Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С несовершеннолетними правонарушителямиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Первые сведения о мерах, принимавшихся Российским государством к воспитанию нищенствующих, беспризорных, бродяжничающих детей, относятся к XVII веку. Уже при царе Федоре Алексеевиче были учреждены «приют-дворы», однако это не принесло существенных результатов. По настоящему эта работа была развернута только в ХIХ столетии. В истории развития исправительных заведений в России ХIХ века для несовершеннолетних правонарушителей было немало положительных моментов, которые обсуждались на съездах исправительных заведений для малолетних. В их работе принимали участие видные ученые того времени, такие как В.М. Бехтерев, М.Н. Гернет, А.Я. Герд, А.Ф. Остроградский, которые пытались определить наиболее эффективные методы работы с несовершеннолетними. Но в условиях царского самодержавия, когда господствовало "карательное исправление наказанием", добиться претворения прогрессивных методов исправления было чрезвычайно трудным делом. Одна из интереснейших попыток в исправлении малолетних была предпринята в 1871-1874 гг. русским биологом Александром Яковлевичем Гердом. Человек разносторонней культуры, прогрессивных взглядов, он успешно решил в эти годы задачу "исправлять ребят на педагогических началах". Сам был воспитан на педагогических идеях К. Д. Ушинского. Первая в России земледельческая колония для малолетних бродяг была организована в 1819 г. в Гомельском имении графа Румянцева Яковом Гердом, приглашенным в Россию для организации обучения детей. В 1878 г. его сын Александр Яковлевич Герд стал первым директором колонии, где он сумел создать подлинный воспитательный коллектив. Будучи проводником и последователем идей К.Д. Ушинского, А.Я. Герд многие из его идей реализовал в своей деятельности. Вся его система воспитания была проникнута идеями гуманизма, уважением в детях человеческого достоинства. Главным должна быть забота о воспитаннике, о его завтрашнем дне. Для них важно человеколюбивое отношение и добрый пример. Одним из важнейших принципов педагогической системы А.Я. Герда было признание им "руководящей роли воспитателя и его личного влияния на детей". Дети должны группироваться вокруг воспитателя. Если воспитатель не поставит и не зарекомендует себя в группе как старший, то группа не сольется в единый коллектив. Важное значение он придавал личному примеру, поэтому всегда работал вместе с детьми. Одним из первых в России обосновал и ввел новую систему формирования «семьи» - «первичного коллектива». Для этой цели он брал 5-6 лучших воспитанников и вокруг них формировал новый коллектив. Следовательно, «старые» воспитанники являлись ядром, «зародышем» нового коллектива, вокруг которого объединялись ребята по принципу «естественного тяготения детей друг к другу». Все «семьи» составляли одну общую колонию. Это достигается единством правил, определяющим жизнь группы, полной солидарностью воспитателей и воспитуемых, но каждая группа имеет свой характер. Он широко привлекал воспитанников к поддержанию порядка в колонии, добивался того, чтобы правила поведения настолько осознавались и входили в права детей, что каждое их нарушение осуждалось товарищами. Главное – довести внутреннее убеждение детей в необходимости порядка. Герд был ярым противником формального, механического воздействия на детей. Воздействие должны оказывать сами воспитанники, их коллектив. Основное его требование: воспитанник, потерявший доверие, никуда не отпускается один, всегда сопровождается кем-нибудь из товарищей и постоянно находится под контролем всей группы. В отношении бравирующего своим плохим поведением, он советовал не замечать его и в качестве «высшей» меры наказания для нарушителей порядка А.Я. Герд установил «удаление воспитанника в отдельный домик». Таким образом, в основе системы его работы с правонарушителями лежали идеи: трудового воспитания; гуманизма и уважения к личности несовершеннолетнего; руководящей роли воспитателя; сотрудничества педагогов и воспитанников; его личного влияния на подростков; самоуправление. Уже в середине XIX века им были успешно апробированы многие формы и методы индивидуальной и коллективной работы с несовершеннолетними правонарушителями, которые впоследствии были разработаны А.С. Макаренко. Однако в то время прогрессивные педагогические идеи А.Я. Герда не нашли поддержки. Период 20-х годов двадцатого столетия явился временем, значительно повлиявшим на становление системы воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями. Тогда были приняты важные документы. А именно: 1) 23 июля 1918 г. – Временная инструкция "О лишении свободы, как мере наказания и о порядке отбывания такового". 2) 14 января 1918 г. – Декрет СНК РСФСР "О комиссиях для несовершеннолетних" 3) 4 марта 1920 г. – Декрет СНК РСФСР «O делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях». Пенитенциарная система нашей страны того времени видела свою задачу в том, чтобы «обезвредить» преступника. К понятию же "исправления" юристы и педагоги пришли не сразу. Каждый из известных в истории нашего государства типов учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, лишенных свободы, с точки зрения осуществления с ними воспитательной работы имел свою специфику. До начала 1918 г. значительное число несовершеннолетних правонарушителей содержалось совместно со взрослыми заключенными в арестных домах и тюрьмах. Обучались здесь менее 3% подростков, примерно столько же было занято какими-либо работами. Особые учреждения для несовершеннолетних осужденных после января 1918 г. стали возникать как заведения в основном воспитательные. Этому во многом способствовал Декрет СНК РСФСР от 14 января 1918 г., упразднивший суды и тюремное заключение для подростков. Стали проводиться мероприятия по коренной peopганизации и созданию принципиально новых воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, в которых они должны отбывать уголовные наказания. В то время почти все дела о преступлениях несовершеннолетних рассматривались в комиссиях по делам несовершеннолетних. И только в исключительных случаях комиссии передавали дела в народные суды. Через суд проходили, как правило, дела о несовершеннолетних правонарушителях - рецидивистах или совершивших тяжкие преступления, слабо поддававшихся мерам медико-педагогического характера. Такие несовершеннолетние направлялись в закрытые воспитательные учреждения системы НКЮ - реформатории. Первый реформаторий был открыт в Москве в декабре 1918 года. В соответствии с уставом этого учреждения здесь содержались лица в основном до 18-летнего возраста. Срок пребывания в реформатории определен не был. Суды выносили неопределенные приговоры и в дальнейшем судьбу воспитанников коллегиально решало правление учреждения. Как правило, более двух лет они в нем не находились. Являясь особым воспитательным учреждением, сочетающим принудительный режим и ограниченную свободу с культурно-массовой работой, реформаторий ставил перед собой цель: обучить воспитанников правилам поведения в обществе; расширить их умственный кругозор путем общего и профессионального образования; привить им трудовые навыки. Распределение лиц, отбывающих наказание в реформаториях, происходило по группам ("семьям") в зависимости от индивидуальных особенностей. Как правило, в "семье" оказывались воспитанники одинакового развития. Помимо этого в каждую труппу старались "внедрить" несколько лиц с более сильными нравственно-волевыми задатками, чтобы они впоследствии стали проводниками педагогических идей воспитателей. В среднем в "семье" должно было быть не более 10 человек. К каждой группе прикреплялся воспитатель. Однако реформатории в силу отсутствия необходимых педагогических кадров и тяжелых экономических условий в стране не смогли сыграть большой роли в борьбе с возрастающей преступностью несовершеннолетних. В соответствии Декрету СНК РСФСР «О делах несовершеннолетних, обвиняемых и общественно опасных действиях» от 14 марта 1920 г. подростков по решению суда помещали в трудовые дома. Отличительными признаками данных учреждений являлись: определенный режим, поддерживаемый педагогически целесообразной системой взысканий и поощрений; обучение воспитанников квалифицированным видам ремесленного и сельскохозяйственного труда, соединенное с профессиональным и общим образованием; широко развитая культурно-просветительская деятельность; развитие самостоятельности путем привлечения воспитанников к самоуправлению внутри учреждения; психологическое исследование подростков и наблюдение за их духовной жизнью. По отношению к реформаториям трудовые дома находились на более высоким организационно-педагогическом уровне. В 1921 г. было принято "Положение о трудовых домах для несовершеннолетних", где нашли закрепление перечисленные признаки, определено назначение домов и продолжительность пребывания в них несовершеннолетних. В Положении указывалось: "цель помещения несовершеннолетних в трудовой дом: обучить их квалифицированным видам труда; привить им нравственные устои; развить в них высшие духовные интересы; расширить их умственный горизонт путем общего и профессионального образования; создать из них самодеятельных и сознающих свои права и обязанности граждан; дать им физическое воспитание и оздоровление их посредством гимнастики, спорта и гигиены тела». Вновь прибывшие воспитанники поступали в карантин, где они находились до одного месяца. Здесь врач-психиатр при содействии воспитателей производил социально-психологическое обследование и систематическое наблюдение за несовершеннолетними. Все воспитанники трудового дома делились на две группы: В первую входили наиболее запущенные в нравственно-педагогическом плане и трудноподдающиеся воспитательному воздействию подростки. Кроме воспитателя к этой группе прикреплялись еще и надзиратели, ведущие круглосуточное наблюдение за подростками. Во второй группе, где находились менее запущенные подростки, надзирателей не было. В дальнейшем дифференциация была произведена на четыре группы: В первой содержались рецидивисты. По мере исправления они переводились в следующие группы. Четвертая группа являлась образцовой, в нее переводились воспитанники, признанные действительно исправившимися. Попасть в образцовую труппу было не просто. Ее воспитанникам предоставляли краткосрочные (от 7 до 14 дней) отпуска. Порядок перевода из группы в группу осуществлял педагогический совет учреждения. В трудовом доме функционировала 3-классная школа, в которой воспитанники учились по три часа в день. Вся воспитательная работа с несовершеннолетними в трудовом доме проводилась исключительно в школе. Здесь были организованы разнообразные кружки: рисования, драматический, физкультурный, шахматный. За время своего существования (вплоть до 1930 г.) трудовые дома сыграли определенную положительную роль в борьбе с преступностью несовершеннолетних. 12 октября 1922 г. вышло совместное постановление HKЮ и НКВД "О передаче всех мест заключения в ведение НКВД". Именно тогда стали возникать трудовые коммуны. Первая такая коммуна была организована чекистами в 1924 г. на станции Болшево под Москвой. Руководство коммуны не ограничилось ремесленничеством, а поставило дело производственного обучения на промышленную основу. В трудовой коммуне, организованной на принципах высокого чувства ответственности за свои поступки, широкого самоуправления и самообслуживания, перед воспитанниками - вчерашними правонарушителями открывались перспективы новой жизни. Коммуны – учреждения для несовершеннолетних – быстро развивались. К концу 1928 г. в них находилось 12 тыс. человек. Наиболее интересен опыт воспитательной работы коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, руководителем которой был А С. Макаренко. Ее открытие состоялось в декабре 1927 г. под Харьковом. В основе исправления правонарушителей лежал труд и трудовая подготовка членов коммуны. Они организовали отряды по производственному принципу по 10-15 человек в каждом. Во главе отряда стоял командир, которого утверждало общее собрание. Командиры отрядов составляли совет командиров. Высшим органом в коммуне было общее собрание, на котором присутствовали все воспитанники, воспитатели, учителя, мастера, шефы. Педагогическая система А.С. Макаренко представляет собой образец творческого применения педагогической науки. Исходя из важнейшего методологического положения о роли среды в формировании личности, он доказал, что такой средой может быть только коллектив воспитанников. Им разработаны категории и цели в педагогике; принципы организации деятельности коллективов; система методов воздействия с учетом педагогики параллельного действия; принципы "перспективных линий" и т.д. Педагогическая система А.С. Макаренко оказала большое влияние на работу других учреждений для несовершеннолетних правонарушителей. С середины 30-х годов стали создаваться трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Они представляли собой унифицированные, исправительные учреждения, призванные заменить почти все предшествующие учреждения. Новый исправительно-трудовой кодекс 1933 г. и изменившиеся условия борьбы с преступностью вызвали необходимость значительно увеличить сеть трудовых колоний. В начале своего существования трудовые колонии более или менее последовательно проводили в жизнь принципы и методы работы, применяемые предшествовавшими исправительными учреждениями. В условиях роста безнадзорности и преступности несовершеннолетних, вызванного войной, потребовалось создание специальной государственной структуры. В соответствии с Постановлением СНК СССР от 15 июня 1943 г. создается Отдел по борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью, в введение которого перешли трудовые колонии для несовершеннолетних. В 1956 г. в МВД было разработано и принято специальное положение, регулирующее деятельность трудовых колоний. В нем нашли отражение принципиальные моменты, направленные на улучшение воспитательной работы с несовершеннолетними: организация коллектива воспитанников; повышение роли самодеятельных организаций; проведение индивидуальной воспитательной работы; привлечение общественности к участию в воспитании несовершеннолетних осужденных; оказание помощи лицам, освобожденным из колонии, изучение их образа жизни и поддержание связи с ними в целях предупреждения совершения новых преступлений. В настоящее время в ВК идет реорганизация деятельности этих учреждений, в основе которой многие удачные педагогические находки, проверенные временем и положительно зарекомендовавшие себя. Тщательная дифференциация исполнения наказания, индивидуализация воспитательной работы, присущая в свое время трудовым домам, легла в основу воспитания и в ВК. В целом сейчас основной упор делается на педагогизацию всего процесса исправления осужденных подростков. Следует выделить три принципа, которые были положены в основу деятельности всех заведений для несовершеннолетних без исключения: 1. Принципы любви к детям со стороны воспитателей. 2. Принципы труда. 3. Принципы порядка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.75 (0.009 с.) |