Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теории развития личности Ч. Х. Кули, Д. Г. Мида, З. Фрейда, Ж. Пиаже, Л. Колберга, Л. С. Выготского.
Все существующие теории развития и воспитания личности существенным образом зависят от 2 факторов. Первый фактор связан с уровнем развития социальных и естественных наук, второй — с уровнем и спецификой социальных отношений, складывающихся в определенный период времени в обществе. Все теории личности можно разделить на 3 группы, критерием выступает ведущий фактор развития. 1.Биогенные теории развития(биологический фактор) 2.Социогенные теории развития(социальный фактор) 3.Комбинированные теории(биологический и социальный факторы) Чарлз Хортон Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этого люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов: 1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие («Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу»); 2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят («Я уверена, что им нравится моя новая прическа»); 3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других («Видимо, я буду всегда так причесываться»). Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я». Как и Кули, он считал, что «Я» — продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. В начале, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего «Я». Процесс формирования личности включает три стадии: 1. имитация (копирование поведения взрослых) 2. игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, — это важный шаг в процессе создания своего «Я». 3. стадия коллективных игр(дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы). По мнению Мида, человеческое «Я» состоит из 2х частей: «Я — сам» и «Я — меня». «Я — сам» — это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я — меня» — это осознание человеком себя с т.з. других значимых для него людей (родственников, друзей). «Я — сам» реагирует на воздействие «Я — меня» так же, как и на воздействие других людей.
Теория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида, т.к. основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Биологические побуждения противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Теория выделяет 3 части в психической структуре личности: Ид, Эго и Суперэго. Ид («Оно») — источник энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. «Оно» побуждает нас к сексу, приему пищи и отправление естественных надобностей. Эго («Я») контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды. Суперэго («сверх-Я») — это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом. Процесс формирования личности проходит 4 стадии. Каждая из этих стадий связана с определенным участком тела — эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а в дальнейшем и Суперэго. 1.Оральная стадия. В начале жизни ребенка эрогенной зоной является рот(удовлетворение от приема пищи, от процесса сосания как такового; таким образом, источником удовольствия для ребенка является рот.
2.Анальная стадия. эрогенная зона - задний проход. В это время дети стремятся к самостоятельности, а родители стараются приучить их проситься на горшок. В этот период важное значение приобретает умение контролировать процессы экскреции. 3. Фаллическая стадия. Главный источник удовольствия для ребенка - пенис или клитор. Именно в этот период начинают проявляться различия мальчиков и девочек. Мальчики вступают в так называемую Эдипову стадию — подсознательно они мечтают занять место своего отца рядом с матерью; девочки же осознают, что у них отсутствует пенис, поэтому они чувствуют себя неполноценными по сравнению с мальчиками. 4.Генитальная стадия. В этот период сохраняются некоторые особенности, характерные для ранних стадий, но главным источником удовольствия становится половое сношение с представителем противоположного пола. Жаном Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Выделяют 4 периода: 1.Сенсомоторная стадия. От рождения до 2 лет, у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. 2.Преоперациональная стадия(от 2 до 7 лет). дети учатся различать символы и их значения. В начале этой стадии дети расстраиваются, если кто-то разрушает построенный ими замок из песка, символизирующий их собственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают. 3.Стадия конкретных операций(от 7 до 11 лет) дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками. 4.Стадией формальных операций(от 12 до 15 лет). На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии. Лоренс Колберг придававший большое значение нравственному развитию детей, разработал еще один подход к проблеме, в котором чувствуется сильное влияние теории Пиаже. Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию. В отличие от Пиаже, Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. 1.Мотивация(стремление избежать наказания) 2.Поощрения 3.Осознание мнений других(и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение) 4.Осознание интересов общества и правил поведения в нем(формируется нравственное сознание). 5.Осмысление возможных противоречий между различными нравственными убеждениями (способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом) 6.Формирование универсальных и последовательных нравственных принципов, собственное этическое чувство(предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому человеку). Л.С.Выготский обосновал, что источники и детерминанты развития человека лежат в исторически развившейся культуре. Основа психического развития человека, согласно этой теории, — изменение социальной ситуации его жизнедеятельности. При этом условиями психического развития человека служат его обучение и воспитание.
Психологические новообразования, возникшие у человека, производны от его жизнедеятельности, а существенная роль в процессе принадлежит различным знаковым системам. Общий генетический закон: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сначала — социальном, потом — психологическом. При этом детерминанты психического развития находятся не внутри организма и личности ребенка, а вне его — в ситуации социального взаимодействия ребенка с другими людьми (прежде всего со взрослыми). В ходе общения и совместной деятельности не просто усваиваются образцы социального поведения, но и формируются основные психологические структуры, определяющие в дальнейшем все течение психических процессов. Когда такие структуры сформированы, можно говорить о наличии у человека соответствующих осознанных и произвольных психических функций, самого сознания. 11. Организация воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования Учреждения дополнительного образования детей (УДО), в недалеком прошлом внешкольные учреждения, получили статус образовательных учреждений в 1992 г. с принятием Закона Российской Федерации «Об образовании». В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей в нашей стране действуют следующие виды УДО: центры, дворцы, дома, клубы, детские студии, станции (юных натуралистов, технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий и др.), детские парки, школы (по разным областям науки и техники, видам искусства или спорта), музеи, детские оздоровительно-образовательные лагеря. В последнее время дополнительное образование активно развивается как вариативный компонент учебного плана общеобразовательных школ, детских садов и других учреждений образования. В соответствии с Законом «Об образовании» и «Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей» учреждение относится к данному типу, если: ■ в нем реализуются дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности;
■ его образовательная деятельность нацелена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение и творческий труд обучающихся, формирование их общей культуры; ■ в его деятельности учитываются запросы детей, потребности семьи, других образовательных учреждений, детских и юношеских объединений, национально-культурных традиций; ■ в нем решаются задачи адаптации обучающихся к жизни в обществе и организации их содержательного досуга; ■ в нем ведется массовая и методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности, мастерства педагогических работников; ■ оно оказывает помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной работы, а также детским и юношеским общественным объединениям. Основное назначение учреждений дополнительного образования детей — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Реализовывать это назначение в полной мере позволяют особенности УДО, которые отличают их от других типов образовательных учреждений. Особенности деятельности УДО можно классифицировать на содержательные и организационные. Необходимым условием существования УДО является свобода выбора ребенком вида деятельности, педагога, обучающей программы, наличие возможности менять их. С этой точки зрения система дополнительного образования обладает более благоприятными возможностями по сравнению со школой. Несмотря на предметную ориентацию многих образовательных объединений, ребенок может выбрать для себя необязательно приоритет данного предмета. Ему могут быть интересны другие роли, отношения, в которых он способен достичь успеха и которые, возможно, повлияют на его дальнейший жизненный выбор. Главным организующим началом в УДО является творчество в различных его проявлениях. Поэтому учебные занятия характеризуются многообразием форм. Здесь наряду с теоретическими занятиями большое место занимают коллективная или индивидуальная творческая деятельность, самостоятельная работа, экскурсии, экспедиции, соревнования, выставки и другие формы. Разнообразны формы организации детских разновозрастных образовательных объединений с разным численным составом. Наиболее традиционной формой детского образовательного объединения является кружок, где дети получают в основном знания, умения и навыки по какому-либо одному предмету. Традиционной формой можно также считать клубные объединения детей по интересам, отличительной особенностью которых являются наличие органов самоуправления, своей символики и атрибутики, коллективной творческой деятельности, общение членов клуба разных поколений и т. д. В последние годы стали появляться комплексные формы детских образовательных объединений — такие, как студии, мастерские, лаборатории, школы и др., которые позволяют выявлять раннюю творческую одаренность, развивать разнообразные способности детей, обеспечивают углубленное изучение одного или нескольких предметов, высокое качество творческого продукта детей.
В УДО в большей степени, чем в других типах образовательных учреждений, реализуется индивидуально-ориентированный подход. В основе построения образовательного процесса лежит уровень развития ребенка, его личные интересы и достижения. Дополнительное образование не регламентируется никакими стандартами. Его содержание определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Дополнительное образование предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях — художественной, технической, спортивной, экологической и многих других. В основе деятельности УДО лежат дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности. Фактически каждая дополнительная образовательная программа устанавливает свой стандарт ее освоения. Достоинством дополнительных образовательных программ можно считать то, что они создают возможность для дифференцированного и вариативного образования, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих ребенку самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен. Часто, занимаясь в УДО, ребенок осознанно выбирает будущую профессию и начинает готовиться к ней. Основными результатами допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки детей наряду с их профессиональным самоопределением можно считать воспитание таких важных для современного человека качеств, как трудолюбие, формирование потребности в труде и осознанного отношения к нему, профессиональной компетентности, широкого политехнического кругозора и профессиональной мобильности. Кроме того, в процессе участия детей в реальной экономической деятельности происходит овладение современными экономическими знаниями, формирование нового экономического мышления, предприимчивости, самостоятельности, инициативности. Участие в конструкторской и научно-исследовательской деятельности позволяет формировать в детях готовность творчески разрешать проблемные ситуации, принимать нестандартные решения. Одной из важнейших в деятельности педагога дополнительного образования является задача формирования у учащихся элементов творческого мышления, интеллектуальной активности, творческой фантазии, эмоционального восприятия мира. Все перечисленные особенности делают дополнительное образование привлекательным для детей, позволяют ребенку найти сферу самореализации и удовлетворения своих интересов и потребностей.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.119.251 (0.025 с.) |