Юридическая ответственность военнослужащих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридическая ответственность военнослужащих



 

Согласно части 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российском Федерации несет военную службу в соответ­ствии с федеральным законом. Федеральным законом, осуществляю­щим правовое регулирование военной службы, является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». В соответствии с этим федеральным законом прохождение военной службы также регу­лируется Положением о порядке прохождения военной службы, утве­ржденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы», а также ины­ми нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вопро­сы военной службы регулируются также международными договорами Российской Федерации, определяющими пребывание военнослужа­щих Российской Федерации за рубежом, а также участие военнослу­жащих Российской Федерации в вооруженных конфликтах.

Особенности прохождения военной службы в период проведения мобилизации, при введении чрезвычайного положения, военного по­ложения и в военное время определяются Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федера­ции» от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ.

Правовую основу воинской обязанности и военной службы состав­ляют также другие федеральные законы. В первую очередь — Феде­ральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ.

Федеральный закон «Об обороне» определяет основы и организа­цию обороны Российской Федерации, полномочия органов государ­ственной власти РФ, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, си­лы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за наруше­ние законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона «Об обороне» определена цель ус­тановления воинской обязанности — оборона. Согласно данной нор­ме в этих же целях создаются Вооруженные Силы РФ. Организация обороны включает помимо других мероприятий правовое регулирова­ние в области обороны (ст. 2). Принципиальное значение имеет поло­жение о том, что законы действуют независимо от их объявления при­казами и иными правовыми актами органов управления Вооруженны­ми Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами (п. 2 ст. 3). Данное положение является дополнительной га­рантией реализации прав военнослужащих.

В п. 2 ст. 12 Федерального закона «Об обороне» определен порядок комплектования Вооруженных Сил РФ военнослужащими. Согласно указанной норме он осуществляется в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации путем призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу (т.е. воинские части укомплектовываются гражданами, проживающими вне места дисло­кации этих воинских частей) и путем добровольного поступления граждан РФ на военную службу.

Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооружен­ными Силами Российской Федерации, в пределах своей компетенции из­дает указы о призыве на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходя­щих военную службу по призыву. Президент РФ своим указом утвержда­ет Положение о порядке прохождения военной службы, издает иные ука­зы, связанные с воинской обязанностью граждан, организацией прохож­дения военной службы.

Так, Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. № 2140 утвержде­ны общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации (Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав и Устав гарнизон­ной и караульных служб), которые имеют межведомственное значение и регулируют военно-служебные отношения не только в Вооруженных Силах, но и в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба.

Указом Президента РФ «Вопросы прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 г. № 1237 утверждено Положение о порядке прохож­дения военной службы, которым определены порядок заключения контракта о прохождении военной службы, назначения и освобожде­ния от воинских должностей, присвоения воинских званий, предостав­ления отпусков, увольнения с военной службы и ряд других вопросов.

В пределах своих полномочий Верховный Главнокомандующий из­даст приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооружен­ными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, в которых законами предусмотрена военная служба.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об обороне» Прави­тельство РФ должно осуществлять меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формиро­ваний и органов; утверждает положения о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан к военной службе и т.д.

В пределах своих полномочий министр обороны РФ, руководители других федеральных органов исполнительной власти, в которых зако­ном предусмотрена военная служба, принимают нормативные право­вые акты по вопросам воинской обязанности, военной службы и ста­туса военнослужащих.

На граждан, поступивших на военную службу, распространяется статус военнослужащих, т.е. совокупность прав, свобод, гарантирован­ных государством, а также обязанностей и ответственности военнос­лужащих, установленных законодательством.

Статус (правовое положение) военнослужащего определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О ста­тусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, Федеральным зако­ном «О воинской обязанности и военной службе», другими федераль­ными конституционными законами и федеральными законами, а так­же указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, воинскими уставами, другими нормативными правовыми актами.

Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

Военная служба связана с рядом правоограничений и прямых зап­ретов для военнослужащих, которые согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допустимы только по федеральному закону (Федеральный закон «О статусе военнослужащих»). Согласно п. 7 ст. 10 указанного закона военнослужащие не вправе:

заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерчески­ми организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должност­ные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие фи­зическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательс­кой деятельности, используя свое служебное положение;

использовать служебное положение в интересах политических пар­тий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним и др.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» граждане Российской Федерации исполняют воен­ную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в Погра­ничных войсках Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Феде­рации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских форми­рованиях при федеральных органах исполнительной власти. Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах госу­дарственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизаци­онной подготовки органов государственной власти Российской Феде­рации.

В соответствии с установленной организационной структурой Во­оруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских фор­мирований и органов, а также системой штатных должностей сущест­вуют следующие формы военной службы:

военная служба офицеров;

военная служба прапорщиков и мичманов;

военная служба солдат, матросов, сержантов и старшин.

По способу поступления военная служба делится на военную служ­бу по призыву и военную службу по контракту. Исходя из оснований для зачисления на военную службу, условий и порядка ее прохожде­ния, военнослужащие объединены в две группы (категории): военнос­лужащие, проходящие военную службу по контракту и военнослужа­щие, проходящие военную службу по призыву.

К военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных об­разовательных учреждений профессионального образования, сержан­ты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту.

Контракт о прохождении военной службы вправе заключать:

военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прос­лужившие не менее 12 месяцев;

граждане, пребывающие в запасе;

граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную ак­кредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специ­альностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования;

граждане женского пола, не пребывающие в запасе;

другие граждане в соответствии с нормативными правовыми акта­ми Президента Российской Федерации.

Граждане, поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования, заключают контракт о прохождении военной службы.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заклю­чать граждане в возрасте от 18 до 40 лет.

Военную службу по призыву проходят солдаты, сержанты, старши­ны, солдаты и матросы, зачисленные на военную службу по призыву; офицеры, призванные на военную службу из запаса, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образова­ния до заключения контракта.

Курсанты военных образовательных учреждений профессиональ­ного образования до заключения контракта имеют статус военнослу­жащих, проходящих военную службу по призыву.

Основания поступления на военную службу по призыву и порядок се прохождения установлены Федеральным законом «О воинской обя­занности и военной службе», а также следующими основными норма­тивными правовыми актами:

Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от I июня 1999 г. № 587;

Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связан­ных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом министра обороны РФ от 6 сентября 1999 г. № 400;

нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления отсрочек от призыва на военную службу:

Положением о военно-врачебной комиссии, утвержденным поста­новлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. № 390 (с изменениями) и др.

Призыву на военную службу подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (да­лее — граждане, не пребывающие в запасе);

б) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную ак­кредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоени­ем воинского звания офицера (далее — граждане, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера).

Призыв на военную службу и прохождение военной службы офи­церами запаса осуществляются в соответствии с:

Указом Президента Российской Федерации «О призыве офице­ров запаса на военную службу в 2000-2005 годах» от 10 апреля 2000 г. № 660;

Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связан­ных с призывом на военную службу граждан Российской Федера­ции, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, утвержденной приказом министра обороны РФ от 6 сентября 1999 г. № 400, и другими нормативными правовыми актами.

Гражданин, поступающий или призываемый на военную службу, должен соответствовать медицинским требованиям, а поступающий на военную службу по контракту, кроме того, и профессионапьно-психологическим требованиям, а также требованиям по уровню образова­ния, профессиональной подготовки и физической подготовки.

Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государствен­ным флагом Российской Федерации и Боевым Знаменем воинской части. Текст Военной присяги утвержден Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Приведение к Военной присяге проводится по прибытии военнос­лужащего к первому месту прохождения военной службы после про­хождения начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать два месяца или по прибытии гражданина к первому месту прохождения военных сборов в порядке, определяемом общевоински­ми уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.

До приведения к Военной присяге военнослужащий не может привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действи­ях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы) и задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов; за военнослужащим не могут закрепляться оружие и военная техника.

Военная служба отличается повышенной обязательностью се тре­бований. После поступления (призыва) на военную службу в пределах установленных сроков военнослужащий не вправе по собственному желанию менять место службы, прекращать выполнение служебных обязанностей, самовольно покидать место военной службы.

У военнослужащих более строгая по сравнению с государственной службой ответственность за служебные правонарушения.

Беспрекословность служебного подчинения, безусловность пови­новения подчиненных военнослужащих требованиям командиров (начальников) лежат в основе военной службы. Однако командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распо­ряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей воен­ной службы или направленные на нарушение законодательства Рос­сийской Федерации. Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответствен­ности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наличие у военнослужащих персональных воинских званий обес­печивает ясность и четкость во взаимоотношениях и субординации военнослужащих. Основное назначение воинских званий состоит в том, чтобы обеспечить отношения власти и подчинения во взаимоот­ношениях между военнослужащими. Это выражается, в частности, в том. что начальники по воинским званиям имеют право отдавать под­чиненным приказания и проверять их выполнение; старшие по зва­нию обязаны требовать от младших соблюдения ими воинской дис­циплины, правил поведения и отдания чести; младшие по званию должны беспрекословно выполнять требования старших. Кроме того, воинское звание отражает служебный стаж и служебное положение военнослужащего. В связи с ним для прохождения военной службы в каждом воинском звании устанавливается определенный срок.

Только в условиях военной службы предусмотрены отношения под­чиненности как по должности, так и по воинскому званию, что суще­ственно отличает воинские звания от специальных званий других го­сударственных служащих.

Наличие военной формы одежды и знаков различия. Военная форма и знаки различия регламентируются Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1010 «О военной форме и знаках разли­чия по воинским званиям» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 27 января 1997 г. № 48).

Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» устанавливается предельный возраст пребывания на военной службе. Так, для Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала он составляет 60 лет, для генерал-лейте­нанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала — 55 лет, для пол­ковника, капитана 1 ранга — 50 лет, для военнослужащего, имеющего иное воинское звание, — 45 лет. Для женщин-военнослужащих предель­ный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет.

С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребыва­ния на военной службе, контракт о прохождении военной службы мо­жет заключаться на срок до 10 лет в порядке, определяемом Положе­нием о порядке прохождения военной службы, но не свыше достиже­ния ими возраста 65 лет.

Одним из ключевых понятий военной службы является исполнение обязанностей военной службы. Это обусловлено тем, что военнослужа­щие, исполняющие служебные обязанности, наделяются в ряде случа­ев особыми полномочиями, находятся под особой охраной закона, а в случае причинения вреда их жизни и здоровью им и их семьям выпла­чиваются пособия и назначаются пенсии в повышенном размере. Во­еннослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, счи­таются исполняющими обязанности военной службы в случаях:

участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвы­чайного положения и военного положения, а также в условиях воору­женных конфликтов;

исполнения должностных обязанностей;

несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда; участия в учениях или походах кораблей;

выполнения приказа или распоряжения, отданного командиром (начальником);

нахождения на территории воинской части в течение установлен­ного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; нахождения в служебной ко­мандировке; нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно; следования к месту военной службы и обратно; прохождения военных сборов;

нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

безвестного отсутствия — до признания военнослужащего в уста­новленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявле­ния его умершим;

защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказания помощи органам внутренних дел по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безо­пасности;

участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, трав­му, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием добровольного приведения себя в состояние наркотического или токсического опьянения; совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опас­ным; самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы.

Одним из ключевых понятий военной службы является исполнение обязанностей военной службы. Это обусловлено тем, что военнослужа­щие, исполняющие служебные обязанности, наделяются в ряде случа­ев особыми полномочиями, находятся под особой охраной закона, а в случае причинения вреда их жизни и здоровью им и их семьям выпла­чиваются пособия и назначаются пенсии в повышенном размере. Во­еннослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, счи­таются исполняющими обязанности военной службы в случаях:

участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвы­чайного положения и военного положения, а также в условиях воору­женных конфликтов;

исполнения должностных обязанностей;

несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда; участия в учениях или походах кораблей;

выполнения приказа или распоряжения, отданного командиром (начальником);

нахождения на территории воинской части в течение установлен­ного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; нахождения в служебной ко­мандировке; нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно; следования к месту военной службы и обратно; прохождения военных сборов;

нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

безвестного отсутствия — до признания военнослужащего в уста­новленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявле­ния его умершим;

защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказания помощи органам внутренних дел по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безо­пасности;

участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, трав­му, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием добровольного приведения себя в состояние наркотического или токсического опьянения; совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опас­ным; самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, когда военнослужащий реально исполняет какие-либо из указанных выше обязанностей военной службы.

Общая продолжительность еженедельного служебного времени во­еннослужащих не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными зако­нами и иными нормативными правовыми актами Российской Федера­ции. Боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обо­роны Российской Федерации (руководителем иного федерального ор­гана исполнительной власти, в котором федеральным законом предус­мотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограни­чения обшей продолжительности еженедельного служебного времени. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего воен­нослужащим участие в указанных мероприятиях, определяются Поло­жением о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а так­же военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в во­енных образовательных учреждениях профессионального образова­ния и учебных воинских частях, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Остальным военнослужащим, проходящим во­енную службу по контракту, предоставляется не менее одних суток от­дыха еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц.

Привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей воен­ной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соотве­тствующей продолжительности в другие дни недели. При невозмож­ности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжитель­ности еженедельного служебного времени суммируется и предостав­ляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, кото­рые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужа­щих к основному отпуску.

Начало, срок и окончание военной службы определяются статьей 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также статьей 3 Положения о порядке прохождения военной службы.

Начало военной службы определяет для гражданина момент посту­пления на военную службу и приобретения статуса военнослужащего. С началом военной службы гражданин становится военнослужащим, на него начинает распространяться Федеральный закон «О статусе во­еннослужащих», а также другие нормативные правовые акты Российс­кой Федерации, определяющие права, обязанности и ответственность военнослужащих.

Так, для граждан в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запа­се, призванных на военную службу, началом военной службы является

день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федера­ции к месту прохождения военной службы.

Для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, — день прибытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата.

Для граждан, призванных на военную службу непосредственно пос­ле окончания образовательных учреждений высшего профессиональ­ного образования, которым присвоено воинское звание офицера. — день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений.

Для граждан, поступивших на военную службу по контракту, — день вступления в силу контракта о прохождении военной службы.

Для граждан, не проходивших военную службу или прошедших во­енную службу ранее и поступивших в военные образовательные уч­реждения профессионального образования, — дата зачисления в ука­занные образовательные учреждения.

Срок военной службы определяет время, которое военнослужащий должен находиться на военной службе. Пунктом 1 статьи 38 Федераль­ного закона «О воинской обязанности и военной службе» определяет­ся следующий срок военной службы для различных категорий воен­нослужащих: для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, — 24 месяца;

для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву и окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные обра­зовательные учреждения высшего профессионального образования, — 12 месяцев; для офицеров, проходящих военную службу по призыву, — 24 месяца; для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сроку, указанный в контракте.

Срок военной службы исчисляется со дня начала военной службы. При этом срок контракта о прохождении военной службы исчисляет­ся со дня (календарной даты) вступления его в силу, то есть со дня пол­писания его соответствующим командиром (начальником).

Данный срок истекает для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву. Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, срок военной службы истекает в соот­ветствующие месяц и число последнего года срока контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года. В случаях, когда исте­чение срока военной службы приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, указанный срок истекает в последний день этого месяца.

В срок военной службы не засчитывается: время пребывания воен­нослужащего в дисциплинарной воинской части; время отбывания ареста осужденным военнослужащим; время самовольного оставле­ния воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления.

При этом осужденному военнослужащему, овладевшему воинской специальностью, знающему и точно выполняющему требования воинс­ких уставов и безупречно несущему службу, освобождаемому из дисцип­линарной воинской части после истечения срока его призыва, время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок его военной службы в порядке, определяемом министром обороны Российской Федерации. Военнослужащему, освобожденному из дис­циплинарной воинской части, при условии его безупречной военной службы время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок военной службы командующим войсками воен­ного округа или командиром (начальником), ему равным и выше, в по­рядке, определяемом руководителями федеральных органов исполни­тельной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Днем окончания военной службы считается день исключения во­еннослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием без­вестно отсутствующим или объявлением умершим. День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослу­жащего последним днем военной службы. С этого дня военнослужа­щий утрачивает статус военнослужащего. Он не пользуется правами военнослужащего, не исполняет обязанности военнослужащих, на не­го не распространяется юридическая ответственность, предусмотрен­ная для военнослужащих.

При этом военнослужащий должен быть исключен из списков лич­ного состава ВОИНСКОЙ части в день истечения срока его военной служ­бы (уволенный досрочно — не позднее окончания срока военной службы), кроме случаев, установленных Федеральным законом и По­ложением о порядке прохождения военной службы. Однако, если во­еннослужащий заключает новый контракт о прохождении военной службы, он продолжает прохождение военной службы в соответствии со сроком нового контракта. Кроме того, пунктом! 1 статьи 38 Феде­рального закона «О воинской обязанности и военной службе» уста­новлены случаи, когда военнослужащий не может быть исключен из списков личного состава воинской части: военнослужащий находится на стационарном печении; женщина-военнослужащий находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком; военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его же-

ланию остается в воинской части до дня отправки транспортного сред­ства, осуществляющего индивидуальную или организованную пере­возку военнослужащих, увольняемых в запас; военнослужащий участ­вует в походах кораблей; военнослужащий находится в плену, в поло­жении заложника или интернированного; военнослужащий безвестно отсутствует — до признания его в установленном законом порядке без­вестно отсутствующим или объявления его умершим; военнослужа­щий находится под следствием.

Общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на во­енную службу. Определение общей продолжительности военной служ­бы производится в календарном исчислении. В случаях, установлен­ных федеральными законами и иными нормативными правовыми ак­тами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении, в частности, военная служба в районах Крайнего Севера и др., определенных нормативны­ми правовыми актами РФ.

Отличительной чертой военной службы как вида государственной службы является наличие персональных воинских званий. Наличие у военнослужащего персонального воинского звания отражает его служебно-должностное положение и обеспечивает ясность и четкость во взаимоотношениях с другими военнослужащими. Воинские звания присваиваются военнослужащим персонально.

Система воинских званий установлена статьей 46 Федерального за­кона «О воинской обязанности и военной службе». При этом воинс­кие звания объединены в составы военнослужащих. Система воинс­ких званий и составов военнослужащих представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

  Составы Воинские знания
  поисковые корабельные
 
  Солдаты, матросы, рядовой матрос
  сержанты, ефрейтор старшин матрос
  старшины младший сержант старшина 2 статьи
    сержант старшина 1 статьи
    старший сержант главный старшина
    старшина главный корабельный старшина
  Прапорщики прапорщик мичман
  и мичманы старший прапорщик старший мичман
  Офицеры: младшие офицеры младший лейтенант лейтенант старший лейтенант капитан младший лейтенант лейтенант старший лейтенант капитан-лейтенант
  старшие офицеры майор подполковник полковник капитан 3 ранга капитан 2 ранга капитан 1 ранга
       
высшие офицеры генерал-майор генерал-лейтенант генерал-полковник генерал армии Маршал РФ контр-адмирал вице-адмирал адмирал адмирал флота
       

 

Форма и содержание представлений, формы иных документов и приказов к присвоению воинских званий, а также порядок их оформ­ления и представления (за исключением высших офицеров) устанав­ливаются руководителем федерального органа исполнительной влас­ти, в котором предусмотрена военная служба.

Перед воинским званием военнослужащего, проходящего военную службу в гвардейской воинской части, на гвардейском корабле, добав­ляется слово «гвардии». К воинскому званию военнослужащего, име­ющего военно-учетную специальность юридического или медицинс­кого профиля, добавляются соответственно слова «юстиции» или «ме­дицинской службы». К воинскому званию гражданина, пребывающе­го в запасе или находящегося в отставке, добавляются соответственно слова «запаса» или «в отставке».

Старшинство воинских званий и составов военнослужащих опре­деляется последовательностью их перечисления: от воинского звания «рядовой», «матрос») к более высокому и от состава «солдаты, матро­сы, сержанты, старшины» к более высокому. Соответствующие друг другу войсковые и корабельные воинские звания считаются равными.

Воинское звание может быть первым или очередным. Первым во­инским званием начинается новый состав военнослужащих. Очеред­ные воинские звания находятся внутри состава военнослужащих. Пе­рейти в другой состав военнослужащий может только получив первое воинское звание, предусмотренное для данного состава. В связи с этим Положением о порядке прохождения военной службы предусмотрены

различные основания для присвоения первых и очередных воинских званий.

Порядок присвоения первого воинского звания определяется стать­ей 21 Положения о порядке прохождения военной службы. В соответ­ствии с данной статьей первыми воинскими званиями считаются:

для состава «офицеры» — младший лейтенант, лейтенант;

для состава «прапорщики и мичманы» — прапорщик, мичман;

для состава «солдаты, матросы, сержанты, старшины» — рядовой, матрос.

Воинское звание лейтенанта присваивается:

военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, окон­чившему высшее или среднее военно-учебное заведение, — по окон­чании указанного учебного заведения;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 822; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.068 с.)