Связь психологии с другими науками и ее основные отрасли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь психологии с другими науками и ее основные отрасли



Выделяют ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчиков и космонавтов. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий. Экономическая психология рассматривает проблемы психологических аспектов экономического поведения человека. Среди отраслей психологии особое место занимает парапсихология, исследующая психические явления, не поддающиеся объяснениям посредством имеющихся научных знаний. Это, прежде всего, восприятие, выходящее за пределы возможностей органов чувств (экстрасенсорное), а также методы непосредственного психического воздействия на физические процессы, в том числе и на болезни людей, на их самочувствие, взаимоотношения с близкими.

Психология, как и все другие науки, делится на два больших раздела -т еоретическая и практическая психология. Задача первой - разработка теории, задача практической психологии - использование полученных знаний в различных сферах жизни.

______ изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования центральной нервной системы. Психология тесно связана с историей общества и его культурой, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации - орудия труда и знаковые системы. Углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии.

Психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии с педагогикой. Очень важно знать, что человеку дано от природы, а что приобретается под воздействием среды, что в психологии и поведении человека является врожденным, органически обусловленным и что - приобретенным, социально обусловленным. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности - одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии нельзя.

 

4. Понятие о психике и этапы ее становления.

Психика - это свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и регуляция на этой основе поведения и деятельности

- это свойство только живой материи, причем высокоорганизованной.

- главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир.

- получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменения внешней среды.

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство - раздражимость. Живая материя обладает способностью отражать воздействия среды, и эта способность называется простой раздражимостью. В ходе эволюции возникает новая форма раздражимости - чувствительность. Возникновение чувствительности как высшей формы раздражимости и является исходным моментом развития психики.

Поведение - это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания. Благодаря сознанию человек действует осознанно и самостоятельно. Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность, поведе ние высших животных, сознание человека. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида.

Выделяют три основные функции психики:

– познавательную

– регулятивную

– коммуникативную

Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на экзопсихику, эндопсихику и интропсихику. Экзопсихикой называется та часть психики человека, которая отражает внешнюю реальность. Эндопсихика – это часть психической реальности, отражающая состояние нашего организма. Это наши потребности, эмоции, ощущения комфорта и дискомфорта. К интропсихике относятся мысли, волевые усилия, фантазии, сны. Их трудно приписать к некоторым состояниям организма, и невозможно считать их источником внешнюю реальность.

Происхождение психики:

а) идеалистическая. Душа в своем происхождении не связана с телом и имеет божественное происхождение. б) дуалистическая. У человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллельно и в определенной степени связаны друг с другом. в) материалистическая. Феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоорганизованной материи. Отечественная психология рассматривает проблему с материалистической точки зрения.

Методы психологии

Применяемые сегодня в психологии методы можно подразделить на три большие группы:

1 .Методы сбора информации (наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов (контент-анализ, графология, анализ рисунков), метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).

2 .Методы обработки данных (статистический анализ, математические методы (вариационный анализ, корреляционный анализ, кластерный анализ, факторный анализ и др.))

3 .Методы психологического воздействия (дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и др.)

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Методы сбора информации условно можно разделить на: -организационные;--эмпирические.

К организационные методам относятся:

- Сравнительный метод - заключается в сопоставлении различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению. Однако, когда исследователи хотят понять, как изменяются те или иные качества, свойства людей с возрастом, они изучают одних и тех же людей в течение нескольких лет. Такой метод называется лонгитюдным исследованием.

- Комплексный метод- способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода.

К эмпирическим методам относятся наблюдение и самонаблюдение.

Психологические трактаты до появления экспериментальной психологии основывались либо на описании ученым собственных переживаний, либо на изложении рассказов других людей об их мыслях и чувствах. Этот метод называется самонаблюдение (интроспекция), что в буквальном переводе означает "смотреть внутрь". ретроспекция (взгляд в прошлое)воспоминания.

Наблюдение - Трудности применения этого метода связаны с тем, что на восприятие человека влияют неосознаваемые установки, взгляды, пристрастия, действие которых он не может проконтролировать. Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Свободное наблюдение - не имеет заранее установленных программы, процедуры его проведения. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. "Эффект присутствия" - не единственный недостаток наблюдения. Наблюдатель должен фиксировать только то, что действительно происходит, а не то, что ему кажется или хочется увидеть.

Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. Естественный эксперимент, предложен русским психологом А. Ф. Лазурским в начале ХХ века, предполагает проведение исследования под контролем экспериментатора, но в естественных условиях. Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов. И лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими и формирующими. Формирующий (обучающий) эксперимент выявляет закономерности, условия, психологические механизмы развития определенных качеств, способностей, свойств путем активного их формирования.

Широко распространены в психодиагностике психологические тесты. Создание тестов предопределяют требования жизни, когда надо решить, в состоянии ли человек справиться с задачами, которые предстоит решить, подходит ли он для определенной роли.

ТЕСТЫ: Тесты умственного развития (интеллектуальные), позволяющие выявить умственный потенциал индивида. Критериально-ориентированные тесты позволяют выявить у испытуемого наличие определенных знаний и умений, необходимых для выполнения определенных заданий. Сегодня в школах широко распространены тесты проверки знаний и умений, т. е. результатов специально организованного обучения. Они называются тестами достижений. Тесты личности позволяют выявить особенности мотивации, потребностей, эмоций, интересов, отношения к себе и т. д. Задания этих тестов могут быть представлены в разных формах. Особенно интересны проективные тесты- эта категория тестов основана на представлении о том, что в объяснениях тех или иных явлений, воплощаются личностные особенности человека. Особое место среди проективных тестов занимают рисуночные тесты. Рисуночные тесты используются и при диагностике личности, и при диагностике интеллекта. Опрос (анкетирование ) предназначен, как правило, для получения общей информации, касающейся жизни человека, его интересов, мнений по тому или иному вопросу и т. п. На их основании нельзя делать выводы и формулировать психологический диагноз. Беседа или интервью. В практике беседа используется как основной и как дополнительный метод. Беседа может быть стандартизированной и свободной, управляемая психологом и слабо управляемая.

Методы психологического воздействия. Метод предъявления моделей основан на использовании механизмов психического заражения, внушения и подражания. Эмоциональное заражение – процесс, основанный на бессознательной передаче от субъекта к субъекту разного рода психических состояний – азарта, радости, тревоги, воодушевления, которые неосознанно воспроизводятся в ситуациях взаимодействия. На основе эмоционального заражения возникает, как правило, подражание – копирование поведенческих актов и поступков другого человека. Копирование также основывается на механизме идентификации, когда человек хочет быть похожим на того, кто является авторитетным для него.Внушение – воздействие на психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации. Внушение осуществляется как посредством вербальных, так и невербальных средств.

Дискуссия – обсуждение какого-либо вопроса с целью найти оптимальное решение. Основными правилами в эффективном использовании убеждения являются: искреннее желание понять собеседника, демонстрация своего понимания собеседнику, уважение его личности, логичность в построении своих доводов. Тренинг – метод воздействия, направленный на создание новых психических образований, либо на развитие уже существующих. Три вида тренинга: функциональный, аутотренинг, социально-психологический тренинг.

Структура психики.

Современная психология рассматривает психику как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Психика – это не вещь и не предмет, а скорее процесс. Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека, животного. Наиболее высокого, полного уровня развития психика достигает у человека.

Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств он это делает. Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть то, что будет в дальнейшем.

Психика имеет индивидуальный характер. Психическая жизнь человека всегда содержит в себе три взаимосвязанные стороны: познавательную (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение), эмоциональную (отношение к тому, что человек познает и делает) и поведенческую (воздействует на окружающий мир).

Изучение сущности и закономерностей развития психики человека составляет предмет научной психологии.

Психология изучает психические явления: психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования.

Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяются познавательные процессы, чувства и воля. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы узнаем, постигаем мир и самого себя. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.

Чувства, эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны для его жизни.

Воля обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по принятому намерению. Психические состояния – относительно устойчивые психические явления. К психическим состояниям относятся: бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Психические состояния отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни. Психические свойства – наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности личности человека, его направленность, черты характера, темперамент, способности. Психические образования -. это знания, умения, навыки, привычки, все то, что приобретается человеком в процессе жизнедеятельности.

Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга.

Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его а ктивности. Жить - значит быть активным, действовать. Активность обеспечивает поведение человека – его взаимодействие с окружающей средой, обусловливаемое внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями., Важнейшей формой человеческой активности является деятельность. Основные виды деятельности человека - игра, учение, труд, творчество. Именно в деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.027 с.)