Теоретические основы оценки конкурентосПОсобности ОРГАНИЗАЦИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы оценки конкурентосПОсобности ОРГАНИЗАЦИИ



Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5

1.Теоретические основы оценки конкурентосПОсобности ОРГАНИЗАЦИИ ………………………………………………………………………………8

1.1.Обзор литературы по конкурентоспособности организации……………8

1.2. Конкурентоспособность как движущая сила развития общества……20

1.3. Методика анализа и оценки конкурентоспособности организации……26

1.4. Классификация, методика исследования конкурентов………………….32

1.5. Оценка конкурентоспособности товара (услуги)……………………….35

1.6. Основы сегментирования рынка…………………………………………..44

1.7. Маркетинговые исследования как инструмент повышения эффективности продаж…………………………………………………………50

2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ «ЭКСПРЕСС-ТАКСИ»……………………………………………………………………………………….70

2.1. Характеристика деятельности предприятия……………………………70

2.2. Анализ внешнего окружения «Экспресс – такси»…………………….75

2.3. Выявление позиции «Экспресс – такси» на рынке…………………..77

2.4. Пути повышения конкурентоспособности организации «Экспресс – такси»……………………………………………………………………………85

Заключение…………………………………………………………………….89

Литература……………………………………………………………………..93

Приложения……………………………………………………………………95

 

Введение

Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений - одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике меняется коренным образом. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке, поэтому тема оценки конкурентоспособности организации в настоящее время особо актуальна.

В России проблемам теме оценки конкурентоспособности субъекта (предприятия, организации, товара и т. д.) стали уделять внимание только недавно, поэтому рассмотрение данной темы в работе обладает своей новизной исследования. Так, в ежегодном Послании первого российского президента “России на рубеже эпох”, на совместном заседании палат Федерального Собрания Российской Федерации, большое внимание уделено проблемам повышения конкурентоспособности нашей страны в целом. Цель любого государства может быть только одна: реальный и устойчивый рост уровня жизни своих граждан. Для этого наше государство, как и все остальные, должно поддерживать и наращивать эффективность экономики в условиях неуклонного обострения международной конкуренции. Все текущие задачи, мы также должны решать за счет своей конкурентоспособности. Конкурентоспособная фирма способна выжить, «остаться на плаву», во времена становления рыночных отношений в нашей стране, сохранить свой товарооборот на постоянном уровне или постепенно наращивать его. Исходя из этого, основным смыслом развития экономики в стране, главной идеей нашего вхождения в мировое сообщество должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики, предприятий, фирм. Нам важно осознать, что конкурентоспособность определяется долгосрочными процессами развития, а выгода от поддержки производителей некачественных товаров может быть лишь краткосрочной. Поэтому поддержка производителей некачественных отечественных товаров отнюдь не повышает, а, наоборот, подрывает конкурентоспособность экономики, позволяет оставаться на плаву неэффективным предприятиям и тем самым топит эффективные.

Круг экономистов, посвятивших свои труды исследованию конкурентоспособности предприятий, следующие: Фатхутдинов Р. А., Друкер П., Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Портер М., Котлер Ф., Томпсон А. и ряд других ученых.

Законодательной базой написания дипломной работы являются приказы и постановления Министерства Финансов РФ.

Целью написания работы является рассмотрение теоретических вопросов оценки конкурентоспособности организации, а также на практике в аналитической главе оценить конкурентоспособность организации «Экспресс- такси».

Задачей написания дипломной работы является анализ оценки конкурентоспособности услуг такси, оказываемых потребителям ЧП Савельева.

В данной работе проработаны следующие вопросы: обзор литературы по конкурентоспособности организации; конкурентоспособность как движущая сила развития общества; методика анализа и оценки конкурентоспособности организации; классификация, методика исследования конкурентов; оценка конкурентоспособности товара; основы сегментирования рынка.

Предметом изучения в данной работе является оценка конкурентоспособности организации и услуг ею оказываемых.

Методами исследования конкурентоспособности организации являются: статистический, аналитический, экономико- математический.

Объектом исследования в работе является ЧП Савельева «Экспресс- такси».

 

 

Теоретические основы оценки конкурентосПОсобности ОРГАНИЗАЦИИ

Рис. 1. Схема оценки конкурентоспособности товара

 

Основы сегментирования рынка

Существует два основных подхода к охвату рынка.

1. Агрегированный подход.

Он ориентирован на охват рынка в целом путем выпуска большого количества разнообразных товаров (одежда, продукты питания, медикаменты). Этот подход целесообразен для товаров массового спроса, в условиях рынка продавца, а также на ограниченных или территориально-обособленных рынках с однородной структурой потребителя.

2. Дифференцированный подход.

Он учитывает различные покупательские предпочтения. Основную роль в дифференцированном подходе играет сегментирование.

Сегментирование – это процесс разбивки потребителей на группы на основе различий в нуждах, характеристиках и поведении.

Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга, то есть это совокупность потребителей, демонстрирующих схожие потребности и имеющих близкое или совпадающее поведение на рынке.

Этапы отбора целевых рынков.

1. Замер и прогнозирование спроса (емкость рынка).

2. Сегментирование рынка.

3. Отбор базовых сегментов рынка.

4. Позиционирование товара на рынке.

Критерии выбора базового сегмента.

1. Количественные параметры сегмента: емкость рынка.

Возможны следующие варианты:

а) Производственные возможности фирмы превышают емкость сегмента. «Мелкий сегмент». Недогрузка производственных мощностей, рост удельных издержек, снижение конкурентоспособности товара по цене при долгосрочной ориентации на «мелкий сегмент».

б) Емкость сегмента соответствует производственным возможностям.

в) Производственные возможности ниже емкости сегмента. «Глубокий сегмент». У фирмы есть перспективы роста, опасность прихода конкурентов.

2. Доступность сегмента.

Оценка эффективности каналов распределения.

3. Устойчивость сегмента.

Оценка влияния сезонности, моды, других факторов и динамики развития сегмента. Устойчивость сегмента характеризует его свойство сохранять во времени свой запрос к набору потребительских характеристик товара.

4. Прибыльность.

Определение рентабельности работы фирмы на избранном сегменте.

5. Уровень конкуренции (пять сил Портера).

Входной барьер.

6. Защищенность от конкуренции.

7. Рекламные возможности фирмы в сегменте.

Специфика рекламы в сегменте, средства рекламы, затраты на рекламу.

8. Возможности сервиса в сегменте.

9. Зависимость сегмента от ограничивающих товаров и услуг.

Товары и услуги других производителей.

10. Технологические трудности работы в сегменте.

Они связаны с оборудованием, сырьем, обслуживающим персоналом.

Таким образом, выбранный базовый сегмент рынка должен отвечать следующим условиям:

1. должен быть достаточно емким;

2. должен предоставлять возможности дальнейшего роста;

3. не должен быть объектом активной деятельности конкурентов;

4. должен иметь потребительские характеристики (запросы), которые фирма может полностью удовлетворить.

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ «ЭКСПРЕСС-ТАКСИ»

Анализ внешнего окружения «Экспресс – такси»

II Стимулирование сбыта

Скидки с цены на услугу в зависимости от заказа на определенное число часов Газели или километража на такси.

 

Заключение

В данной работе была рассмотрена тема оценки конкурентоспособности организации.

По теоретической главе можно сделать следующие выводы:

· Переход на рыночные отношения в России по рекомендациям американских советологов и консультантов стали осуществлять в основном по американским концепциям. Во всех библиотеках, магазинах деловой книги, учебных программах, диссертациях наиболее популярными стали американские книги по экономике, менеджменту, маркетингу.

· Значение каждого конкурентного преимущества можно рассчитать количественно и проанализировать в динамике. Однако интегрировать все преимущества в единый показатель вряд ли возможно. В принципе, чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими и потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления, завоевывать новые конкурентные преимущества и смелее смотреть в будущее.

· Для оценки конкурентоспособности фирмы сначала необходимо провести анализ ее состояния. Качество анализа будет высоким при его проведении с позиций системного подхода. Тогда анализ можно называть системным.

· В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности организации. Вообще, в теоретическом плане проблема достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях российской экономики в настоящее время не решается. В промышленно развитых странах действуют различные методики оценки конкурентоспособности фирм и компаний. Эти методики носят не описательный, а конкретно-экономический, количественный характер.

· Конкурентоспособность анализируемого объекта (товара, услуги) желательно измерять количественно, что позволит управлять ее уровнем. Для измерения конкурентоспособности анализируемого объекта необходима качественная информация, характеризующая 1) полезный эффект данного объекта и конкурирующих объектов за нормативный срок их службы, 2) совокупные затраты за жизненный цикл объектов.

В аналитической главе работы рассмотрены конкурентные преимущества «Экспресс-такси» перед другими организациями, а также конкурентные качества, оказываемых организацией услуг. По результатам второй главы можно дать следующие выводы:

· Объектом исследования в работе является Частное Предприятие: ЧП Савельева «Экспресс такси», которое было создано в 1995 году для оказания транспортных услуг населению и организациям.

· ЧП Савельева является самостоятельным хозяйствующим субъектом и обладает правами юридического лица. ЧП Савельева имеет в собственности обособленное имущество, а также самостоятельный баланс. В соответствии с основными видами своей деятельности предприятие осуществляет взаимоотношения с юридическими и физическими лицами на основе договоров по перевозке грузов, оказания услуг, выполнение работ; самостоятельно планирует и осуществляет хозяйственную деятельность, исходя из реального спроса и в пределах направления деятельности. Предприятие осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов деятельности, предоставляет государственным органам информацию, необходимую для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации. В настоящее время на рынке г. Иваново действует около 40 предприятий, оказывающих услуги перевозки пассажиров и грузов. Кроме этого, ежедневно на дорогах города мы видим много такси, которые не относятся не к каким предприятиям, а работают «сами по себе», составляя скрытую конкуренцию нашему предприятию.

· Балансовая и чистая прибыль предприятия за отчетный период (2004 г.) выросли. Увеличение прибыли достигнуто в основном за счет роста выручки от реализации услуг. Прибыль по отношению к предшествующему периоду выросла на 125,1 %, что привело также к соответствующему увеличению прибыли, остающейся в распоряжении организации (на 160,9 %).

· Воздействие внешней среды на работу «Экспресс-такси»характеризуется множеством факторов, важнейшие из которых:международные факторы; политические факторы; экономические и демографические факторы; рыночный фактор.

· Текущий спрос на услуги имеет зависимость с экономической ситуацией в стране. Это означает, что в условиях обостряющейся конкуренции предприятию будет все сложнее реализовывать свои услуги. В таких условиях удержать долю рынка, а тем более расширить его чрезвычайно сложно. Поэтому правильный выбор маркетинговой стратегии и тактики становится фактором, определяющим рыночный успех.

· Основным конкурентом в плане цен нашему предприятию является «Желтое такси». Однако, в силу большой разницы качества оказываемых услуг, потребительские предпочтения населения склонны к услугам «Экспресс – такси». В то же время такие производственные издержки «Экспресс – такси» позволяют установить гораздо более доступные цены на оказываемые услуги, что будет выгодно отличать от вышеуказанного основного конкурента в ценовом отношении и выступать основным слагаемым конкурентоспособности по отношению к услугам конкурентов. Так же существенным внешним фактором можно назвать общее состояние экономики Иванова и Ивановской области. Ивановская область является одним из наиболее бедных регионов нашей страны, что, конечно же, отрицательно сказывается и на работу «Экспресс – такси» в целом.

· При оценке комплексного показателя следует вывод о том, что конкурентный потенциал «Экспресс- такси»: 66% это средний, причем производственный потенциал находится на высоком уровне, это характеризует предприятие с хорошей стороны. Общее управление и маркетинг находятся примерно на одном уровне: маркетинговая политика в системе сервиса, распределения, продвижения услуг, сбыта, рекламы проводится на предприятии на высоком уровне высококвалифицированными специалистами – маркетологами. Особое внимание необходимо уделить развитию этих трех компонентов.

 

Литература

 

1. Васильчук Е. С., Рухманова Н. А. Бизнес-планирование и оценка рисков в предпринимательской деятельности: Учеб. пособие. Иваново: ИвГУ, 2000.

2. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учеб. М.: МГУ, 2002.

3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учеб. М.: МГУ, 2003.

4. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика, 2002.

5. Евланов Л.Г., Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении, М.:

Мысль, 2001.

6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. Минск: БГЭУ, 2002.

7. Карданская П.Л. Основы принятия управленческих решений:

Учеб. пособие. М.: Русская деловая литература, 2001.

8. Карпов А.В. Психологическая теория решений. М.: Высш. шк.,

1998.

9. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. М.: ЭЛНИК, 2000.

10. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. М.: ИНФРА-М, 2002.

11. Литвак Б.Г. Управленческие решения. М.: ЭКМОС, 2004.

12. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента:

Пер.с англ.М.: Дело, 2002.

13. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 1997.

14. Портер М. Конкуренция. М.: ИНФРА – М, 2002.

15. Принятие финансовых решений в управлении бизнесом: концепции, задачи, ситуации: Учеб. / В.Н. Вяткин, Д. Д. Хэмптон, А.Ю. Казак. Москва; Екатеринбург: Издательский дом «Ява», 1998.

16. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е. Б Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2003.

17. Томпсон А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2000.

18. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса. Изд-во «Маркетинг» М.: 2002.

19. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг – М.: Экономика, 1990.

20. Энциклопедия предпринимателя. М.: Экономика,2003.

 

 

Приложение 1

Объем услуг «Экспресс-такси» в г. Иваново в 1999-2004 гг.

 

 

тыс. руб.

130            
128            
126            
124            
           
120            
           
           
           

 

 

год

 

Приложение 2

 

Приложение 3

 

Приложение 4

Приложение 5

 

Карта SWOT деятельности

Возможности баллы Угрозы баллы
Расширение сегмента рынка 5 Ужесточение налоговой политики 5
Обновление ассортимента услуг Наличие сильных конкурентов
Использование новых услуг Нестабильность политической ситуации
Благоприятные перспективы развития рынка Неплатежеспособность предприятий клиентов
Повышение качества услуг Низкая покупательная способность населения
Итого 22 Итого 20
Сильные стороны баллы Слабые стороны баллы
Наличие определенных услуг Слабая база НИОКР 5
Стабильность спроса на услуги 5 Недостаточно высокий уровень квалификации кадров 5
Наличие передовых услуг 4 Отсутствие службы маркетинга 5
Стабильные связи с клиентами 5 Ограниченность предоставляемых услуг
Низкие издержки на услуги 5 Отсутствие четко выраженной стратегии предприятия
Итого 23 Итого 24

 

 

Приложение 6

Обобщающая матрица SWOT

  Возможности Угрозы
  Баллы (22) Баллы (20)
Сильные стороны Баллы (23) 23 * 22 = 506 23 * 20 » 460
Слабые стороны Баллы (24) 24 * 22 = 528 24*20 = 480

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5

1.Теоретические основы оценки конкурентосПОсобности ОРГАНИЗАЦИИ ………………………………………………………………………………8

1.1.Обзор литературы по конкурентоспособности организации……………8

1.2. Конкурентоспособность как движущая сила развития общества……20

1.3. Методика анализа и оценки конкурентоспособности организации……26

1.4. Классификация, методика исследования конкурентов………………….32

1.5. Оценка конкурентоспособности товара (услуги)……………………….35

1.6. Основы сегментирования рынка…………………………………………..44

1.7. Маркетинговые исследования как инструмент повышения эффективности продаж…………………………………………………………50

2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ «ЭКСПРЕСС-ТАКСИ»……………………………………………………………………………………….70

2.1. Характеристика деятельности предприятия……………………………70

2.2. Анализ внешнего окружения «Экспресс – такси»…………………….75

2.3. Выявление позиции «Экспресс – такси» на рынке…………………..77

2.4. Пути повышения конкурентоспособности организации «Экспресс – такси»……………………………………………………………………………85

Заключение…………………………………………………………………….89

Литература……………………………………………………………………..93

Приложения……………………………………………………………………95

 

Введение

Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений - одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике меняется коренным образом. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке, поэтому тема оценки конкурентоспособности организации в настоящее время особо актуальна.

В России проблемам теме оценки конкурентоспособности субъекта (предприятия, организации, товара и т. д.) стали уделять внимание только недавно, поэтому рассмотрение данной темы в работе обладает своей новизной исследования. Так, в ежегодном Послании первого российского президента “России на рубеже эпох”, на совместном заседании палат Федерального Собрания Российской Федерации, большое внимание уделено проблемам повышения конкурентоспособности нашей страны в целом. Цель любого государства может быть только одна: реальный и устойчивый рост уровня жизни своих граждан. Для этого наше государство, как и все остальные, должно поддерживать и наращивать эффективность экономики в условиях неуклонного обострения международной конкуренции. Все текущие задачи, мы также должны решать за счет своей конкурентоспособности. Конкурентоспособная фирма способна выжить, «остаться на плаву», во времена становления рыночных отношений в нашей стране, сохранить свой товарооборот на постоянном уровне или постепенно наращивать его. Исходя из этого, основным смыслом развития экономики в стране, главной идеей нашего вхождения в мировое сообщество должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики, предприятий, фирм. Нам важно осознать, что конкурентоспособность определяется долгосрочными процессами развития, а выгода от поддержки производителей некачественных товаров может быть лишь краткосрочной. Поэтому поддержка производителей некачественных отечественных товаров отнюдь не повышает, а, наоборот, подрывает конкурентоспособность экономики, позволяет оставаться на плаву неэффективным предприятиям и тем самым топит эффективные.

Круг экономистов, посвятивших свои труды исследованию конкурентоспособности предприятий, следующие: Фатхутдинов Р. А., Друкер П., Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Портер М., Котлер Ф., Томпсон А. и ряд других ученых.

Законодательной базой написания дипломной работы являются приказы и постановления Министерства Финансов РФ.

Целью написания работы является рассмотрение теоретических вопросов оценки конкурентоспособности организации, а также на практике в аналитической главе оценить конкурентоспособность организации «Экспресс- такси».

Задачей написания дипломной работы является анализ оценки конкурентоспособности услуг такси, оказываемых потребителям ЧП Савельева.

В данной работе проработаны следующие вопросы: обзор литературы по конкурентоспособности организации; конкурентоспособность как движущая сила развития общества; методика анализа и оценки конкурентоспособности организации; классификация, методика исследования конкурентов; оценка конкурентоспособности товара; основы сегментирования рынка.

Предметом изучения в данной работе является оценка конкурентоспособности организации и услуг ею оказываемых.

Методами исследования конкурентоспособности организации являются: статистический, аналитический, экономико- математический.

Объектом исследования в работе является ЧП Савельева «Экспресс- такси».

 

 

Теоретические основы оценки конкурентосПОсобности ОРГАНИЗАЦИИ



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.017 с.)