Психолого-педагогические и правовые основы командирской деятельности сержанта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогические и правовые основы командирской деятельности сержанта



 

На современном этапе развития военного дела роль сержантов зна­чительно возросла. Они относятся к звену младших командиров и представляют собой самый многочисленный отряд командных кадров. Сержант — это ближайший и непосредственный начальник солдат, их учитель и воспитатель. От уровня подготовки сержанта, его политичес­кой зрелости зависит качество обучения и воспитания личного состава.

Говоря о роли младших командиров, М. В. Фрунзе подчеркивал: «Младший комсостав образует ту основу, на которой зиждется все де­ло дисциплинирования, боевой спайки и боевой готовности части».

В соответствии со ст. 59 Конституции РФ защита Отечества являет­ся долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Защи­та Отечества не только правовое, но прежде всего нравственное требо­вание к каждому гражданину, моральный долг и обязанность.

В Российской Федерации приняты основополагающие федераль­ные законы и иные нормативные акты, регулирующие общественные отношения в области обороны, воинской обязанности и военной службы: «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и ряд других. Указом Президента Рос­сийской Федерации утверждены Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ, в которых закреплены права и обязанности младших коман­диров, степень их ответственности за обучение, воспитание и мораль­но-психологическое состояние.

Младший командир в мирное время и военное время отвечает за ус­пешное выполнение подчиненными боевых задач; за обучение, воспи­тание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние, строевую выправку и внешний вид подчиненных; за правильное ис­пользование и сбережение вооружения, военной техники, снаряжения, обмундирования, обуви и за содержание их в порядке и исправности.

Для того чтобы сержантам стать настоящими помощниками ко­мандиров, чтобы они могли успешно решать задачи по обучению и воспитанию своих подчиненных, им необходимо время для професси­ональной и методической подготовки.

По окончании учебного подразделения сержант, прибыв в линей­ную часть, должен активно включиться в воспитание и обучение сво­их подчиненных.

Чтобы управлять подчиненными, командиру прежде всего необхо­димо научиться управлять собой, то есть своими поступками, действиями, словами. Для этого командир должен обладать большой силой воли.

Что значит командовать? Это понятие, за которым стоит большая разносторонняя деятельность командира, его слова и действия, труд и его результаты как в повседневной деятельности, так и в боевой обста­новке. Командовать — значит организовывать и руководить, воспиты­вать и учить, спрашивать и благодарить, подчиняться и отвечать.

В любой обстановке, не ожидая распоряжений сверху, командир всегда должен быть готов к самостоятельному принятию решения и воплощению его в жизнь.

Рекомендации сержанту по изучению личного состава

Наведение и поддержание уставного порядка, то есть осуществле­ние всей жизни и деятельности подчиненных в строгом соответствии с уставами требует от сержантов большой организаторской и повседнев­ной воспитательной работы с личным составом.

Выполнять должностные обязанности, командовать отделениями, экипажами, расчетами возможно при твердых знаниях уставных поло­жений, постоянном поддержании образцового внутреннего порядка в подразделении, высокой организации внутренней, караульной и гар­низонной служб, личной примерности, добросовестном выполнении воинского долга и постоянной, справедливой требовательности к под­чиненным.

Для поднятия качества организаторской работы и ускорения ста­новления в должности необходимо свою деятельность начать с изуче­ния подчиненного личного состава.

Изучение личного состава объективно обусловлено самим характе­ром работы сержанта, его назначением как руководителя, организато­ра и воспитателя солдат.

Изучение подчиненных необходимо начинать с ознакомления с их социально-демографическими данными и условиями, в которых про­ходило формирование личности воина до призыва в Вооруженные Си­лы. Но это всего лишь начальная стадия процесса изучения. Глубоко и всесторонне изучить личность воина — это значит прежде всего выя­вить его индивидуальные особенности, к которым относятся:

психические свойства личности (направленность, характер, темпе­рамент, способности, активность). При этом необходимо учитывать, как реагирует военнослужащий на замечания, как развито у него чувство долга, отношение к личным и общественным интересам, чем он занимается в свободное время;

психические познавательные процессы: мышление, речь, чувства и воля;

успехи и недостатки в боевой подготовке, способность действовать самостоятельно;

отношение к воинской специальности, службе в целом;

моральные и боевые качества, степень профессиональной подго­товки, развитие организаторских способностей;

уровень физического развития и состояние здоровья;

материальные и духовные потребности, интересы, участие в обще­ственной и спортивно-массовой работе;

занимаемое место в коллективе;

круг товарищей, друзей, знакомых;

отрицательные черты; занимается ли самовоспитанием.

Выявление индивидуальных особенностей личности должно сос­тавлять в работе сержанта основное содержание процесса изучения подчиненных.

Нельзя полагать, что после того, как о подчиненных сложится опре­деленное мнение, отпадает необходимость в их дальнейшем изучении.

Во-первых, в сознании и поведении солдат, их моральных и боевых качествах в ходе службы происходят изменения, которые нельзя не учитывать в практической работе с ними.

Во-вторых, даже опытным воспитателям не всегда удается сразу же безошибочно определить особенности характера человека. Допущен­ные ошибки важно как можно быстрее исправить, так как неправиль­но определенные в связи с этим меры могут отрицательно сказаться на результатах обучения и воспитания воина.

При изучении подчиненных необходимо пользоваться следующи­ми методами:

анализ документов — ознакомление с военным билетом, учетно-послужной карточкой и характеристикой, карточкой профотбора, с медицинской книжкой;

беседы как с самими воинами, так и с их товарищами по службе;

переписка с родителями воинов, предприятиями и школами, где они работали или учились до призыва.

Рекомендуемые методы дадут эффект лишь в том случае, если их применять в сочетании с основным методом изучения людей — наб­людением за их деятельностью в процессе службы.

Наблюдение как метод изучения психологических особенностей применяется постоянно в процессе общения с личным составом. Ис­пользуются в основном при этом два вида наблюдений: сплошное (длительное) и выборочное (эпизодическое).

Сплошное наблюдение имеет целью определить основные психи­ческие особенности воина, их сочетание, особенности личности в целом.

С помощью выборочного наблюдения изучаются какие-то опреде­ленные черты личности, которые доминируют и оказывают решающее влияние на поведение того или иного военнослужащего.

Целесообразно учитывать результаты обоих видов наблюдения. Важно, чтобы наблюдение по своей форме было тактичным. Нарочито подчеркнутое наблюдение за действиями подчиненных, а тем более напоминание об этом создает натянутость во взаимоотношениях.

Наблюдение за действиями подчиненных должно быть конкрет­ным и целеустремленным (определенная система накопления фактов, их анализ, практические выводы для воспитания у подчиненных высо­ких моральных и боевых качеств, дисциплинированности).

Любые данные приобретают настоящую ценность лишь в том слу­чае, если они умело используются в обучении и воспитании.

Необходимо помнить, что присущие некоторым воинам те или иные недостатки не являются врожденными качествами, они, как пра­вило, следствие определенных промахов в их воспитании, то есть с по­мощью целенаправленной воспитательной работы каждому человеку можно помочь избавиться от недостатков.

Таким образом, сущность индивидуального подхода заключается в том, чтобы командир знал особенности каждого подчиненного и на этой основе дифференцированно подходил к обучению и воспитанию вверенных ему людей, стремясь исправить их недостатки и развить по­ложительные качества.

Целесообразно сержантам в именном списке личного состава иметь следующие сведения: фамилию, имя, отчество, должность, образова­ние, военно-учетную специальность; год, месяц, число и место рожде­ния; национальность; время и место призыва в армию; род занятий, специальность до призыва в армию; семейное положение, фамилии, имена и отчества родителей, жены, детей; род занятий и место работы родителей и жены; личные качества подчиненного, черты его характе­ра; уровень физической подготовленности; склонности и увлечения.

Эти данные, характеризующие каждого подчиненного, помогают творческому изучению всего личного состава. Для более глубокого и целенаправленного изучения необходимо вести дневник, в котором отображать вес стороны деятельности своих подчиненных. Эти сведе­ния необходимо заносить в определенной последовательности, чтобы можно было анализировать и составлять индивидуальную программу воспитательной работы для каждого солдата.

Индивидуальные программы будут совершенно разные. Вместе с тем при выполнении всякой программы целесообразно применять об­щее педагогическое правило: на избалованного воздействовать жест­кой требовательностью, на оступившегося — доверием, на зазнавше­гося — показом его невежества, на замкнутого — искренностью, на раздражительного — спокойствием, на недисциплинированного — об­разцом высоконравственного поведения.

И, конечно же, выполнение любой намеченной программы не тер­пит шаблона. Сержант должен учитывать особенности личности под­чиненного, а в соответствии с этим тщательно продумывать средства и приемы воздействия на него.

Решающая роль в поддержании уставного порядка принадлежит младшим командирам. Они имеют достаточные права, несут личную ответственность за создание условий для соблюдение уставного поряд­ка и требований воинской дисциплины, обязаны служить для них при­мером строгого соблюдения законов, норм морали, выполнения тре­бований военной присяги, воинских уставов.

Личный пример сержанта оказывает важное воспитательное и дис­циплинирующее влияние на подчиненных. Они стремятся подражать командиру во всем, равняться на него. Как правило, воины учатся у своего командира не только боевому мастерству. Они перенимают у него манеру поведения. Вот почему младшему командиру необходимо быть для подчиненных образцом во всем, высоко держать свой авто­ритет. Жизнь убедительно подтверждает, что высокий авторитет ко­мандира помогает успешно руководить личным составом в любых ус­ловиях.

Органическое единство административной власти и индивидуаль­ных качеств командира оказывает решающее влияние на все стороны обучения и воспитания подчиненных, в том числе и на укрепление во­инской дисциплины.

Чтобы требовать с подчиненных, командиру надлежит точно знать правовые основы власти, предоставленной ему по занимаемой долж­ности и воинскому званию. В противном случае он не использует до конца всех возможностей или же рискует превысить свою власть, что также недопустимо.

Основа правового положения сержантского состава заложена в Об­щевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации (Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав и Устав гарнизонной и караульных служб), которые имеют огромное значение в служебной деятельности военнослужащих и регулируют военно-служебные отно­шения не только в Вооруженных Силах, но и в других войсках, воинс­ких формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба.

В соответствии со ст. 30 УВС ВС РФ единоначалие является одним из принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федера­ции, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Оно заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложе­нии на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве коман­дира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, еди­нолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением.

Так в соответствии со ст. 31 УВС ВС РФ по своему служебному по­ложению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными. Начальник име­ет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Начальник должен быть для подчиненного примером тактичности и выдержанности и не должен допускать как фамильярности, так и предвзятости. За действия, унижающие человеческое достоинство подчиненного, начальник несет ответственность. Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника. Выполнив приказ, он может подать жалобу, если считает, что по отношению к нему пос­тупили неправильно.

По своему воинскому званию сержанты и старшины являются на­чальниками — для солдат и матросов одной с ними воинской части.

Военнослужащие, которые по своему служебному положению и во­инскому званию (ст. 32, 33) не являются по отношению к другим воен­нослужащим их начальниками или подчиненными, могут быть стар­шими или младшими. Старшинство определяется воинскими звания­ми военнослужащих. Старшие по воинскому званию в случае наруше­ния младшими воинской дисциплины, общественного порядка, пра­вил поведения, ношения военной формы одежды и выполнения во­инского приветствия должны требовать от них устранения этих нару­шений. Младшие по званию обязаны беспрекословно выполнять эти требования старших.

При совместном выполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником), старший из них по должнос­ти, а при равных должностях старший по воинскому званию является начальником.

Командир (начальник) перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выпол­нения. Он несет ответственность за отданный приказ и его послед­ствия за соответствие приказа законодательству, а также за злоупот­ребление властью и превышение власти или служебных полномочий в отдаваемом приказе и за непринятие мер по его выполнению. Приказ должен быть сформулирован ясно, не допускать двоякого толкования и не вызывать сомнения у подчиненного.

Приказы отдаются в порядке подчиненности. При крайней необ­ходимости старший начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. В таком случае он сообща­ет об этом непосредственному начальнику подчиненного или прика­зывает подчиненному самому доложить своему непосредственному начальнику.

Приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекос­ловно, точно и в срок (ст. 40 УВС ВС РФ). Военнослужащий, получив приказ, отвечает: «Есть» — и затем выполняет его. При необходимос­ти убедиться в правильном понимании отданного им приказа коман­дир (начальник) может потребовать краткого его повторения, воен­нослужащий, получивший приказ, — обратиться к командиру (на­чальнику) с просьбой повторить его. О выполнении полученного приказа военнослужащий обязан доложить начальнику, отдавшему приказ, и своему непосредственному начальнику. Военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нару­шение закона.

Если военнослужащий, выполняющий приказ, получит от другого начальника, старшего по служебному положению, новый приказ, ко­торый помешает выполнить первый, он докладывает об этом началь­нику, отдавшему второй приказ, и в случае его подтверждения выпол­няет последний. Отдавший новый приказ сообщает об этом начальни­ку, отдавшему первый приказ.

Дисциплинарный устав не указывает, за какие нарушения следует применять те или иные взыскания. Командир в пределах своих пол­номочий сам выбирает такой вид взыскания, который, по его мне­нию, должен оказать максимальное воспитательное воздействие как на человека, к которому оно применяется, так и на подразделение в целом. Чрезмерно строгое или. напротив, чересчур мягкое взыскание, как и огульное наказание лиц, непосредственно не причастных к проступку, снижает воспитательное воздействие наказания, подрыва­ет авторитет командира, который, погорячившись, неумело приме­нил свои права. Незаслуженное наказание больно ранит самолюбие человека, снижает его инициативу и старание, порождает привычку к перестраховке.

Сложность задач, решаемых Вооруженными Силами России в сов­ременных условиях, требует от младших командиров творческого при­менения разнообразных форм, методов и приемов воспитания воен­нослужащих с учетом индивидуальных особенностей каждого подчи­ненного.

Таким образом, для практического воплощения единства обучения и воспитания младшему командиру необходимо изучать подчинен­ных, анализировать и оценивать результаты их деятельности, знать ос­новы военной педагогики и психологии. Только при таком условии сержант сможет успешно осуществить индивидуальный подход, повы­сить деятельность всей учебно-воспитательной работы, усилить эф­фективность управления формированием личности подчиненного и воинского коллектива.

 

1.3.3. Психологическая подготовка военнослужащих



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.018 с.)