Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическое творчество Л.Н. Толстого. Идеи свободного воспитания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Пед. деятельность Т. (1828-1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Яснополянская школа, открытая Толстым в 1859 году, была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Т. о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Он был сторонником Руссо о необходимости воспитание естественно, свободного человека, разделял его взгляды относительно Совершенно природы ребенка-первообраза гармонии, правды. Несмотря на кратковременное существование, работа шк-ы, кот-ю Толстой систематически освещал в своем пед-ом журнале «Ясная Поляна».Но такое направление учебно-воспитательной работы сельских школ, устроенных при содействии Т., вызвало яростное сопротивление со стороны местных помещиков. Начались нападки на школы, посыпались доносы на учителей. Летом 1862 года в отсутствие Т. жандармами был произведен обыск в Яснополянской школе. Это очень оскорбило писателя, а в знак протеста Толстой прекратил свою крайне интересную педагогическую деятельность. В ЯШ занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природовед. и географ., рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Т., сообщал детям в форме худ-ых рассказов на уроках рус. языка. Определенного уч. плана,.программы обучения и твердого расписания учебных занятий не было. Т. замечает, «как начнем иной раз говорить о чем-нибудь интересном, так увлечемся, что проговорим до вечера». Хотя обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось, они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями, что им приходилось напоминать о том, что пора по домам. Какие бы то ни было взыскания и наказания в Яснополянской школе отсутствовали. Учащиеся делились на три класса — младший, средний, старший; в них ежегодно учились 40-50 человек. По расписанию учебных занятий каждый учитель давал ежедневно 5-6 уроков. Учебный день делился на две части, с 12 до 15 часов был обеденный перерыв, но многие дети не уходили домой, находясь в школе с 9 часов утра до 6-7 часов вечера. Д\ з не практиковались, все выполнялось в школе, в тесном общении с учителями, с помощью более старших и знающих учеников младшим и слабым. Т. принадлежит разработка теоретических и практических основ свободного обучения и воспитания. Т. создал свою теорию гуманистического воспитания, стержнем кот-ой явл. учение о непрерывном нравственном самосовершенствовании чел-ка в течение всей его жизни. Признавал только то образование, кот-ое опирается на собственный опыт ученика и исходит из реальной жизни, а не только готовит его к будущей.Педагогический процесс должен оказать помощь чел-ку в его открытии и реализации в жизни. Образование выступает как основной фактор развития культуры, гуманизации и гармонизации жизни.Т.-религиозен. В 1849 г Толстой начинает заниматься с крестьянскими детьми в Яснополянском имении. Но это были случайные уроки, заключавшиеся в основном в том, что он обучал некоторых крестьянских детей грамоте. Изучал состояния народного образования в ряде стран Зап. Европе и сравнение с Россией. Однако посещение заграничных школ вызывает разочарование (насилие и принуждение). Мысль о том, что ребенка развивает и воспитывает сама жизнь, окружающая среда. Свободное воспитание, по Т., вкл. в себя 2 аспекта.1– свобода в организации школ (дело народного образования должно быть в руках самих трудящихся). 2 – свобода как пед. принцип. Здесь Т. основывается на своих взглядах об изначально заложенных в ребенке качествах личности. Свободное воспитание представлялось ему как процесс самопроизвольного раскрытия высоких нравственных качеств. Граница свободы должна определяться учителем, его знанием, его способностью руководить школой; свобода это не может быть предписываема, мера этой свободы есть только результаты большего или меньшего знания и таланта учителя. Свобода ученика явл. результатом пед-их усилий, при которых создаются условия к проявлению всех творческих сил и способностей ученика. В реализации теории Т главное – правильные взаимоотношения учителя с учениками. Толстой стремился, чтобы методы и приемы не заслоняли главного – личности ребенка. В 70-е годы Т. особенно интенсивно сочетал научную педагогическую деятельность с практической работой в ЯШ. Т. отрицал не воспитание вообще, а воспитание, основанное на принуждении. В соответствии со своими дидактическими взглядами и требованиями к учебной книге Т. составил «Новая азбука». «Педагогические заметки и материалы»: дидактические взгляды (Обучение – многосторонний процесс, а не только воздействие на интеллект ребенка. Обучение должно представлять собой процесс активной, сознательной и творческой переработки и усвоения учебного материала.). Толстой был противником казарменной дисциплины. Он был за такую дисциплину, которая устанавливается в процессе работы и поддерживается самими детьми, увлеченными работой. Не придавал важного значения структуре урока. 80-е и 90-е гг – большое значение придает проблеме нравственного воспитания. Утверждает, что нельзя сводить нравственное воспитание к воспитанию хороших манер. Теория всеобщей любви к людям, всепрощения, непротивления злу насилием. Убеждение, что труд – условие и критерий нравственной воспитанности человека. Большое значение самовоспитания.
30. Реформаторская педагогика зарубежных стран(конец 19 – нач. 20 вв)и её основные направл. Потребность в образовании школы и педагогики становилась всё более актуальной. В связи с этим появилось огромное количество различных пед. Теорий,которые получили название реформаторская педагогика. Педагоги-реформаторы выступали за:1) школу, которая не только и не столько сообщает знания, сколько заботится об общем развитии детей,вырабатывает у них умения наблюдать факты,делать обобщения,самостоятельно приобретать знания,в которой в интересах развития личности изменены содержание,формы и методы обучения. 2) за школу,в которой учебный процесс построен в соответствии с принципом природосообразности. 3) за школу,в которой созданы комфортные психологические условия для обучения и воспитания. 4) за школу, в которой умственная деятельность соединена с трудовой. Э. Кей полагала, что воспитатель должен предоставить природе ребёнка спокойно и медлен помогать самой себе. Идеал воспитания состоит в том, чтобы детям всегда было весело и чтобы им нечего было бояться.Кей считала,что обучение ребёнка можно начинать только тогда,когда ему самому захочется что-нибудьузнать. Кей видела цель школьного образования не в передаче суммы знаний,а в общем развитии ребёнка,формировании пытливого,исследовательского отношения к миру. Не менее популярными остаются до настоящего времени концепция и опыт итальянского врача и педагога М. Монтессори, попытавшейся реализовать идеи свободного воспитания дошкольников в домах ребёнка. Её основные работы:»дом ребёнка»,»метод научной педагогики». Основным методом,впервые открытым Монтессори в педагогике,является поляризация внимания,т.е. глубокое проникновение ребёнка в «дело»,способность к медитации,внутпенней собранности во время работы. Гл. принцип пед. Теории М.-свободный выбор работы.Ребёнок сам выбирает материал, сам себе усложняет задания в работе с ним. М. считала, что в основе нравственного воспитания должно быть развитие морального чувства. Под ним она понимала чувсво симпатии к людям, сопереживание их огорчениям и радостям. Наиболее знаменитым событием в заруб. Пед. 19-20 вв. следует считать зарождение экспериментальной педагогики, которая стремилась разрешить вопросы преподавания и воспитания согласно законам и нормам биологич. и соц. наук с помощью опыта,статистики и систематического наблюдения. Ведущими идеями экспер.пед. явл.:пристальное внимание к изучению ребёнка,определённая результативность в познании психических процессов и свойств детей. (Лай,Мейман,Бине и др.) А. Лай выдвинул идею о превращении пед. Из науки описательной в экс. исходный принцип его концепции:каждая осознанная реакция,каждое инстинктивное и волевое действие складывается из трёх функций:воздействия,переработки и ответственного действия».при этом рефлекторный акт протекает по одной и той же схеме:восприятие-переработка-выражение.Кроме разработки уч. плана, Л. важное внимание уделил обоснованию методов преподавания в своей школе,ориентированных на учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.Он рекомендовал практические и творческие работы школьников в лабораториях, мастерских, уход за растениями и животными,лепку,игры. Концепция Лая-важная ступень в познании ребёнка и пед. теории.Он справедливо ставил в зависимость от псих.-биолог. фактора результаты воспитания.Лидером пед. Прагматизма явл. амер. Филовоф,социолог,психолог,педагог Дж. Дьюи. Осн. чертами его научной теории были педоцентризм,опора в обучении на интересы и инстинкты детей,широкое применение труда в обучении,проблемный хар-р обучения,метод учения подсредством делания. Д. выступал за практическую направленность воспитания,предлагая решать его задачи посредством спонтанного воспитания ребёнка,т.е.выдвинул идею создания»инструментальной» педагогики. Согласно этой конц. Обучение должно сводиться к игровой и трудовой деятельности,где каждое действие ребёнка становится инструментом его познания. Г. Кершенштейнер вошёл в историю пед. мысли как организатор и реформатор дошкольного и профессионального образования молодёжи, как автор теории гражданского воспитания и трудовой школы. К. доказал, что в эпоху разделения труда каждый человек должен иметь проф. специализацию. В задачу труд.школы должна входить профес.подготовка учащихся с приданием ей нравственного значения и воспитание гражданина-патриота.Трудовая школа должна стать таким образовательным учреждением,которое готовило бы детей из народа к будущей трудовой деятельности,причём основная её цель не сообщение знаний,а выработкау уч-ся элементарных навыков и воспитание дисциплины поведения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.168 (0.009 с.) |