Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад блонского в становление новой трудовой школы и развитие псих-пед. Науки.

Поиск

Мировоззрение П.П. Блонского в дореволюционное время носило противоречивый и в основном идеалистический характер. Он испытал на себе влияние различных философских течений, не отдав, однако, ни одному из них предпочтения. Важно, что уже в это время он внимательно изучал марксистскую литературу, называл диалектический материализм «научной философией», хотя неправильно объединял его с позитивизмом. По своим общественно-политическим взглядам П.П. Блонский был революционером; он ненавидел буржуазно-помещичье государство и капиталистический строй; близко стоял к народу. Большую роль в формировании П.П. Блонского играла практическая педагогическая деятельность, определившая его интересы и искания в области педагогики и психологии. Огромная практическая педагогическая деятельность у П.П. Блонского сочеталась с занятиями, связанными с разработкой сложнейших теоретических проблем педагогики и психологии. Проводимая им научно-исследовательская работа в Институте научной педагогики, Институте национальностей, Институте политехнического образования была — и по объему и по значимости — поистине колоссальной. В суровые годы гражданской войны и иностранной интервенции он написал такие крупные работы, как «Трудовая школа» (1919) в двух частях, «Реформа науки» (1920), «Очерк научной психологии» (1921) П.П. Блонский занимает видное место в истории психологии. С его именем связано становление и развитие советской психологической науки. «Необходимо отметить, что, определяя психологию как науку о поведении, П.П. Блонский не исключал из нее сознания. Высказывая отрицательное отношение к субъективной психологии, он критиковал и вульгарную объективную психологию.. Идя вслед за бихевиористами в утверждении, что предметом ее является поведение, он склонен был к отождествлению психики и мышления с материей, к некоторой биологизации человека. Позднее он сделал уточнение в понимании предмета психологии.. Большое значение П.П. Блонский придавал конкретным методам научного психологического исследования. В своих книгах «Реформа науки» и «Очерк научной психологии» он подверг резкой критике основной метод идеалистической психологии — метод самонаблюдения. Называя его «атавизмом старинного учения о внутреннем зрении души», Блонский отвод ил ему лишь вспомогательную роль, подчеркивая важное значение наблюдения и эксперимента, а также математической обработки полученных данных. Он высказывался за исследования с помощью математики массовых психических явлений. Здесь, по его мнению, без затруднений могут применяться те математические методы, которыми располагает теория вероятностей. Ученый различал следующие генетические ступени памяти: 1) моторную, 2) аффективную, 3) образную (по преимуществу зрительную) и 4) вербальную память. Эти ступени он называл еще уровнями памяти, отождествляя их с видами памяти. П.П. Блонский внес значительный вклад в изучение психологии мышления. Он правильно считал, что мышление и речь имеют один и тот же генетический корень, которым является действие, практическая деятельность, труд. Старую дореволюционную школу он подвергал резкой критике за ее отрыв от жизни, мертвенность, формализм, чиновничье-бюрократическую систему учебной работыСвое понимание новой школы он высказал и в ряде работ, написанных в первые годы Советской власти. Особое место среди них занимает его книга «Трудовая школа» (1919). Эта книга получила высокую оценку у Н. К. Крупской. «Трудовая школа» принесла ему всемирную известность. Большой интерес представляют мысли П.П. Блонского о связи дидактических вопросов с детской и педагогической психологией, с физиологией и другими науками. Эти мысли могут оказать определенную помощь учителю в осознании сущности обучения детей, в творческом подходе к методике работы по усовершенствованию педагогического процесса, активизации мыслительной деятельности школьника, развитии у него самостоятельности и т. д. П.П. Блонский последовательно выступал за то, чтобы все новое и передовое в развитии современной научной мысли оплодотворяло собой школьное образование. Необходимо, указывал он, дать учащимся школы второй ступени действительное представление о современной физике. П.П. Блонский активно участвовал в разработке методических вопросов обучения. Методы обучения, согласно его утверждению, должны обеспечить осуществление цели коммунистического воспитания — воспитания всесторонне развитых людей. Важнейшими условиями обучения П.П. Блонский считал работоспособность, умственное развитие, организованность, интерес к учению. Попутно им характеризовались школьники. Всех их Блонский группировал по манере работать, умственному развитию, организованности и интересу к учению. Отсюда шло деление их на развитых, умственно-недоразвитых, дезорганизаторов, ленивых. П.П. Блонский придавал огромное значение роли учителя в борьбе со старой буржуазной идеологией. Он считал, что учитель должен стать общественником, активным участником всех событий, совершающихся среди трудящихся масс. Учитель, говорил он, не может быть изолирован от окружающей жизни, а должен сплестись с ней. Первым в советской педагогике и психологии он осуществил экспериментальное исследование процесса понимания, наметил правильный путь изучения этой проблемы, положил начало экспериментальному изучению и проблемы усвоения. С глубоким знанием дела рассмотрено им развитие мышления школьника в процессе обучения. Он дал подробный анализ мышления учащихся в плане логики, рассмотрел формирование и развитие различных видов суждений. П.П. Блонский был истинным патриотом своей Родины, кристально честным советским ученым, который весь свой талант, полностью раскрывшийся после Великой Октябрьской социалистической революции, отдал служению коммунистическим идеалам. Его труды входят в золотой фонд советской педагогики и психологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.119 (0.009 с.)