Тема №13. Педагогическая диагностика. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №13. Педагогическая диагностика.



Задания к теме. Изучите научно-обоснованные рекомендации по изучению воспитанности учащихся. Покажите разные подходы авторов к определению критериев, показателей воспитанности школьников.

Рекомендуемая литература:

1. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. - М.: 1980.

2. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М.: 1991.

3. НигматовЗ.Г., Хузиахметов А.Н. Теория и методика воспитания. - Казань, 1996. С.123-139.

 

 

Примерная тематика семинарских и практических занятий

Тема 1. Характеристика принципов воспитания.

План.

1. Понятие о принципах воспитания. Понятия «Принципы воспитания», «Правила воспитания».

2. Охарактеризовать сущность и содержание принципов воспитания:

- общественная направленность воспитания;

- связь воспитания с трудом, жизнью;

- опора на положительное в воспитании;

- гуманизация воспитания;

- личностный подход;

- единство воспитательных воздействий.

3. Требования, предъявляемые к принципам воспитания.

Рекомендуемая литература:

1. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: 2006, С. 149-154.

2. Подласый П.И. Педагогика. - М.: 1996. С. 429-484.

3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. - М.: 2000, С. 107-126.

4. Нигматов З.Г., Хузиахметов А.Н. Теория и методика воспитания. – Казань, 1996, С.23-26.

 

Тема 2. Характеристика возрастных особенностей детей.

Осуществление индивидуального подхода.

План.

1. Понятие о возрастных особенностях. Современная возрастная классификация.

2. Понятие об акселерации. Закон неравномерности развития, сензитивный период.

3. Особенности учебно-воспитательной работы с учащимися младшего школьного возраста.

4. Особенности учебно-воспитательной работы с учащимися среднего школьного возраста.

5. Особенности учебно-воспитательной работы с учащимися старшего школьного возраста.

6. Индивидуальные различия в развитии детей. Осуществление индивидуального подхода.

Рекомендуемая литература:

1.Подласый П.И. Педагогика. - М.: 1996, С. 114-139.

2.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 2003, 1 инн. кн. С.152-165.

3.Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. - М.: 2000, С. 44-53.

4. Харламов В.Н. Педагогика. - М.: 2000, С.100-120.

 

Тема 3. Нравственное воспитание и самовоспитание учащихся.

План.

1. Понятие нравственности. Система нравственных отношений. Природа, сущность и функции нравственных норм.

2. Нравственное воспитание и самовоспитание в становлении и поведении личности.

3. Классики педагогики о нравственном воспитании учащихся.

4. Содержание нравственного воспитания и самовоспитания на современном этапе развития нашего общества.

5. Пути, методы и формы нравственного воспитания.

Рекомендуемая литература

1. Лихачев А.К. Педагогика. - М.: 2000. С.263-274.

2. Нигматов З.Г., Хузиахметов А.Н. Теория и методика воспитания. - Казань, 1996, С.35-60.

 

Тема 4. Экономическое и экологическое воспитание школьников.

План.

1.Задачи, содержание и формы экономического воспитания школьников.

2. Задачи, содержание и формы экологического воспитания школьников

3. Условия реализации экономического и экологического воспитания.

Рекомендуемая литература

1. Нигматов З.Г., Хузиахметов А.Н. Теория и методика воспитания. –Казань, 1996. С.139-144.

2. Лихачев А.К. Педагогика. - М.: 2000. С.296-303.

 

Тема 5. Формирование детского коллектива и его влияние на личность школьника.

План.

1.Понятие о коллективе. Основные его признаки.

2.Стадии (этапы) развития ученического коллектива. Его динамика.

3.Основные пути формирования коллектива.

4.Основные типы ученических коллективов. Структура школьного коллектива.

5.Педагогическое руководство коллективом учащихся.

Рекомендуемая литература:

1. Нигматов З.Г., Хузиахметов А.Н. Теория и методика воспитания. - Казань, 1996. С.26-35.

2. Подласый П.И. Педагогика. - М.: 1996. С. 480-512.

3. Российская педагогическая энциклопедия /Под ред. В.В.Давыдова. - М.: 1993, 1 том - С.450-451.

4. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: 2006. С. 155-160.

 

 

Тема 6. Новаторские системы воспитательной работы.

План.

1.Система воспитательной работы В.А.Караковского.

2.Методика КТД И.П. Иванова. Основные принципы руководства.

3.Система В.П. Щетинина.

4.Технология деятельностного подхода В. Казыйханова.

Рекомендуемая литература:

1.Селиванов В. Теория и практика воспитательных систем. - М.: 1998. С.55-71.

2. Караковский В. Стать человеком. - М.: 2001.

3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 2003. 1 инн. кн. С.256-260, 260-266.

4. Система Тубельского /Учительская газета. 1995. №16 (апрель).

5. Стефановская Т.А. Педагогика: Наука и искусство. - М.: 1998. С.202-213.

 

Тема 7. Работа с «трудными» детьми.

План.

1.Понятие о педагогически запущенных и «трудных» детях.

2.Категория «трудных» детей. Характеристика.

3.Формы и методы работы с «трудными» детьми.

Рекомендуемая литература

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 2003, 2 инн. кн. С. 180-186.

2. Российская педагогическая энциклопедия /Под ред. В.В.Давыдова. - М.: 1999. 2 том.- С. 361.

3. Пидкасистый П.И., Портнов А. Искусство преподавания. - М.:1998. С.147-160.

 

Тема 8. Формирование научного мировоззрения

в процессе учебно-воспитательной работы.

План.

1.Понятие о мировоззрении. Сущность и компоненты мировоззрения.

2.Возрастные возможности овладения мировоззрением.

3. Основные пути и средства формирования мировоззрения учащихся.

Рекомендуемая литература:

1.Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. - М.: 2000. С. 67-69.

2.Ильина Т.А. Педагогика. - М.: 1984. С. 169-180.

3.Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: 1993. I том. С. 575-578.

4. Лихачев Б. Педагогика. - М.: 1998. С. 217-224.

 

Тематика рефератов

 

1. Гуманизация воспитания в современных условиях.

2. Детская и молодежная субкультура.

3. Социализация ребенка как педагогическая проблема.

4. Формирование системы ценностей современной молодежи как педагогическая проблема.

5. Традиции и новаторство в воспитании детей.

6.Авторитарные и гуманистические воспитательные системы.

7. Средовый подход в воспитании.

8. Школьник в коллективе класса, его идентификация с коллективом и обособление в нем.

9. Деятельностный подход в воспитании.

10. Парадигма трудового воспитания в современных условиях.

11. Общение и его роль в процессе развития личности.

12. Идея социального заказа в воспитании в современных условиях.

13. Формирование деловитости и социальной ответственности в школе и семье.

14. Проблемы воспитания одаренных детей.

15. Особенности личностного развития трудных детей.

16. Гуманизация межличностных отношений в детском коллективе.

17. Воспитательная деятельность классного руководителя в условиях личностно-ориентированного образования.

18. Диалог педагога и ребенка как сущность личностно-ориентированного воспитания.

19. Гражданское воспитание современной молодежи.

20. КТД (коллективное творческое дело) И.П.Иванова: сущность, содержание.

21. Воспитательная система В.А. Караковского.

 

Задания в тестовой форме

 

1. Воспитательный процесс в школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет … и …

 

2. Целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта собственной жизни – это …

 

3. Особенности воспитания: …

Целенаправленность

Многофакторность

Длительность

Динамичность

Непрерывность

Комплексность

Односторонность

Вариативность и неопределенность результатов

Двусторонность

 

4. Сущность воспитания определяли: …

П.П. Блонский

С.Т. Шацкий

Л.С. Выготский

А.С.Макаренко

В.И. Загвязинский

 

5. Принципами воспитания являются: …

Научность

Целенаправленность

Воспитание личности в коллективе и через коллектив

Наглядность

Учет возрастных особенностей детей

 

6. … личности – это закономерный рост, необратимое по времени количественное и качественное изменение, направленное на продвижение биологических, психологических и социальных структур и свойств человеческого индивида и индивидуальности.

 

 

7. Форма воспитания – это внешнее выражение процесса …

 

8. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на …

Индивидуальные

Дифференцированные

Микрогрупповые

Одновозрастные

Коллективные

 

9. Отличительные важные признаки коллектива: …

Общая социально значимая цель

Общая совместная деятельность

Единоначалие

Отношения ответственной зависимости

Общий выборный руководящий орган

Подчинение руководящему органу

 

 

10. Автором книги «Флаги на башнях» является …

А.С. Макаренко

В.А. Сухомлинский

Ш.А. Амонашвили

Я. Корчак

В.А. Караковский

 

11. Методы этой группы важны для формирования взглядов, понятий, убеждений, чувств, эмоционального переживания, требуемого поведения – это методы …

 

12. В структуре метода выделяют … и … воспитания.

 

13. Для этического рассказа характерны следующие требования…

 

Соответствие опыту ученика

Обстановка

Переживание слушателями

Внушение

Авторитет воспитателя

 

14. К группе методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения относятся …

Этическая беседа

Упражнение

Педагогическое требование

Дискуссия

Воспитывающие ситуации

 

15. Правильный порядок ступеней развития воспитательной ситуации:

Актуализация ситуации непосредственной природной ориентировки ребенка

Познание своих сил и возможностей рефлексией, самосознанием, актуализацией сил саморазвития

Целостная ориентировка в мире природы, общества и человека, выработка собственной мировоззренческой концепции

Актуализация оценочной деятельности ребенка

Ориентировка в мире человеческих отношений, поиск и апробация различных способов самоутверждения

 

16. Главными факторами воспитания являются …

Сложившийся образ жизни школьника

Материальные условия жизни

Средства массовой информации и пропаганды

Тип семьи

Традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения

 

17. Воспитательная деятельность должна учитывать … закономерности

социологические

психологические

физические

социально-этические

математические

 

18. Методику коллективных творческих дел разработал …

И.П. Иванов

В.И. Караковский

В. Казыйханов

А.Н. Тубельский

В.П.Щетинин

 

19. Правильная последовательность этапов организации внеклассной воспитательной работы:

Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы

Изучение и постановка воспитательных задач

Практическая реализация модели

Анализ проведенной работы.

 

20. Правильная последовательность переходов эпохи детства, детерминантами которых являются социальные факторы:

Индивидуализация

Адаптация

Интеграция

 

Правильные ответы

1вопрос - воспитание и обучение

2 вопрос – воспитание

3 вопрос – целенаправленность, многофакторность, длительность, непрерывность, комплексность, вариативность, двусторонность.

4 вопрос – П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко.

5 вопрос – целенаправленность, воспитание личности в коллективе и через коллектив, учет возрастных особенностей.

6 вопрос – развитие

7 вопрос – воспитания

8 вопрос – индивидуальные, микрогрупповые, коллективные.

9 вопрос – социально значимая цель, общая совместная деятельность, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган.

10 вопрос – А.С.Макаренко.

11 вопрос – Методы формирования сознания учащихся.

12 вопрос - приемы и средства

13 вопрос – соответствие опыту ученика, обстановка, переживание слушателями.

14 вопрос – упражнение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации.

15 вопрос - Актуализация ситуации непосредственной природной ориентировки ребенка

Познание своих сил и возможностей рефлексией, самосознанием, актуализацией сил саморазвития

Целостная ориентировка в мире природы, общества и человека, выработка собственной мировоззренческой концепции

Актуализация оценочной деятельности ребенка

Ориентировка в мире человеческих отношений, поиск и апробация различных способов самоутверждения

 

16 вопрос - Сложившийся образ жизни школьника, материальные условия жизни, средства массовой информации и пропаганды, традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения.

17 вопрос – психологические, социально-этические

18 вопрос – И.П.Иванов

19 вопрос - Изучение и постановка воспитательных задач, моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы, практическая реализация модели, анализ проведенной работы.

20 вопрос – Адаптация, интеграция, индивидуализация.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.204.73.51 (0.025 с.)