g = 30°) 2, 2
Снижение 1, 8
Расчет на посадку 8, 0
ДПРС 6, 0
Посадка 10, 0
Имитация отказа двигателя 7, 2
Расчет на посадку при имитации отказа двигателя 12, 0
Посадка при имитации отказа двигателя 14, 0
Полет при отключенных приборах 1, 5
Набор высоты при отключенных приборах 2, 1
Снижение при отключенных приборах 2, 1
Расчет на посадку при отключенных приборах 10, 0
Посадка при отключенных приборах 12, 0

 

После актуализации знаний, навыков и умений по действию пилота в аварийных ситуациях инструктор-преподаватель активизирует умственную деятельность курсанта путем постановки проблемных ситуаций в различных условиях профессиональной деятельности, управляя при этом самостоятельной поисковой деятельностью курсанта. Особое внимание уделяется альтернативным способам решения проблемных ситуаций, творческому характеру оценки проблемы, учету возможных осложнений.

После практической отработки некоторых элементов ситуационных проблем преподаватель дает задание на самостоятельную работу (проблемно-поисковый метод). В качестве таких заданий важно вводить практические проблемные ситуации, включая ситуации, заканчивающиеся катастрофами.

 

Таблица 59

Примерная схема применения проблемно-поисковых методов
профессионального обучения

 

Задача Ситуационный участок Проблемная ситуация Пути решения проблемной ситуации
действия первого порядка действия второго порядка действия третьего порядка
1. Подготовка оборудования кабины экипажа к запуску, запуск и выключение двигателя Выполнение листов контрольного осмотра и контрольной карты На земле Не запускается двигатель На щитке запуска: не выключена система ПТР; не установлен выбор соответствующего двигателя; переключатель "ЗЕМЛЯ — ВОЗДУХ" не находится в положении "ЗЕМЛЯ" Не открыт перекрывной кран топлива Не установлен РУД в положение "С" Изучить порядок запуска и выключения двигателя
2. Тренировочный полет в зону по приборам для отработки набора высоты в горизонтальном полете, разворотов на заданный курс, решение задач с использованием РТС. Заход на посадку по системе КГС В наборе высоты Отказ ГПК Убедиться в правильности включения прибора Проверить напряжение преобразователя ПТ-1000 ЦС  
3. Контрольные и тренировочные полеты по системе КГС в штилевых условиях В наборе высоты. На посадке Не растет скорость. Не работает система СП-50; падение давления масла до нуля.   Отказ левой радиостанции Включить резервную систему динамики. Заход продолжать по методике минимума ОСП. Проверить по указателю масломера уровень жидкости в гидробаке Переход на работу правой радиостанции; набрать частоту данного канала Продолжать полет по системе, учитывая режимы двигателя и показания АГД -
4. Контрольные и гренировочные полеты по системе ОСП в штилевых условиях В наборе высоты На посадке     На пробеге ГП Не набирается высота Падение давления масла до нуля при наличии в баке меньше 8 л Давление выше 110 кгс/см2. Снятие винта с упора Включить резервную систему статики Произвести механический выпуск шасси, закрылков от аварийной системы   Торможение производить от основной системы (110 кгс/см2) или от аварийной Продолжать полет Продолжать полет по системе, учитывая режимы двигателя и показания АГД  
5. Тренировочные полеты по системам КГС, РСП, ОСП в условиях бокового ветра На взлете   На посадке При коэффициенте сцепления более 0, 5; составляющая бокового ветра более 12 м/с Изменение направления ветра на противоположное. Облачность ниже минимума Не взлетать   Искривление боковых уклонений относительно МПУ посадки С ВПР уход на второй круг, уход на запасной аэродром Если отклонения по курсу и глиссаде выше предельно допустимых, принять решение ухода на второй круг или на запасной аэродром. При условии аварийной ситуации проводить посадку ниже минимума  
6. Контрольный полет по трассе с комплексным использованием РТС На маршруте Засорение топливных фильтров Отказ подкачивающих насосов 1-й группы     Не работает АРК Закрыт конечный пункт маршрута Продолжать полет до ближайшего аэродрома   Перейти на ручное управление, снизиться до высоты 6000 м и выключить отказавший насос дежурной группы. Использовать систему СВОД и локатор Вернуться в исходный пункт маршрута, сделав предварительно расчет топлива Установить РУД при снижении на малый газ и проверить на симметричность тяги   Уйти на запасной аэродром Выключить дви


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 880; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.73 (0.011 с.)