Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кратковременная, долговременная и оперативная память.

Поиск

Кратковременная память (КП) - процесс относительно небольшой длительности), но достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить. Долговременная память (ДП) характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В ДП происходит накопление знаний, которые хранятся обычно в преобразованном виде. Это знания, которые нужны человеку вообще, а не в данный момент. Оперативной памятью (ОП) называют запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения отдельной операции.

Законы памяти. Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий.. Закон усиления первоначального впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание. Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации (т. е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда.

Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.

Процессы памяти и приемы развития.

Часто человеку бывает сложно запомнить что-либо специально. Для облегчения запоминания существуют разные способы, они называются приемами запоминания или мнемотехникой. Суть мнемотехнических приемов заключается в том, что запоминаемый материал определенным образом структурируется. 1. Материал с механическими связями может быть осмыслен. 2. Прием рифмы. 3. Ряд мнемических приемов используется при запоминании дат рождения известных людей или знаменательных событий. 4. Чтобы запомнить в определенной последовательности 12 пар черепно-мозговых нервов студенты-медики заучивают предложение: "Онегин знал, где была Татьяна, он любил слушать голос близкой, дорогой подруги". 5. Метод мест. Мнемотехника позволяет не только эффективно пользоваться памятью, но и господствовать над ней.

Индивидуальные различия памяти.

У каждого человека есть свои особенности памяти. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохой по отношению к другим.

Наиболее существенные различия проявляются между наглядно-образным и словесно-логическими типами памяти. Кто-то лучше запоминает наглядные образы предметов и событий, кто-то - мысли, выраженные в словах.

Так, зрительный тип памяти нуждается в зрительном восприятии того, что запоминается. Есть преимущественная память на запахи, на звуки и шумы, вкусовая, осязательная, эмоциональная. Двигательный тип памяти формируется и проявляется при занятиях физкультурой и спортом, при письме ручкой и работе на компьютере, при игре на музыкальных инструментах и пр.

ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ_
Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания), на уровне воспроизведения в узком смысле слова (нет опоры на образ восприятия, но материал припоминается целенаправленно и без особых усилий со стороны человека) и на уровне припоминания (воспроизведение, требующее усилий для того, чтобы воссоздать необходимый материал).

Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек избавляется от бесчисленных конкретных деталей и облегчает возможность обобщения.

На забывание влияет:

–возраст;–характер; –интерференция–подавление Вспоминая, люди охотно воскрешают хорошее и забывают плохое в своей жизни. Благодаря забыванию человек расчищает место для новых впечатлений, дает памяти новую возможность служить нашему мышлению.

Но забывание, конечно, не всегда хорошо. Оно может быть следствием различных расстройств памяти: 1) старческое, когда пожилой человек помнит раннее детство, а все ближайшие события не помнит, 2) при сотрясении мозга нередко наблюдаются те же явления, что и в старческом возрасте, 3) раздвоение личности – после сна человек представляет себя другим, о себе все забывает.

С временным забыванием связано и явление реминисценции. Оно проявляется в том, что отсроченное воспроизведение оказывается более полным по сравнению с тем, которое осуществляется сразу после запоминания. Реминисценция чаще всего наблюдается при запоминании большого по объему материала.

 

Понятие и виды мышления.

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением. у мышления задача – преобразовать полученное. Поиск ответа, который не может быть получен прямо из восприятий или путем припоминания конкретных фактов, а требует выводов из полученных знаний, представляет собой мыслительную деятельность. И наиболее существенной особенностью процессов мышления является то, что человек выходит за пределы своего непосредственного опыта. Но мышление не только опосредованное, но и обобщенное познание (отражение) окружающего мира. мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.

В определении видов мышления существуют различные подходы.

По степени развернутости решаемых задач выделяют мышление дискурсивное (умозаключающее) и интуитивное - мгновенное, характеризующееся минимальной осознанностью.

По характеру решаемых задач мышление подразделяют на теоретическое и практическое, осуществляемое на основе социального опыта и эксперимента.

По содержанию решаемых задач выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Теоретически-понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме. Он пользуется готовыми знаниями, полученными другими людьми. Этот вид мышления характерен для научных теоретических исследований. Теоретически-образное мышление - отличается от понятийного тем, что материалом являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, люди творческого труда.

Оба рассмотренных вида мышления дополняют друг друга.

Наглядно-образное мышление. Мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых - среди людей, занятых практической работой. Наглядно-действенное мышление. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления. К ним относятся: Самостоятельность мышления - умение человека выдвигать новые идеи, задачи и находить нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и помощи других людей. Широта ума проявляется в широком кругозоре человека, в способности видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями. Глубина - умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, способность увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает. Гибкость выражается в умении быть свободным от принятых шаблонных приемов и способов решения задач любого содержания и уровня, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки. Инициативность – постоянное стремление самому искать и находить пути и средства разрешения задачи. Быстрота – скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей. Оригинальность – способность производить новые идеи. Пытливость – потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем. Критичность объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения. Торопливость – непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.116 (0.008 с.)