Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогические и правовые основы командирской деятельности сержантаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На современном этапе развития военного дела роль сержантов значительно возросла. Они относятся к звену младших командиров и представляют собой самый многочисленный отряд командных кадров. Сержант — это ближайший и непосредственный начальник солдат, их учитель и воспитатель. От уровня подготовки сержанта, его политической зрелости зависит качество обучения и воспитания личного состава. Говоря о роли младших командиров, М. В. Фрунзе подчеркивал: «Младший комсостав образует ту основу, на которой зиждется все дело дисциплинирования, боевой спайки и боевой готовности части». В соответствии со ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Защита Отечества не только правовое, но прежде всего нравственное требование к каждому гражданину, моральный долг и обязанность. В Российской Федерации приняты основополагающие федеральные законы и иные нормативные акты, регулирующие общественные отношения в области обороны, воинской обязанности и военной службы: «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и ряд других. Указом Президента Российской Федерации утверждены Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ, в которых закреплены права и обязанности младших командиров, степень их ответственности за обучение, воспитание и морально-психологическое состояние. Младший командир в мирное время и военное время отвечает за успешное выполнение подчиненными боевых задач; за обучение, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние, строевую выправку и внешний вид подчиненных; за правильное использование и сбережение вооружения, военной техники, снаряжения, обмундирования, обуви и за содержание их в порядке и исправности. Для того чтобы сержантам стать настоящими помощниками командиров, чтобы они могли успешно решать задачи по обучению и воспитанию своих подчиненных, им необходимо время для профессиональной и методической подготовки. По окончании учебного подразделения сержант, прибыв в линейную часть, должен активно включиться в воспитание и обучение своих подчиненных. Чтобы управлять подчиненными, командиру прежде всего необходимо научиться управлять собой, то есть своими поступками, действиями, словами. Для этого командир должен обладать большой силой воли. Что значит командовать? Это понятие, за которым стоит большая разносторонняя деятельность командира, его слова и действия, труд и его результаты как в повседневной деятельности, так и в боевой обстановке. Командовать — значит организовывать и руководить, воспитывать и учить, спрашивать и благодарить, подчиняться и отвечать. В любой обстановке, не ожидая распоряжений сверху, командир всегда должен быть готов к самостоятельному принятию решения и воплощению его в жизнь. Рекомендации сержанту по изучению личного состава Наведение и поддержание уставного порядка, то есть осуществление всей жизни и деятельности подчиненных в строгом соответствии с уставами требует от сержантов большой организаторской и повседневной воспитательной работы с личным составом. Выполнять должностные обязанности, командовать отделениями, экипажами, расчетами возможно при твердых знаниях уставных положений, постоянном поддержании образцового внутреннего порядка в подразделении, высокой организации внутренней, караульной и гарнизонной служб, личной примерности, добросовестном выполнении воинского долга и постоянной, справедливой требовательности к подчиненным. Для поднятия качества организаторской работы и ускорения становления в должности необходимо свою деятельность начать с изучения подчиненного личного состава. Изучение личного состава объективно обусловлено самим характером работы сержанта, его назначением как руководителя, организатора и воспитателя солдат. Изучение подчиненных необходимо начинать с ознакомления с их социально-демографическими данными и условиями, в которых проходило формирование личности воина до призыва в Вооруженные Силы. Но это всего лишь начальная стадия процесса изучения. Глубоко и всесторонне изучить личность воина — это значит прежде всего выявить его индивидуальные особенности, к которым относятся: психические свойства личности (направленность, характер, темперамент, способности, активность). При этом необходимо учитывать, как реагирует военнослужащий на замечания, как развито у него чувство долга, отношение к личным и общественным интересам, чем он занимается в свободное время; психические познавательные процессы: мышление, речь, чувства и воля; успехи и недостатки в боевой подготовке, способность действовать самостоятельно; отношение к воинской специальности, службе в целом; моральные и боевые качества, степень профессиональной подготовки, развитие организаторских способностей; уровень физического развития и состояние здоровья; материальные и духовные потребности, интересы, участие в общественной и спортивно-массовой работе; занимаемое место в коллективе; круг товарищей, друзей, знакомых; отрицательные черты; занимается ли самовоспитанием. Выявление индивидуальных особенностей личности должно составлять в работе сержанта основное содержание процесса изучения подчиненных. Нельзя полагать, что после того, как о подчиненных сложится определенное мнение, отпадает необходимость в их дальнейшем изучении. Во-первых, в сознании и поведении солдат, их моральных и боевых качествах в ходе службы происходят изменения, которые нельзя не учитывать в практической работе с ними. Во-вторых, даже опытным воспитателям не всегда удается сразу же безошибочно определить особенности характера человека. Допущенные ошибки важно как можно быстрее исправить, так как неправильно определенные в связи с этим меры могут отрицательно сказаться на результатах обучения и воспитания воина. При изучении подчиненных необходимо пользоваться следующими методами: анализ документов — ознакомление с военным билетом, учетно-послужной карточкой и характеристикой, карточкой профотбора, с медицинской книжкой; беседы как с самими воинами, так и с их товарищами по службе; переписка с родителями воинов, предприятиями и школами, где они работали или учились до призыва. Рекомендуемые методы дадут эффект лишь в том случае, если их применять в сочетании с основным методом изучения людей — наблюдением за их деятельностью в процессе службы. Наблюдение как метод изучения психологических особенностей применяется постоянно в процессе общения с личным составом. Используются в основном при этом два вида наблюдений: сплошное (длительное) и выборочное (эпизодическое). Сплошное наблюдение имеет целью определить основные психические особенности воина, их сочетание, особенности личности в целом. С помощью выборочного наблюдения изучаются какие-то определенные черты личности, которые доминируют и оказывают решающее влияние на поведение того или иного военнослужащего. Целесообразно учитывать результаты обоих видов наблюдения. Важно, чтобы наблюдение по своей форме было тактичным. Нарочито подчеркнутое наблюдение за действиями подчиненных, а тем более напоминание об этом создает натянутость во взаимоотношениях. Наблюдение за действиями подчиненных должно быть конкретным и целеустремленным (определенная система накопления фактов, их анализ, практические выводы для воспитания у подчиненных высоких моральных и боевых качеств, дисциплинированности). Любые данные приобретают настоящую ценность лишь в том случае, если они умело используются в обучении и воспитании. Необходимо помнить, что присущие некоторым воинам те или иные недостатки не являются врожденными качествами, они, как правило, следствие определенных промахов в их воспитании, то есть с помощью целенаправленной воспитательной работы каждому человеку можно помочь избавиться от недостатков. Таким образом, сущность индивидуального подхода заключается в том, чтобы командир знал особенности каждого подчиненного и на этой основе дифференцированно подходил к обучению и воспитанию вверенных ему людей, стремясь исправить их недостатки и развить положительные качества. Целесообразно сержантам в именном списке личного состава иметь следующие сведения: фамилию, имя, отчество, должность, образование, военно-учетную специальность; год, месяц, число и место рождения; национальность; время и место призыва в армию; род занятий, специальность до призыва в армию; семейное положение, фамилии, имена и отчества родителей, жены, детей; род занятий и место работы родителей и жены; личные качества подчиненного, черты его характера; уровень физической подготовленности; склонности и увлечения. Эти данные, характеризующие каждого подчиненного, помогают творческому изучению всего личного состава. Для более глубокого и целенаправленного изучения необходимо вести дневник, в котором отображать вес стороны деятельности своих подчиненных. Эти сведения необходимо заносить в определенной последовательности, чтобы можно было анализировать и составлять индивидуальную программу воспитательной работы для каждого солдата. Индивидуальные программы будут совершенно разные. Вместе с тем при выполнении всякой программы целесообразно применять общее педагогическое правило: на избалованного воздействовать жесткой требовательностью, на оступившегося — доверием, на зазнавшегося — показом его невежества, на замкнутого — искренностью, на раздражительного — спокойствием, на недисциплинированного — образцом высоконравственного поведения. И, конечно же, выполнение любой намеченной программы не терпит шаблона. Сержант должен учитывать особенности личности подчиненного, а в соответствии с этим тщательно продумывать средства и приемы воздействия на него. Решающая роль в поддержании уставного порядка принадлежит младшим командирам. Они имеют достаточные права, несут личную ответственность за создание условий для соблюдение уставного порядка и требований воинской дисциплины, обязаны служить для них примером строгого соблюдения законов, норм морали, выполнения требований военной присяги, воинских уставов. Личный пример сержанта оказывает важное воспитательное и дисциплинирующее влияние на подчиненных. Они стремятся подражать командиру во всем, равняться на него. Как правило, воины учатся у своего командира не только боевому мастерству. Они перенимают у него манеру поведения. Вот почему младшему командиру необходимо быть для подчиненных образцом во всем, высоко держать свой авторитет. Жизнь убедительно подтверждает, что высокий авторитет командира помогает успешно руководить личным составом в любых условиях. Органическое единство административной власти и индивидуальных качеств командира оказывает решающее влияние на все стороны обучения и воспитания подчиненных, в том числе и на укрепление воинской дисциплины. Чтобы требовать с подчиненных, командиру надлежит точно знать правовые основы власти, предоставленной ему по занимаемой должности и воинскому званию. В противном случае он не использует до конца всех возможностей или же рискует превысить свою власть, что также недопустимо. Основа правового положения сержантского состава заложена в Общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации (Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав и Устав гарнизонной и караульных служб), которые имеют огромное значение в служебной деятельности военнослужащих и регулируют военно-служебные отношения не только в Вооруженных Силах, но и в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба. В соответствии со ст. 30 УВС ВС РФ единоначалие является одним из принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Оно заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением. Так в соответствии со ст. 31 УВС ВС РФ по своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными. Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Начальник должен быть для подчиненного примером тактичности и выдержанности и не должен допускать как фамильярности, так и предвзятости. За действия, унижающие человеческое достоинство подчиненного, начальник несет ответственность. Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника. Выполнив приказ, он может подать жалобу, если считает, что по отношению к нему поступили неправильно. По своему воинскому званию сержанты и старшины являются начальниками — для солдат и матросов одной с ними воинской части. Военнослужащие, которые по своему служебному положению и воинскому званию (ст. 32, 33) не являются по отношению к другим военнослужащим их начальниками или подчиненными, могут быть старшими или младшими. Старшинство определяется воинскими званиями военнослужащих. Старшие по воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины, общественного порядка, правил поведения, ношения военной формы одежды и выполнения воинского приветствия должны требовать от них устранения этих нарушений. Младшие по званию обязаны беспрекословно выполнять эти требования старших. При совместном выполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником), старший из них по должности, а при равных должностях старший по воинскому званию является начальником. Командир (начальник) перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения. Он несет ответственность за отданный приказ и его последствия за соответствие приказа законодательству, а также за злоупотребление властью и превышение власти или служебных полномочий в отдаваемом приказе и за непринятие мер по его выполнению. Приказ должен быть сформулирован ясно, не допускать двоякого толкования и не вызывать сомнения у подчиненного. Приказы отдаются в порядке подчиненности. При крайней необходимости старший начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. В таком случае он сообщает об этом непосредственному начальнику подчиненного или приказывает подчиненному самому доложить своему непосредственному начальнику. Приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок (ст. 40 УВС ВС РФ). Военнослужащий, получив приказ, отвечает: «Есть» — и затем выполняет его. При необходимости убедиться в правильном понимании отданного им приказа командир (начальник) может потребовать краткого его повторения, военнослужащий, получивший приказ, — обратиться к командиру (начальнику) с просьбой повторить его. О выполнении полученного приказа военнослужащий обязан доложить начальнику, отдавшему приказ, и своему непосредственному начальнику. Военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона. Если военнослужащий, выполняющий приказ, получит от другого начальника, старшего по служебному положению, новый приказ, который помешает выполнить первый, он докладывает об этом начальнику, отдавшему второй приказ, и в случае его подтверждения выполняет последний. Отдавший новый приказ сообщает об этом начальнику, отдавшему первый приказ. Дисциплинарный устав не указывает, за какие нарушения следует применять те или иные взыскания. Командир в пределах своих полномочий сам выбирает такой вид взыскания, который, по его мнению, должен оказать максимальное воспитательное воздействие как на человека, к которому оно применяется, так и на подразделение в целом. Чрезмерно строгое или. напротив, чересчур мягкое взыскание, как и огульное наказание лиц, непосредственно не причастных к проступку, снижает воспитательное воздействие наказания, подрывает авторитет командира, который, погорячившись, неумело применил свои права. Незаслуженное наказание больно ранит самолюбие человека, снижает его инициативу и старание, порождает привычку к перестраховке. Сложность задач, решаемых Вооруженными Силами России в современных условиях, требует от младших командиров творческого применения разнообразных форм, методов и приемов воспитания военнослужащих с учетом индивидуальных особенностей каждого подчиненного. Таким образом, для практического воплощения единства обучения и воспитания младшему командиру необходимо изучать подчиненных, анализировать и оценивать результаты их деятельности, знать основы военной педагогики и психологии. Только при таком условии сержант сможет успешно осуществить индивидуальный подход, повысить деятельность всей учебно-воспитательной работы, усилить эффективность управления формированием личности подчиненного и воинского коллектива.
1.3.3. Психологическая подготовка военнослужащих
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.30.113 (0.014 с.) |