Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее и профессиональное обучение осужденных

Поиск

А.С. Макаренко подчеркивал, что перевоспитание правонарушителя возможно только при условии получения им полного среднего образования.

Процесс обучения имеет комплекс функций: образовательную, воспитательную, развивающую. Общеобразовательное обучение является средством, способным оказать нравственно-психологическое воздействие на лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Оно способствует искоренению или нейтрализации негативных и формированию позитивных потребностей, интересов, установок, мотивов общественно полезной деятельности, и тем самым проведению процесса исправления.

Школа обладает большим интеллектуальным и культурным потенциалом, влияние которого сказывается непосредственно в процессе обучения. Учение является «могущественным орудием воспитания», и воспитатель, не учитывающий этого, теряет главнейшее средство влияния на воспитанников (К.Д. Ушинский).

Пути получения осужденными общего среднего образования: вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, заочное обучение, обучение с помощью учебно-консультационного пункта, обучение экстерном, в группе для общеобразовательного обучения в ПУ при учреждении.

В рамках учебно-воспитательной работы школы организуются факультативные занятия, предметные кружки и клубы по интересам.

Тесная связь существует между общеобразовательной и профессиональной подготовкой, т.к. получение общего образования является необходимым условием приобретения квалифицированной специальности. В настоящее время почти все исправительные учреждения располагают профессиональными училищами (ПУ) или их филиалами.

Организационными формами профессионального образования осужденных являются: индивидуальное, бригадное, курсовое обучение, обучение в школах передового опыта и в классах мастеров, а также обучение в ПУ.

Эффективными формами улучшения подготовки рабочих кадров в ПУ являются ежегодные конкурсы на звание «Лучший по профессии», на лучшие учебные кабинеты и мастерские, лучшую организацию технического творчества. В штабе колонии, в каждом цехе, на каждом участке оформляется «уголок рационализатора». Осужденных вовлекают в техническое творчество убеждением, а главное – личным примером. Воспитатели постоянно преподают им уроки рачительности и бережливости. Важно и то, что техническое творчество не ограничивается стенами ПУ – ежегодно проводятся областные смотры-конкурсы.

В училищах функционируют различные кружки, в которых занимаются учащиеся. Некоторые отстающими учащиеся, которые прежде не проявляли интереса к профессии, благодаря участию в кружках становятся хорошими специалистами.

Активную роль в улучшении воспитательного процесса в ПУ играют методические комиссии, которыми руководят мастера производственного обучения. Их основные задачи – изучение и внедрение наиболее эффективных форм и методов обучения, разработка учебных планов, оборудование кабинетов.

В организации деятельности ПУ в местах лишения свободы возникают некоторые проблемы. Неоднократно судимые, как правило, имеют специальность или несколько специальностей, поэтому ПУ задач подготовки новых рабочих почти не решает, а занимается в основном переподготовкой и повышением квалификации. Значит структура училища и организация учебно-воспитательного процесса требуют дополнительной перестройки. Необходимо учесть и другой момент: профессиональное обучение осужденных направлено в первую очередь на подготовку рабочих для нужд своего предприятия. В ряде мест (особенно с трудоизбыточными трудовыми ресурсами) подготовленные в ПУ специалисты после освобождения нe находят применения своим специальностям. Поэтому профессиональное образование в местах лишения свободы следует ориентировать не только на нужды конкретноой области, но и на нужды региона, где будет проживать осужденный после освобождения. Это обеспечит более эффективную социальную адаптацию его после освобождения от наказания.

Повышение образовательного уровня имеет большое значение для регуляции и саморегуляции поведения осужденных, что очень важно для их исправления.

 

 

Литература

1. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. – Рязань, 1993.

2. Стурова М.П. Социально-педагогические основы деятельности исправительно-трудовых учреждений. – М., 1993.

 


 

ЛЕКЦИЯ 7 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ

 

Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением. К.Д. Ушинский Величайшая ошибка при воспитании – это чрезмерная торопливость. Ж. Руссо

 

Одной из основных проблем пенитенциарной педагогики является вопрос о методах исправления, применяемых в ИУ. Цели, закономерности и принципы исправления осужденных сами по себе еще не обеспечивают результатов процесса воспитания. Для этого необходимы организация определенной деятельности личности, развитие и углубление сферы ее эмоциональных переживаний, формирование воли и сознания. Перед воспитателем в конкретной педагогической практике стоят следующие задачи: сформировать у осужденных определенное мировоззрение, стимулировать потребность и стремление и деятельности, организовать конкретные виды деятельности, т.е. добиться диалектического сочетания сознания и деятельности личности как основных условий ее изменения, развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.8.79 (0.009 с.)