Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общение, его виды, функции и структура

Поиск

Общениекатегория социальной психологии, так как оно может осуществляться только в группах людей. Общениенеобходимое условие развития и существования личности.

Сфера человеческого общения оказывается предельно широкой, она охватывает все области взаимодействия людей в их реальной жизни. Потребность в общении – одна из сильнейших потребностей человека.

Общение - это сложное полифункциональное явление, в основе которого лежит обмен деятельностью и ее результатами, а также информацией, опытом, умениями и навыками.

Формы общения. Общение между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичные формы межличностного общения – анонимное, функционально-ролевое и неформальное. Конечно, эта классификация форм общения условна. Она не исчерпывает все возможные формы общения, в которых может участвовать человек. Кроме того, все формы общения переплетаются, взаимно дополняют и конкретизируют друг друга.

1. Анонимное общение – взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми. Под ним понимают любые временные связи между людьми, в которых они выступают как граждане, жители, пассажиры поезда, самолета или городского транспорта, зрители кинотеатра или спортивного матча, посетители музея и т. п. Люди встречаются, вступают во взаимоотношения друг с другом и расходятся. Они анонимны, безымянны по отношению друг к другу.

2. Формальное общение – различной продолжительности связи между людьми, которым присущи определенные роли. Участники такого общения выполняют определенные функции по отношению друг к другу: покупатель – продавец, пассажир – проводник, врач – больной и т. п. Служебные отношения также носят формальный характер, причем для них характерна значительная продолжительность во времени. Участники формального общения знают друг друга в большей или меньшей степени – по крайней мере, как работников, членов одного коллектива. В формальном общении отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. д.

3. Неформальное общение - всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений. Конечно, неформальное общение возможно и с товарищами по работе, но лишь в том случае, если оно выходит за рамки служебных отношений. Примерами могут быть неслужебные контакты между коллегами во время занятий спортом, проведение досуга и т. п. Особая область неформального общения – общение между близкими людьми или членами семьи.

4. Деловое общение когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Манипулятивное общение – направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

6. Светское общение – люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точка зрения людей на тот или иной вопрос не имеет никакого значения и не определяет характера общения.

Чисто условно мы можем выделить три стороны общения:

· Коммуникативная

· Интерактивная

· Перцептивная

Коммуникативная сторона общения. Общение – это коммуникация, т. е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями и т. д. Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей, сообщение о погоде или спор о политике, решение деловых вопросов с партнерами. Что бы это ни было – это всегда коммуникация, и представить себе общение без нее невозможно.

Как остроумно заметил К. Чапек «представьте себе, какая бы была тишина, если бы люди говорили только то, что знают».

Необходимо помнить, что коммуникация в общении всегда значима для ее участников, так как обмен сообщениями происходит ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей и т. д.

Практически для всех людей важно уметь общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слушали и слышали. Но для многих людей умение «донести» свое мнение, точку зрения, свои знания до партнера – еще и необходимая часть их профессии.

В общении всегда участвуют, по крайней мере, двое людей. Каждый человек одновременно и воздействует, и подвергается воздействию. Если у нас имеются говорящий и слушающий, то кто же из них несет ответственность за эффективность общения? Если обратиться к собственному опыту общения, то становится ясно, что в большинстве ситуаций ответственность за эффективность общения несет говорящий. Это он «виноват», если не смог привлечь внимания к главному. Иными словами, слушающий – пассивная сторона, а говорящий – активная.

Барьеры при коммуникации могут носить и чисто выраженный психологический характер. Чрезмерная застенчивость одного из партнеров, скрытость другого, присутствие у кого-то черты, получившей название «некоммуникабельность»; неприязнь по отношению друг к другу, недоверие – все это и многое другое может обусловливать проблемы в общении.

Интерактивная сторона общения. Действие -главное содержание общения. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например, «он на меня надавил, но я не поддался», «он подстроился под меня», «он нанес мне удар» и т. д. Здесь общение передается подобными фразами, и в них главный смысл.

В своем собственном общении мы также постоянно реагируем на действия партнера. В одном случае нам кажется, что партнер нас обижает и мы отстаиваем себя, в другом, что он нам льстит, в третьем, что он нас куда-то «толкает». Что позволяет нам понять смысл действий партнера?

Смысл и содержание взаимодействия невозможно понять вне определенной ситуации, также очень важно уметь соотносить действия и ситуацию. Очевидно, что одна и та же ситуация может быть по-разному «прочтена» партнерами.

Каждый из нас замечал, что в любом разговоре, беседе, публичном выступлении огромное значение имеет то, кто ведущий в данном общении, а кто ведомый.

Однако почему мы видим ситуацию по-разному? Каждому человеку присущ свой стиль поведения и общения, который накладывает характерный отпечаток на его действия в любых ситуациях. Стиль общения зависит от разных составляющих – жизненного опыта, отношения к людям, а также от того, какое общение наиболее предпочтительно в обществе.

Перцептивная сторона общения (от лат. рerceptio – восприятие). Рассматривая процесс познания человека человеком в общении, С. Л. Рубинштейн писал:

Вопросы о том, как происходит это «беглое чтение» другого человека, что позволяет нам понимать его поведение, встают перед каждым из нас. Очень часто важно не только само по себе понимание того или иного поведения, но и его истоков, движущих сил и механизмов. Именно поэтому необходимо понимать, что стоит для нас за словами «восприятие и понимание другого в общении».

Психологами было обнаружено несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Знание этих схем способствует пониманию того, как формируется первое впечатление о человеке.

Наиболее часто применяется схема восприятия, которая срабатывает в случае неравенства партнеров в той или иной сфере.

При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем.

Чем более внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях, если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто к нам относится плохо.

Очень важно отметить, что все эти три фактора охватывают практически все возможные ситуации общения. Из этого следует, что первичное восприятие другого человека всегда ошибочно. Однако это не совсем так. Специальные исследования показывают, что почти каждый взрослый человек, имеющий достаточный опыт общения, способен точно определить почти все характеристики партнера. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях (а такие ситуации встречаются только в специальных экспериментах и совершенно отсутствуют в реальной жизни). Причем в этих же экспериментах было обнаружено, что в реальной жизни всегда присутствует тот или иной процент ошибок. Почему это происходит? Вероятно, потому, что перед человеком никогда не стоит задача просто воспринять другого человека.

Для того чтобы умение понимать партнера начало проявляться в общении, необходимы не только и не столько знания и опыт, сколько нечто другое – особое отношение к партнеру, особая направленность на него. Какими бы опытными и умудренными жизнью и знаниями мы бы ни были, для того, чтобы понять человека, нужно этого хотеть: хотеть понять, о чем он думает, отчего переживает, его точку зрения и образ мыслей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.222.205 (0.008 с.)