Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №2. Воспитание как целостный процесс. Закономерности и принципы воспитания.

Поиск

И.З.Хабибуллина

 

Программа самостоятельной работы студентов по дисциплине

«Теория и методика воспитания»

(013 группа)

 

Набережные Челны

 

 

Введение

 

Место самостоятельной работы студентов в их профессиональной подготовке трудно переоценить. Особенно это важно с точки зрения реализации задач высшего образования. Овладение навыками самостоятельной работы активизирует познавательную деятельность будущего социального педагога, облегчает поиск научно-методической информации, делает более осознанным усвоение учебного материала. Все это оказывает положительное влияние на формирование творческой личности педагога, на стремление к самореализации, саморазвитию, самообразованию.

Острая потребность в разнообразной по содержанию и форме самостоятельной работе особенно важна при обучении в ВУЗе, когда на самостоятельную работу выделяется половина учебного времени. Все это требует смещения акцентов в сторону самостоятельного освоения студентами программного материала.

Подготовка специалиста в ВУЗе предполагает фундаментализацию образования, повышение его общего теоретического уровня, овладение гуманитарными знаниями.

Учебная дисциплина «Теория и методика воспитания» решает проблему фундаментализации и гуманитаризации образования, формирует у специалиста системное гуманитарное мышление, опирающееся на общечеловеческие ценности.

В процесс воспитания вовлекаются люди и целые организации. Они вступают между собой в специфические взаимоотношения, используя при этом определенные средства воспитания и определенные методы воспитательной работы. Чем профессиональнее в педагогическом отношении будет работа по воспитанию детей, тем скорее и прочнее войдут в жизнь общества подлинно гуманные отношения между людьми, тем лучше будет детям, родителям, всему человечеству.

При этом следует учитывать, что проблемы воспитания многоаспектны, сама методика воспитания находится в постоянном развитии. А это означает, что содержание, формы организации и методы воспитания учащихся интенсивно меняются и совершенствуются. В связи с этим руководители социальных и образовательных учреждений, а также педагоги должны быть готовы, опираясь на фундаментальные положения воспитания, самостоятельно осмысливать происходящее и адекватно на него реагировать.

Дидактика высшей школы определила понятие «самостоятельная работа студентов». Оно включает:

- наличие самостоятельной познавательной деятельности, главный мотив которой - самостоятельное овладение новым содержанием;

- опора на имеющиеся знания, умения и навыки;

- систематичность и планомерность организации самостоятельной работы с учетом подготовленности студентов и их психологических особенностей;

- выполнение под руководством преподавателя или на основе методических разработок системы заданий (учебных, исследовательских), способствующих усвоению различных знаний, приобретению умений, навыков, опыта творческой деятельности и выработке самостоятельности в поведении.

Итак, понятие «самостоятельная работа» имеет интегративное содержание, оно включает и готовность самого студента к самостоятельной деятельности, и умение преподавателя развивать эту деятельность у воспитуемых. При этом – не оптимизация её отдельных видов, а развитие у студентов активности, самостоятельности, желания проявить себя.

Успешность в самостоятельной работе во многом зависит от психологической готовности самого студента к самостоятельному обучению и познанию. На первой ступени обучения в ВУЗе студентов следует обучить работать с первоисточниками: внимательно читать, составлять план, составлять тезисы, аннотации. Важной составной частью самостоятельной работы студентов является конспектирование. Это достаточно сложный вид изучения литературы, так как требует творческого осмысления прочитанного, переработки информации, краткой записи изложенного в книге.

При изучении курса «Теория и методика воспитания» используются и другие формы самостоятельной работы:

- составление аннотации на учебные пособия и учебники;

- работа со словарями;

- подготовка к докладам по обозначенной теме;

- написание рефератов и защита их;

- составление конспекта воспитательного мероприятия и его анализ;

- подготовка к семинарам и участие в обсуждении вопросов семинара;

- конспектирование статьей;

- организация круглых столов, дискуссий, диспутов, деловых игр, консультаций и т.п.

 

 

Содержание самостоятельной работы

 

Тема №1. Cущность, особенности воспитания как составной части образовательного процесса.

Задания к теме. Выписать из трех учебников разных авторов определение «воспитания» и сопоставить их. Выявить общие и отличительные характеристики.

Предполагаемая литература:

1. Нигматов З.Г., Хузиахметов А.Н. Теория и методика воспитания. - Казань, 1996. С.3-5.

2. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: 2000. С.15-19.

3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1996. С 27-30.

 

Законспектировать статью Щурковой Н. «Что же такое воспитание?». Литература. Щуркова Н. Что же такое воспитание? //Воспитание школьников. 1989. №6. С.33-45.

 

Тема №2. Воспитание как целостный процесс. Закономерности и принципы воспитания.

Задание к теме. Изучить закономерности и принципы воспитания. Определить традиционный и инновационный подход к раскрытию закономерностей и принципов воспитания.

Предполагаемая литература:

1. Нигматов З.Г., Хузиахметов А.Н. Теория и методика воспитания. - Казань, 1996. С.6-12.

2. Педагогика /Под ред. И.П.Пидкасистого. - М.:1996. С.34-44.

 

Тема №3. Личность как предмет воспитания. Связь психического и физического развития личности.

Задания к теме. Выписать разные определения понятия «личность», рассмотреть с разных позиций: с позиции педагогики, общественных наук, гуманистической концепции.

Найти примеры, подтверждающие роль разных факторов развития и формирования личности.

Предполагаемая Литература:

1. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. - М.: Совершенство, 1998.

2. Харламов И.Ф.Педагогика. - М.: Высшая школа, 1990.

3. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. С.А.Смирнова. - М.: Академия, 2000.

 

Тема №4. Методы и приемы воспитания. Формы воспитательной работы в школе.

Задание к теме. Изучение учащегося по предложенной схеме:

- общие сведения о ребенке (состояние здоровья, бытовые условия и др.);

- воспитание в семье (атмосфера, отношения, традиции, организация жизни ребенка в семье и т.п.);

- успехи в учебе (отношение к учебе, интересы, склонности);

- положение в коллективе (общителен, инициативен, характер отношений с одноклассниками и др.);

- нравственные качества и свойства;

- доминанта в облике ребенка;

- выводы по дальнейшей работе с этим школьником.

 

Задание к теме. Составить конспект этической беседы (тема по выбору студента) и подготовиться к проведению фрагмента этой беседы.

 

Задание к теме. Подготовить тему диспута, подобрать вопросы к нему.

 

 

Рекомендуемая литература:

1. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. - М.: Совершенство, 1998. С. 322-330.

 

Тема №5. Формы воспитательной работы в школе.

Методика проведения деловых игр на разные темы.

При подготовке к деловой игре необходимо придерживаться следующих этапов подготовки и проведения:

Этапы подготовки и проведения.

1 Подготовительный этап:

- определение цели, задач игры;

- выбор содержания (программы) игры;

- подбор необходимого фактического материала;

- техническая подготовка к игре;

- оформление игры.

 

2. Проведение игры:

- психологический настрой (цель, суть, программа);

- создание микрогрупп, распределение обязанностей;

- назначение экспертов и их инструктаж;

- работа в микрогруппах;

- выступление каждой микрогруппы или отдельного участника игры;

- анализ экспертов.

 

3. Подведение итогов игры.

Рекомендуемая литература:

1. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. - М.: Совершенство, 1998. С. 328-334.

 

И.З.Хабибуллина

 

Программа самостоятельной работы студентов по дисциплине

«Теория и методика воспитания»

(013 группа)

 

Набережные Челны

 

 

Введение

 

Место самостоятельной работы студентов в их профессиональной подготовке трудно переоценить. Особенно это важно с точки зрения реализации задач высшего образования. Овладение навыками самостоятельной работы активизирует познавательную деятельность будущего социального педагога, облегчает поиск научно-методической информации, делает более осознанным усвоение учебного материала. Все это оказывает положительное влияние на формирование творческой личности педагога, на стремление к самореализации, саморазвитию, самообразованию.

Острая потребность в разнообразной по содержанию и форме самостоятельной работе особенно важна при обучении в ВУЗе, когда на самостоятельную работу выделяется половина учебного времени. Все это требует смещения акцентов в сторону самостоятельного освоения студентами программного материала.

Подготовка специалиста в ВУЗе предполагает фундаментализацию образования, повышение его общего теоретического уровня, овладение гуманитарными знаниями.

Учебная дисциплина «Теория и методика воспитания» решает проблему фундаментализации и гуманитаризации образования, формирует у специалиста системное гуманитарное мышление, опирающееся на общечеловеческие ценности.

В процесс воспитания вовлекаются люди и целые организации. Они вступают между собой в специфические взаимоотношения, используя при этом определенные средства воспитания и определенные методы воспитательной работы. Чем профессиональнее в педагогическом отношении будет работа по воспитанию детей, тем скорее и прочнее войдут в жизнь общества подлинно гуманные отношения между людьми, тем лучше будет детям, родителям, всему человечеству.

При этом следует учитывать, что проблемы воспитания многоаспектны, сама методика воспитания находится в постоянном развитии. А это означает, что содержание, формы организации и методы воспитания учащихся интенсивно меняются и совершенствуются. В связи с этим руководители социальных и образовательных учреждений, а также педагоги должны быть готовы, опираясь на фундаментальные положения воспитания, самостоятельно осмысливать происходящее и адекватно на него реагировать.

Дидактика высшей школы определила понятие «самостоятельная работа студентов». Оно включает:

- наличие самостоятельной познавательной деятельности, главный мотив которой - самостоятельное овладение новым содержанием;

- опора на имеющиеся знания, умения и навыки;

- систематичность и планомерность организации самостоятельной работы с учетом подготовленности студентов и их психологических особенностей;

- выполнение под руководством преподавателя или на основе методических разработок системы заданий (учебных, исследовательских), способствующих усвоению различных знаний, приобретению умений, навыков, опыта творческой деятельности и выработке самостоятельности в поведении.

Итак, понятие «самостоятельная работа» имеет интегративное содержание, оно включает и готовность самого студента к самостоятельной деятельности, и умение преподавателя развивать эту деятельность у воспитуемых. При этом – не оптимизация её отдельных видов, а развитие у студентов активности, самостоятельности, желания проявить себя.

Успешность в самостоятельной работе во многом зависит от психологической готовности самого студента к самостоятельному обучению и познанию. На первой ступени обучения в ВУЗе студентов следует обучить работать с первоисточниками: внимательно читать, составлять план, составлять тезисы, аннотации. Важной составной частью самостоятельной работы студентов является конспектирование. Это достаточно сложный вид изучения литературы, так как требует творческого осмысления прочитанного, переработки информации, краткой записи изложенного в книге.

При изучении курса «Теория и методика воспитания» используются и другие формы самостоятельной работы:

- составление аннотации на учебные пособия и учебники;

- работа со словарями;

- подготовка к докладам по обозначенной теме;

- написание рефератов и защита их;

- составление конспекта воспитательного мероприятия и его анализ;

- подготовка к семинарам и участие в обсуждении вопросов семинара;

- конспектирование статьей;

- организация круглых столов, дискуссий, диспутов, деловых игр, консультаций и т.п.

 

 

Содержание самостоятельной работы

 

Тема №1. Cущность, особенности воспитания как составной части образовательного процесса.

Задания к теме. Выписать из трех учебников разных авторов определение «воспитания» и сопоставить их. Выявить общие и отличительные характеристики.

Предполагаемая литература:

1. Нигматов З.Г., Хузиахметов А.Н. Теория и методика воспитания. - Казань, 1996. С.3-5.

2. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: 2000. С.15-19.

3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1996. С 27-30.

 

Законспектировать статью Щурковой Н. «Что же такое воспитание?». Литература. Щуркова Н. Что же такое воспитание? //Воспитание школьников. 1989. №6. С.33-45.

 

Тема №2. Воспитание как целостный процесс. Закономерности и принципы воспитания.

Задание к теме. Изучить закономерности и принципы воспитания. Определить традиционный и инновационный подход к раскрытию закономерностей и принципов воспитания.

Предполагаемая литература:

1. Нигматов З.Г., Хузиахметов А.Н. Теория и методика воспитания. - Казань, 1996. С.6-12.

2. Педагогика /Под ред. И.П.Пидкасистого. - М.:1996. С.34-44.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.81.129 (0.007 с.)