Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема VIII. Предметный мир и его роль В процессе социализации личности ребенкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. В предмете материализован опыт человечества, накопленный на протяжении многих веков. На примере любого предмета (назначение, способы действия и др.) попробуйте доказать, что в нем заложен опыт человечества. Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения. Эта важная функция жизнеобеспечения реализуется и в дальнейшем постоянно. Взрослые заворачивают ребенка в пеленку, кормят через соску, надевают одежду, дают в руку ложку и т. д. Так предметы помогают сохранять тепло, питаться, двигаться, т. е. составляют то окружение, которое обеспечивает человеку как биологическому существу жизнь. Предметы могут оказаться и опасными для жизни маленького ребенка (нож, игла, щипцы и др.), но объективно они не теряют своей функции жизнеобеспечения (когда находятся в руках взрослого). По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. Так мы подошли к определению следующей важной функции предметов: функции, способствующей ориентировке ребенка в окружающем мире. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый... Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство, в свою очередь, порождает чувство уверенности, спокойствия и желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие. Таким образом, ориентировочная функция является главной в процессе социализации личности.
Стр. 73 Составьте схему предметного мира, объединив предметы в три группы: предметы, которыми ребенок не действует, предметы, которыми он постоянно пользуется, и предметы, которые он способен изменять, преобразовывать, приспосабливать для удовлетворения своих потребностей.
Вы можете избрать и другое основание для группировки предметов. Предложите его и обоснуйте. Ребенок не сразу познает мир предметов. Этот процесс состоит из трех этапов. На первом этапе, который можно назвать спонтанно-исследовательским, происходит первое знакомство с предметом. Предмет попадает в поле зрения малыша, и ребенок, взяв его в руки, «пробуя на язычок», постукивая и т. п., узнает о его свойствах и качествах, конечно, еще не осознанно. Исследуя предметы, малыш еще не ставит перед собой такую цель, он пока на это не способен. Процесс исследования спонтанен и ситуативен. Ребенок пробует разные способы управления предметным миром. Задачи педагога таковы: § организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы, разные по форме, цвету, материалу, звучанию; § поддерживать интерес детей к предметам, к их изучению; § формировать у детей представления о назначении предметов, которые находятся в их непосредственном окружении. Все названные выше задачи взаимосвязаны и в педагогическом процессе реализуются в комплексе, но решение первой задачи является необходимым условием для выполнения последующих. Иначе говоря, взрослый создает предметную среду, на основе которой и будут решаться задачи формирования представлений о назначении предметов и воспитания интереса к действиям с предметами. В окружении ребенка не должно быть большого количества предметов, но подбирать их следует так, чтобы были представлены предметы разного цвета — и яркого, и спокойного; разного по силе и тембру звучания, а также жесткие и мягкие. Игрушки и другие предметы должны быть разного размера. Обязательным условием является безопасность игрушек и предметов.
Стр. 74 Важная задача первого этапа освоения предметного мира — ознакомление детей с назначением предметов. Суть ее в том, что, когда ребенок впервые встречается с предметом, он должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать, т. е. узнать прямое назначение предмета (ложка нужна, чтобы ею есть, а не стучать). Такой путь познания помогает формированию умения ориентироваться в пространстве и в освоении способов действия с предметом.
Взрослый каждый раз говорит малышу о назначении предметов («Вот наша чашка, будем пить из нее молоко»). Чтобы проверить, усвоил ли ребенок информацию, можно предложить ему найти и показать чашку, а затем решить проблемную ситуацию. Перед малышом ставят чашку, тарелку, кладут палочку. Задают вопрос: «Из чего ты пьешь молоко?» Это задание предназначено для детей раннего возраста (как и весь данный этап), и именно поэтому гак важно, чтобы ребенок учился соотносить действия с предметом с его функцией. Второй этап характеризуется усвоением детьми представления вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по-разному: палочкой копают, достают предметы, едят и т. д. Приобретение подобных представлений приво-дит к появлению предметов-заместителей, что, как известно, свидетельствует о зарождении сюжетно-ролевой игры. Данный этап важен и потому, что он способствует развитию воображения, творческих способностей. Педагогические задачи данного этапа освоения ребенком мира предметов следующие: § обогащение предметной среды, окружающей ребенка; § формирование представлений о связи между функцией предмета и его назначением; § развитие творческого отношения к окружающему миру. Обогащение предметной среды происходит за счет предметов, которые могут быть многофункциональными: конструкторов (из одних и тех же деталей можно собирать разные изделия), предметов, одинаковых по назначению, но разных по цвету, материалу, размеру — мячей, посуды и др. предметов, которые ребенок может легко использовать в качестве заместителей (палочки, дощечки и др.).
Стр. 75 Но разнообразие предметов не самоцель. Важно, как именно воспитатель использует их для обогащения социального опыта ребенка. Каждый новый предмет обязательно обсуждается с детьми: что он из себя представляет, зачем и кому нужен, как с ним действовать, какую функцию он будет выполнять, находясь в группе. Например, на стене появляется новая картина. Воспитатель просит детей сказать, что изменилось. Если дети замечают картину, то воспитатель предлагает всем вместе рассмотреть, что на ней изображено, а затем подумать, зачем картину повесили в комнате, какая от нее польза. Если же речь идет о предмете, с которым можно действовать, воспитатель обучает детей способам действия. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например, нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что нужно попросить молоток у плотника. А если плотника сегодня нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети могут предложить забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т. д. Не следует спешить с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Третий этап в освоении ребенком предметного мира — спонтанно-исследовательский и преобразующий. Этот этап характеризуется тем, что дети, проявляя интерес к предметам, хотят изучить их, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, какой цели могут служить. Иначе говоря, ребенок осознанно стремится исследовать окружающий его предметный мир (и поэтому часто «ломает» игрушки). Второй особенностью является то, что у детей возникает желание самим создавать какие-то предметы или же преобразовать старые. Эти две особенности свидетельствуют о том, что к старшему дошкольному возрасту у ребенка развиваются наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека (А. Н.Леонтьев, М. И.Лисина, Д.Б.Эльконин и ДР-). происходит дальнейшее развитие «ручной умелости» (Т. С. Комарова), стремление к преобразующим видам творческой деятельности (Н. А. Вет-лугина, Г. Н. Пантелеев, Л. Е. Одерий и др.), развивается воображение (О. М. Дьяченко, Л. А. Парамонова и др.). Отношение к взрослым людям, оценка их деятельности начинают носить все более деловой характер.
Стр. 76 На этом третьем этапе перед педагогом стоят следующие задачи: § продолжать расширять и углублять представления детей о предметах, их свойствах, качествах, назначении, функции; § развивать фантазию, творческое воображение, желание и умение преобразовывать предметы; § формировать представление о том, что предметы изготовляют люди для удовлетворения своих потребностей. Для решения данных задач используются разные методы и приемы. При подборе игрушек педагог прежде всего обращает внимание на то, чтобы в группе имелись предметы, соответствующие данному этапу. Особенностями таких игрушек являются функциональность, наличие мелких деталей, «секрета» (озвученность или др.). Можно вносить в группу и погремушки. Необходимы также игрушки, которые отражают сегодняшний день. В группе должна быть бытовая техника: пылесос, магнитофон, часы. Если их нельзя держать постоянно, то следует приносить, периодически рассматривать, как они работают, выявлять, какой принцип заложен в механизме действия. Можно принести кофемолку и рассмотреть, соблюдая меры безопасности, каким образом из зерен получается молотый кофе. Какие потребности человек удовлетворяет с помощью созданных им предметов? Попробуйте составить классификацию предметов на этом основании. С какой целью в подготовительной к школе группе можно давать детям погремушку? Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывает интерес к их строению, функции, назначению. Можно в повседневной жизни проводить с подгруппами детей игры-занятия типа «Как сохранить тепло (с помощью каких предметов можно сохранить тепло)?», «С помощью каких предметов можно осветить темную комнату?» и др.
Изучите по книге В. А. Петровского и др. «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» (М., 1993) требования к построению «развивающей среды» в дошкольном учреждении. Обоснуйте ваше отношение к этим требованиям и понимание их. Можете ли вы их дополнить?
Стр. 77 Воспитатель предлагает детям классифицировать одни и те же предметы по разным основаниям (см. главу о методах ознакомления детей с социальной действительностью). К решению первой задачи этого этапа воспитатель привлекает родителей. Он объясняет необходимость такой работы, рекомендует научить детей дома пользоваться бытовой техникой. И дома, и в дошкольном учреждении следует привлекать дошкольников к оформлению помещений. Это способствует пониманию детьми назначения предметов, их роли в жизни человека, дает возможность практически участвовать в преобразовании предметной среды. По учебно-методическому пособию О. В. Дыбиной-Артамо-новой «Предметный мир как источник познания социальной действительности» (Самара, 1997) изучите содержание работы с детьми на третьем этапе освоения ими предметного мира. Вторая задача может рассматриваться и как самостоятельная, и как подготовительная к решению следующей задачи. В первом ее качестве эта задача решается через игры-упражнения, логические задачи, дидактические игры, наблюдения. Например, в игре «На что похоже» дети придумывают, на что похожи тот или иной предмет, облака, чернильная клякса, ветка, шишка и др. Полезны игры типа «Продолжи линию, дорисуй, измени рисунок», «Что предмет рассказывает о себе?», «Найди пару (найди предмет с тем же способом действия или с тем же назначением — веник и пылесос, счеты-калькулятор и др.)». Важной и интересной частью работы на этом этапе является ознакомление детей с настоящим, прошлым и будущим предметов. На примере любого предмета воспитатель может рассказать и объяснить, как человек, удовлетворяя потребность в предмете, изменял его. В педагогический процесс включаются разные виды деятельности детей и разные формы работы с ними. Например, воспитатель может познакомить детей с происхождением иголки, предметов одежды, мебели. Прежде всего необходимо отобрать познавательный материал, не забывая, что работа проводится с детьми дошкольного возраста. Затем следует продумать, освоение какого материала потребует специальных занятий, а что можно освоить с детьми в трудовой деятельности, в игре, а также какие можно организовать развлечения, праздники, как привлечь к участию в них всех детей с учетом интересов и способностей каждого.
Стр. 78 Как по-вашему, возможно ли такое воспитание в дошкольном возрасте и не вступает ли этот подход в противоречие с идеями национального и даже интернационального воспитания? Изучение процесса социализации личности ребенка на ранних стадиях показывает, что если взрослый не фиксирует внимание детей на национальных различиях между людьми, то ребенок и не воспринимает их как значимую характеристику другого человека (взрослого или ребенка). Для него мир делится на хороших и плохих людей, а не на людей разных национальностей. При этом ярко выраженные расовые различия ребенок отмечает с самых малых лет как черты непохожести на него самого (у нефа почему-то другой цвет кожи). Однако отношение к людям определяется эмоционально-нравственным компонентом. Исследованием Д. Азимовой установлено, что конфликты между детьми разных национальностей возникают не чаще, чем между детьми одной и той же национальности в одной группе дошкольного учреждения. Объяснение, что ребенок не хочет дружить со сверстником из-за того, что тот казах, а он русский, возникает только под влиянием взрослых. Сами же дети, если и не хотят дружить, то по мотивам, свойственным детству («С ним неинтересно»; «Он мне ифушек не дает» и т. п.).
Подобные факты говорят о том, что дети по природе своей «существа планетарные». Они, хотя и неосознанно, ощущают себя жителями всей планеты до тех пор, пока взрослые «не воздвигнут стену» из национальных и расовых различий и неравного отношения к людям по данным признакам. Сегодня развитие нашего общества, несмотря на множество недостатков в этом процессе, идет по пути сближения с другими странами мира. Для наших людей открылись границы, стало значительно шире общение между людьми, живущими в разных уголках планеты. Эта реальность благоприятна для воспитания у детей толерантного (терпимого) отношения к людям и понимания общечеловеческих ценностей. Но наряду с этим именно в последнее десятилетие усилились межнациональное противостояние, конфликты, даже военные, между людьми разных национальностей, стремление к национальной обособленности и самоопределению. И это не может не отражаться на воспитании детей.
Стр. 79 Сказанное выше свидетельствует о необходимости поиска путей разрешения противоречия между планетарным и национальным воспитанием. Любой житель планеты должен иметь свои корни, свою Родину, свою Землю, свою культуру, благодаря чему он ощущает свою самобытность, непохожесть на других. В то же время это придает ему уверенность, чувство защищенности. Национальное через мезои микросреду начинает формировать, социализировать ребенка уже с рождения. Еще до того как малыш начнет осознавать это влияние, оно, как писал К. Д. Ушинский, «с молоком матери» входит в ребенка с родным языком, с первыми песнями, с организацией быта и со всем укладом жизни. Ребенок исходно начинает принимать мир в той национальной «окраске», в которую попадает после рождения и в которой будет жить в дальнейшем. Но он не должен с годами и потерять ощущение своей принадлежности к миру, к планете Земля. Указанные две линии, если они рассматриваются в единстве, способствуют гармоничности в социализации личности ребенка, закладывают основу для формирования «комплекса гражданственности», в который входят такие личностные образования, как любовь и привязанность к своей Родине, к своему народу, к своей планете, к жителям Земли. Поговорите с детьми 4 и 5 лет. Выясните, знают ли они людей какой-нибудь другой национальности, приходилось ли им видеть людей, непохожих на них (с другим цветом кожи). Сравните ответы детей разного возраста, сделайте выводы. Задание для любознательных. Сравните подходы к пониманию проблемы национального, интернационального, планетарного воспитания в работах К. Д. Ушинского, Н. К. Крупской, К. Н. Вент-целя и современных исследователей: Э. К. Сусловой, М. И. Богомоловой, а также точку зрения, изложенную в «Концепции дошкольного воспитания» (М., 1988).
Стр. 80 МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В младшем дошкольном возрасте ведущей является задача воспитания доброжелательных взаимоотношений между детьми, желания играть вместе, умения не ссориться, «мирно» разрешать возникающие конфликты. Воспитатель заботится, чтобы деятельность детей была содержательной, было больше шуток, веселья, которые объединяют детей, делают их жизнь эмоционально благополучной. Воспитатель не обращает внимание детей на их национальные различия. Если же в группе есть маленькие представители другой расы и дети это, безусловно, замечают, то и тогда необходимо стремиться к тому, чтобы расовое различие не стало преградой для дружелюбных отношений между дошкольниками. Воспитатель наполняет предметное окружение детей объектами их национальной культуры. Разучивает песенки, потешки русского народа и других народов мира, близких и понятных дошкольникам по содержанию. На праздниках и в повседневной жизни дети играют в подвижные игры разных народов, видят разные игрушки, но их внимание не фиксируется на национальной принадлежности произведений устного народного творчества, игр, предметов, хотя она и может называться. Младший возраст — это возраст насыщения социального опыта ребенка конкретным материалом через чувства и отношения, период создания базы для последующего осмысления ее. Разработайте и проверьте на практике разные варианты занятий с детьми по формированию обобщенного представления «о доме». Обратитесь к материалу главы о методах ознакомления детей с социальной действительностью в книге «Родной край» (под ред. С. А. Козловой. - М., 1990). К старшему дошкольному возрасту, когда происходит «интеллектуализация чувств», когда эмоции «становятся умными» и ребенка интересует широкий окружающий мир, когда он уже достаточно наслышан, что есть мир и за пределами его собственного дома, можно начинать работу по обогащению представлений детей об окружающем; формировать представления о том, что такое планета Земля, какие люди живут на Земле, чем они похожи на нас и чем отличаются.
Стр. 81 Содержание работы может быть разделено на несколько смысловых частей. Вначале уточняются и формируются представления детей о доме как месте, в котором живут люди. Во время прогулок дети рассматривают и обсуждают дома: большие они или маленькие, для чего предназначены. После прогулки во время беседы, рисования, конструирования с детьми уточняются понятия: «моя (наша) квартира», «мой (наш) дом», «моя (наша) улица», «мой (наш) город», «моя (наша) страна». Используя приемы моделирования, сравнения, включения детей в воображаемую ситуацию, воспитатель подводит детей к обобщению понятия «дом». Эта работа сочетается с решением задач нравственного воспитания, дети отвечают на вопросы: почему каждому нужен свой дом, как нужно относиться к своему дому, что означает беречь его, есть ли свой дом у животных, кто его строит, берегут ли животные свой дом? На этом же этапе можно показать детям дома разной архитектуры, из разного материала. В сюжетно-ролевых играх, играх-путешествиях дети закрепляют приобретенные знания. В содержание занятий по ознакомлению с природой включите беседу с детьми о том, где и как живут разные животные, птицы, насекомые. Рассмотрите на картинках и в природе разные «дома»: ласточкино гнездо, муравейник, берлогу медведя. Как связан тип дома с климатом, с особенностями самого живого существа? Следующий этап работы — знакомство детей с понятием «планета Земля». Воспитатель приносит в группу глобус с географической картой мира. В свободное время предлагает детям рассмотреть глобус и подумать, что обозначают пять цветов: синий, зеленый, желтый, коричневый, белый, а затем найти знакомое им море, реку, определить, например, чем горы отличаются от пустыни. Главное на данном этапе — привлечь внимание детей к глобусу, вызвать интерес и желание узнать побольше. После вопроса к детям: «Почему нет белого цвета в центре глобуса или желтого цвета вверху?» — воспитатель, предварительно выслушав все «версии» детей, предлагает им посмотреть, что происходит на Земле, когда светит солнце. С помощью экспериментирования и опытов он демонстрирует распространение тепла и света на Земле в зависимости от вращения Земли и Солнца. Вывод дети должны сделать сами. Проверить и закрепить их знания можно в дидактических играх типа «Рассели животных по Земле»; «Из чего построить дом жителям пустыни, Севера?»; «Что где растет на Земле?». В дидактических играх можно использовать наборы картинок или фигурок, которые дети располагают на карте. Игры можно проводить и в словесной форме, и в подвижной (с мячом), с выигрышем фангов. Интерес у детей вызовет книга Н. Сладкова «Разноцветная земля».
Стр. 82 Воспитатель обращает внимание детей на форму Земли (она круглая). Задает вопрос, как люди узнали, что Земля круглая. Можно рассказать о ком-то из великих мореплавателей — Христофоре Колумбе или Фернанде Магеллане (можно воспользоваться книгой «Мир и человек». — М., ] 988). Такой рассказ даст богатую пищу для длительной творческой игры дошкольников. Полезно рассмотреть с детьми фотографию Земли, сде-ланную космонавтами, рассказать о межпланетных путешествиях, сравнить, сколько времени потратили на облет Земли космонавты и сколько потребовалось мореплавателям. В заключение воспитатель говорит, что когда-то давным-давно Земля была заселена только животными, рыбами, динозаврами, мамонтами (дети видели их на картинках, в видеофильмах). Сделайте к данной эвристической беседе наглядное пособие (картинки, макет и др.). А потом на Земле появился человек — с этой информации начинается следующий этап ознакомления детей с человеком и воспитания у дошкольников планетарного и национального сознания. Повторите материал главы «Познание себя как путь социализации личности ребенка». Если воспитатель приучал детей начиная с младшего возраста к самостоятельности мышления, к тому, что каждый человек умеет думать и мыслит по-своему, занятие целесообразно провести в форме эвристической беседы «Как появился на Земле человек» и предложить детям три гипотезы происхождения человека на Земле. Например, воспитатель рассказывает: «Никто точно не знает, как произошел человек, как он появился на Земле. Разные люди думают об этом по-разному. И может быть, когда вы станете взрослыми, кто-нибудь из вас сможет ответить на этот сложный вопрос. А пока я вам расскажу, что думают об этом разные люди сегодня. Некоторые считают, что человек произошел от обезьяны, некоторые — что человека создал Бог, а третьи думают, что человек прилетел на Землю с другой планеты». По каждой гипотезе воспитатель может поговорить с детьми отдельно, показывая картинки, читая и рассматривая книги.
Стр. 83 Данная информация вызывает живой интерес у детей подготовительной к школе группы. Воспитателю стоит внимательно присмотреться и прислушаться к детям после занятия, чтобы научить их спорить, не соглашаться друг с другом и чтобы сделать заключение о характере усвоения новой для них информации. И только когда интерес к информации начнет снижаться, можно будет продолжить работу с детьми. Дальнейшее направление работы идет по линии ознакомления детей с различиями и сходством живущих на Земле людей. «Чем все люди похожи? Как ты отличишь человека от животного?» — ответы на эти вопросы не вызывают у детей затруднений, но их нужно поставить вновь для перехода к разговору о различиях между людьми. Воспитатель начинает разговор о различиях с рассматривания картинок, на которых изображены разные люди: взрослые, дети, мужчины, женщины, представители различных рас. Далее может быть несколько вариантов занятия в зависимости от сформированности у детей умения классифицировать: в одном случае воспитатель предлагает конкретное задание — разложить картинки определенным образом: в одну сторону взрослых, в другую — детей или в одну сторону мужчин, в другую — женщин и т. п. Но можно дать детям и более сложные задания: построить три дома и расселить в них три семьи; сказать, людей с каким цветом кожи они чаще всего встречают на улице, в детском саду, дома. Задания могут носить разный характер, но цель одна — обратить внимание детей на различия между людьми и прежде всего на различия по цвету кожи, волос, разрезу глаз. Вспомните по книге «Родной край» (под ред С. А. Козловой. — М., 1990) методику формирования у детей понятий «страна», «город» (см. в названной книге статью Н. Ф. Виноградовой «На пороге большого мира»). После такой предварительной работы можно провести обобщающую беседу о том, что на Земле живут люди разных рас, есть раса черная, белая, желтая (детям можно не сообщать научные названия больших рас — монголоидная, негроидная и европеоидная). Мы принадлежим к белой расе. Но все мы — люди. Люди разных рас живут по всей планете, но, например, людей черной расы больше живет в жар-кой Африке (рассматривается глобус), а людей белой расы Польше в более холодных странах, где солнце греет не так жарко. Важно формировать у детей представления о том, по люди плохие и хорошие, умные и не очень есть среди представителей любой расы. Но это очень интересно, что такие разные люди живут на Земле.
Стр. 84 Прочтите статью Л. Сафро «Глобус и Эйфелева башня» (Обруч. — М., 1997. — № 4. — С. 33), продумайте, как вы можете использовать этот опыт в собственной работе с детьми. Следующий этап в ознакомлении детей с жителями Земли — нормирование представлений о странах, их особенностях и общих чертах. Воспитатель снова вносит в группу глобус (карту), но уже не с географической, а с политической картой мира. Сравниваются два изображения Земли, дети пытаются ответить ил вопрос, почему они разные. Воспитатель объясняет, что на глобусе изображены разные страны, в которых живут люди Земли. Предлагает посмотреть на нашу страну — Россию, а потом показывает страны, которые называют дети. Но что же такое страна? Чем одна страна отличается от другой? Можно выделить несколько признаков. В первую очередь на примере своей страны и известных дошкольникам других стран дети вместе с воспитателем находят страну и ее столицу, еще раз соотнося понятия «страна» и «город». Отличительными признаками служат также язык, культура, деньги. Говоря о каждом признаке, воспитатель прежде всего предлагает детям вспомнить о своей стране. По книге А. Усачева «Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых» (М., 1992) или книге «Азбука прав человека» (по проекту В. Г. Бейлинсона. — М., 1994) и др. разработайте методику ознакомления детей с декларацией. Такая работа может проходить не только и не столько на общих занятиях, сколько в беседах с подгруппами детей, во время просмотров видеофильмов, рассматривания книг, картин, предметов, привезенных из разных стран, или после путешествий детей с родителями, после встречи с человеком из другой страны. Воспитатель использует любую возможность для обогащения представлений детей о мире. Нужно отметить, что работа по ознакомлению с особенностями стран может проходить очень разнообразно, если дети проявят интерес к этой стороне социального мира: можно устраивать знакомство с национальными блюдами (не рассказывать о кушаньях, а готовить их и пробовать), знакомить детей с национальными музыкальными инструментами, обычаями, традициями разных стран.
Стр. 85 В контексте общего рассказа детям о странах мира и их жителях можно начинать разговор о том, что люди различаются не только расой. Разными могут быть и представители одной и той же расы — люди разной национальности. В любой стране могут жить люди и разных рас, и разных национальностей, но если они жители определенной страны, то называют их по названию страны: в России — россияне, во Франции — французы, в Японии — японцы. Но, например, россияне могут быть русскими, татарами, удмуртами и др. Учитывая состав своей группы, воспитатель рассказывает детям о тех или иных национальностях. При этом он останавливается на таких особенностях, как язык, культура. Дети могут выучить несколько слов на языке какой-нибудь национальности, а также песни, танцы, игры этого народа. Все национальности равны, и наряду с «уголком русской культуры» в дошкольном учреждении, которое посещают дети других национальностей, должны быть «уголки» и этих народов, иначе идея равноправия не получит в глазах детей реального подтверждения. Важно постоянно помнить, что у ребенка должна складываться «картина мира», включающая по меньшей мере два направления: люди, страны очень разные, их много на Земле; люди, страны имеют общие черты и связаны между собой. Познакомьтесь с методикой воспитания этики межнационального общения Э. К. Сусловой, используйте ее в практике работы с детьми. И наконец, важной частью работы в данном направлении является рассказ детям о существовании «Декларации прав человека». Дети уже узнали на практике, что такое «Декларация прав человека», зачем люди придумали разные правила жизни, как и в чем это им помогает. Опираясь на опыт детей, воспитатель знакомит их с этим важным документом. Совместно обсуждаются случаи нарушения прав человека (ребенка) в мире. Описанную выше работу воспитатель старается включать в контекст разнообразной деятельности детей и поддерживает у них интерес к этой теме. При этом всячески избегает усложнения, затрудняющего процесс восприятия, помня, что главная цель — не наибольший объем информации для усвоения, а формирование таких важных нравственных качеств, как доброжелательность и уважение к окружающим, толерантность по отношению к людям Земли.
Стр. 86
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.145 (0.015 с.) |