Пед. деятельность и теория Макаренко 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пед. деятельность и теория Макаренко



Макаренко автор концепции формирования личности в коллективе, взаимосвязь членов которого рассматривалась им как отношения «ответственной зависимости». Исследовал мотивационную сферу личности, механизмы формирования ее общественно ценных качеств, основную роль отводя воспитанию нравственно оправданных потребностей, то есть потребностей коллективиста. Макаренко подчеркивал, что разрыв социальных связей наносит огромный вред взрослеющему человеку, а их восстановление выправляет его развитие. Считал необходимым поддерживать позитивный эмоциональный настрой воспитанников, мажорный тон их жизни, которые помогают сплачивать детей, создавать оптимистическую атмосферу в коллективе. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». Макаренко определил три стадии развития коллектива: его создание, становление и сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями. Большое внимание он уделял также вопросам семейного воспитания, структуре семьи, ее культуре, методам воспитания в семье, утверждая, что правильно воспитать ребенка легче, чем потом его перевоспитывать. Педагогические и психологические идеи Макаренко находили воплощение в практике возглавлявшихся им детских воспитательных учреждений. Его открытия оказали существенное влияние на развитие социальной педагогики, педагогической психологии и других смежных с педагогикой дисциплин, которые были практически запрещены в 30-е годы.

При жизни Макаренко подвергался критике и «справа» и «слева». В 20-е гг. его обвиняли в увлечении дореволюционной педагогикой, стремлении к утверждению авторитаризма, дисциплины, наказаний. Он не был близок и педагогам-гуманистам (П.П. Блонскому, С.Т. Шацкому и др.), которые одновременно с Макаренко искали пути воспитания нового человека, но не разделяли его революционной активности, увлечения коллективистскими формами. В 30-е гг. Макаренко критиковали за отступление от партийных постановлений по школе и приверженность «Декларации о единой трудовой школе» (1918), за демократизм и внедрение самоуправления. Преследования и критика продолжались и после опубликования книги «Педагогическая поэма». В 1938 г. против него развернулась кампания по обвинению в намерении исказить революционную действительность и вреде его книг для социалистического воспитания. Все эти годы вплоть до своей смерти искания Макаренко поддерживал М. Горький. После смерти Макаренко наибольший урон изучению его идей нанесла канонизация его образа в официальной педагогической теории в СССР. До середины 80-х гг. издания его трудов выходили с купюрами и значительными исправлениями. В настоящее время идеи Макаренко получили развитие во многих странах. Например, в Германии, Венгрии осуществляется углубленное исследование его творчества в целях использования его трудов в практике воспитательной работы. Основные труды Макаренко: «Книга для родителей» (совм. с Г.С. Макаренко), 1937; «Педагогические сочинения»

43. 43,44.Советская школа и педагогика в период множеством отечественной войны и в послевоенный аднауленчы (40-50г.) Период

Главная проблема, которая паустала перед советской школой в военный период, - это проблема усянавуча. Настауники и работники народного адукацыи уступили в ряды Советской Армии, поэтому галл.задачай и направлением дейнасци кирауникоу Системы адукацыи, начиная с первых месяцев войны, стала эвакуация школ и дошкольных дицячых учреждений, дицячых домов и пиянерских лагерау.. Настауники стварыли таки тип советской школы, как нелегальные тайные школы по домам, якия працавали по советских пракрамах и падручниках, иногда под прикрытием так называемых народных школ, открытых немцами. Асн.задача, которую ставили оккупанты-это прасвяциць насельництва насчет «Новой Европы»., Не надо давать бел.молади глыбокия знания достаточна 4класснай народной школы: личыць до 500, умение расписацца, Читать не нужным. в немецких школах 30% немецкий язык, 30% на работу, 40% на инш.прадметы. Яркие след в гисторыи народ.адукацыи военного периода пакинули школы партызанских зон и лесные школы, партыз.школы ахопливали более 60% всей тэр.Беларуси.Лясныя школы ствар.для детей партизан в местах партыз.атрадау и бригад. Уасн.пачатковыя школы. Так вместо бумаги для письма была Берестов, газеты с множеством зямли, или просто писали на песке: литары вырэзвали из коры дуба, личильники майстравали с больным и брусочкау, Чарни из дубовых жалудоу. Учебные Программы стипендиаты аднаулялися настауниками по памяци, буквари писалися в рукаписным виде. В 4 классе праводили выпускные экзамены, камисия прадстауники партыз.атрада.. Рабочее исх. через участие детей в работе: нарыхтука палива, перевязочного материала для раненых-все это выхоувала працавитасць, калектывизм, ответственность. Таким образом, благодаря подпольным, лесном парт.школам решилась задача обучение и воспитание детей, что дазволила здейсниць тот падьем, те пераутварэнни в образовательно-асветницкай деле, яки адбылися в следующий послевоенный период 50 г. Так в 49-50 учебного года в БССР была здйснена задача сямигадовага усянавуча, усиление политэхничнай накир. ее школьного звена, всеобщей обязательной стала 8 гад.адукацыя, в начале 80г. Беларусь взяла рубеж всеобщей средней адукацыи.

 

43.Развитие системы образования в СССР и политехнизация школы в послевоенный период на основе закона о школе 1958 года

Важнейшей реформой, осуществленной в 1958 — 1964 гг., стала и реформа

системы народного образования. Советская школа недостаточно гибко

реагировала на быстрый прогресс науки и техники, изменения в производстве. По точному определению известного педагога В. А. Сухом-линского, средняя

школа «вместо того, чтобы быть единой и разнообразно, стала единой и

однообразной». За весь послевоенный период система управления школой

практически не менялась. Таким образом, реформа образования должна была снять возникшее противоречие между всеобщим стремлением к высшему образованию и потребностями экстенсивной экономики в новых рабочих руках. Первые попытки политехнизации школы в 1954 и 1955 гг. не увенчались успехом. Два с лишним года шла в обществе дискуссия о том, как на практике приблизить школу к жизни. Наконец, в 1958 г. был принят

Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы

народного образования в СССР. Согласно закону, осуществление всеобщего

среднего образования (одиннадцатилетнего) оставалось важнейшей задачей, но средняя школа приобретала «политехнический профиль». После получения всеобщего обязательного восьмилетнего образования молодежь должна была «включаться впосильный общественно полезный ТРУД», и все дальнейшее обучение связывалось с производительным трудом в народном хозяйстве.

Все желающие получить полное среднее образование должны были учиться либо в средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением, либо в среднем профтехучилище (техникуме), либо в вечерних (сменных) и заочных школах рабочей и сельской молодежи. Учеба в вузах также максимально совмещалась с работой на производстве.

С самого начала осуществление реформы натолкнулось на многочисленные трудности. Материально-техническая база школы оказалась не подготовленной креализации задач производственного обучения. В абсолютном большинстве школ выбор профессий был невелик и чаще всего носил случайный характер. К осени 1963 г. стало очевидным, что средняя школа не годится в качестве основного источника пополнения предприятий и строек квалифицированными кадрами. Не оправдали себя и заочные и вечерние формы среднего образования.На практике основная масса желающих получить среднее образование избиралаодиннадцатилетнюю общеобразовательную школу. Общий уровень подготовки учащихся понизился. Упал интерес к гуманитарным предметам. Итог реформы оказался неутешительным: общеобразовательный потенциал общества снизился. С осени 1964 г. средняя школа вновь стала десятилетней. Введение всеобуча

Задача введения всеобуча была актуальна еще в годы войны, особое значение она приобрела в первые послевоенные годы, поскольку правительством и партией ставилась задача не просто восстановления народного хозяйства, но и построение мощной экономики, что невозможно без квалифицированных кадров, однако ее осуществление сталкивалось с рядом трудностей. Одной из глобальных проблем всеобуча явился уход учащихся из школ, который был вызван в ряде случаев трудностями военного и послевоенного времени (тяжелым материальным положением семей, ростом неполных семей, ростом детей-сирот), недостаточной организацией образовательного процесса.В 1949году произошол ереход на обязательное семилетнее обучение. Страна приступила к реализации семилетнего всеобуча, повсеместному расширению сети школ-семилеток, созданию лучших условий для посещения детьми семилетних школ (организация подвоза учащихся, создание пришкольных интернатов для детей, живущих вдали от школы, и др.). Органы народного образования союзных и автономных республик обращали большое внимание на вовлечение девочек в семилетние школы. Одновременно была проведена работа по вовлечению в старшие классы полной средней школы, окончивших семилетку. На основе решения XIX съезда ВКП(б) (1952) о постепенном переходе ко всеобщему среднему образованию и увеличению строительства школ в городах и на селе на 70% по сравнению с предыдущей пятилеткой в союзных и автономных республиках составлялись планы дальнейшего расширения сети средних школ. В 1953/54 учебном году в РСФСР было открыто свыше одной тысячи средних школ и принято в восьмые классы 110 тысяч учащихся.

Стремясь создать лучшие условия для обучения детей, крестьяне поддерживали инициативу правления колхозов и совхозов, во время субботников и воскресников порою все село трудилось на строительстве школы. С целью оказания материальной поддержки колхозам и совхозам в деле школьного строительства Совет Министров СССР в апреле 1958 г. принял Постановление «Об оказании колхозами совхозам помощи в школьном строительстве» [13, c. 412–413], в соответствии с которым колхозам и совхозам выделялись целевые кредиты, а также оказывалась помощь в приобретении строительных материалов и школьного оборудования. Все оборудование и учебно-методическое обеспечение передавалось вновь создаваемым крупным школам, где, таким образом, были созданы лучшие условия для обучения детей. Фактически произошла ликвидация малокомплектных сельских школ, не имевших ни прочной материальной базы, ни достаточного кадрового обеспечения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.007 с.)