Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика обследования по формированию у детей дошкольного возраста социальных навыков↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Взаимодействие детей в процессе повседневной деятельности (на основе методики Т.И.Бабаевой). Схема наблюдения за повседневной деятельностью ребенка В ходе наблюдения за взаимодействием детей в процессе повседневной деятельности педагог фиксирует: • Проявления самостоятельности и уверенности ребенка в деятельности, умения самостоятельно действовать в соответствии с планом, оценивать свою деятельность. • Отношение к советам и замечаниям взрослых, сверстников. • Элементарные умения контролировать свое поведение, сдерживать свои эмоции. • Позиция, которую ребенок занимает в общении со сверстниками – лидер, партнер, подчиненный, уверенность в общении. • Желание ребенка рассказывать о себе, проявление интереса к своему прошлому и будущему, умение устанавливать связь между прошлым и настоящим, настоящим и будущим. 1.2. Взаимодействие детей в процессе игровой деятельности Схема наблюдения за игровой деятельностью В ходе наблюдения за взаимодействием детей в процессе игровой деятельности детей педагог фиксирует: • Проявления активности, целеустремленности, настойчивости в планировании, определении последовательности действий и оценке деятельности. • Проявления инициативы, эмоциональной отзывчивости в установлении и поддержании со сверстниками контактов по различным вопросам. • Проявления воспитанности в процессе соблюдения элементарных норм этикета и основных правил взаимодействия со сверстниками. • Проявления самостоятельности, ответственности в решении проблемных ситуаций, возникающих в ходе игровой деятельности. • Проявление дружелюбия, жизнерадостности при согласовании своих действий с действиями и поступками сверстников. • Демонстрирование волевых проявлений при управлении собственным поведением. • Готовность оценивать собственные действия и поступки с позиций выполнения норм социальной культуры. • Готовность оценивать действия и поступки сверстников с позиций выполнения норм социальной культуры. • Проявление толерантности, ориентированности на сотрудничество, социализированности. II. Беседа Беседа с детьми «Я и моя семья» Методика проведения. «Сегодня мне хотелось бы поговорить с тобой о тебе самом, о том, где и с кем ты живешь, чем занимаются и где работают твои родители».
Вопросы беседы с детьми: 1. Как тебя зовут? Как тебя будут называть, когда ты вырастишь? С кем ты живешь? 2. Как зовут твоих близких? Чем они занимаются? 3. Что ты больше всего любишь делать дома? Твое любимое занятие дома? А мама? Папа? 4. Какие обязанности у тебя есть дома? У мамы?Папы? 2.2. Беседа с детьми «Мой поселок» Методика проведения. «Сегодня мне хотелось бы побеседовать с тобой о нашем поселке и его жителях». Вопросы беседы с детьми: 1. Как называется поселок, в котором ты живешь? 2. Какие улицы ты знаешь? 3. Какие красивые места ты знаешь и посещаешь с родителями? 4. О каких профессиях жителей поселка тебе известно? 2.3. Беседа с детьми «В нашей группе» Методика проведения. «Мне хотелось бы поговорить с тобой о нашей группе, о том, какие игры есть в группе, в какие ты любишь играть». Вопросы к беседе: 1. Какие игры ты знаешь? В какие игры любишь играть в детском саду и дома? 2. С кем тебе нравиться играть в группе? Почему? 3. Как можно пригласить детей к участию в игре? 4. Что нужно сделать, чтобы дети играли дружно? 5. Что значит договориться об игровых правилах? 6. Что следует сказать, чтобы договориться о начале игры? 2.4. Беседа с детьми «Я и мои друзья» Методика проведения. «Мне хотелось бы поговорить с тобой о том, с кем из ребят нашей группы ты любишь играть и почему, о том, какой ты и какие качества детей в группе тебе больше всего нравятся (помогать ребенку, быть смелым, сильным, отзывчивым, скромным, справедливым, испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок и др.)». Ребенку предлагали пояснить выбор. Вопросы к беседе: 1. С кем тебе нравится играть одному или с ребятами? 2. Что ты делаешь, если твой друг тебя не понимает? 3. Что же надо делать, чтобы все дети хорошо понимали друг друга? 4. Чем ты больше всего любишь заниматься в детском саду? 5. В какие игры ты любишь играть в детском саду? Почему? 6. С кем ты больше всего любишь играть, беседовать? Почему? 7. Какой сказочный герой тебе нравится? Почему? Он какой? Что привлекает тебя в нем? Какие его поступки и качества тебя привлекают? 8. А какими качествами обладаешь ты? А какими еще качествами ты хотел бы обладать? 9. Кто из детей группы тебе нравится? Какие качества товарищей тебя привлекают?
В процессе игры детям предлагают наборы картинок с изображением ситуаций, отражающих различные события социального мира, взаимоотношения между детьми. Ребенок по условиям игры должен выбрать картинку и ответить на вопрос «можно или нельзя так поступать? Почему?» На картинках изображены следующие сюжеты: • мальчики вместе строят гараж для машин; • девочки играют в парикмахерскую; • мальчик отнимает игрушку; • мальчик сломал у детей постройку. Ребенку предлагали пояснить свой выбор. IV. Творческое задание Рисование на тему «Я в детском саду» (на основе методики Т.И.Бабаевой). Методика проведения. «У нас в группе много детей, происходят много разных событий. Я хотела бы попросить тебя нарисовать то, что тебе больше всего нравится в нашей группе». Кроме того, для повышения эффективности образовательного процесса формирования у детей дошкольного возраста социальных навыков нам дополнительно потребовалась разработать методики диагностики, направленные на выявление у детей когнитивной составляющей в области социально-личностного развития «Ткани» и «Автоцентр». 1. Творческое задание «Ткани». Методика проведения. На столе разложены различные виды ткани: разного цвета, фактуры, набивные и однотонные. Детям предлагали рассмотреть ткань: ситец, драп, сукно, шелк и др. и рассказать о том, какие ощущения у них появляются, когда рука соприкасается с тканью. Предлагали ответить на вопросы: Из чего получают ткани? Кто и как их производит? Что из них можно сшить платье, брюки, костюм? Кто занимается пошивом одежды? Предлагали подумать, и рассказать, как можно еще использовать ткань? (например, создать из отрезков ткани художественную композицию для украшения группы). 2. Игровое задание «Автоцентр». Методика проведения. На столе разложены картинки с изображением различных марок автомобилей. Детям предлагали разложить картинки по следующим основаниям: • легковые и грузовые; • отечественные и зарубежные. Предлагают ответить на вопросы: Где сделан автомобиль (страна, город)? Назови основные детали автомобиля? Как надо ухаживать за автомобилем (способы эксплуатации)? III. Методическое сопровождение образовательного процесса формирования у детей дошкольного возраста социальных навыков в процессе социально-коммуникативного развития посредством использования ресурсов игровой деятельности
Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков в процессе социально-коммуникативного развития посредством использования ресурсов игровой деятельности позволяет решить ряд важных воспитательных задач: • по формированию социальных навыков: - воспитывать у детей положительное отношение к сверстникам, побуждая их проявлять эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, дружелюбие; - развивать у детей умение учитывать интересы и мнение сверстников проявляя в поступках терпеливость, толерантность; - учить детей согласовывать свои действия с действиями других сверстников, демонстрируя такие личностные качества, как самостоятельность и ответственность; - развивать у детей умение вступать и поддерживать позитивные контакты со сверстниками в совместной деятельности; - развивать положительное самоощущение и эмоционально-ценностное отношение к взрослым и сверстникам, поддерживать стремление детей оказывать посильную помощь и поддержку окружающим;
- воспитывать у детей одобряемые обществом модели поведения и ценностные личностные качества. • по расширению представлений о социальной культуре: - развивать и поддерживать у детей интерес к социальному миру, событиям, объектам и предметам социального окружения, элементарным общепринятым нормам и правилам социального поведения; - раскрывать детям многообразие взаимоотношений окружающих, развивать у дошкольников потребность в установлении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, стремление сохранять положительные отношения, заботиться к окружающих; - побуждать детей интересоваться объектами и событиями прошлого, бережно относиться к ним и ко всему живому; - формировать у детей интерес к профессиональной деятельности взрослых, уважение к их труду; желание быть похожими на них; - приобщать детей к культурно-историческим и природным ценностям региона;
• по развитию игровой деятельности: - побуждать детей целеустремленно отражать в игровой деятельности усвоенные первоначальные представления социального характера и систему социальных отношений с окружающими; - поощрять активность детей в реализации игрового замысла; - поощрять инициативу детей в использовании игровой атрибутики; - поддерживать самостоятельность детей в последовательном выполнении взятой на себя роли; - формировать у детей настойчивость в реализации игрового замысла, выполнении роли, стремлении действовать в соответствии с правилами. Реализация вышеназванных задач возможна посредством комплекса игровой деятельности, предусматривающего интеграцию содержания, форм и методов в образовательном процессе формирования у детей дошкольного возраста социальных навыков. Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков посредством ресурсов игровой деятельности осуществляется с младшего дошкольного возраста. В младшем возрасте комплекс включает разнообразные игровые упражнения, занимательных задания, серии дидактических игр с предметами и настольно-печатные социальной направленности. Комплекс содействует формированию у малышей элементарных социальных навыков – здороваться при встрече, благодарить, играть дружно, не отнимать игрушки, не обижать сверстников и т.п. – и развитию ценностных личностных качеств активности, настойчивости, любознательности, самостоятельности, воспитанности.
В среднем и старшем дошкольном возрасте формированию у детей социальных навыков уделяется особое место. Для этих возрастных групп разработан специальный комплекс игровой деятельности, предусматривающий организацию игровой деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста по темам «Палеонтологическая экспедиция», «Археологическая экспедиция», «Экспедиция: автоцентр», «Экспедиция: текстиль». Структура комплекса содержит план развертывания игровой деятельности с указанием содержания образовательной деятельности педагога с детьми, реализуемой образовательной области, темы и цели работы с детьми; литературный, музыкальный и художественный ряд по теме. Комплекс игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста имеет описание дидактических игр и игровых упражнений, с указанием задач и методики их проведения, конспекты итоговой игровой деятельности по темам. Таблица 4. Комплекс игровой деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста
По результатам работы, у дошкольников повышается осознанность своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, что в дальнейшем позволяет снизить вероятность возникновения агрессивности и других негативных проявлений, трудностей в общении. Обучение приемам саморегуляции своих эмоциональных состояний позволяет уходить из-под власти конфликта, проявляя свою социальную гибкость. В результате проделанной работы наши дети легко вступают в контакт со сверстниками, умеют установить контакт по поводу совместной деятельности, договориться о теме деятельности, целях и действиях. Дети научились планировать собственную деятельность, координировать ее с действиями и поступками сверстников, действовать совместно и последовательно, разрешать конфликтные ситуации, элементарно управлять собственным поведением.
Данная разработка выстроена в соответствии и принципами ФГОС, она является хорошей основой для реализации образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Познание», целями и задачами которых является включение детей в систему социальных отношений, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Представленная технология может быть рекомендована педагогам-практикам для работы по формированию социальных навыков. Она проста, доступна, проверена на практике в течение почти пяти лет педагогами детского сада «Ромашка». Опыт нашей работы по формированию социальных навыков реализуется на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Для распространения нашего опыта на муниципальном уровне мы организуем семинары, конференции, мастер-классы для педагогов, как на базе нашего детского сада, так и на базе других садов Ульяновской области. Мастер - класс с педагогами «Путешествие к динозаврам» на областном научно-практическом семинаре.
Заключение
Проанализировав и обобщив игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, мы увидели, что они характерны, прежде всего, тем, что в игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности. Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников. Наше образовательное учреждение взаимодействует с гимназией №6, в которую поступают воспитанники нашего детского сада. Ежегодно заключается договор о сотрудничестве детского сада с начальной школой. Организация работы по преемственности нашего детского сада со школой осуществляется по трем основным направлениям: методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС ДО к выпускнику, обсуждение критериев, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.); работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий); работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе). Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенных в вышеуказанных нормативных документах требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений [ Текст] /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия. 2013. 2. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [ Текст] / С.А. Козлова.-М., 1998.-160 с. 3. Концепция дошкольного воспитания [ Текст] //Дошкольное воспитание - 1989. -№ 5.-С. 10-23. 4. Кудрявцев, В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития [ Текст] /В.Т.Кудрявцев //Дошкольное воспитание - 1997. - №7. 5. Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [ Текст] / И.Н.Курочкина - М.: ВЛАДОС. 2014.-224с. 6. Михайленко, Н.Я. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению [ Текст] / Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. //Дошкольное воспитание. - 1992. - №5-6. - С 17. 7. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [ Текст] / С.В.Петерина. - М.: Просвещение, 1986. 8. Поддьяков, Н.Н., Некоторые новые проблемы умственного воспитания [ Текст] / Н.Н.Поддьяков, Л.А. Парамонова. -1985.-№2.-С. 52-58. 9. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. [ Текст] /Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М: Академия, 1999. 10. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада [ Текст] /Под ред. В.А. Петровского. - М.: Просвещение, 1993. 11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [ Текст] / С.Л. Рубинштейн. СП.- 1998г.-203 с. 12. Эмоциональное развитие дошкольника [ Текст] /Под ред. А.Д. Кошелевой - М.: Просвещение - 1985 - С. 8 – 28. 13. Федеральные государственные требования к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования/ http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/realizatsiya-fgt-v-dou 1. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования/ http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/realizatsiya-fgt-v-dou.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.107 (0.016 с.) |