Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы формирования образа полета

Поиск

Формирование образа полета, построение концептуальной модели полета является наиболее сложной, крайне необходимой задачей. Образ полета в летном труде является ключом регуляции и организации поведения пилота в полете. Неправильно составленный образ полета в особых ситуациях ведет к неграмотному принятию решения, что приводит к авиационным происшествиям. Поэтому выбор методов формирования способности быстрого перевода наглядных представлений в понятия и наоборот — главное условие создания концептуальной модели и оперативного образа управляемого самолета.

Образ полета — это представление пилота о потребных и текущих пространственно-временных положениях самолета в полете, создаваемое на основе приобретенного опыта знаний, навыков, умений и воздействия всех источников информации в полете.

Формирование образа полета – наиболее сложный и ответственный этап профессиональной подготовки. На рис. 85 представлена система концептуально-образных методов, позволяющих формировать уверенный стиль пилотирования на базе нервно-психических и психофизиологических резервов.

Специфические методы, базирующиеся на процессуальных
принципах обучения

К таким методам относятся:

— метод строгой регламентации и временного лимитирования осваиваемых действий;

— метод дополнительной психофизиологической нагрузки на фоне основной деятельности;

— метод ритмичного возрастания психофизиологической нагрузки;

— принцип комплексного формирования психофизиологических качеств.

Метод строгой регламентации и временного лимитирования осваиваемых действий вытекает из самой сущности и специфики профессиональной деятельности пилота. Он базируется на специфических закономерностях реализации профессиональных знаний, навыков и умений в процессе летной деятельности.

Летный труд связан с точно установленным регламентом, строго установленными правилами выполнения отдельных операций в единственно верной последовательности.

В силу этих обстоятельств важное значение приобретает умение выполнять важные профессиональные функции в жестких временных интервалах на фоне ярко выраженного эмоционального возбуждения. Именно такие условия в реальной деятельности пилота наступают при отказах пилотажно-навигационных приборов и систем воздушного судна.

Для того чтобы пилот был готов к опасной стрессовой ситуации, необходимо формировать высокую эмоциональную устойчивость к таким условиям. На занятиях по тренажерной подготовке психофизиологическая надежность в условиях деятельности в опасных ситуациях формируется при соблюдении принципа строгой регламентации и временного лимитирования осваиваемых действий. Обучаемый ставится в условия, когда ему необходимо запомнить и выполнить сложные по координации и условиям выполнения действия. Порядок выполнения определяется также подачей зрительного (флажками различного цвета) или слухового (свистком) сигнала.

В процессе обучения необходимо повышать эмоциональный настрой деятельности двумя путями:

— постоянно уменьшаемым временем, отводимым на выполнение упражнений;

— введением сложных упражнений, требующих высокого напряжения нервно-психической сферы и физиологических реакций.

 

Рис. 85. Методы формирования концептуальной модели образа полета

 

В то же время необходимо иметь в виду, что лимитирование времени на выполнение упражнений должно иметь разумный предел. Сложность выполняемых действий и их количество должно соответствовать отведенному лимиту времени и наоборот.

Во время занятий на тренажерной аппаратуре принцип строгой регламентации и временного лимитирования применяется в целях формирования высокой профессиональной надежности. Применяется он при освоении летной программы на тренажере или в кабине самолета, а также в процессе занятий на процедурных тренажерах. В период первоначального летного обучения при освоении, например, «полета» по кругу на ТЛ (КТС), и ознакомлении с отказами авиационной техники вводится аварийная ситуация. От курсанта требуется:

— быстро и правильно определить отказ;

— оценить обстановку;

— принять правильное решение;

— благополучно закончить «полет».

Особое внимание уделяется оценке каждого полета. Варьируя сложность вводимых отказов, участки полета с отказами, время, отводимое на парирование отказов, педагог может разнообразить пути формирования высокой психофизиологической надежности при моделировании сложных условий полета на электронных тренажерах.

Таким образом, метод строгой регламентации и временного лимитирования осваиваемых действий определяет в процессе психофизиологической подготовки пилота пути формирования профессиональной надежности в нестандартных ситуациях и является важным инструментом в руках педагога.

Метод дополнительной психофизиологической нагрузки на фоне основной деятельности способствует в процессе профессиональной подготовки формированию резервов организма и, главным образом, резервов внимания.

В основу метода дополнительной психофизиологической нагрузки положена закономерность снижения психофизиологических затрат организма по мере совершенствования пилотом осваиваемых действий.

С введением автоматических систем пилот как бы лишается привычного для него «ощущения» самолета, что затрудняет в случае их отказа воссоздание текущего образа полета и вынужденный переход на ручное управление. Без соответствующей подготовки внезапный переход на ручное управление таит в себе грубые ошибки. Последнее связано, главным образом, с вовлечением в работу психофизиологических функций, отвлеченных во время полета в режиме автоматического управления. В данной ситуации от пилота требуется логически переработать массу приборной информации, принять решение и реализовать его в виде ответных действий по управлению самолетом. В таких случаях большое значение приобретают резервные возможности пилота по переработке дополнительной информации на фоне сильного эмоционального напряжения.

Необходимость в переработке дополнительной информации возникает:

— при выполнении сложного задания;

— при осложнении условий полета;

— при отказах пилотажно-навигационных приборов и систем самолета;

— при переходе на ручное управление после полета в автоматическом режиме.

Так как способность зрительного канала, т. е. максимальная способность, с которой канал может передавать информацию, для пилота является ведущей, то, следовательно, профессиональная подготовка должна вестись с учетом данной особенности.

Достаточно сказать, что за 40 мин полета пилот совершает в среднем 1800 операций. Из них 700 зрительных, 350 двигательных, 35 слуховых и речевых и около 700 поворотов головы.

Как показали исследования ученых, в процессе одной и той же деятельности разные операторы опираются на различные уровни обобщения. Уровень обобщения образа полета в процессе профессиональной деятельности пилота может служить критерием профессиональной подготовленности. Средством повышения надежности психической деятельности по восприятию и образному мышлению при пилотировании самолета является уровень обобщения образа полета.

Как указывалось ранее, установлено, что опытные пилоты опираются на весь образ полета, а не на определенную «зону» на приборе, что определяет уровень профессиональной подготовленности.

Таким образом, обобщение образа режима полета выступает как фактор профессиональной тренированности, вследствие которого операции протекают в более короткие интервалы времени, что высвобождает определенные резервы.

На занятиях на тренажерной аппаратуре формирование резервов внимания и способности выполнять дополнительную деятельность имеет важное значение.

Применяя изложенный ранее порядок формирования психофизиологических резервов на моделирующих тренажерных устройствах можно добиться:

— устойчивости профессиональных навыков в сложных ситуациях;

— высвобождения резерва времени (за счет быстрого считывания информации) на случай усложнения обстановки в полете и необходимости подумать перед принятием решения;

— снижения эмоциональных и физиологических затрат организма на выполнение профессиональных функций, что может служить одним из показателей психофизиологической надежности пилота.

Метод дополнительной психофизиологической нагрузки на фоне основной деятельности может применяться на всех профессионально значимых занятиях, включая реальные полеты. Однако во всех случаях следует помнить, что переработка дополнительной информации и дополнительная работа не должны приводить к ухудшению качества основной деятельности.

Метод ритмичного возрастания психофизиологической нагрузки в педагогическом процессе базируется на тех же закономерностях, что и организационный принцип разнонаправленной ритмичности в организации системы профессиональной подготовки. В структуре организации принцип разнонаправленной ритмичности определяет модель учебного процесса. В структуре педагогического процесса этот принцип определяет следующие правила:

— необходимо чередовать психофизиологическую нагрузку по напряженности нервно-психического и физиологического напряжения организма;

— после выполнения высокой психофизиологической нагрузки должен идти ее спад до величины ниже оптимального уровня работоспособности;

— после выполнения сложного упражнения на тренажерной аппаратуре или в процессе реальной летной деятельности профессиональную нагрузку должны составлять хорошо изученные действия, не требующие отдачи больших ресурсов организма;

— после отдыха (снижения психофизиологической нагрузки) необходимо в обязательном порядке обеспечить возрастание нагрузки: увеличение нагрузки должно превосходить предшествующий пик напряженности;

— напряженность психофизиологической нагрузки регулируется объемом материала, новизной, интенсивностью и сложностью выполняемых упражнений.

Таким образом, метод ритмичного возрастания психофизиологической нагрузки в педагогическом процессе имеет важное значение, так как его реализация имеет прямое отношение к расширению адаптационных возможностей пилота, что является важной задачей психофизиологической подготовки пилота.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.211 (0.007 с.)